Мониторинг развития ребенка раннего возраста

Оксана Терёшина
Мониторинг педагогического процесса первой группе раннего возраста в соответствии с ФГОС до

Инструментарий педагогического мониторинга в группе раннего возраста (1,5-2 года)

Инструментарий педагогического мониторинга представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые воспитатель может использовать для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

В период проведения педагогического мониторинга данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности.

Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

— наблюдение;

— проблемная (диагностическая) ситуация;

— беседа.

Формы проведения педагогического мониторинга:

— индивидуальная;

— подгрупповая;

— групповая.

Социально-коммуникативное развитие

1.Проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам Наблюдение за ребенком в самостоятельных играх.

Педагог фиксирует умение ребенка сосредоточенно играть с игрушками. Умение спокойно играть рядом с другими детьми.

5баллов- проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам

3 балла — не всегда проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам

0 баллов — не проявляет дружелюбие, доброжелательность к сверстникам

2.Владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с окружающими (не мешает, не причиняет боль) Создание игровой ситуации: «Мы вместе строим дом» или «Мы вместе едем на машине»

5 баллов — владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с окружающими

3 балла — следует элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими только с помощью взрослого

0 балл — не владеет элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с окружающими

3.Подражает игровым действиям взрослого и сверстников. Проявляет игровую инициативу Игра «Доктор», «Едем на автобусе» и др.

5 баллов — подражает игровым действиям взрослого и сверстников. Проявляет игровую инициативу

4 балла — подражает игровым действиям взрослого и сверстников.

3 балла- иногда подражает игровым действиям взрослого и сверстников

2 балла — действует с помощью взрослого

0 балл — не подражает игровым действиям взрослого и сверстников. Не проявляет игровую инициативу

4. Обращается к взрослому с просьбой о помощи.

5. Знает своё имя.

6. Умеет правильно держать ложку, самостоятельно принимает пищу Педагог дает оценку в процессе наблюдений за режимным моментом — приемом пищи.

5 балла — умеет правильно держать ложку,

самостоятельно принимает пищу.

4 балла- умеет правильно держать ложку,

самостоятельно принимает густую пищу.

3 балла — принимает пищу самостоятельно выборочно

2 балла- принимает пищу с помощью взрослого

0 балл — навык не сформирован

7.Умеет умываться, вытирать лицо и руки личным полотенцем (с помощью взрослого) Педагог дает оценку в процессе наблюдений за режимным моментом — умывание.

5 балла — умение сформировано.

4 балла — моет руки после напоминания взрослого, вытирается сам

3 балла- с небольшой помощью взрослого моет руки, вытирается сам после напоминания взрослого

2 балла— моет руки после напоминания взрослого, с помощью взрослого вытирает руки

0 балл — умение не сформировано

8.Имеет навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка)

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком во всех режимных моментах в течение дня.

5 балла — имеет навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка)

4 балла — пользуется носовым платком, салфеткой по подсказке взрослого

3 балла- пользуется носовым платком, салфеткой по неоднократной подсказке взрослого

2 балла- позволяет взрослому вытереть нос

0 балл — умение не сформировано.

9.Сообщает о своих физиологических потребностях Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком во всех режимных моментах в течение дня

5 баллов — сообщает о своих физиологических потребностях

4 балла — практически всегда сообщает о своих физиологических потребностях

3балла-сообщает только о некоторых физиологических потребностях

2 балла- садится на горшок только после напоминания взрослого

0 балл — не сообщает о своих физиологических потребностях

10.Одевается и раздевается при небольшой помощи взрослого Педагог дает оценку в процессе наблюдений за режимным моментом — одевание и раздевание до и после сна, на прогулку

5 баллов — одевается и раздевается самостоятельно

4 балла — одевается и раздевается самостоятельно, при небольшой помощи взрослого, складывает одежду с помощью взрослого

3 балла — одевается и раздевается при небольшой помощи взрослого, складывает одежду с помощью взрослого

2 балла — одевается и раздевается только с помощью взрослого

0 балл — умение не сформировано

11.Помогает поддерживать порядок в игровой комнате, расставляет игровой материал по местам Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком в режимном моменте (игровой деятельности) в течение дня

Практическая ситуация «Кубики рассыпались»

Воспитатель специально рассыпает кубики, которые несет на подносе. Говорит с огорчением: «Ах! Я поскользнулась! Ой, все кубики рассыпала! Кто же мне поможет?»

