Мониторинг развития ребенка в семье

Мониторинг развития ребенка в семье thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального —  педагогических воздействий;

— оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

— физическое развитие ребенка;

— нервно-психическое развитие;

— заболеваемость хроническая;

— заболеваемость острая.

Образование:

— школьная мотивация;

— успеваемость;

— дополнительное образование;

— личностное развитие;

— психические процессы;

— самооценка;

— эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

— навыки самообслуживания;

— внешний вид и поведение в обществе;

— межличностные отношения;

— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

— соблюдение прав и обязанностей в семье:

— готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   — обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   — создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   — степень эмоционального принятия детей в семье;

   — возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   — степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

— беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

— интервью;

 — анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

— акты обследования жилищно-бытовых условий.

— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

— психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

— медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 — семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

— проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

— плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

Сопровождение
замещающих семей осуществляется уже
после создания семьи любой категории
по следующим направлениям: социально-правовое,
социально-медицинское, социально-психологическое,
социально-педагогическое
.

Социально-правовое:

  1. Защита социальных
    прав и законных интересов ребенка
    (контроль за поступлением пенсий,
    пособий на счет ребенка, за сохранением
    жилья, установление статуса ребенка).

  2. Развитие навыков
    правовой культуры, связь с учебными
    заведениями.

  3. Связь с кровной
    семьей. Выяснение отношения ребенка к
    кровным родственникам, налаживание
    отношений, психологическое сопровождение
    кровной семьи, дающее шансы на
    восстановление.

  4. Социальное
    сопровождение выпускников разных лет.

  5. Мониторинг развития
    воспитания детей в семье.

  6. Работа по устройству
    ребенка в семью.

Социально-медицинское:

  1. Сохранение и
    укрепление здоровья.

  2. Санитарно-просветительская
    работа.

  3. Профилактическая
    работа.

Социально-психологическое
и социально-педагогическое:

  1. Создание условий
    для «мягкой» адаптации ребенка (в
    замещающей семье в начальный период,
    в школе, и т.д.).

  2. Изучение сферы
    дополнительных интересов ребенка с
    целью вовлечения его во внешкольные
    дела, помощь в профессиональном
    самоопределении.

  3. Развитие
    эмоциональной сферы, личностного и
    интеллектуального потенциала, интересов,
    склонностей (повышение самооценки
    ребенка, снятие уровня тревожности,
    развитие коммуникативной сферы, навыков
    общения).

  4. Воспитание
    самосознания.

  5. Профилактика
    правонарушений и отклоняющегося
    поведения.

  6. Привитие практических
    навыков самостоятельной жизни, подготовка
    в будущей жизни (хозяйка, хозяин).

  7. Обучение организации
    разумного, полезного им рационального
    досуга.

Оказание
квалифицированной помощи воспитателям
замещающих семей, особенно на первом
этапе, когда происходит вхождение
воспитанника в семью, чрезвычайно важно
для успешной адаптации взрослых к новой
позиции и осознания ими своей роли
воспитателя. В этот период особое
значение должно отводиться социальному
патронажу таких семей, то есть оказание
помощи в сопровождении и поддержке
данного типа семьи, оказавшейся в новой
ситуации.

Цель социального
патронажа: помощь и поддержка в организации
и реализации сотрудничества с замещающей
семьей, направленного на самопознание
ее членов, самоуправление своими
межличностными отношениями, на поиск
внутренних и внешних ресурсов для
необходимых преобразований, а также
возможностей их эффективного использования.

Психологическое
сопровождение и социально-педагогический
патронаж рассматривается нами как
системная интегративная технология
социально-психолого-педагогической
помощи семье в целом и личности в
частности.

Социальный патронаж
осуществляется в форме индивидуального
консультирования супругов и ближайших
родственников: групповой работы с
семейными группами, где воспитатели
могли бы обменяться своими чувствами,
ощущениями себя в роли воспитателей,
помочь друг другу в чем-либо.

Комплексная работа
с замещающей семьей делает акцент на
работу с родителями. Именно они в случае
неблагополучия должны в первую очередь
поменять свое отношение к семейному
укладу и к своей роли в становлении
семьи. Работа предусматривает разные
направления и использование таких форм
и методов как семейные
семинары-практикумы, семейное
психологическое консультирование,
тренинговая работа с семейными группами,
работа по реабилитационным программам
.

