Мониторинг состояния и развития ребенка в замещающей семье

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»
Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Резанова Н.С.
Социальный педагог
Вельск, 2014
В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.
Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;
— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального — педагогических воздействий;
— оценка эффективности действий специалистов службы.
Принципы проведения мониторинга:
1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.
2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.
3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.
4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.
5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.
Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения. В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).
На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.
В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:
Здоровье:
— физическое развитие ребенка;
— нервно-психическое развитие;
— заболеваемость хроническая;
— заболеваемость острая.
Образование:
— школьная мотивация;
— успеваемость;
— дополнительное образование;
— личностное развитие;
— психические процессы;
— самооценка;
— эмоциональное развитие.
Социальная адаптация:
— навыки самообслуживания;
— внешний вид и поведение в обществе;
— межличностные отношения;
— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
— соблюдение прав и обязанностей в семье:
— готовность к самостоятельной жизни.
Социальное окружение:
— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем
социуме;
— обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей
приемных детей;
— создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных
детей;
— степень эмоционального принятия детей в семье;
— возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или
родственниками;
— степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их
воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении
своих функциональных обязанностей.
Для сбора информации мы используем следующие методы:
— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,
высказываниями, общением с родителями;
— беседа. Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои функции);
— интервью;
— анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных
детей и замещающих родителей).
— акты обследования жилищно-бытовых условий.
— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,
психологического климата в семье.
— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;
— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);
— психологическое обследование с применением психологических инструментов
диагностики (тесты, опросники, проективные методики);
— медицинское обследование.
Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.
Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.
Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.
На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.
Организация консилиума позволяет решать ряд задач:
1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);
4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).
Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении определяются в зависимости от причин и характера неблагополучия:
— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;
— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.
— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.
— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.
— семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;
— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.
Дальнейшая работа службы строится при условии добровольного сотрудничество родителей и специалистов.
По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.
Это необходимо для того чтобы:
— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;
— проследить динамику развития ребенка;
-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;
— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.
Виды консилиума подразделяются на:
— плановый 3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)
— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)
Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.
Источник
Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой, попытка найти замену умершему кровному ребенку и т.д. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются со множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. Замещающие родители, зачастую, оказываются не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация.
Наш Центр работает по нескольким направлениям, которые осуществляют деятельность, направленную на пропаганду и поддержку семейных форм устройств детей.
В своей деятельности мы руководствуемся нормативно-правовыми документами, одним из которых является приказ министра социального развития Новосибирской области №840 от 10.09.2015 г. «О порядке организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области».
На базе МКУ ЦССУ «Дорогинский» с 2012 года работает служба сопровождения замещающих семей.
Главная цель работы службы: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической поддержки и помощи детям и родителям в замещающей семье.
Сопровождение осуществляется по трем основным направлениям: — социально-правовое;
— социально-педагогическое,
— социально-психологическое.
Социально-правое направление: консультативная поддержка по различным аспектам защиты прав и законных интересов детей и замещающих родителей, а также предоставление юридической помощи.
Социально-педагогическое и социально-психологическое направления включают в себя:
— консультации по вопросам развития, воспитания и обучения детей;
— организация обучающих занятий для родителей, направленных на повышение родительской компетентности;
— сопровождение замещающих семей в соответствии с разработанной индивидуальной программой семьи;
— оказание психологической помощи ребенку, помещенному в семью в вопросе адаптации.
Этапы адаптации ребенка в семье
Самая востребованная услуга:
консультации по вопросам воспитания детей, управления поведением ребенка, преодоления проблем во взаимоотношениях.
Порочный круг:
Алгоритм сопровождения
1. Знакомство. Беседа.
2. Разработка рекомендаций, памяток для членов семей по результатам проведенной диагностики и выявленным проблемам.
3. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей.
4. Итоговый мониторинг.
Основные формы деятельности на основном уровне:
-индивидуальное и групповое консультирование родителей и детей, в том числе по вопросам предоставления мер социальной поддержки (на базе Центра, выездное, по телефону);
-проведение групповых занятий (детско-родительские группы);
-оказание помощи в оформлении документов;
-организация и проведение семинаров, мастер- классов, «круглых столов», лекционных занятий, праздников и других мероприятий для замещающих семей, направленных на популяризацию семейной заботы о детях.
Мониторинг состояния и развития осуществляется в разных формах:
-при встречах с детьми и семьями во время посещения Центра;
-при посещении семьи специалистами;
-по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения индивидуального плана сопровождения семьи.
Очевидно, что благополучие семьи –
это благополучие ребенка.
Поддержать семью, оказать помощь –
важнейшая задача специалистов службы
сопровождения.
Наше Царство-государство
Служба сопровождения замещающих семей организует для замещающих семей различные мероприятия, которые помогают им правильно подходить к воспитанию детей, требующих к себе вдвойне чуткого внимания со стороны окружающих людей.
Так, 29 марта 2017 года, прошла встреча детей и их «родителей» в нашем учреждении. Можно отметить, что встреча прошла в теплой дружеской обстановке. Особый эмоциональный отклик вызвало создание «Карты дружных замков». В процессе взаимодействия получилось настоящее «Царство-государство». В совместном рисовании взрослые и дети имели возможность для самовыражения и проявили свою индивидуальность. И конечно же, какие гости – без чая. Для взрослых это была еще одна возможность в неформальной обстановке пообщаться и обменяться опытом, задать вопросы специалистам, получить консультацию. Дети, с удовольствием, купались в бассейне под руководством инструктора по физической культуре. Получив заряд бодрости и хорошего настроения мальчики и девочки с удовольствием рассказывали друг другу о своих увлечениях и мечтах.
Подобные встречи будут проходить систематически. В ближайшее время будут приглашены замещающие семьи, в которых есть старшеклассники, для обсуждения важного вопроса по выбору будущей профессии.
«Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей»
25 октября 2017 года на базе МКУ «Молодёжный центр» г.Черепанова состоялся семинар для замещающих родителей по теме «Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей». В доброжелательной атмосфере специалисты службы сопровождения с «мамами» обсудили важные вопросы: ценности в жизни, потребности и способы их удовлетворения. На нескольких примерах рассмотрели пути выхода из «круговорота проблем» и что такое «колесо развития» человека. При анализе языка поступков детей, несмотря на опыт в воспитании детей, многие взрослые сделали для себя вывод: когда ты в отчаянии от действий своего ребёнка, то это значит, что всеми своими действиями ребёнок сигналит «Помоги мне!!!»
Права детей
8 ноября 2017 г., в рамках ежегодного Всероссийского Дня правовой помощи детям, состоялась встреча с ребятами и их опекунами. В формате деловой игры все присутствующие, на основе имеющихся знаний, расширили и конкретизировали свои представления о правах и обязанностях детей. В ходе игры ребята отвечали на вопросы, встречали сказочных героев, права которых нарушались, а также бурно обсуждали пути выхода из предлагаемых ситуаций. Закрепить знания о своих правах можно было с помощью создания коллажей.
После этой плодотворной работы все гости учреждения посетили тренажёрный зал. Инструктор по физической культуре подробно объяснил правила техники безопасности в зале, и рассказал, как правильно заниматься на тренажёрах. Искренний восторг был виден в глазах детей, когда им представилась возможность проявить свои способности на тренировке.
Для кого-то из ребят это был последний день каникул, кто-то познакомился с новыми людьми, а для опекунов представилась возможность выехать из дома и просто пообщаться.
Подарок для мамы
В читальном зале районной библиотеки в г.Черепаново 29 ноября состоялась тёплая встреча с ребятами и их опекунами, посвященная Дню матери.
Об истории праздника, который празднуется в нашей стране с 1998 года и интересный мастер–класс провели сотрудники читального зала. Они научили ребят работать в технике скрапбукинг при изготовлении подарков – шоколадниц.
С бабушками в это время проводила занятия педагог-психолог Куклева Т.С. Они увлеченно рисовали деревья, которые имеют характер, узнавая в них себя. Также в беседе делились друг с другом своими успехами и неудачами в области воспитания своих подопечных.
Самым неожиданным, но в то же время приятным моментом стало поздравление. Каждый ребенок подарил своей «маме» подарок, сделанный своими руками, в котором были сладкие сюрпризы. Семьи, которые постоянно участвуют в мероприятиях, организуемыми службой сопровождения, получили распечатанные фотографии.
Встреча в теплом и уютном месте получилась поистине душевной. Была создана обстановка комфорта и свободного общения. Ребята не только смогли продемонстрировать свои творческие способности, но и выразили свою любовь к близкому человеку через искусство. Положительные эмоции и радостное состояние души в этот один из последних ноябрьских вечеров был у всех участников встречи, а это значит что время использовано с пользой!
«После дождя будет радуга»
С января 2018 года службой сопровождения реализовывался проект «После дождя будет радуга». Целью данного проекта является формирование представлений у детей, проживающих в замещающих семьях, о своём прошлом, настоящем и будущем.
На подготовительном этапе реализации проекта был сделан ремонт и переоборудованы комнаты для семейного консультирования и психологической разгрузки. В данном проекте в качестве одного из вариантов работы с замещающими семьями специалисты службы сопровождения работали с факторами, влияющими на развитие ребенка, используя приёмы поддержания связи с прошлым ребенка и непрерывность событий.
Наша служба сопровождения занимается в основном с опекунскими семьями. Отсюда вытекает и специфика работы. При работе с проблемами в этих семьях, понятии их происхождения помогает рассмотрение связи имеющихся проблем с настоящим и прошлым травматическим опытом. Когда сам опекун в процессе консультации эти выводы сам сделает, то и в последствии, решение проблемы протекает легче. Опекуны становятся членами команды, а не ждут, когда специалисты взмахнут волшебной палочкой.
Встречи с семьями происходят в индивидуальном порядке еженедельно. Специалисты прилагают много усилий для мотивирования детей к работе по созданию книги жизни. Поддерживают и дают дополнительные разъяснения при реконструкции событий в жизни детей и их «родителей». Сложными для восприятия и проработке являются темы: древо рода, я и люди моего рода, я вспоминаю…, т.е. темы, касающиеся прошлого. При работе с темами настоящего и будущего особое внимание уделяется вопросам мотивации в саморазвитии и адекватных представлений о «собственном» будущем.
В рамках проекта провели детско-родительскую встречу «Моё имя», занятие «Перспектива успеха». Эти встречи были не развлекательными, больше познавательными. Ребята в очередной раз смогли почувствовать себя значимыми в своей семье, что о них заботятся и хотят благополучия.
Семинары с замещающими родителями
Родители, не смотря на свой большой «материнский» опыт, обсуждали ситуации, созданные в различных играх, раздумывали над смыслами притч, делали выводы. Эти образы позволили взрослым посмотреть на детей, воспитывающихся в их семьях, по-другому. Мы с «мамочками» обсуждали и ценности в жизни, потребности и способы их удовлетворения. На нескольких примерах рассмотрели пути выхода из «круговорота проблем» и что такое «колесо развития» человека. Вырезая силуэты своих детей, каждый представил образ его и попытался воспроизвести на бумаге. Каждый хотел, чтобы они получились устойчивыми, мужественными…, а самое главное – очень красивыми, крепко стоящими на ногах. При анализе языка поступков детей, несмотря на опыт в воспитании детей, многие взрослые сделали для себя вывод: когда ты в отчаянии от действий своего ребёнка, то это значит, что всеми своими действиями ребёнок сигналит «Помоги мне!!!»
«Дорога в завтра»
Встреча с замещающими родителями
На запланированной встрече специалистов службы сопровождения с замещающими родителями 16 октября 2019 г., обсуждался очень сложный для большинства взрослых вопрос: как сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выполнял школьные домашние задания, не испытывал перенапряжения в школе и дома; как действовать родителям, чтобы повлиять на непослушное чадо и, вместе с тем, сохранить во взаимоотношениях любовь, уважение и адекватную самооценку как у взрослого, так и у ребенка.
Многие опекуны были удивлены простотой предлагаемого метода: больше внимания обращать на возрастные изменения в ребенке, начиная уже с 5–летнего возраста, не позволять самим себе подавлять потребность растущей личности, ощущать себя взрослым. Одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, безответственности и несамостоятельности – это результат неправильного подхода к воспитанию. Желая ребенку все только самое лучшее, стараясь оградить его от трудностей, с которыми он вполне может справиться сам, «заботливые родители» бессознательно, не задумываясь, сами делают из нормально развивающихся мальчиков и девочек, зависимых от их помощи, от их контроля, с привычкой манипулировать поведением всех детей.
Для более старших детей к уже имеющимся причинам, могут добавляться такие, как: стрессы в школе – плохие отношения с одноклассниками, учителями, оскорбления, страх; ссоры в семье – неблагополучная обстановка между близкими людьми — серьезное препятствие к хорошим оценкам; плохая компания подростка, зависимости; слишком много контроля и помощи, сопротивление давлению.
Если правильно понять причину нежелания учиться у ребенка, попытаться изменить сначала свое поведение, а уж потом требовать изменения поведения у ребенка, то можно считать, что 50% проблемы уже решены. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало! Ребенок, который учится и ведет себя хуже всех, нуждается больше всех в помощи со стороны понимающих взрослых!
Мамин праздник
Мама – хранительница, берегиня Дома, Жизни, Любви, Души. Женщинам-матерям посвящен праздник, который в России отмечается в последнее воскресенье ноября – День матери. 16 ноября состоялась тёплая встреча с ребятами и их опекунами, посвященная празднику мам, в читальном зале районной библиотеки г. Черепаново.
Какой же праздник без цветов?! Ребята, проживающие в замещающих семьях, для любимых и родных бабушек и тёть изготавливали своими руками цветочные букеты. У каждого он получился свой, необычный…
В то же время взрослые для своих любимых деток подготовили необычный сюрприз – нарисовали портреты своих детей. Бурю эмоций и восторга вызвал поиск себя в общей «картинной галерее». Ребята говорили много теплых слов своим «мамочкам», даря цветы, сделанные своими руками.
Мероприятие для старшеклассников «В мире профессий»
Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор судьбы. А принимая во внимание то, что мир профессий в начале XXI века вырос до 40 тысяч, с каждым годом становится все труднее и труднее выбрать в этом океане дело своей жизни, чтобы оно было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.
Для того, чтобы ребятам, проживающим в замещающих семьях, было легче делать выбор, специалисты службы сопровождения проводят цикл мероприятий по профориентации. Первое из занятий было проведено 14 марта 2020 г. на базе Молодёжного центра г.Черепаново.
Будущие абитуриенты вывели формулу выбора профессии – сделать правильный выбор, значит найти профессию, которая соответствует твоим интересам и склонностям, возможностям и способностям, спросу на рынке труда. Также им представилась возможность во время выполнения различных упражнений вспомнить основные виды профессий, самые распространенные в нашей стране профессии и навыки, которыми должен владеть человек, работая в ней.
Источник