Мониторинг художественно эстетического развития ребенка
Елена Каргашилова
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ
В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного мониторинга? Помимо двигательной (физической) активности, результаты которой можно надежно измерить и сравнить, описать количественно и качественно, следует отметить определенные преимущества художественно-продуктивной деятельности.
Результаты изобразительной деятельности,конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет мониторинга) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка.
Рассмотрим в динамике, каким образом происходит становление и развитие художественно-продуктивной деятельности, интегрирующей многие линии развития ребенка-дошкольника. Обратим внимание на логику перехода организованной деятельности в свободное самостоятельное творчество детей.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
-Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.
-Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.)
-Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.).
Средняя группа (4-5 лет)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.
-В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками.
-С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.
-Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Старшая группа (5-6 лет)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.
-В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.
-Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.
-Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники, а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос, «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения).
-В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.).
-Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учетом их функции и места в пространстве;
-конструирует по замыслу, условию (или ряду условий, словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса);
-легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. ;
— охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов;
— самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат.
-Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники;
— умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
— интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.
Источник
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет
(первая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами;
- Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
- Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.
Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
Первая младшая группа (2-3 года)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Ассоциативное сходство (реальный предмет – изображение) | |||||||||
Интерес к обыгрыванию образов | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 — высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 3-4 лет
(вторая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Проявление устойчивого интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
- Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Знание основных и промежуточных цветов.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
Вторая младшая группа (3-4 года)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Владение инструментами | |||||||||
Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 — высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет
(средняя группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
- Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
- Уверенное владение разными художественными техниками;
- Начальное понятие «языка искусства»;
- Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).
Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
средняя группа (4-5 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений | |||||||||
Самостоятельность в выборе сюжетов | |||||||||
Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами | |||||||||
Эмоциональность при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 — высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет
(старшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
- В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
- Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
- Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).
Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
старшая группа (5-6 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Самостоятельное создание образов | |||||||||
Развернутость сюжетов в изображении | |||||||||
Передача различных признаков и деталей в изображении объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | |||||||||
Сюжетность в изображении | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности | |||||||||
Стремление осваивать новые художественные техники | |||||||||
Освоение новых изобразительных средств | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 — высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет
(подготовительная к школе группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
- Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
- Успешная реализация творческих замыслов;
- Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
- Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
- Планирование работы;
- Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Самостоятельное создание оригинальных образов | |||||||||
Развернутост |