Семейные практикумымогут
посвящаться проблемам, волнующим всю
семью или отдельно — родителей и детей.
До составления программы практикума
необходимо обговорить с семьей тему
занятия, (обсуждаемая проблема
согласовывается членами семьи между
собой).

Занятия проводятся
в формах сюжетно-ролевой игры, «мозгового
штурма», семейного совета и т.д. Задания
могут носить как групповой, так и
индивидуальный характер. Затем все
члены семьи ищут пути выхода из сложившейся
проблемной ситуации и договариваются
о дальнейших действиях. В конце занятия
необходимо выяснить его результативность,
то есть провести рефлексию и получить
обратную связь. Практикум может быть
рассчитан на несколько занятий. В таком
случае можно дать семье домашнее задание.

Тренинги и
психологические группы
регулярно
проводятся для действующих замещающих
родителей как посвященные конкретным
темам, так и с целью оказания психологической
поддержки. Группы могут быть как
раздельные, т.е. толь для детей или только
для родителей, так и совместные.

Консультациимогут быть
как индивидуальные, так и групповые, а
так же, проводиться как по инициативе
специалистов, так и по просьбе замещающих
родителей и их приемных детей.

Помощь замещающей
семье в большей степени направлена на
реализацию ее внутренних резервов, на
самостоятельное разрешение той или
иной проблемной ситуации. Поэтому
большое значение приобретают группы
самопомощи и взаимопомощи
,
так называемые
«группы поддержки», участвуя в которых
родители имеют возможность обменяться
опытом, получить психологическую
поддержку и найти новые способы решения
задач, стоящих перед ними. Такие контакты
способствуют улучшению взаимоотношений
в семье, формированию уверенности в
завтрашнем дне, укреплению веры в
собственные силы. В помощь замещающим
родителям специалистами учреждения
выпускается брошюра «Ребенок в замещающей
семье. Советы воспитателям и родителям».

Мониторинг
состояния и развития детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
воспитывающихся в замещающих семьях

Мониторинг, как
процесс постоянно обновляемой информации
о динамически изменяющемся состоянии
семьи и развитии ребенка и является тем
фундаментом, который позволяет выбирать
наиболее эффективные формы социального
сопровождения замещающей семьи.

Объект
мониторинга — ребенок, помещенный в
замещающую семью.

Предмет
мониторинга — состояние и развитие
ребенка, помещенного в замещающую семью.

Цель
мониторинга — обеспечение эффективности
работы с ребенком, помещенным в замещающую
семью, аналитическое обобщение результатов
деятельности, разработка прогноза
развития ситуации.

Задачимониторинга:

  • непрерывное
    наблюдение за состоянием и развитием
    ребенка;

  • своевременное
    выявление изменений и факторов,
    вызывающих эти изменения;

  • создание условий
    для предупреждения негативных тенденций
    в состоянии и развитии ребенка;

  • осуществление
    краткосрочного прогнозирования
    состояния и развития ребенка в результате
    наших социально-педагогических
    воздействий;

  • оценка эффективности
    действий специалистов и служб.

Используемые виды
мониторинга

  • информационный
    мониторинг (все виды работы с информацией);

  • управленческий
    мониторинг (оценка эффективности
    принятых решений и проведенных действий
    в адрес замещающей семьи и ребенка,
    находящегося в ней).

По уровням управления
мониторингом можно говорить о мониторинге
на уровне специалиста, отделения,
учреждения.

Исходя из этого
объекты мониторинга на каждом уровне
свои:

  • на уровне специалиста
    — объектом является ребенок и замещающая
    семья;

  • на уровне отделения
    — замещающая семья и работа специалистов
    отделения по сопровождению замещающей
    семьи;

  • на уровне учреждения
    — работа специалистов и отделения по
    сопровождению замещающих семьей.

Методы получения
информации

  • наблюдение;

  • беседа;

  • интервью;

  • анкетирование;

  • анализ документов;

  • анализ продуктов
    деятельности.

