Мониторинг развития ребенка старшего дошкольного возраста
Фролова Мария Александровна
Мониторинг результатов освоения детьми старшего дошкольного возраста общеобразовательной программы ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №
от «» ___
Утверждаю
Заведующий МАДОУ № 5
___
Приказ № от «»___
ИТОГОВЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (МОНИТОРИНГ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)
2017
Пояснительная записка
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 5-6 лет (старшая группа) направлены на определение промежуточных результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ.
Детям предлагается выполнить 10 заданий вместе с психологом. Задания выполняются в течении двух занятий, продолжительность выполнения 5 заданий 15 — 20 минут. Каждое задание психолог озвучивает 1 раз.
Все задания дети должны выполнить самостоятельно, без помощи взрослых.
В заданиях отражена общая ориентация детей в окружающем мире, пространственные, цветовые и временные понятия, психологический уровень развития дошкольника.
Подобранные диагностические задания отвечают принципам событийности, деятельностного подхода, что обеспечивает формирование системных знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений.
Все задания составлены с учетом интегративных качеств развития дошкольника, что остается актуальными с принятием ФГОС ДО.
Предложенные диагностические задания являются частью системы мониторинга, который сочетает низкоформализованные, высокоформализованные методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных.
Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту уровня развития интегративных качеств (см. Приложение).
Задание 1. Дорисуй и раскрась (Восприятие целостности формы, графические навыки, умение осуществлять симметричное изображение. Сложное задание на выявление детей с опережающим уровнем психического развития).
№ Оценка результатов Уровень
1 Задание не выполнил (много ошибок) НД
2 Задание выполнил, но симметричность нарушена Д
3 Задание выполнил полностью, рисунок симметричный по клеточкам В
Задание 2. Продолжи узор (Развитие мелкой моторики, графические навыки).
№ Оценка результатов Уровень
1 Задание не выполнил совсем НД
2 Задание выполнил, но линии прерывистые, не четкие, не в полной мере соответствуют образцу Д
3 Задание выполнил полностью, узор по клеточкам, линия четкая В
Задание 3. Карандашом красного цвета обведи зимнюю одежду (людей в зимней одежде, а карандашом синего цвета – летнюю (Окружающий мир).
Задание 4. Соедини цифру с нужным количеством (Элементарные математические представления)
1
2
3
4
5
Задание 5. В каждом ряду раскрась столько фигур, сколько указано цифрой (Элементарные математические представления).
Задание 6. Дорисуй фигуры (Восприятие целостности формы, графические навыки, умение осуществлять симметричное изображение).
№ Оценка результатов Уровень
1 Задание не выполнил совсем (не понял, много ошибок, просто замыкает контур НД
2 Задание выполнил, небольшая асимметрия и дорисовывание Д
3 Задание выполнил полностью, самостоятельно В
Задание 7. Подумай и раскрась (дифференцированное цветовосприятие).
№ Оценка результатов Уровень
1 Задание не выполнил совсем НД
2 Задание выполнил с одной ошибкой (цветовосприятие слегка нарушено) Д
3 Задание выполнил полностью, самостоятельно без ошибок В
Задание 8. Сравнение объектов (исследование мышления)
Одуванчик – ромашка
Ель – береза
Собака- курица
Молоток – топор
№ Оценка результатов Уровень
1 С помощью назвал только один общий признак или не выполнил совсем НД
2 С помощью выделил общие и отличительные признаки Д
3 Задание выполнил полностью, самостоятельно В
Задание 9. Ответь почему (исследование мышления?
Миша положил в стакан с водой гвоздь. Гвоздь утонул. Потом положил винтик. И винтик утонул. Потом опустил в стакан спичку. Что с ней произошло? Почему?
Маше подарили цветок в горшке. Каждое утро Маша его поливала, протирала листья. Листья были зеленые, блестящие. Маша уехала на четыре дня. Что случилось с цветком? Почему?
№ Оценка результатов Уровень
1 Не решил ни одной задачи НД
2 С помощью решил одну задачу, другую нет Д
3 Хотя бы одну задачу решил самостоятельно В
Задание 10. Распредели предметы по группам (умение классифицировать предметы). Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разделить их на группы (птицы, посуда, мебель, животные, затем из 4 сделать 2 (живое и неживое).
№ Оценка результатов Уровень
1 Не справился, разделил наугад без объяснения НД
2 С помощью разделил либо совершил 1-2 ошибки (не смог объединить в 2 группы) Д
3 Задание выполнил полностью и самостоятельно В
Задание 11. «Лабиринт» (исследование концентрации внимания)
№ Оценка результатов Уровень
1 Не выполнил задание (движения не целенаправленные) НД
2 С помощью, допустил 1-2 ошибки Д
3 Справился самостоятельно В
Методическое обеспечение
1. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина Диагностика и развитие ребенка(5-7 лет). Практическое руководство по тестированию. – СПб.: Паритет, 2007. – 96 с.
2. Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6— 7 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 218 с.
3. https://nsportal.ru/
Источник
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Диагностика педагогического процесса
в подготовительной к школе группе «Веселый ребята» МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»
(с 6 до 7 лет)
на 2016 — 2017 учебный год
Воспитатели: 1. Хадралиева Э.М.
2. Алимова Э.Д.
Муз. руководитель: Чалапко Л.В.
Инструктор по физ. культуре: Антонюк Д.В.
Дата заполнения: Октябрь 2016 г.
Май 2017 г.
с. Ермаково
Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
— наблюдение;
— проблемная (диагностическая) ситуация;
— беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
— индивидуальная;
— подгрупповая;
— групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».
Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2.Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».
2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть?». Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Возрастная группа _________________________________________ Дата проведения ________________________ ___________________________
№ | Разделы | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Ребенок в семье и сообществе | Формирование основ безопасности | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | ||||||||||||||||||||||||
Умеет самост оятельно объеди няться для совместной игры и труда, занима ться самост оятельно выбран ным делом, догова риваться, помогать друг другу | Может дать нравств енную оценку своим и чужим поступкам Знает и соблюдает правила поведен ия в обществ енных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослы ми и сверстниками | Сфор мирован интерес к учебной деятел ьност и и желание учиться в школе развит а иници ативн ость, ответс твенность | Умеет самостоя тельно и своеврем енно готовить материалы и пособия к занятию, без напомина ния убирать свое рабочее место, выполнят ь обязанно сти по столовой, занятиям, уголку природы | Сформи рованы трудовые навыки, желание участво вать в коллект ивном труде | Умеет пользов аться столовыми прибора ми, правильно вести за столом, следит за своим внешним видом, замечает и устраняет непорядок | Имеет предст авления о семье и ее истории, об их профе ссиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родит елей | Имеет гендерные представ лени я о себе, о перспективе развития личности | Имеет предст авления о родной стране , о родно м крае, госуда рственных праздниках | Имеет предст авления об окруж ающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятел ьности | Знает правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге | Знает правила обращения с бытовым и предмета ми, правила безопасн ости безопасн ого поведения во время игр в разное время года | Знаком с правилам и поведения на природе, с Красной книгой, явлениям и неживой природы | ||||||||||||||||||
Ф.И. ребенка | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
Всего детей: | ||||||||||||||||||||||||||||||
высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Всего % | ||||||||||||||||||||||||||||||
высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |