Мониторинг развития ребенка с уо

Равиля Темирбулатова
Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости
Выступление на тему «Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» 8 декабря в г. Красноярске в рамках III Краевого педагогического Форума «Ведение ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО: от теории к практике».
В моей практике я столкнулась с новой категорией детей – это учащиеся с тяжёлой степенью умственной отсталости. Поэтому сначала кратко представлю особенности данной категории детей для того, чтобы вы чётко понимали трудоёмкость работы с ними. У детей с тяжёлым нарушением интеллекта грубо нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, эмоционально-волевая сфера. Для них характерно поверхностное глобальное восприятие, они не анализируют, не сравнивают, не сопоставляют с другими объектами, но обиходные и привычные предметы воспринимать могут и достаточно хорошо. Внимание их трудно привлечь, оно слабоустойчиво, легко отвлекаются. Привлечение внимания возможно с помощью ярких новых предметов или игрушек, но длительное сосредоточение невозможно. Произвольное внимание практически не развито. Логическая и механическая память также не развиты. Бывают случаи гипертрофированной механической памяти, они способны запомнить большой объём материала и воспроизвести его, не осознавая смысла собственных высказываний. Особенно недоразвитие проявляется в особенностях их мышления: перенос полученных знаний и умений, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения жизненных задач, обобщение, понимание причинно-следственных зависимостей – всё это непреодолимые трудности для данной категории детей. Некоторые дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст не в состоянии. Могут овладеть порядковым счётом, но при решении задач с трудом удерживают в памяти условие, не могут установить нужных смысловых связей. Появление речи обычно очень сильно запаздывает, у многих к 6-7 годам. Иногда хорошая механическая память приводит к феномену кажущейся «богатой» речи, но такая речь не осмысливается ребёнком, носит «попугайный» характер. Нарушениям подвержена эмоционально-волевая сфера непосредственными импульсивными реакциями на внешние впечатления, поддаются внушению, бурно проявляют свою радость, часто обижаются, вспыльчивы, с проявлениями агрессии. Но могут быть вялыми, заторможенными, со стереотипными эмоциональными реакциями. Это зависит от типа нервной системы. Способность к общению минимальна: контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, самостоятельно контакт не инициирует, может проявлять негативизм или пассивно подчиняться, интерес к действиям взрослого, как правило, не проявляет, положительно реагирует на ласку и поощрение в форме сладостей, игрушек (Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003г).
Занимаясь, с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости сложно увидеть динамику успеваемости и развития. К решению данной проблемы я решила подойти совместно с узкими специалистами (психолог, логопед, дефектолог, составив мониторинг коррекционно-развивающей работы, который состоит из трёх динамических листов. Мониторинг был составлен для решения проблемы оценивания и прогнозирования коррекционно-развивающей работы узких специалистов.
Я использовала в своей деятельность восемь базовых критериев и модифицировала их для данной категории детей. Разбила их на 3 уровня развития: низкий, средний, высокий. При необходимости критерии можно менять или уменьшить, всё зависит от уровня развития ребёнка. У каждого специалиста свой динамический лист, свои специфические критерии, где уровни и количество их совпадают, и динамические листы друг друга взаимодополняют, так как время обследования ребёнка ограничено его особенностями развития – быстрая утомляемость, расторможенность, неусидчивость. Максимально за первый и второй годы обучения ребёнок должен набрать до 16 баллов. Мониторинг проводится 2-3 раза в течение учебного года в зависимости от темпа развития ребёнка. По окончанию года динамические листы дополняются графиком динамики коррекционно-развивающей работы узких специалистов и прилагается к основным документам сопровождения ребёнка.
Мониторинг оценивания успеваемости и качества выполненной работы в образовательном учреждении всегда будет актуальным, так как в процессе обучения и коррекции мы всегда сравниваем и оцениваем, устанавливаем определённые критерии и уровни развития, ежедневно с этим сталкиваясь. Представленный мною мониторинг через динамические листы узких специалистов помогает:
1. Устанавливать четкие задачи коррекционной работы с учащимся.
2. Выделить сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе.
3. Отслеживать динамику развития ученика и результативность психолого-педагогической работы специалистов.
4. Своевременно фиксировать проблемы учащихся при усвоении коррекционно-развивающей программы и корректировать её.
5. Зрительно увидеть динамику развития, пусть и незначительную.
В начале 2016 года я презентовала разработанный мониторинг оценивания на школьном методическом объединении учителей коррекционной педагогике и в дальнейшем апробировала.
Далее в презентации представлен подробный динамический лист наблюдения педагога-психолога и бланки логопеда, дефектолога, а также график мониторинга за 2015-2016 учебного года по конкретному ребёнку.