5 балла — самостоятельно убирает игрушки на места, наводит порядок игровой комнате

4 балла- наводит порядок после напоминания

3 балла- наводит порядок только совместно со взрослым

2 балла — редко помогает

0 балл — не помогает поддерживать порядок в игровой комнате

12. Различает и называет некоторые трудовые действия (моет посуду, водит машину, лечит и т. д.) Дидактическое упражнение «Расскажи, что

делает»

Задание:

— Понаблюдать за действиями младшего воспитателя и назвать некоторые трудовые действия (моет посуду, приносит еду, накрывает на стол, меняет полотенца и др.)

5 баллов- различает и называет трудовые действия

4балла-различает и показывает трудовые действия

3 балла- различает и показывает трудовые действия с помощью взрослого

2 балла — различает и называет некоторые трудовые действия с помощью взрослого

0 балла — не различает и не называет трудовые действия

13. Соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Знает понятия «можно, нельзя, опасно» Педагог дает оценку в процессе наблюдений за ребенком во всех режимных моментах в течение дня

5 баллов — соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Понимает значение слов «можно, нельзя, опасно».

4 балла — практически всегда соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Понимает слова «можно, нельзя, опасно».

3 балла-соблюдает правила безопасного поведения после напоминания взрослого. Понимает слова «можно, нельзя, опасно».

2 балла — не всегда соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами. Иногда не понимает слова «можно, нельзя, опасно».

0 балл — не соблюдает элементарные правила безопасного обращения с предметами, не понимает слова «можно, нельзя, опасно».

14. Бережно относится ко всему живому, не рвет цветы, не ходит по газонам, не обижает животных.

15. Ориентируется в помещении группы, на участке.

Познавательное развитие

1.Различает количество предметов (один, много) Д/и «Яблоки для зайчат и ежика»; Поручение — разложи овощи по корзинам.

5 баллов — самостоятельно различает количество предметов

4 балла- ребенок различает количество предметов самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

3 балла- различает количество предметов по наводящим вопросам взрослого

2 балла — ребенок различает количество предметов самостоятельно только с помощью взрослого

0 балл — не различает количество предметов

2. Различает и называет 4 цвета Вопросы: Какого цвета карандаш (снег, дорожка и т. д.);

Дигра «Разложи по цвету»

5 баллов — различает и называет цвета, самостоятельно может разложить предметы по цвету

4 балла- различает и показывает 4 цвета, самостоятельно может разложить предметы по цвету

3 балла-

2 балла — различает и называет цвета только с помощью взрослого

0 балл — не различает и не называет цвета

3. Различает предметы по величине Д/у «Найди домик»

Цель игры: Воспитывать умение различать предметы по величине.

Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

5баллов — самостоятельно различать предметы по величине

4 балла- ребенок различает величину предметов самостоятельно с небольшой помощью взрослого.

3 балла- различает количество предметов по наводящим вопросам взрослого

2 балла — ребенок различает величину предметов самостоятельно только с помощью взрослого.

0 балл — не различает количество предметов

4. Составляет разрезные картинки из 2 частей

5баллов — самостоятельно выполняет задание

4 балла- без подбора выполняет задание с 1,2 ошибками

3 балла- выполняет задание по словесной инструкции воспитателя

2 балла — выполняет задание только с помощью взрослого

0 баллов — не выполняет задание

5.Соотносит плоскостные фигурки с отверстиями дидактической коробки

5 баллов — самостоятельно без подбора выполняет задание

4 балла- без подбора выполняет задание с 1 ошибкой

3 балла- задание по словесной инструкции воспитателя

2 балла — выполняет задание только с помощью взрослого

0 баллов — не выполняет задание

6. Умеет последовательно собирать, разбирать, складывать пирамид матрешки, вкладыши Инструкции педагога:

— собери пирамидку — каждый раз выбирай самое большое кольцо

Аналогично проводится работа с вкладышами.

— собирая матрешку, нужно

брать маленькую матрешку, вкладывать последующую маленькую и т. д.

5баллов — собирает и разбирает пирамидки, матрешки самостоятельно

4 балла- собирает и разбирает пирамидки, матрешки, вкладыши с небольшой помощью взрослого

3 балла-

2 балла — собирает и разбирает пирамидки, матрешки и т. д. только с помощью взрослого

0 баллов — не собирает и не разбирает пирамидки, матрешки и т. д.

7. Различает и называет расположение предметов относительно своего тела: рядом, далеко, впереди, сзади Вопросы: Кто стоит рядом с тобой? Где зайка? Мишка?

5 баллов — различает и называет расположение предметов относительно своего тела самостоятельно

4 балла- различает и показывает расположение предметов относительно своего тела самостоятельно

3 балла- различает и называет расположение предметов относительно своего тела с незначительной помощью взрослого

2 балла — различает и называет расположение предметов относительно своего тела только со значительной помощью взрослого

0 баллов — не различает и не называет расположение предметов относительно своего тела

8. Различает людей по принадлежности к определенному полу, возрасту

Рассматривание куклы — девочки и куклы — мальчика:

-покажи куклу-девочку (мальчика,

-почему ты думаешь, что это девочка (мальчик?

-ты девочка или мальчик?

-а Таня кто? Миша кто?

Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением семьи.

-расскажи, кто на фотографии,

-скажи, кто старше — дедушка или папа, или ты?

5баллов — различает и называет людей по половой принадлежности самостоятельно

4 балла — различает и показывает людей по половой принадлежности самостоятельно

3 балла- различает и показывает людей по половой принадлежности с незначительной помощью взрослого

2 балла — различает только с помощью взрослого

0 балл — не различает людей по половой принадлежности

9. Различает и называет части тела человека и животных Рассматривание картинок с изображением человека и животных.

Вопросы к детям:

— назови что это у девочки (указать на части тела,

— покажи, где у зайки уши, лапы, хвост;

— назови, что это? (указать на части тела кошки, зайца).

5 баллов — различает и называет части тела человека и животных самостоятельно

4 балла- различает и показывает части тела человека и животных самостоятельно

3 балла- различает и показывает части тела человека и животных с незначительной помощью взрослого

2 балла — различает и называет части тела человека и животных только с помощью взрослого

0 балл — не различает и не называет части тела

10. Узнает на картинке, в игрушках домашних, диких животных и их детенышей и называет их. Д/игра «Покажи и назови»

5 баллов — различает и называет домашних и диких животных самостоятельно

4 балла- различает и показывает домашних и диких животных самостоятельно

3 балла- различает и показывает домашних и диких животных с незначительной помощью взрослого

2 балла — различает и называет или показыает домашних и диких животных только с помощью взрослого

0 балл — не различает и не называет домашних и диких животных

11. Различает по внешнему виду овощи и фрукты, называет их Д/игра «Овощи, фрукты»

5 баллов — различает и называет овощи и фрукты самостоятельно

4 балла- различает и показывает овощи и фрукты самостоятельно

3 балла- различает и показывает овощи и фрукты с незначительной помощью взрослого

2 балла — различает и называет или показывает овощи и фрукты только с помощью взрослого

0 балл — не различает и не называет овощи и фрукты

12. Имеет простейшие представления о сезонных изменениях в природе

5 баллов — различает и называет времена года самостоятельно

4 балла- различает и показывает времена года самостоятельно

3 балла- различает и показывает времена года с незначительной помощью взрослого

2 балла — различает и называет или показывает времена года только с помощью взрослого

0 балл — не различает и не называет времена года

Речевое развитие

1 Называет свое имя, знает имена окружающих взрослых и детей Вопросы: Как тебя зовут? Как зовут брата, сестру?

Позови своего друга?

5 баллов — называет свое имя окружающим хорошо

4 балла- называет свое имя окружающим отдельным слогом

3 балла- называет свое имя только знакомым взрослым

2 балла — повторяет свое имя за взрослым

0 балл — не называет свою фамилию, имена окружающих

2 Произносит несложные фразы, предложения из 2-4 слов

5баллов — произносит несложные фразы, предложения из 3-4 слов самостоятельно и четко

4 балла- произносит несложные фразы, предложения из 3-4 слов самостоятельно отдельными слогами

3 балла- произносит несложные фразы, предложения из 2 слов отдельными слогами

2 балла — повторяет фразы за взрослым

0 балл — не общается

3 Употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия Д/игры «Кто что делает», «Кто (что)это», «Какой?»

5 баллов — употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия

4 балла — употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия с помощью взрослого

3балла- употребляет в речи существительные, глаголы

2 балла- употребляет в речи существительные, глаголы только с помощью взрослого

0 балл — не употребляет в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия

4 Отвечает на простейшие (Что,Кто) и более сложные вопросы (Во что одет, Какой, Куда). Рассматривание сюжетной картины из серии Гербовой В. В.

Вопросы: Кто (что) это? Во что одет? Какой мячик? Куда положил салфетки? Куда залез муравей?

5 баллов — отвечает на сложные вопросы самостоятельно

4 балла- отвечает на простейшие вопросы самостоятельно

3 балла- отвечает на простейшие и более сложные вопросы с помощью взрослого

2 балла — отвечает на простейшие вопросы с помощью взрослого

0 баллов — не отвечает на простейшие и более сложные вопросы

5 Умеет по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение Задания: Принеси красный мяч; Маленькую (большую)машину;

-где живут куклы?

-куда нужно убрать кубики?

5баллов — находит предметы по определенным свойствам самостоятельно без ошибок

4 балла- находит предметы по определенным свойствам с 1,2 ошибками

3 балла- находит предметы по наводящим вопросам

2 балла — находит предметы с помощью взрослого

0 балл — умение не сформировано

6 Договаривает слова, фразы при чтении воспитателем

5баллов — договаривает фразы сказок самостоятельно

4балла- договаривает фразы сказок с незначительной помощью взрослого

3 балла- договаривает фразы сказок с помощью взрослого

2 балла — редко договаривает фразы сказок

0баллов — не договаривает фразы

7 Читает стихи (с помощью взрослого) Задание: послушай стихотворение, повторяй за мной; почитай стихотворение

5баллов — запоминает и читает стихи самостоятельно

4балла- запоминает и читает стихи самостоятельно с незначительной помощью взрослого

3 балла- читает стихи только с помощью взрослого

2 балла — редко запоминает и читает стихи

0баллов — не запоминает, не знает наизусть ни одного стихотворения

8 Слушает и понимает короткие, доступные по содержанию сказки, потешки. 5баллов — внимательно слушает сказки

4балла- слушает внимательно только знакомы сказки

3 балла- слушает только короткие сказки

2 балла — редко слушает сказки

0баллов — не слушает чтение сказок

9 Сопровождает чтение показом картинок, игрушек. 5баллов — внимательно слушает сказки, самостоятельно показывает подходящие картинки

4балла- внимательно слушает сказки, самостоятельно показывает подходящие картинки с небольшими ошибками

3 балла- показывает с помощью взрослого

2 балла — редко показывает картинки

0баллов — не показывает

10 Имитирует звуки и движения персонажей А. Барто «Кто как кричит?»

Скажи, как поет петушок? мычит корова? И т. д.

Какой у петушка гребешок?

Кто клюет зернышки?

5 баллов — произносит звукоподражания, фразы, предложения из 4 слов

2 балла — произносит звукоподражания, фразы, предложения из 2-4 слов с помощью взрослого

0 баллов — не произносит звукоподражания, несложные фразы, предложения

Художественно-эстетическое развитие

1 Различает и называет детали строительного материала Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их. — Как называются детали постройки? (кубик,кирпичик)

5 баллов — различает и называет детали строительного материала

4 баллов- различает и показывает детали строительного материала

3 балла — различает и называет детали строительного материала по наводящим вопросам взрослого

2 балла- различает и показывает детали строительного материала с помощью воспитателя

0 баллов — с заданием не справляется

2 Сооружает элементарные построй прикладыванием, накладыванием; выражает желание строить что-то самостоятельно Задание: «Мебель для кукол»

Построить мебель для кукол, используя предложенные детали, обыграть постройку.

5 баллов -самостоятельно сооружает элементарные постройки. выражает желание строить что-то самостоятельно

4 балла- с небольшой помощью взрослого сооружает постройки, обыгрывает их

3 балла- со значительной помощью взрослого сооружает постройки, обыгрывает их

2 балла — с помощью взрослого сооружает постройки, однако не может обыграть постройки

0 баллов — с заданием не справляется

3 Пользуется игрушками для обыгрывания построек Ситуация: «У матрешки нет дома» Задание: «Построй широкую дорогу для большой машины»

5 баллов — пользуется игрушками для обыгрывания построек самостоятельно

3 балла — с помощью взрослого пользуется игрушками для обыгрывания построек

0 балла — навык не сформирован

4 Использует в строительных играх природный материал (песок, вода, желуди, камешки и т. п.). Задание построим из песка «Угощение для гостей»

5 баллов — ребенок справляется с заданием самостоятельно

3 балла — с помощью взрослого сооружает постройки.

0 балл — с заданием не справляется

Источник