Мониторинг развития способностей ребенка это
Мониторинг
детского развития
(мониторинг развития интегративных
качеств) осуществляется педагогами,
психологом и медицинскими работниками.
Задача
мониторинга
– выявить индивидуальные особенности
развития каждого ребёнка и наметить
при необходимости индивидуальный
маршрут образовательной работы для
максимального раскрытия потенциала
детской личности.
Мониторинг
детского развития включают в себя:
-оценку
физического развития ребёнка, состояние
его здоровья, а также развития общих
способностей: познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
—
диагностика познавательных способностей
– диагностика перцептивного развития,
интеллектуального развития и творческих
способностей детей.
-диагностика
коммуникативных способностей – выявление
способности ребёнка понимать состояния
и высказывания другого человека,
находящегося в наблюдаемой ситуации,
а также выражать своё отношение к
происходящему в вербальной и невербальной
форме.
—
диагностика регуляторных способностей
– диагностика эмоциональной и произвольной
регуляции поведения ребёнка, эмоционального
принятия и отвержения ситуации, которая
сложилась в группе детского сада, умения
действовать, планировать сложные
действия, а также распределять роли и
договариваться с партнёрами по
деятельности.
Форма
мониторинга детского развития:
использование
метода наблюдения, критериальных
диагностических методик и тестовых
методов. На основе проведённых методик
составляется индивидуальная карта
развития каждого ребёнка и выстраивается
индивидуальная траектория развития.
В
ходе мониторинга детского развития
психолог при участии педагогов и
медицинского работника заполняет
таблицу № 2
Таблица
№ 2
Мониторинг | |||||||||
Группа | |||||||||
Дата | |||||||||
Ф.И. | Уровень | ||||||||
Физическое | Любознательность, | Эмоциональность, | Овладение | Способность | Способность | Представление | Овладение | Итоговый | |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
Оценка
уровня развития:
—
высокий
—
средний
—
низкий
Итоговые
результаты:
Отражаются
в портрете выпускника, в котором
фиксируются качества и степень их
сформированности.
Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Пояснительная
записка
Республика
Татарстан – один из многонациональных
регионов Российской Федерации. В Законе
Республики Татарстан «Об образовании»
четко определена необходимость
обеспечения гуманистического,
развивающего, народно-национального
характера образования, связь
воспитания и обучения с жизнью и
национальными культурными традициями.
Данное
приложение (национальный региональный
компонент) к программе «Мир открытий»
составлено с учетом национальных и
региональных особенностей Республики
Татарстан, который предусматривает
следующие направления деятельности:
Приобщение
к истокам национальной культуры народов,
населяющих Республику Татарстан.
Предоставление каждому ребенку
возможность обучения и воспитания на
родном языке, формирование у детей
основ нравственности на лучших образцах
национальной культуры, народных
традициях и обычаях.Создание
благоприятных условий для воспитания
толерантной личности – привития любви
и уважения к людям другой национальности,
к их культурным ценностям.Ознакомление
с природой родного края, формирование
экологической культуры.Ознакомление
детей с особенностями жизни и быта
народов, населяющих Республику Татарстан,
праздниками, событиями общественной
жизни республики, символиками Республики
Татарстан и Российской Федерации,
памятниками архитектуры,
декоративно-прикладным искусством.
Соотношение
обязательной части Программы и части,
формируемой участниками образовательного
процесса (с учётом приоритетной
деятельности образовательного учреждения)
определено как 80% основная часть и 20%
вариативная часть. Общий объем обязательной
части Программы установлен в соответствии
с возрастом воспитанников:
для
групп детей младшего, среднего дошкольного
возраста – 60%
для
групп детей старшего дошкольного
возраста – 80%
Объём
самостоятельной деятельности как
свободной деятельности воспитанников,
в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной
среды по каждой образовательной области
не определяется. Общий объём самостоятельной
деятельности детей соответствует
требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в
день для всех возрастных групп полного
дня).
Цели
и задачи воспитательно-образовательной
деятельности по направлениям деятельности
Физическое
развитие. (Образовательные области
«Физическая культура», «Здоровье»)
Необходимыми
условиями в физическом развитии детей
с учетом региональных климатических и
сезонных особенностей являются:
—
создание
условий в дошкольном образовательном
учреждении;
—
развитие потребности в двигательной
активности детей при помощи подвижных
народных (татарских, русских, чувашских,
мордовских, марийских, башкирских,
удмуртских), спортивных и подвижных
игр, физических упражнений, соответствующих
их возрастным особенностям;
—
осуществление комплекса профилактических
и оздоровительных работ с учетом
специфики ДОУ города Альметьевска;
—
совершенствование физического развития
детей через национальные праздники,
народные игры.
Социально-личностное
развитие. (Образовательные области
«Безопасность», «Социализация», «Труд»)
Использование
национально-регионального компонента
в социально-личностном развитии ребенка
включает:
—
развитие у детей игровой деятельности,
в которой отражается окружающая
действительность Республики Татарстан,
мир взрослых людей;
—
формирование у детей представлений о
профессиях взрослых, работающих на
предприятиях города Альметьевска;
—
знакомство с особенностями детей других
национальностей народов Поволжья;
—
ознакомление с природой родного края;
ознакомление с явлениями общественной
жизни;
—
привитие навыков безопасного поведения
детей дошкольного возраста на улицах
и дорогах родного города;
—
расширение знания детей о работе пожарной
службы, службы скорой медицинской помощи
и других специальных служб города
Альметьевска.
Познавательно-речевое
развитие. (Образовательные области
«Познание», «Чтение художественной
литературы», «Коммуникация»)
Основными
задачами в познавательно-речевом
развитии детей с учетом национально-регионального
компонента являются:
—
воспитание у детей познавательного
интереса и чувств восхищения результатами
культурного творчества представителей
разных народов, проживающих в республике
Татарстан и городе Альметьевска;
—
обучение
детей двум государственным языкам
(русскому и татарскому) в равных объемах;
—
ознакомление детей с произведениями
художественной литературой и произведениями
устного народного творчества: сказками,
преданиями, легендам, пословицами,
поговорками, загадками; воспитание
интереса и любви к произведениям
татарского, русского народа и народов,
проживающих в Республике Татарстан;
—
формирование у детей целостной
картины мира, расширение общего кругозора
детей, воспитание культуры познания и
интеллектуальной активности, использование
возможностей народной и музейной
педагогики.
Художественно-эстетическое
развитие (Образовательные области
«Музыка», «Художественное творчество»)
Художественно-эстетическое
развитие дошкольников средствами
татарского, русского, башкирского,
чувашского, марийского, мордовского и
удмуртского музыкального,
декоративно-прикладного, литературного
искусства включает в себя:
—
создание условий для проявления детьми
своих способностей в музыке, живописи,
танцах, театре и литературе;
—
развитие у детей продуктивной деятельности
через приобщение детей к изобразительному,
декоративно-прикладному искусству
народов, проживающих в Республике
Татарстан, в город Альметьевске.
—
воспитание нравственно-патриотических
чувств посредством знакомства детей с
произведениями татарского, русского и
других народов.
Стратегическая
цель:
создать условия для полноценного
физического, психологического и
социального развития и здоровья детей,
в соответствии с их возрастными и
индивидуальными способностями.
Миссия
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский
сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»:
—
воспитать здорового выпускника,
адаптированного к социуму, ребёнка
гармонично взаимодействующего с
окружающим миром;
—
обеспечить индивидуальную траекторию
комплексного развития каждого ребёнка
с учётом его психического и физического
состояния здоровья, сформировать
психологическую готовность к школе,
развивать восприятие, воображение,
художественно-творческую деятельность.
Модель
выпускника:
—
результат совместной деятельности
детского сада и семьи, характеризующий
их представления о наиболее важных
качествах личности ребенка, которыми
должен обладать выпускник дошкольного
образовательного учреждения;
—
основной критерий эффективности
воспитательно-образовательного процесса,
соотнесение полученных результатов с
мнением педагогов, медицинских работников
ДОУ и родителей о желаемых результатов.
Модель
выпускника МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска» складывается из
четырёх основных направлений развития:
—
физического;
—
познавательно-речевого;
—
социально-личностного;
—
художественно-эстетического.
Педагогический
коллектив МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска» выбрал работу в
своей образовательной деятельности по
всем четырём направлениям.
Структура
личности детерминируется влиянием пяти
основных видов человеческой деятельности
(познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативной, преобразовательной,
художественной) и может быть представлена
как единая совокупность взаимосвязанных
пяти потенциалов, формирующихся под
воздействием видов деятельности. В
соответствии с этим мы полагаем, что
модель выпускника может складываться
из описания пяти
основных потенциалов личности ребенка:познавательного,
нравственного (ценностного),
коммуникативного, художественного,
физического.
1.
Проектируемый образ выпускника соотнесен
с федеральными государственными
требованиями дошкольного образования,
предыдущими достижениями педагогического
коллектива данного образовательного
учреждения, результатами работы
образовательных учреждений аналогичного
типа и вида.
2.
В образ выпускника включены как
качественные, так и количественные
параметры развития личности воспитанника.
3.
Основные параметры подготовленности
выпускника изложены, исходя из
приоритетности функций данного
образовательного учреждения, его
предназначения.
4.
Образ
выпускника
– это программа-минимум, позволяющая
членам педагогического коллектива
сосредоточить свои усилия не только на
формировании общих качеств, но и на
поддержке и развитии уникальных черт
личности ребенка.
5.
Образ выпускника МБДОУ «Центр развития
ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска»» спроектирован
с учетом федеральных государственных
требований, образовательных учреждений,
в которых выпускники продолжат свое
образование. Это способствует укреплению
связей преемственности в воспитании и
развитии воспитанников на разных
ступенях обучения.
Индивидуальные | Физическое | Развитие |
Состояние Творческие Коррекция: | Ребенок: — — — | Интеллектуальное Ребенок: способен группирует проявляет Социальная Ребенок: понимает выбирает умеет учитывает способен Личностные эмоциональность; креативность; произвольность; инициативность; самостоятельность; самооценка; свобода |
Таким
образом, выпускник ДОУ – психически и
физически здоровый ребёнок, адаптированный
к социуму, гармонично взаимодействующий
с окружающим миром. У выпускника ДОУ
сформирована психологическая готовность
к школе, хорошо развиты восприятие,
воображение, художественно-творческая
деятельность.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
2.1. Мониторинг творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (3-4г.)
Для определения уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста был проведен мониторинг.
Мониторинг – систематическое, организованное наблюдение, за состоянием объекта, процессов с помощью показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, развития.
Цель мониторинга — изучить уровень сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Мониторинг сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Средствами мониторинга являлись наблюдение за активностью ребенка в процессе рисования, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические задания, организуемые педагогом.
Данные средства позволили определить уровень творческих способностей детей дошкольного возраста.
Мониторинг осуществляется с учетом методических рекомендаций и педагогических исследований в области творческих способностей детей дошкольного возраста .
Средствами мониторинга являются три группы критериев:
- Выбор материала Художественное изображение объекта Художественное выражение объекта.
Оценка критериев:
3 балла — критерий ярко выражен.
2 балла — критерий не ярко выражен.
1 балла — критерий не выражен.
Таким образом, с помощью мониторинга определяется сформированность творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Выбор материала и техники рисования | Художественное изображение объекта | Художественное выражение объекта | Средний балл | |||||
Традиционный | Нетрадиционный | Степень реальности изображения | Наличие целевой установки | Эстетическое восприятие (эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него) | Способность видеть, чувствовать выразительность предмета | Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального художественно – выразительного образа) | ||
1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.3 | |
7 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.3 | |
8 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.3 | |
9 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.3 | |
10 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
11 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
12 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
13 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
14 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.3 | |
15 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.3 | |
16 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2.3 | |
17 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2.1 | |
18 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2.3 | |
19 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
20 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
21 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2.1 | |
22 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.3 | |
23 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2.3 | |
24 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
25 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Средний балл | 2 | 1 | 3 | 2.3 | 2.4 | 2.4 | 2 | 2.1 |
с | н | в | с | с | с | с | с |
Выбор материала и техники рисования | Художественное изображение объекта | Художественное выражение объекта | Средний балл |
1.5 | 2.6 | 2.3 | 2.1 |
В процессе мониторинга на начало года воспитанникам было предложено нарисовать время года на выбор, живой объект природы, предмет из окружающей жизни. В процессе рисования велось наблюдение за выбором детьми материала для рисования (традиционный материал или нетрадиционный), техникой рисования, художественным изображением объектов и изображением их выразительной стороны.
Мониторинг показал, что воспитанники понимают поставленную задачу, но самостоятельно, без помощи воспитателя осуществляют выбор материала, продумать свой замысел, цветовое решение-не могут. Наблюдения показали, что младшие дошкольники в основном выбирают традиционный материал и способ рисовании — рисуют красками, карандашами. Степень реальности изображенных предметов средний и соответствует -2.6 балла. Дети, изображая объект, не совсем точно передавали его характерные особенности.
Рисуя время года, ребята рисовали все зиму, так как исходили из собственных наблюдений и впечатлений (сейчас-зима). Рисовали в основном деревья, снег, при этом наблюдались проявления творчества: появление линий разного характера, точек. Использовали традиционные цвета, характерные для данного времени года. Нарисованное время года можно охарактеризовать так: как учил педагог рисовать зиму, так дети и рисовали.
Из предметов окружающей действительности дети рисовали те игрушки, с которыми они в основном играют: мяч, шарик, рисовали елку, так как в памяти были сохранены впечатления про новый год. При передаче их строения передавали форму, цвет, размер.
Наиболее распространенные темы, изображенные детьми, представлены в таблице.
Темы, представленные детьми в рисовании
Категория участников | Время года | Природный объект | Предмет из окружающей жизни | Техника и способ рисования |
Воспитанники младшего дошкольного возраста. | Зима-100% Весна -0% Лето -0% Осень -0% | Цветы -15% Насекомые -5% Животные -42% | Мяч-50% Елка-30% Шарик -14% Зайка -6% | 32% использовали нетрадиционный материал и технику рисования 58%-традиционный материал и техника рисования. |
При выборе материала и техники для рисования дети в основном выбирали –рисование отпечатком (кусочек картошки), пальчиками, 32% детей использовали нетрадиционный материал и технику рисования. 58%-традиционный материал и техника рисования, при этом не проявляли интереса к нетрадиционным техникам.
Анализ мониторинга уровня развития творческих способностей показал, что общий уровень составляет 2.1 балл, что соответствует среднему уровню. Наиболее высокий является критерий – «Степень реальности изображения»-3 балла.
Два критерия – «Эстетическое восприятие (эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него) и «Способность видеть, чувствовать выразительность предмета» соответствуют среднему уровню-2.4 балла. Это позволяет судить о том, что в процессе рисования и по его завершению дети не проявляли эмоциональность, не давали эстетическую оценку изображению, воспринимал данный образ спокойно, называя и указывая его характерные особенности.
Критерий «Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального художественно – выразительного образа)» соответствует 2 баллам — среднему уровню. Воспитанники не проявляли высокой интеллектуальной активности, использовали незначительные детали, позволяющие судить о выразительности изображаемого.
Следовательно, выявлено основное направление работы — развитие художественного выражения объекта, развитие эмоциональности в процессе рисования, использования нетрадиционных техник и материалов для рисования. Для этого был разработан перспективный план работы с детьми, в который были включены занятия, на которых с детьми использовались нетрадиционные техники рисования.
Вывод о проделанной работе.
Дошкольный период является синзетивным периодом для всестороннего развития детей. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальнейших задач дошкольного образования, обусловленная требованиями современного общества, запросами семьи и государства.
Вопрос развития творческих способностей интересует ведущих педагогов и психологов на протяжении многих лет. Их исследования показали, что способности – это индивидуальные особенности человека. Они являются врождённые (природными), их можно развить и даже сформировать в процессе жизни, обучая и воспитывая ребёнка. Проявляются в какой-либо деятельности и зависят от условий жизни ребенка. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной). В деятельности ребенок создает новое и необычное, что позволяет судить об имеющихся у него творческих способностей.
Исходя из понимания сущности способностей и условий их формирования, мы убеждены, что рисование является той деятельностью, в которой наиболее ярко могут проявляться и развиваться творческие способности. Но для этого необходимы условия:
Раннее начало деятельности (рисования). Создание обстановки (положителный климат, ситуация успеха). Наличие самого творческого процесса (рисования). Предоставлении ребенку большой свободы (в выборе деятельности, в продолжительности занятия, в выборе способов рисования, техник, материала). Предоставление самостоятельности в мыслительной активности (думать, анализировать, продумывать этапы). Обогащение впечатлений об окружаюшем. Поощрение проявления воображения. Системность и целенаправленность процесса рисования.
Данные условия мы учли, выстраивая работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию у них творческих способностей. Это позволило получить положительные результаты и увидеть динамику развития творческих способностей.
Уровень творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста повысился на ___. баллов составил ___ балла, что соответствует ________уровню, что позволяет судить о результативности проведенной работы.
Таким образом, цель достигнута, а задачи-решены.
Источник