Мониторинг развития способностей ребенка это

Мониторинг развития способностей ребенка это thumbnail

Мониторинг
детского развития

(мониторинг развития интегративных
качеств) осуществляется педагогами,
психологом и медицинскими работниками.

Задача
мониторинга

– выявить индивидуальные особенности
развития каждого ребёнка и наметить
при необходимости индивидуальный
маршрут образовательной работы для
максимального раскрытия потенциала
детской личности.

Мониторинг
детского развития включают в себя:

-оценку
физического развития ребёнка, состояние
его здоровья, а также развития общих
способностей: познавательных,
коммуникативных и регулятивных.


диагностика познавательных способностей
– диагностика перцептивного развития,
интеллектуального развития и творческих
способностей детей.

-диагностика
коммуникативных способностей – выявление
способности ребёнка понимать состояния
и высказывания другого человека,
находящегося в наблюдаемой ситуации,
а также выражать своё отношение к
происходящему в вербальной и невербальной
форме.


диагностика регуляторных способностей
– диагностика эмоциональной и произвольной
регуляции поведения ребёнка, эмоционального
принятия и отвержения ситуации, которая
сложилась в группе детского сада, умения
действовать, планировать сложные
действия, а также распределять роли и
договариваться с партнёрами по
деятельности.

Форма
мониторинга детского развития:
использование
метода наблюдения, критериальных
диагностических методик и тестовых
методов. На основе проведённых методик
составляется индивидуальная карта
развития каждого ребёнка и выстраивается
индивидуальная траектория развития.

В
ходе мониторинга детского развития
психолог при участии педагогов и
медицинского работника заполняет
таблицу № 2

Таблица
№ 2

Мониторинг
детского развития (интегративные
качества)

Группа
МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» г.
Альметьевска»

Дата
проведения мониторинга

Ф.И.
ребёнка

Уровень
развития интегративных качеств

Физическое
развитие

Любознательность,
активность

Эмоциональность,
отзывчивость

Овладение
средствами общения

Способность
управлять своим поведением

Способность
решать интеллектуальные задачи

Представление
о себе, семье , обществе

Овладение
предпосылками учебной деятельности

Итоговый
результат

1.

2.

Оценка
уровня развития:


высокий


средний


низкий

Итоговые
результаты:

Отражаются
в портрете выпускника, в котором
фиксируются качества и степень их
сформированности.

Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)

Пояснительная
записка

Республика
Татарстан – один из многонациональных
регионов Российской Федерации. В Законе
Республики Татарстан «Об образовании»
четко определена необходимость
обеспечения гуманистического,
развивающего, народно-национального
характера образования, связь 
воспитания и обучения  с жизнью и
национальными культурными традициями.

Данное
приложение (национальный региональный
компонент) к программе «Мир открытий»
составлено с учетом национальных  и
региональных особенностей Республики
Татарстан, который предусматривает
следующие направления деятельности:

  • Приобщение
    к истокам национальной культуры народов,
    населяющих Республику Татарстан.
    Предоставление каждому ребенку
    возможность обучения и воспитания на
    родном языке, формирование у детей
    основ нравственности на лучших образцах
    национальной культуры, народных
    традициях и обычаях.

  • Создание
    благоприятных условий для воспитания
    толерантной личности – привития любви
    и уважения к людям другой национальности,
    к их культурным ценностям.

  • Ознакомление
    с природой родного края, формирование
    экологической культуры.

  • Ознакомление
    детей с особенностями жизни и быта
    народов, населяющих Республику Татарстан,
    праздниками, событиями общественной
    жизни республики, символиками Республики
    Татарстан и Российской Федерации,
    памятниками архитектуры,
    декоративно-прикладным искусством.