Источник
Цель: выявить уровень сформированности познавательной деятельности обучающегося.
Критерии формирования умений и навыков по видам деятельности
5 баллов – Полное соответствие программным требованиям, самостоятельное выполнение заданий.
4 балла – Соответствие программным требованиям, самокоррекция после стимулирующей помощи.
3 балла – Неполное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи.
2 балла – Частичное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи.
1 балл – Фрагментарное усвоение ЗУНов, принятие направляющей помощи.
0 баллов – Неусвоение ЗУНов, невыполнение заданий, отказ от заданий, смысловая неадекватность.
Карта формирования умений и навыков по ППД
Карта формирования умений и навыков по самообслуживанию
Умение надевать одежду правильно
Умение застегивать пуговицы
Умение застегивать молнию
Умение шнуровать ботинки
Умение надевать обувь
Умение надевать верхнюю одежду
Умение прибирать снятую одежду
Умение называть и различать предметы необходимые для приема пищи
Умение мыть руки
Умение правильно пользоваться ложкой, вилкой
Умение убирать за собой посуду
Умение самостоятельно ходить в туалет
Умение не мешать окружающим криком шумом
Карта формирования умений и навыков по трудовой деятельности
ЗУН
1ч
2ч
3ч
4ч
Умение правильно сидеть за партой
Умение соблюдать порядок на рабочем месте
Участие коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя
Повторение за учителем анализа образца изделия
Умение ориентироваться на листе бумаги (верх- низ)
Умение ориентироваться на листе бумаги (лево- право)
Правильное расположение листа бумаги, материалов на рабочей плоскости.
Показ основных геометрических форм
Называние основных геометрических форм
Сгибание и разгибание бумаги
Разрывание бумаги по прямым линиям.
Умение держать ножницы
Резание ножницами по прямой линии
Резание ножницами по ломаной линии
Резание ножницами по дугообразной линии
Вырезание простых геометрических фигур
Сплющивание, скатывание пластилина
Прилаживание, соединение деталей из пластилина
Связывание ниток узлом
Наматывание ниток в клубок
Карта формирования умений и навыков по развитию речи
1
ч
2
ч
3
ч
4
ч
Умение называть свое имя
Умение называть свою фамилию
Умение называть имена одноклассников
Умение при произнесении имени показывать учеников своего класса
Знать название реальных предметов (школьные принадлежности)
Знать название реальных предметов (обстановка в классе)
Уметь повторять фразы, обозначающей просьбу и действие
Уметь выполнять просьбу и действие
Уметь проговаривать вслед за учителем чистоговорки
Уметь высказываться предложением, состоящим из 1 слова
Уметь высказываться предложением, состоящим из 2 слов
Уметь высказываться распространенными предложениями
Уметь понимать смысл коротких простых сюжетов (сказок, потешек)
Уметь воспроизводить короткие простые сюжеты
Уметь соотносить игрушки и их названия
Уметь называть части тела у себя (руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.)
Уметь называть части тела у товарища
Умение высказывать элементарные наблюдения за погодой
Умение высказывать элементарные наблюдения за живой природой
Уметь самостоятельно рассказывать об увиденном
Карта формирования математических ЗУНов
1
ч
2
ч
3
ч
4
ч
Умение слушать учителя (родителей)
Умение выполнять инструкцию учителя (родителей)
Знать формы (круглый, квадратный, треугольный)
Знать цвета
Уметь показывать предметы разных цветов
Знать размеры: большой маленький
Уметь ориентироваться на листе бумаги: верх-низ
Уметь ориентироваться на листе бумаги: начало- конец строки
Уметь определять положение предметов в пространстве (в, на, близко, далеко)
Знать временные представления (утро, день, вечер, ночь)
Знать количества: один
Знать количества: много
Знать количества: ни одного
Уметь держать ручку, карандаш
Уметь обводить по шаблону геометрические фигуры
Уметь обводить по трафарету геометрические фигуры
Уметь штриховать
Уметь штриховать в заданном направлении
Уметь рисовать геометрические фигуры по точкам
Знать геометрические формы (квадрат, круг, треугольник)
Карта формирования ЗУНов по чтению
1
ч
2
ч
3
ч
4
ч
Уметь различать звуки окружающей действительности
Уметь называть звуки окружающей действительности
Уметь участвовать в играх с движениями, направленных на восприятие звуков речи
Уметь выполнять упражнения для артикуляции по подражанию
Уметь выполнять упражнения для артикуляции по словесной инструкции
Уметь произносить гласные
Уметь произносить свистящие согласные
Уметь произносить шипящие согласные
Уметь произносить соноры
Повторение за учителем предложений из 2 слов
Повторение за учителем предложений из 3-4 слов
Повторение за учителем сложного предложения.