Периодичность
мониторинговых замеров

Вид
замещающей семьи

Периодичность
замеров

Семейно-воспитательная
группа

Ежемесячно

Приемная
семья

Постоянно,
непрерывно

Патронат

Ежемесячно

Опека
(попечительство)

Постоянно,
непрерывно

Усыновление

По
мере возникновения потребностей в
соответствующих данных о состоянии
и развитии ребенка и ситуации в семье
и /или поступлении актуальной информации.

Мониторинг состояния
и развития ребенка осуществляется в
разных формах:

  • при встречах с
    детьми и воспитателями во время отдыха,
    при участии детей в коррекционных и
    реабилитационных занятиях у психолога,
    при обращении с воспитателями на
    семинарах по проблемам воспитания и
    развития детей.

  • при посещении
    семьи специалистами. Каждое посещение
    оформляется («Отчет о посещении
    замещающей семьи»),
    в котором отражается жизнь ребенка в
    момент посещения, выявленные проблемы.

  • через специальное
    обследование семьи и ребенка по оценке
    состояния развития ребенка и эффективности
    выполнения индивидуального плана
    развития ребенка.

При осуществлении
мониторинга специалисты учреждений
должны учитывать следующие аспекты
жизни ребенка
:

Источник

Мониторинг
детского развития

(мониторинг развития интегративных
качеств) осуществляется педагогами,
психологом и медицинскими работниками.

Задача
мониторинга

– выявить индивидуальные особенности
развития каждого ребёнка и наметить
при необходимости индивидуальный
маршрут образовательной работы для
максимального раскрытия потенциала
детской личности.

Мониторинг
детского развития включают в себя:

-оценку
физического развития ребёнка, состояние
его здоровья, а также развития общих
способностей: познавательных,
коммуникативных и регулятивных.


диагностика познавательных способностей
– диагностика перцептивного развития,
интеллектуального развития и творческих
способностей детей.

-диагностика
коммуникативных способностей – выявление
способности ребёнка понимать состояния
и высказывания другого человека,
находящегося в наблюдаемой ситуации,
а также выражать своё отношение к
происходящему в вербальной и невербальной
форме.


диагностика регуляторных способностей
– диагностика эмоциональной и произвольной
регуляции поведения ребёнка, эмоционального
принятия и отвержения ситуации, которая
сложилась в группе детского сада, умения
действовать, планировать сложные
действия, а также распределять роли и
договариваться с партнёрами по
деятельности.

Форма
мониторинга детского развития:
использование
метода наблюдения, критериальных
диагностических методик и тестовых
методов. На основе проведённых методик
составляется индивидуальная карта
развития каждого ребёнка и выстраивается
индивидуальная траектория развития.

В
ходе мониторинга детского развития
психолог при участии педагогов и
медицинского работника заполняет
таблицу № 2

Таблица
№ 2

Мониторинг
детского развития (интегративные
качества)

Группа
МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» г.
Альметьевска»

Дата
проведения мониторинга

Ф.И.
ребёнка

Уровень
развития интегративных качеств

Физическое
развитие

Любознательность,
активность

Эмоциональность,
отзывчивость

Овладение
средствами общения

Способность
управлять своим поведением

Способность
решать интеллектуальные задачи

Представление
о себе, семье , обществе

Овладение
предпосылками учебной деятельности

Итоговый
результат

1.

2.

Оценка
уровня развития:


высокий


средний


низкий

Итоговые
результаты:

Отражаются
в портрете выпускника, в котором
фиксируются качества и степень их
сформированности.

Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)

Пояснительная
записка

Республика
Татарстан – один из многонациональных
регионов Российской Федерации. В Законе
Республики Татарстан «Об образовании»
четко определена необходимость
обеспечения гуманистического,
развивающего, народно-национального
характера образования, связь 
воспитания и обучения  с жизнью и
национальными культурными традициями.

Данное
приложение (национальный региональный
компонент) к программе «Мир открытий»
составлено с учетом национальных  и
региональных особенностей Республики
Татарстан, который предусматривает
следующие направления деятельности:

  • Приобщение
    к истокам национальной культуры народов,
    населяющих Республику Татарстан.
    Предоставление каждому ребенку
    возможность обучения и воспитания на
    родном языке, формирование у детей
    основ нравственности на лучших образцах
    национальной культуры, народных
    традициях и обычаях.

  • Создание
    благоприятных условий для воспитания
    толерантной личности – привития любви
    и уважения к людям другой национальности,
    к их культурным ценностям.