Соотношение 
обязательной части Программы и части,
формируемой участниками образовательного
процесса (с учётом приоритетной
деятельности образовательного учреждения)
определено как 80% основная часть и 20%
вариативная часть. Общий объем обязательной
части Программы установлен в соответствии
с возрастом воспитанников:

для
групп детей младшего, среднего дошкольного
возраста – 60%

для
групп детей старшего дошкольного
возраста – 80%

Объём
самостоятельной деятельности как
свободной деятельности воспитанников,
в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной
среды по каждой образовательной области
не определяется. Общий объём самостоятельной
деятельности детей соответствует
требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в
день для всех возрастных групп полного
дня).

Цели
и задачи воспитательно-образовательной
деятельности по направлениям деятельности

Физическое
развитие. (Образовательные области
«Физическая культура», «Здоровье»)

Необходимыми
условиями в физическом развитии детей
с учетом региональных климатических и
сезонных особенностей являются:


 создание
условий в дошкольном образовательном
учреждении;


развитие потребности в двигательной
активности детей при помощи подвижных
народных (татарских, русских, чувашских,
мордовских, марийских, башкирских,
удмуртских), спортивных и подвижных
игр, физических упражнений, соответствующих
их возрастным особенностям;


осуществление комплекса профилактических
и оздоровительных работ с учетом
специфики ДОУ города Альметьевска;


совершенствование физического развития
детей через национальные праздники,
народные игры.

Социально-личностное
развитие. (Образовательные области
«Безопасность», «Социализация», «Труд»)

Использование
национально-регионального компонента
в социально-личностном развитии ребенка
включает:


развитие у детей игровой деятельности,
в которой отражается окружающая
действительность Республики Татарстан,
мир взрослых людей;


формирование у детей представлений о
профессиях взрослых, работающих на
предприятиях города Альметьевска;


знакомство с особенностями детей других
национальностей народов Поволжья;


ознакомление с природой родного края;
ознакомление с явлениями общественной
жизни;


привитие навыков безопасного поведения
детей дошкольного возраста на улицах
и дорогах родного города;


расширение знания детей о работе пожарной
службы, службы скорой медицинской помощи
и других специальных служб города
Альметьевска.

Познавательно-речевое
развитие. (Образовательные области
«Познание», «Чтение художественной
литературы», «Коммуникация»)

Основными
задачами в познавательно-речевом 
развитии детей с учетом национально-регионального
компонента являются:


воспитание у детей познавательного
интереса и чувств восхищения результатами
культурного творчества представителей
разных народов, проживающих в республике
Татарстан и городе Альметьевска;


 обучение
детей двум государственным языкам
(русскому и татарскому) в равных объемах;


ознакомление детей с произведениями
художественной литературой и произведениями
устного народного творчества: сказками,
преданиями, легендам, пословицами,
поговорками, загадками; воспитание
интереса и любви к произведениям
татарского, русского народа и народов,
проживающих в Республике Татарстан;


формирование у детей целостной 
картины мира, расширение общего кругозора
детей, воспитание культуры познания и
интеллектуальной активности, использование
возможностей народной и музейной
педагогики.

Художественно-эстетическое
развитие (Образовательные области
«Музыка», «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое
развитие дошкольников средствами
татарского, русского, башкирского,
чувашского, марийского, мордовского и
удмуртского музыкального,
декоративно-прикладного, литературного
искусства включает в себя:


создание условий для проявления детьми
своих способностей в музыке, живописи,
танцах, театре и литературе;


развитие у детей продуктивной деятельности
через приобщение детей к изобразительному,
декоративно-прикладному искусству
народов, проживающих в Республике
Татарстан, в город Альметьевске.


воспитание нравственно-патриотических
чувств посредством знакомства детей с
произведениями татарского, русского и
других народов.

Стратегическая
цель:

создать условия для полноценного
физического, психологического и
социального развития и здоровья детей,
в соответствии с их возрастными и
индивидуальными способностями.