Повторение за учителем коротких стихов (по строчкам)
Самостоятельное воспроизведение коротких стихов
Деление предложений на слова
Составление предложений из заданных слов
Выделение заданных гласных звуков из ряда звуков
Выделение заданных согласных звуков из ряда звуков
Выделение заданных гласных звуков из слова
Выделение заданных согласных звуков из слова
Карта формирования ЗУНов по письму
1
ч
2
ч
3
ч
4
ч
Умение правильно сидеть за партой
Умение вставать и садиться на уроке по просьбе педагога
Умение слушать педагога
Умение выполнять простые инструкции педагога
Умение выполнять сложные (двухступенчатые) инструкции педагога
Умение держать карандаш, ручку
Умение соотносить контур предмета с реальным предметом
Умение узнавать предмет по контуру
Умение распознавать группы предметов, один — много
Умение узнавать заштрихованные предметы
Умение определять начало и конец строки
Умение определять верх и низ страницы
Умение показывать цвета и предметы соответствующих цветов
Названия цветов (черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый)
Складывание разрезанных картинок из 2-3 частей
Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по показу
Умение выполнять упражнения для развития мелкой моторики по словесной инструкции
Обводка по шаблону, по трафарету
Штриховка внутри контура
Умение проводить линии (прямую, волнистую, ломаную)
Карта формирования ЗУНов по рисованию
1
ч
2
ч
3
ч
4
ч
Рисование прямых линий по показу
Рисование прямых линий по слуховой инструкции
Рисование горизонтальных прямых линий по показу
Рисование горизонтальных прямых линий по образцу
Рисование вертикальных прямых линий по показу
Рисование вертикальных прямых линий по образцу
Рисование дугообразных линий
Рисование замкнутых круговых линий
Рисование предметов разной величины (большой — маленький)
Рисование предметов разной величины (длинный- короткий)
Рисование предметов разной величины (толстый- тонкий)
Рисование предметов разной величины (высокий, низкий)
Рисование по показу предметов круглой формы
Рисование по показу предметов овальной формы
Рисование по показу предметов квадратной формы
Рисование по опорным точкам (домик)
Рисование по клеткам геометрических фигур
Рисование по шаблону геометрических фигур
Рисование по трафарету
Штриховка
Карта формирования умений и навыков (Еда, одевание, физиологические потребности)
I
II
III
IV
Умение мыть руки перед едой
Эстетический приём пищи
Умение накрывать на стол
Использование столовых приборов (ложка, вилка)
Умение пользоваться столовым ножом
Умение различать и называть посуду
Умение убирать за собой посуду
Умение правильно надевать одежду
Умение выбора одежды в зависимости от погоды.
Умение выбора одежды в зависимости от времени суток
Умение выбора одежды в зависимости от ситуации
Умение застёгивать пуговицы, молнию
Умение надевать обувь
Умение шнуровать ботинки
Умение прибирать снятую одежду
Умение ухаживать за одеждой (чистка, хранение)
Умение ухаживать за обувью
Умение пользоваться туалетом
Сообщение о сигналах, поступающих от тела ( голод, жажда)
Сообщение о сигналах, поступающих от тела (боль, её локализация)
Карта формирования практических умений и навыков
Карта формирования умений и навыков (Я как член семьи, ученик, потребитель)
Карта формирования ЗУНов (Я и окружающий мир. Я и природа, я и культура)
Мои особенности, умения, подготовка и навыки, позволяющие мне познавать мир и функционировать в нём. (Восприятие, сенсорная интеграция, мышление, общение)
Передача невыбранной информации
Подражение деятельности взрослых
Высказывание речевых сообщений и их передача с помощью знаков, символов
Понимание простых предложно-падежных инструкций
Использует в своей речи вопросы
Карта формирования умений и навыков. (Я как член семьи, ученик, потребитель)
Карта формирования умений и навыков
Я с самим собой (Личная гигиена, самоориентация, моё здоровье)
Источник
Ф. И. ребенка ____________________________________________________
Направления развития ребенка
Н.Г
С.Г.
К.Г
1
Социально- коммуникативное развитие:
знает свой возраст, имя, фамилию;
имеет элементарные сведения о своей семье: о родственниках, родственных связях
внутри семьи;
адекватно ведет себя в в знакомой и незнакомой ситуациях;
проявляет доброжелательность к знакомым и незнакомым людям;
выражает чувства — радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии
с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;
приветлив, здоровается и прощается с взрослыми и сверстниками;
охотно выполняет поручения взрослых, предлагает свою помощь;
бережно и аккуратно относится к своим вещам и игрушкам, использует их по назначению;
соблюдает правила в играх и совместной деятельности, умеет уступать;
участвует в знакомых сюжетно- ролевых играх («Семья», «Магазин», «Больница», «Почта», «Аптека»);
передаёт в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;
участвует в играх- драматизациях ;
положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, уважает труд взрослых;
Уровень
2
Воспитание самостоятельности в быту, ручной труд
самостоятельно одевается и раздевается;
самостоятельно складывает и вешает одежду;
самостоятельно и аккуратно моет руки (после пользования туалетом, по мере загрязнения), правильно пользуется мылом и полотенцем;
при кашле, чихании отворачивается, прикрывает рот;
опрятен, следит за своим внешним видом;
умеет пользоваться ложкой, вилкой;
выходя из-за стола, задвигает стул;
умеет ухаживать за растениями в уголке природы;
добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой, с помощником
воспитателя — по занятиям;
убирает на место игрушки, строительный материал;
вместе с воспитателем охотно поддерживает чистоту и порядок на участке и в группе (подметает дорожки, расчищает снег, моет игрушки и т.д.);
выполняет элементарные, знакомые поделки из материала, бумаги, ткани;
выполняет коллективные работы из природного и бросового материала;
доводит начатую работу до конца;
Уровень
Уровень социально-коммуникативного развития
3
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
выполняет по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;
находит своё место в шеренге по сигналу;
согласовывает темп ходьбы со звуковым сигналом;
ходит и бегает с изменением направления- змейкой, по диагонали;
ходит по наклонной гимнастической доске;
прыгает на двух ногах и на одной;
лазает вверх и вниз по гимнастической стенке, перелезает на соседний пролет стенки;
бросает и ловит мяч;
попадает в цель с расстояния 5 м.
Формирование представлений о здоровом образе жизни
выполняет основные гигиенические навыки;
выполняет комплекс утренней зарядки;
имеет элементарные представления о роли солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека;
использует приемы самомассажа пальцев рук, кистей и стоп эластичным кольцом, эластичной пружинистой палочкой (су-джок);
играет в сюжетные подвижные игры: «Кот и мыши»,«Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «День и ночь», «Гуси-гуси», «Лисы в курятнике»;
Уровень
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Формирование продуктивных видов детской деятельности
Конструирование
конструирует, создает постройку: — по образцу (5-7 деталей)
— по графической схеме
— по представлению
конструирует из палочек предметные изображения и геометрические фигуры;
складывает разрезную картинку из 4-6 частей с предметным и сюжетным изображением;
умеет элементарно планировать свою работу и отчитываться о ней;
Уровень
Рисование
проявляет положительное отношение к занятиям по рисованию;
располагает рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине);
правильно захватывает карандаш, фломастер, кисть, мелки;
закрашивает лист бумаги кистью, тампонами из поролона, губкой круговыми, вертикальными и горизонтальными движениями
умеет рисовать округлые и угловатые формы
владеет приемами: — примакивания
— тычков
— рисование концом кисти
— рисование всей кистью
— наращивание объема
умеет рисовать сюжет в заданной теме
даёт оценку своим работам и работам сверстников;
Уровень
Лепка
проявляет интерес к лепке.
умет лепить предметы округлых форм: — по натуре
— по представлению
владеет приемами: — оттягивание
— сплющивание
— вытягивание
— расплющивание
— вдавливание
— круговой налеп
— скатывание комка прямыми и круговыми движениями
умеет лепить комбинированным способом
умеет лепить из целого куска
умеет планировать этапы и последовательность работы
лепит предметы по образцу, словесной инструкции;
даёт элементарную оценку своей работе и работам сверстников;
передаёт в лепных поделках основные свойства и отношения предметов (форма, цвет, пространственные отношения);
Уровень
Аппликация
умеет составлять узор по образцу: в полоске, круге, в квадрате;
умеет составлять предметную аппликацию:- по образцу
— по представлению (без наглядного подкрепления)
умеет работать ножницами: (резать по прямой, срезать углы квадрата, резать квадрат по диагонали)
умеет ориентироваться на листе бумаги и называет части листа;
правильно располагает аппликацию на листе бумаги, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого;
проявляет интерес к занятиям аппликацией;
Уровень
УРОВЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
О-оптимальный – 4 б.
Т-тревожный – 2 б. Дефектолог _______________
К-критический – 1 б.
Кт-катастрофический – 0 б. Воспитатель ______________________________________
Источник