  • Ознакомление
    с природой родного края, формирование
    экологической культуры.

  • Ознакомление
    детей с особенностями жизни и быта
    народов, населяющих Республику Татарстан,
    праздниками, событиями общественной
    жизни республики, символиками Республики
    Татарстан и Российской Федерации,
    памятниками архитектуры,
    декоративно-прикладным искусством.

Соотношение 
обязательной части Программы и части,
формируемой участниками образовательного
процесса (с учётом приоритетной
деятельности образовательного учреждения)
определено как 80% основная часть и 20%
вариативная часть. Общий объем обязательной
части Программы установлен в соответствии
с возрастом воспитанников:

для
групп детей младшего, среднего дошкольного
возраста – 60%

для
групп детей старшего дошкольного
возраста – 80%

Объём
самостоятельной деятельности как
свободной деятельности воспитанников,
в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной
среды по каждой образовательной области
не определяется. Общий объём самостоятельной
деятельности детей соответствует
требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в
день для всех возрастных групп полного
дня).

Цели
и задачи воспитательно-образовательной
деятельности по направлениям деятельности

Физическое
развитие. (Образовательные области
«Физическая культура», «Здоровье»)

Необходимыми
условиями в физическом развитии детей
с учетом региональных климатических и
сезонных особенностей являются:


 создание
условий в дошкольном образовательном
учреждении;


развитие потребности в двигательной
активности детей при помощи подвижных
народных (татарских, русских, чувашских,
мордовских, марийских, башкирских,
удмуртских), спортивных и подвижных
игр, физических упражнений, соответствующих
их возрастным особенностям;


осуществление комплекса профилактических
и оздоровительных работ с учетом
специфики ДОУ города Альметьевска;


совершенствование физического развития
детей через национальные праздники,
народные игры.

Социально-личностное
развитие. (Образовательные области
«Безопасность», «Социализация», «Труд»)

Использование
национально-регионального компонента
в социально-личностном развитии ребенка
включает:


развитие у детей игровой деятельности,
в которой отражается окружающая
действительность Республики Татарстан,
мир взрослых людей;


формирование у детей представлений о
профессиях взрослых, работающих на
предприятиях города Альметьевска;


знакомство с особенностями детей других
национальностей народов Поволжья;


ознакомление с природой родного края;
ознакомление с явлениями общественной
жизни;


привитие навыков безопасного поведения
детей дошкольного возраста на улицах
и дорогах родного города;


расширение знания детей о работе пожарной
службы, службы скорой медицинской помощи
и других специальных служб города
Альметьевска.

Познавательно-речевое
развитие. (Образовательные области
«Познание», «Чтение художественной
литературы», «Коммуникация»)

Основными
задачами в познавательно-речевом 
развитии детей с учетом национально-регионального
компонента являются:


воспитание у детей познавательного
интереса и чувств восхищения результатами
культурного творчества представителей
разных народов, проживающих в республике
Татарстан и городе Альметьевска;


 обучение
детей двум государственным языкам
(русскому и татарскому) в равных объемах;


ознакомление детей с произведениями
художественной литературой и произведениями
устного народного творчества: сказками,
преданиями, легендам, пословицами,
поговорками, загадками; воспитание
интереса и любви к произведениям
татарского, русского народа и народов,
проживающих в Республике Татарстан;


формирование у детей целостной 
картины мира, расширение общего кругозора
детей, воспитание культуры познания и
интеллектуальной активности, использование
возможностей народной и музейной
педагогики.

Художественно-эстетическое
развитие (Образовательные области
«Музыка», «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое
развитие дошкольников средствами
татарского, русского, башкирского,
чувашского, марийского, мордовского и
удмуртского музыкального,
декоративно-прикладного, литературного
искусства включает в себя:


создание условий для проявления детьми
своих способностей в музыке, живописи,
танцах, театре и литературе;


развитие у детей продуктивной деятельности
через приобщение детей к изобразительному,
декоративно-прикладному искусству
народов, проживающих в Республике
Татарстан, в город Альметьевске.


воспитание нравственно-патриотических
чувств посредством знакомства детей с
произведениями татарского, русского и
других народов.

