Мониторинг развития ребенка раннего возраста
Оксана Терёшина
Мониторинг педагогического процесса первой группе раннего возраста в соответствии с ФГОС до
Инструментарий педагогического мониторинга в группе раннего возраста (1,5-2 года)
Инструментарий педагогического мониторинга представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые воспитатель может использовать для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.
В период проведения педагогического мониторинга данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности.
Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
— наблюдение;
— проблемная (диагностическая) ситуация;
— беседа.
Формы проведения педагогического мониторинга:
— индивидуальная;
— подгрупповая;
— групповая.
Социально-коммуникативное развитие
1.Проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам Наблюдение за ребенком в самостоятельных играх.
Педагог фиксирует умение ребенка сосредоточенно играть с игрушками. Умение спокойно играть рядом с другими детьми.
5баллов- проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам
3 балла — не всегда проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам
0 баллов — не проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам
2.Владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с окружающими (не мешает, не причиняет боль) Создание игровой ситуации: «Мы вместе строим дом» или «Мы вместе едем на машине»
5 баллов — владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с окружающими
3 балла — следует элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими только с помощью взрослого
0 балл — не владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с окружающими
3.Подражает игровым действиям взрослого и сверстников. Проявляет игровую инициативу Игра «Доктор», «Едем на автобусе» и др.
5 баллов — подражает игровым действиям взрослого и сверстников. Проявляет игровую инициативу
4 балла — подражает игровым действиям взрослого и сверстников.
3 балла- иногда подражает игровым действиям взрослого и сверстников
2 балла — действует с помощью взрослого
0 балл — не подражает игровым действиям взрослого и сверстников. Не проявляет игровую инициативу
4. Обращается к взрослому с просьбой о помощи.
5. Знает своё имя.
6. Умеет правильно держать ложку, самостоятельно принимает пищу Педагог дает оценку в процессе наблюдений за режимным моментом — приемом пищи.
5 балла — умеет правильно держать ложку,
самостоятельно принимает пищу.
4 балла- умеет правильно держать ложку,
самостоятельно принимает густую пищу.
3 балла — принимает пищу самостоятельно выборочно
2 балла- принимает пищу с помощью взрослого
0 балл — навык не сформирован
7.Умеет умываться, вытирать лицо и руки личным полотенцем (с помощью взрослого) Педагог дает оценку в процессе наблюдений за режимным моментом — умывание.
5 балла — умение сформировано.
4 балла — моет руки после напоминания взрослого, вытирается сам
3 балла- с небольшой помощью взрослого моет руки, вытирается сам после напоминания взрослого
2 балла— моет руки после напоминания взрослого, с помощью взрослого вытирает руки
0 балл — умение не сформировано
8.Имеет навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка)
Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком во всех режимных моментах в течение дня.
5 балла — имеет навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка)
4 балла — пользуется носовым платком, салфеткой по подсказке взрослого
3 балла- пользуется носовым платком, салфеткой по неоднократной подсказке взрослого
2 балла- позволяет взрослому вытереть нос
0 балл — умение не сформировано.
9.Сообщает о своих физиологических потребностях Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком во всех режимных моментах в течение дня
5 баллов — сообщает о своих физиологических потребностях
4 балла — практически всегда сообщает о своих физиологических потребностях
3балла-сообщает только о некоторых физиологических потребностях
2 балла- садится на горшок только после напоминания взрослого
0 балл — не сообщает о своих физиологических потребностях
10.Одевается и раздевается при небольшой помощи взрослого Педагог дает оценку в процессе наблюдений за режимным моментом — одевание и раздевание до и после сна, на прогулку
5 баллов — одевается и раздевается самостоятельно
4 балла — одевается и раздевается самостоятельно, при небольшой помощи взрослого, складывает одежду с помощью взрослого
3 балла — одевается и раздевается при небольшой помощи взрослого, складывает одежду с помощью взрослого
2 балла — одевается и раздевается только с помощью взрослого
0 балл — умение не сформировано
11.Помогает поддерживать порядок в игровой комнате, расставляет игровой материал по местам Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком в режимном моменте (игровой деятельности) в течение дня
Практическая ситуация «Кубики рассыпались»
Воспитатель специально рассыпает кубики, которые несет на подносе. Говорит с огорчением: «Ах! Я поскользнулась! Ой, все кубики рассыпала! Кто же мне поможет?»
5 балла — самостоятельно убирает игрушки на места, наводит порядок игровой комнате
4 балла- наводит порядок после напоминания
3 балла- наводит порядок только совместно со взрослым
2 балла — редко помогает
0 балл — не помогает поддерживать порядок в игровой комнате
12. Различает и называет некоторые трудовые действия (моет посуду, водит машину, лечит и т. д.) Дидактическое упражнение «Расскажи, что
делает»
Задание:
— Понаблюдать за действиями младшего воспитателя и назвать некоторые трудовые действия (моет посуду, приносит еду, накрывает на стол, меняет полотенца и др.)
5 баллов- различает и называет трудовые действия
4балла-различает и показывает трудовые действия
3 балла- различает и показывает трудовые действия с помощью взрослого
2 балла — различает и называет некоторые трудовые действия с помощью взрослого
0 балла — не различает и не называет трудовые действия
13. Соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Знает понятия «можно, нельзя, опасно» Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком во всех режимных моментах в течение дня
5 баллов — соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Понимает значение слов «можно, нельзя, опасно».
4 балла — практически всегда соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Понимает слова «можно, нельзя, опасно».
3 балла-соблюдает правила безопасного поведения после напоминания взрослого. Понимает слова «можно, нельзя, опасно».
2 балла — не всегда соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Иногда не понимает слова «можно, нельзя, опасно».
0 балл — не соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами, не понимает слова «можно, нельзя, опасно».
14. Бережно относится ко всему живому, не рвет цветы, не ходит по газонам, не обижает животных.
15. Ориентируется в помещении группы, на участке.
Познавательное развитие
1.Различает количество предметов (один, много) Д/и «Яблоки для зайчат и ежика»; Поручение — разложи овощи по корзинам.
5 баллов — самостоятельно различает количество предметов
4 балла- ребенок различает количество предметов самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
3 балла- различает количество предметов по наводящим вопросам взрослого
2 балла — ребенок различает количество предметов самостоятельно только с помощью взрослого
0 балл — не различает количество предметов
2. Различает и называет 4 цвета Вопросы: Какого цвета карандаш (снег, дорожка и т. д.);
Дигра «Разложи по цвету»
5 баллов — различает и называет цвета, самостоятельно может разложить предметы по цвету
4 балла- различает и показывает 4 цвета, самостоятельно может разложить предметы по цвету
3 балла-
2 балла — различает и называет цвета только с помощью взрослого
0 балл — не различает и не называет цвета
3. Различает предметы по величине Д/у «Найди домик»
Цель игры: Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
5баллов — самостоятельно различать предметы по величине
4 балла- ребенок различает величину предметов самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
3 балла- различает количество предметов по наводящим вопросам взрослого
2 балла — ребенок различает величину предметов самостоятельно только с помощью взрослого.
0 балл — не различает количество предметов
4. Составляет разрезные картинки из 2 частей
5баллов — самостоятельно выполняет задание
4 балла- без подбора выполняет задание с 1,2 ошибками
3 балла- выполняет задание по словесной инструкции воспитателя
2 балла — выполняет задание только с помощью взрослого
0 баллов — не выполняет задание
5.Соотносит плоскостные фигурки с отверстиями дидактической коробки
5 баллов — самостоятельно без подбора выполняет задание
4 балла- без подбора выполняет задание с 1 ошибкой
3 балла- задание по словесной инструкции воспитателя
2 балла — выполняет задание только с помощью взрослого
0 баллов — не выполняет задание
6. Умеет последовательно собирать, разбирать, складывать пирамид матрешки, вкладыши Инструкции педагога:
— собери пирамидку — каждый раз выбирай самое большое кольцо
Аналогично проводится работа с вкладышами.
— собирая матрешку, нужно
брать маленькую матрешку, вкладывать последующую маленькую и т. д.
5баллов — собирает и разбирает пирамидки, матрешки самостоятельно
4 балла- собирает и разбирает пирамидки, матрешки, вкладыши с небольшой помощью взрослого
3 балла-
2 балла — собирает и разбирает пирамидки, матрешки и т. д. только с помощью взрослого
0 баллов — не собирает и не разбирает пирамидки, матрешки и т. д.
7. Различает и называет расположение предметов относительно своего тела: рядом, далеко, впереди, сзади Вопросы: Кто стоит рядом с тобой? Где зайка? Мишка?
5 баллов — различает и называет расположение предметов относительно своего тела самостоятельно
4 балла- различает и показывает расположение предметов относительно своего тела самостоятельно
3 балла- различает и называет расположение предметов относительно своего тела с незначительной помощью взрослого
2 балла — различает и называет расположение предметов относительно своего тела только со значительной помощью взрослого
0 баллов — не различает и не называет расположение предметов относительно своего тела
8. Различает людей по принадлежности к определенному полу, возрасту
Рассматривание куклы — девочки и куклы — мальчика:
-покажи куклу-девочку (мальчика,
-почему ты думаешь, что это девочка (мальчик?
-ты девочка или мальчик?
-а Таня кто? Миша кто?
Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением семьи.
-расскажи, кто на фотографии,
-скажи, кто старше — дедушка или папа, или ты?
5баллов — различает и называет людей по половой принадлежности самостоятельно
4 балла — различает и показывает людей по половой принадлежности самостоятельно
3 балла- различает и показывает людей по половой принадлежности с незначительной помощью взрослого
2 балла — различает только с помощью взрослого
0 балл — не различает людей по половой принадлежности
9. Различает и называет части тела человека и животных Рассматривание картинок с изображением человека и животных.
Вопросы к детям:
— назови что это у девочки (указать на части тела,
— покажи, где у зайки уши, лапы, хвост;
— назови, что это? (указать на части тела кошки, зайца).
5 баллов — различает и называет части тела человека и животных самостоятельно
4 балла- различает и показывает части тела человека и животных самостоятельно
3 балла- различает и показывает части тела человека и животных с незначительной помощью взрослого
2 балла — различает и называет части тела человека и животных только с помощью взрослого
0 балл — не различает и не называет части тела
10. Узнает на картинке, в игрушках домашних, диких животных и их детенышей и называет их. Д/игра «Покажи и назови»
5 баллов — различает и называет домашних и диких животных самостоятельно
4 балла- различает и показывает домашних и диких животных самостоятельно
3 балла- различает и показывает домашних и диких животных с незначительной помощью взрослого
2 балла — различает и называет или показыает домашних и диких животных только с помощью взрослого
0 балл — не различает и не называет домашних и диких животных
11. Различает по внешнему виду овощи и фрукты, называет их Д/игра «Овощи, фрукты»
5 баллов — различает и называет овощи и фрукты самостоятельно
4 балла- различает и показывает овощи и фрукты самостоятельно
3 балла- различает и показывает овощи и фрукты с незначительной помощью взрослого
2 балла — различает и называет или показывает овощи и фрукты только с помощью взрослого
0 балл — не различает и не называет овощи и фрукты
12. Имеет простейшие представления о сезонных изменениях в природе
5 баллов — различает и называет времена года самостоятельно
4 балла- различает и показывает времена года самостоятельно
3 балла- различает и показывает времена года с незначительной помощью взрослого
2 балла — различает и называет или показывает времена года только с помощью взрослого
0 балл — не различает и не называет времена года
Речевое развитие
1 Называет свое имя, знает имена окружающих взрослых и детей Вопросы: Как тебя зовут? Как зовут брата, сестру?
Позови своего друга?
5 баллов — называет свое имя окружающим хорошо
4 балла- называет свое имя окружающим отдельным слогом
3 балла- называет свое имя только знакомым взрослым
2 балла — повторяет свое имя за взрослым
0 балл — не называет свою фамилию, имена окружающих
2 Произносит несложные фразы, предложения из 2-4 слов
5баллов — произносит несложные фразы, предложения из 3-4 слов самостоятельно и четко
4 балла- произносит несложные фразы, предложения из 3-4 слов самостоятельно отдельными слогами
3 балла- произносит несложные фразы, предложения из 2 слов отдельными слогами
2 балла — повторяет фразы за взрослым
0 балл — не общается
3 Употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия Д/игры «Кто что делает», «Кто (что)это», «Какой?»
5 баллов — употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия
4 балла — употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия с помощью взрослого
3балла- употребляет в речи существительные, глаголы
2 балла- употребляет в речи существительные, глаголы только с помощью взрослого
0 балл — не употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия
4 Отвечает на простейшие (Что,Кто) и более сложные вопросы (Во что одет, Какой, Куда). Рассматривание сюжетной картины из серии Гербовой В. В.
Вопросы: Кто (что) это? Во что одет? Какой мячик? Куда положил салфетки? Куда залез муравей?
5 баллов — отвечает на сложные вопросы самостоятельно
4 балла- отвечает на простейшие вопросы самостоятельно
3 балла- отвечает на простейшие и более сложные вопросы с помощью взрослого
2 балла — отвечает на простейшие вопросы с помощью взрослого
0 баллов — не отвечает на простейшие и более сложные вопросы
5 Умеет по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение Задания: Принеси красный мяч; Маленькую (большую)машину;
-где живут куклы?
-куда нужно убрать кубики?
5баллов — находит предметы по определенным свойствам самостоятельно без ошибок
4 балла- находит предметы по определенным свойствам с 1,2 ошибками
3 балла- находит предметы по наводящим вопросам
2 балла — находит предметы с помощью взрослого
0 балл — умение не сформировано
6 Договаривает слова, фразы при чтении воспитателем
5баллов — договаривает фразы сказок самостоятельно
4балла- договаривает фразы сказок с незначительной помощью взрослого
3 балла- договаривает фразы сказок с помощью взрослого
2 балла — редко договаривает фразы сказок
0баллов — не договаривает фразы
7 Читает стихи (с помощью взрослого) Задание: послушай стихотворение, повторяй за мной; почитай стихотворение
5баллов — запоминает и читает стихи самостоятельно
4балла- запоминает и читает стихи самостоятельно с незначительной помощью взрослого
3 балла- читает стихи только с помощью взрослого
2 балла — редко запоминает и читает стихи
0баллов — не запоминает, не знает наизусть ни одного стихотворения
8 Слушает и понимает короткие, доступные по содержанию сказки, потешки. 5баллов — внимательно слушает сказки
4балла- слушает внимательно только знакомы сказки
3 балла- слушает только короткие сказки
2 балла — редко слушает сказки
0баллов — не слушает чтение сказок
9 Сопровождает чтение показом картинок, игрушек. 5баллов — внимательно слушает сказки, самостоятельно показывает подходящие картинки
4балла- внимательно слушает сказки, самостоятельно показывает подходящие картинки с небольшими ошибками
3 балла- показывает с помощью взрослого
2 балла — редко показывает картинки
0баллов — не показывает
10 Имитирует звуки и движения персонажей А. Барто «Кто как кричит?»
Скажи, как поет петушок? мычит корова? И т. д.
Какой у петушка гребешок?
Кто клюет зернышки?
5 баллов — произносит звукоподражания, фразы, предложения из 4 слов
2 балла — произносит звукоподражания, фразы, предложения из 2-4 слов с помощью взрослого
0 баллов — не произносит звукоподражания, несложные фразы, предложения
Художественно-эстетическое развитие
1 Различает и называет детали строительного материала Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их. — Как называются детали постройки? (кубик,кирпичик)
5 баллов — различает и называет детали строительного материала
4 баллов- различает и показывает детали строительного материала
3 балла — различает и называет детали строительного материала по наводящим вопросам взрослого
2 балла- различает и показывает детали строительного материала с помощью воспитателя
0 баллов — с заданием не справляется
2 Сооружает элементарные построй прикладыванием, накладыванием; выражает желание строить что-то самостоятельно Задание: «Мебель для кукол»
Построить мебель для кукол, используя предложенные детали, обыграть постройку.
5 баллов -самостоятельно сооружает элементарные постройки. выражает желание строить что-то самостоятельно
4 балла- с небольшой помощью взрослого сооружает постройки, обыгрывает их
3 балла- со значительной помощью взрослого сооружает постройки, обыгрывает их
2 балла — с помощью взрослого сооружает постройки, однако не может обыграть постройки
0 баллов — с заданием не справляется
3 Пользуется игрушками для обыгрывания построек Ситуация: «У матрешки нет дома» Задание: «Построй широкую дорогу для большой машины»
5 баллов — пользуется игрушками для обыгрывания построек самостоятельно
3 балла — с помощью взрослого пользуется игрушками для обыгрывания построек
0 балла — навык не сформирован
4 Использует в строительных играх природный материал (песок, вода, желуди, камешки и т. п.). Задание построим из песка «Угощение для гостей»
5 баллов — ребенок справляется с заданием самостоятельно
3 балла — с помощью взрослого сооружает постройки.
0 балл — с заданием не справляется
Источник