Миссия
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский
сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»:


воспитать здорового выпускника,
адаптированного к социуму, ребёнка
гармонично взаимодействующего с
окружающим миром;


обеспечить индивидуальную траекторию
комплексного развития каждого ребёнка
с учётом его психического и физического
состояния здоровья, сформировать
психологическую готовность к школе,
развивать восприятие, воображение,
художественно-творческую деятельность.

Модель
выпускника:


результат совместной деятельности
детского сада и семьи, характеризующий
их представления о наиболее важных
качествах личности ребенка, которыми
должен обладать выпускник дошкольного
образовательного учреждения;


основной критерий эффективности
воспитательно-образовательного процесса,
соотнесение полученных результатов с
мнением педагогов, медицинских работников
ДОУ и родителей о желаемых результатов.

Модель
выпускника МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска» складывается из
четырёх основных направлений развития:


физического;


познавательно-речевого;


социально-личностного;


художественно-эстетического.

Педагогический
коллектив МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска» выбрал работу в
своей образовательной деятельности по
всем четырём направлениям.

Структура
личности детерминируется влиянием пяти
основных видов человеческой деятельности
(познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативной, преобразовательной,
художественной) и может быть представлена
как единая совокупность взаимосвязанных
пяти потенциалов, формирующихся под
воздействием видов деятельности. В
соответствии с этим мы полагаем, что
модель выпускника может складываться
из описания пяти
основных потенциалов личности
ребенка:познавательного,
нравственного (ценностного),
коммуникативного, художественного,
физического.

1.
Проектируемый образ выпускника соотнесен
с федеральными государственными
требованиями дошкольного образования,
предыдущими достижениями педагогического
коллектива данного образовательного
учреждения, результатами работы
образовательных учреждений аналогичного
типа и вида.

2.
В образ выпускника включены как
качественные, так и количественные
параметры развития личности воспитанника.

3.
Основные параметры подготовленности
выпускника изложены, исходя из
приоритетности функций данного
образовательного учреждения, его
предназначения.

4.
Образ
выпускника

– это программа-минимум, позволяющая
членам педагогического коллектива
сосредоточить свои усилия не только на
формировании общих качеств, но и на
поддержке и развитии уникальных черт
личности ребенка.

5.
Образ выпускника МБДОУ «Центр развития
ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска»» спроектирован
с учетом федеральных государственных
требований, образовательных учреждений,
в которых выпускники продолжат свое
образование. Это способствует укреплению
связей преемственности в воспитании и
развитии воспитанников на разных
ступенях обучения.

Индивидуальные
особенности развития

Физическое
развитие

Развитие
психических процессов.

Состояние
физического здоровья: группа здоровья;
перенесенные заболевания; период
после болезни.

Творческие
способности:
музыка;
рисование; художественный труд.

Коррекция:
физических
отклонений; речи; психических
отклонений.

Ребенок:


в совершенстве владеет своим телом,
различными видами движений;


имеет представление о своем физическом
облике и здоровье;


владеет культурно-гигиеническими
навыками и понимает

Интеллектуальное
развитие.

Ребенок:

способен
к практическому и умственному
экспериментированию, обобщению,
установлению причинно-следственных
связей и речевому планированию;

группирует
предметы на основе их общих признаков;

проявляет
осведомленность в разных сферах жизни.

Социальная
зрелость.

Ребенок:

понимает
разный характер отношения к нему
окружающих взрослых и сверстников,
выражает свое отношение к ним;

выбирает
соответствующую линию поведения;

умеет
заметить изменения настроения взрослого
и сверстника;

учитывает
желания других людей;

способен
к установлению устойчивых контактов
со сверстниками

Личностные
качества.

эмоциональность;

креативность;

произвольность;

инициативность;

самостоятельность;
ответственность;

самооценка;

свобода
поведения

Таким
образом, выпускник ДОУ – психически и
физически здоровый ребёнок, адаптированный
к социуму, гармонично взаимодействующий
с окружающим миром. У выпускника ДОУ
сформирована психологическая готовность
к школе, хорошо развиты восприятие,
воображение, художественно-творческая
деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

2.1. Мониторинг творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (3-4г.)

Для определения уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  был проведен мониторинг.

Мониторинг – систематическое, организованное наблюдение, за состоянием объекта, процессов с помощью показателей, отображающих  приоритетную причинную зависимость  с целью оценки, контроля, прогноза, развития.

Цель мониторинга — изучить уровень сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Мониторинг сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Средствами мониторинга являлись наблюдение за активностью ребенка в процессе рисования, анализ продуктов детской деятельности и спе­циальные педагогические задания, организуемые педагогом.

Данные средства позволили определить уровень творческих способностей детей дошкольного возраста.

       Мониторинг осуществляется с учетом методических рекомендаций и педагогических исследований в области творческих способностей детей дошкольного возраста .

       Средствами мониторинга являются три группы критериев:

    Выбор материала Художественное изображение объекта Художественное выражение объекта.

Оценка критериев:

3 балла — критерий ярко выражен.

2 балла — критерий не ярко выражен.

1 балла — критерий не выражен.

Таким образом, с помощью мониторинга определяется  сформированность творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Выбор материала и техники рисования

Художественное изображение объекта

Художественное выражение объекта

Средний балл

Традиционный

Нетрадиционный

Степень реальности изображения

Наличие целевой установки

Эстетическое восприятие (эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него)

Способность видеть, чувствовать выразительность предмета

Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального художественно – выразительного образа)

1

3

3

3

2

2

2

2.1

2

3

3

3

2

2

2

2.1

3

3

3

2

2

2

2

2

4

3

3

2

2

2

2

2

5

3

3

2

2

2

2

2

6

3

3

2

3

3

2

2.3

7

3

3

2

3

3

2

2.3

8

3

3

3

2

2

2

2.3

9

3

3

3

2

2

2

2.3

10

3

3

2

2

2

2

2

11

3

3

2

2

2

2

2

12

3

3

3

2

2

2

2.1

13

3

3

3

2

2

2

2.1

14

3

3

2

3

3

2

2.3

15

3

3

2

3

3

2

2.3

16

3

3

2

2

2

2

2.3

17

3

3

2

2

2

3

2.1

18

3

3

3

2

2

3

2.3

19

3

3

3

2

2

2

2.1

20

3

3

2

2

2

2

2.1

21

3

3

2

2

2

2

2.1

22

3

3

2

3

3

2

2.3

23

3

3

2

3

3

2

2.3

24

3

3

2

2

2

2

2

25

3

3

2

2

2

2

2

Средний балл

2

1

3

2.3

2.4

2.4

2

2.1

с

н

в

с

с

с

с

с

Выбор материала и техники рисования

Художественное изображение объекта

Художественное выражение объекта

Средний балл

1.5

2.6

2.3

2.1

В процессе мониторинга на начало года воспитанникам было предложено нарисовать время года на выбор, живой объект природы, предмет из окружающей жизни. В процессе рисования велось наблюдение за выбором детьми материала для рисования (традиционный материал или нетрадиционный), техникой рисования, художественным изображением объектов и изображением их выразительной стороны. 

Мониторинг показал, что воспитанники понимают поставленную задачу, но самостоятельно, без помощи воспитателя осуществляют выбор материала, продумать свой замысел, цветовое решение-не могут. Наблюдения показали, что младшие дошкольники в основном выбирают традиционный материал и способ рисовании — рисуют красками, карандашами. Степень реальности изображенных предметов средний и соответствует -2.6 балла. Дети, изображая объект, не совсем точно передавали его характерные особенности.

Рисуя время года, ребята рисовали все зиму, так как исходили из собственных наблюдений и впечатлений (сейчас-зима). Рисовали в основном деревья, снег, при этом наблюдались проявления творчества: появление линий разного характера, точек. Использовали традиционные цвета, характерные для данного времени года. Нарисованное время года можно охарактеризовать так: как учил педагог рисовать зиму, так  дети и рисовали.

Из предметов окружающей действительности дети рисовали те игрушки, с которыми они в основном играют: мяч, шарик, рисовали елку, так как в памяти были сохранены впечатления про новый год. При передаче их строения передавали форму, цвет, размер.

Наиболее распространенные темы, изображенные детьми, представлены в таблице.

Темы, представленные детьми в рисовании

Категория участников

Время года

Природный объект

Предмет из окружающей жизни

Техника и способ рисования

Воспитанники младшего дошкольного возраста.

Зима-100%

Весна -0%

Лето -0%

Осень -0%

Цветы -15%

Насекомые -5%

Животные -42%

Мяч-50%

Елка-30%

Шарик -14%

Зайка -6%

32% использовали нетрадиционный материал и технику рисования

58%-традиционный материал и техника рисования.

При выборе материала и техники для рисования дети в основном выбирали –рисование отпечатком (кусочек картошки), пальчиками, 32% детей использовали нетрадиционный материал и технику рисования. 58%-традиционный материал и техника рисования, при этом не проявляли интереса к нетрадиционным техникам.

Анализ мониторинга уровня развития творческих способностей показал, что общий уровень составляет 2.1 балл, что соответствует среднему уровню. Наиболее высокий является критерий – «Степень реальности изображения»-3 балла.

Два критерия – «Эстетическое восприятие (эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него) и «Способность видеть, чувствовать выразительность предмета» соответствуют среднему уровню-2.4 балла. Это позволяет судить о том, что в процессе рисования и по его завершению дети не проявляли эмоциональность, не давали эстетическую оценку изображению, воспринимал данный образ спокойно, называя и указывая его характерные особенности. 

Критерий «Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального художественно – выразительного образа)» соответствует 2 баллам — среднему уровню. Воспитанники не проявляли высокой интеллектуальной активности, использовали незначительные детали, позволяющие судить о выразительности изображаемого.

Следовательно, выявлено основное направление работы — развитие художественного выражения объекта, развитие эмоциональности в процессе рисования, использования нетрадиционных техник и материалов для рисования. Для этого был разработан перспективный план работы с детьми, в который были включены занятия, на которых с детьми использовались нетрадиционные техники рисования.

Вывод о проделанной работе.

               Дошкольный период является синзетивным периодом для всестороннего развития детей. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальнейших задач дошкольного образования, обусловленная требованиями современного общества, запросами семьи и государства. 

       Вопрос развития творческих способностей интересует ведущих педагогов и психологов на протяжении многих лет. Их исследования показали, что  способности – это индивидуальные особенности человека. Они являются  врождённые (природными), их можно развить и даже сформировать в процессе жизни, обучая и воспитывая ребёнка. Проявляются в какой-либо деятельности и зависят от условий жизни ребенка. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной). В деятельности ребенок создает новое и необычное, что позволяет судить об имеющихся у него творческих способностей.

               Исходя из понимания сущности способностей и условий их формирования, мы убеждены, что рисование является той деятельностью, в которой наиболее ярко могут проявляться и развиваться творческие способности. Но для этого необходимы условия:

Раннее начало деятельности (рисования). Создание обстановки (положителный климат, ситуация успеха). Наличие самого творческого процесса (рисования). Предоставлении ребенку большой свободы (в выборе деятельности, в продолжительности занятия, в выборе способов рисования, техник, материала). Предоставление самостоятельности в мыслительной активности (думать, анализировать, продумывать этапы). Обогащение впечатлений об окружаюшем. Поощрение проявления воображения. Системность и целенаправленность процесса рисования.

Данные условия мы учли, выстраивая работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию у них творческих способностей. Это позволило получить положительные результаты и увидеть динамику развития творческих способностей.

       Уровень творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста повысился на ___. баллов составил ___ балла, что соответствует ________уровню, что позволяет судить о результативности проведенной работы.

Таким образом, цель достигнута, а задачи-решены.

Источник