Стратегическая
цель:

создать условия для полноценного
физического, психологического и
социального развития и здоровья детей,
в соответствии с их возрастными и
индивидуальными способностями.

Миссия
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский
сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»:


воспитать здорового выпускника,
адаптированного к социуму, ребёнка
гармонично взаимодействующего с
окружающим миром;


обеспечить индивидуальную траекторию
комплексного развития каждого ребёнка
с учётом его психического и физического
состояния здоровья, сформировать
психологическую готовность к школе,
развивать восприятие, воображение,
художественно-творческую деятельность.

Модель
выпускника:


результат совместной деятельности
детского сада и семьи, характеризующий
их представления о наиболее важных
качествах личности ребенка, которыми
должен обладать выпускник дошкольного
образовательного учреждения;


основной критерий эффективности
воспитательно-образовательного процесса,
соотнесение полученных результатов с
мнением педагогов, медицинских работников
ДОУ и родителей о желаемых результатов.

Модель
выпускника МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска» складывается из
четырёх основных направлений развития:


физического;


познавательно-речевого;


социально-личностного;


художественно-эстетического.

Педагогический
коллектив МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска» выбрал работу в
своей образовательной деятельности по
всем четырём направлениям.

Структура
личности детерминируется влиянием пяти
основных видов человеческой деятельности
(познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативной, преобразовательной,
художественной) и может быть представлена
как единая совокупность взаимосвязанных
пяти потенциалов, формирующихся под
воздействием видов деятельности. В
соответствии с этим мы полагаем, что
модель выпускника может складываться
из описания пяти
основных потенциалов личности
ребенка:познавательного,
нравственного (ценностного),
коммуникативного, художественного,
физического.

1.
Проектируемый образ выпускника соотнесен
с федеральными государственными
требованиями дошкольного образования,
предыдущими достижениями педагогического
коллектива данного образовательного
учреждения, результатами работы
образовательных учреждений аналогичного
типа и вида.

2.
В образ выпускника включены как
качественные, так и количественные
параметры развития личности воспитанника.

3.
Основные параметры подготовленности
выпускника изложены, исходя из
приоритетности функций данного
образовательного учреждения, его
предназначения.

4.
Образ
выпускника

– это программа-минимум, позволяющая
членам педагогического коллектива
сосредоточить свои усилия не только на
формировании общих качеств, но и на
поддержке и развитии уникальных черт
личности ребенка.

5.
Образ выпускника МБДОУ «Центр развития
ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн»
города Альметьевска»» спроектирован
с учетом федеральных государственных
требований, образовательных учреждений,
в которых выпускники продолжат свое
образование. Это способствует укреплению
связей преемственности в воспитании и
развитии воспитанников на разных
ступенях обучения.

Индивидуальные
особенности развития

Физическое
развитие

Развитие
психических процессов.

Состояние
физического здоровья: группа здоровья;
перенесенные заболевания; период
после болезни.

Творческие
способности:
музыка;
рисование; художественный труд.

Коррекция:
физических
отклонений; речи; психических
отклонений.

Ребенок:


в совершенстве владеет своим телом,
различными видами движений;


имеет представление о своем физическом
облике и здоровье;


владеет культурно-гигиеническими
навыками и понимает

Интеллектуальное
развитие.

Ребенок:

способен
к практическому и умственному
экспериментированию, обобщению,
установлению причинно-следственных
связей и речевому планированию;

группирует
предметы на основе их общих признаков;

проявляет
осведомленность в разных сферах жизни.

Социальная
зрелость.

Ребенок:

понимает
разный характер отношения к нему
окружающих взрослых и сверстников,
выражает свое отношение к ним;

выбирает
соответствующую линию поведения;

умеет
заметить изменения настроения взрослого
и сверстника;

учитывает
желания других людей;

способен
к установлению устойчивых контактов
со сверстниками

Личностные
качества.

эмоциональность;

креативность;

произвольность;

инициативность;

самостоятельность;
ответственность;

самооценка;

свобода
поведения

Таким
образом, выпускник ДОУ – психически и
физически здоровый ребёнок, адаптированный
к социуму, гармонично взаимодействующий
с окружающим миром. У выпускника ДОУ
сформирована психологическая готовность
к школе, хорошо развиты восприятие,
воображение, художественно-творческая
деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник