Мониторинг физического развития ребенка начальная школа

Мониторинг физического развития ребенка начальная школа thumbnail

1.3.Мониторинг физического развития школьников

Подготовил:

учитель физической культуры

Чистяков А.Д.

Мониторинг уровня физического развития школьника

С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося Югорской школы проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.

Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его педагогической деятельности основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная учебно-материальная (спортивная) база школы, недостаточное финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических возможностей и способностей привели педагога к необходимости достижения качества образования по физической культуре.

Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:

  • подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы;
  • ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и его изучение;
  • разработка и апробирование новых методических приемов обучения;
  • разработка технологии по проведению мониторинга физического развития школьников;
  • применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий обучения учащихся, в частности технологии разно-уровневого обучения;

При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:

  1. Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.
  2. Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности.
  3. Определить влияние результатов  на развитие осознанной мотивации к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям по повышению индивидуального уровня физической подготовленности.
  4. Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.

Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития.

Как же на практике осуществляются намеченные задачи?

Проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности.

Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.

По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы, как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.

Такая диагностика проводится учителем два раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностно ориентированного подхода к обучению школьников.

Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутри школьный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.

Анализируя учебные достижения учащихся за последние пять лет, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.

Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся  школы

Результаты работы учителя физической культуры за три года

Учебный год

Предмет

Обучалось всего

«5»

«4»

«3»

«2»

%

успеваемости

Качество знаний

2012-2013

ФК

170

19

100

90

2013-2014

ФК

173

17

100

91

2014-2015

ФК

177

12

100

94

Приведенные выше результаты обученности школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что педагог выбрал верное направление своей деятельности и доказал состоятельность применяемых методических приемов обучения учащихся.

Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 2 раза (сентябрь,  май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддержать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ обучения, а также своевременно вносить определенные коррективы в реализацию индивидуальной двигательной активности физического здоровья учащихся, то есть позволяет решить проблему личностно ориентированного подхода.

Педагог делает сводные протоколы по классам, определяя физические показатели юношей и девушек отдельно. Такие наглядные материалы учитель использует для информации и анализа на заседаниях педагогического совета школы и на родительских собраниях. Результаты тестирования используются при разработке учебного плана, содержания домашних заданий, а также рекомендаций для внеклассных занятий.

Читайте также:  Педагогическая характеристика ребенка с нарушением в развитии

По результатам проведенного мониторинга педагог определяет уровень физической подготовленности учащихся.

Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для определения уровня физической подготовленности школьника через выполнение заданий. Например, выполнение тестов на развитие физических способностей:

  • скоростные (бег 30 м., с.);
  • координационные (челночный бег 3х10 м., с.);
  • скоростно-силовые (прыжок в длину с места, см.);
  • выносливость (6-ти минутный бег, м.);
  • гибкость (наклон вперед из положения сидя, см.);
  • силовые (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища лежа на спине, количество раз).

По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» школьники, используя цветовую гамму, определяют лично свой уровень подготовленности. Следует различать три уровня:

1-ый – высокий

2-ой – средний

3-ий – низкий

Приведем для большей убедительности некоторые результаты мониторинга:

6кл(60ч.)

7кл(60ч.)

8кл(60ч.)

9кл(60ч.)

10кл.(35ч.)

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Уровень физической подготовленности

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Скоростные

24

27

9

24

28

8

25

28

7

27

26

7

10

19

6

Координации-

оные

33

17

10

33

18

9

34

18

8

35

18

7

11

21

3

Скоростно-

силовые

27

29

4

29

27

4

31

25

4

33

24

3

6

25

4

Выносливость

28

22

10

28

23

9

29

23

8

31

22

7

17

13

5

Гибкость

10

34

16

10

35

15

10

36

14

11

36

13

7

26

2

Силовые

23

28

9

25

27

8

26

29

5

27

28

5

12

19

4

Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть ни, что иное, как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых результатов.

    Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в физическом развитии и физической подготовленности учащихся. Повысился процент учащихся — с нормальной массой тела, здоровых детей с нормальным физическим развитием, учащихся, выполняющих нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в физическом развитии. Повысился процент уровня физической подготовленности учащихся.

   Благодаря работе, проведенной в школе,  по оздоровлению учащихся:

— проведение ежедневной утренней зарядки;

-дней Здоровья;

-проведение  физкультминутки на уроках в начальной  школе;

-дополнительных занятий в спортивных секциях;

— привлечение тренеров ДЮСШ для проведения занятий в школьных    спортивных секциях дали положительный результат.

  По результатам фактических измерений и расчетов для каждого учащегося в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик.

Уровень физической подготовленности учащихся 7 -10 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

Упражнение

(тест)

Воз

раст

(лет)

Уровень

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег на 30 м (с)

7

8

9

10

7,5 и в

7,1

6,8

6,6

7,3-6,2

7,0-6,0

6,7-5,7

6,5-5,5

5,6 и в

5,4

5,1

5,1

7,6 и в

7,3

7,0

6,6

7,5-6,4

7,2-6,2

6,9-6,0

6,5-5,6

5,8 и н

5,6

5,3

5,2

2.

Координации-

Оные

Челночный бег

3*10 м (с)

7

8

9

10

11,2и в

10,4

10,2

9,9

10,8-10,3

10,0-9,5

9,9-9,3

9,5-9,0

9,9 и н

9,1

8,8

8,6

11,7и в

11,1

10,8

10,4

11,3/10,6

10,7/10,1

10,3/9,7

10,4/9,5

10,2 и н

9,7

9,3

9,1

3.

Скоростно-

силовые

Прыжок

в длину

с места (см)

7

8

9

10

100 и н

110

120

130

115-135

125-145

130-150

140-160

155 и в

165

175

185

85 и н

90

110

120

110-130

125-140

135-150

140-155

150 и в

155

160

170

4.

Выносливость

6-минутный бег (м)

7

8

9

10

700 и н

750

800

850

750-900

800-950

850/1000

900/1050

1100и в

1150

1200

1250

500 и н

550

600

650

600-800

650-850

700-900

750-950

900 и в

950

1000

1050

5.

Гибкость

Наклон вперед

Из положения

Сидя (см)

7

8

9

10

1 и н

1

1

2

3-5

3-5

3-5

4-6

+9 и в

+7,5

7,5

8,5

2 и н

2

2

3

6-9

5-8

6-9

7-10

12,5 и в

11,5

13,0

14,0

6.

Силовые

Подтягивание

на высокой

перекладине

из виса

(мальчики), (раз), на низкой

перекладине из

виса лежа

(девочки), (раз)

7

8

9

10

1

1

1

1

2-3

2-3

3-4

3-4

4 и в

4

5

5

2 и н

3

3

4

4-8

6-10

7-11

8-13

12 и в

14

16

18

*и в – означает и выше; и н – означает и ниже.

Уровень физической подготовленности учащихся 11 -15 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

Упражнение

(тест)

Воз

раст

(лет)

Уровень

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег на 30 м (с)

11

12

13

14

15

6,3 и в

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1-5,1

5,8-5,4

5,6-5,2

5,5-5,1

5,4,9

5,0 и н

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4 и в

6,2

6,3

6,1

6,0

6,3-5,7

6,0-5,4

6,2-5,5

5,9-5,4

5,8-5,3

5,1 и н

5,0

5,0

4,9

4,9

2.

Координации-

Оные

Челночный бег

3*10 м (с)

11

12

13

14

15

9,7и в

9,3

9,3

9,0

8,6

9,3-8,8

9,0-8,6

9,0-8,6

8,7-8,3

8,4-8,0

8,5 и н

8,3

8,3

8,0

7,7

10,1и в

10,0

10,0

9,9

9,7

9,7/9,3

9,6/9,1

9,5/9,0

9,4/9,0

9,3/8,8

8,9 и н

8,8

8,7

8,6

8,5

3.

Скоростно-

силовые

Прыжок

в длину

с места (см)

11

12

13

14

15

140 и н

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195 и в

200

205

210

220

130 и н

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185 и в

190

200

200

205

4.

Выносливость

6-минутный бег (м)

11

12

13

14

15

900 и н

950

1000

1050

1100

1000/1100

1100/1200

1150/1250

1200/1300

1250/1350

1300и в

1350

1400

1450

1500

700 ин

750

800

850

900

850/1000

900/1050

950/1100

1100/1150

1050/1200

1100 и в

1150

1200

1250

1300

5.

Гибкость

Наклон вперед

Из положения

Сидя (см)

11

12

13

14

15

2 и н

2

2

3

4

6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10 и в

10

9,0

11,0

12,0

4 и н

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15,0 и в

16,0

18,0

20,0

20,0

6.

Силовые

Подтягивание

на высокой

перекладине

из виса

(мальчики), (раз), на низкой

перекладине из

виса лежа

(девочки), (раз)

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6 и в

7

8

9

10

4 и н

4

5

5

5

10-14

11-15

12-15

13-15

12-13

19 и в

20

19

17

16

Читайте также:  Основным условием сенсорного развития ребенка является ответы

*и в – означает и выше; и н – означает и ниже.

Возьмите на заметку (только девушкам)

Девушкам при КД следует избегать любых переохлаждений; нельзя загорать, купаться, отправляться в поход или далекую экскурсию, участвовать в утомительных играх, заниматься с отягощением, совершать длительные прогулки на велосипеде. Однако умеренная нагрузка не противопоказана.

Уровень физической подготовленности учащихся 16 -17 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

Упражнение

(тест)

Воз

раст

(лет)

Уровень

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег на 30 м (с)

16

17

5,2

5,1

5,1-4,9

5,0-4,7

4,4

4,3

6,1 и в

6,1

5,9-5,3

5,9-5,3

4,8 и н

4,8

2.

Координации-

Оные

Челночный бег

3*10 м (с)

16

17

8,2 и в

8,1

8,0-7,6

7,9-7,5

7,3 и н

7,2

9,7 и в

9,6

9,3/8,7

9,3/8,7

8,4 и н

8,4

3.

Скоростно-

силовые

Прыжок

в длину

с места (см)

16

17

180 и н

190

195-210

205-220

230 и в

240

160 и н

160

179-190

170-190

210 и в

210

4.

Выносливость

6-минутный бег (м)

16

17

1100и н

1100

1300/1400

1300/1400

1500 и в

1500

900и н

900

1050/1200

1050/1200

1300и в

1300

5.

Гибкость

Наклон вперед

Из положения

Сидя (см)

16

17

5 и н

5

9-12

9-12

15 и в

15

7 и н

7

12-14

12-14

20 и в

20

6.

Силовые

Подтягивание

на высокой

перекладине

из виса

(мальчики), (раз), на низкой

перекладине из

виса лежа

(девочки), (раз)

16

17

4 и н

5

8-9

9-10

11 и в

12

6 и н

6

13-15

13-15

18 и в

18

*и в – означает и выше; и н – означает и ниже.

Источник

Мониторинг диагностики физических качеств обучающихся с использованием понятия «метод измерения».

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы — это здоровье. Учителя физической культуры с 1-го класса приучают учащихся вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом.

Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, отказ от вредных привычек. И все это необходимо развивать с детства.

Физическое состояние детей 1 – 4 классов нуждается в поддержке, коррекции со стороны учителя, поэтому в своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю пропаганде ценностей физической культуры среди школьников, формированию основ здорового образа жизни, а также развитию двигательных умений и навыков.

Одним из способов такого мониторинга является диагностика физических качеств обучающихся. С этой целью в этом учебном году мною проводится мониторинг физических качеств личности с использованием понятия «метод измерения». Метод измерения – это прием или совокупность приемов сравнения измеряемой педагогической величины с ее единицей в соответствии с реализованным принципом измерения.

Контрольные упражнения, которые могут использоваться для оценки уровня развития силовых способностей учащихся

В начальной школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, учителю физической культуры необходима диагностика подготовленности школьников к занятиям физической культурой. Под диагностикой подготовленности я понимаю объективную оценку состояния двигательной функции учащихся, а также уровень их спортивно-технического мастерства.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в доу

Оценка состояния не может быть сведена в ходе педагогического контроля к оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности учащихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны и информативны.

4 класс:

1. Прыжок в длину с места

Девочки – 140 см

Мальчики — 150 см

2. Подтягивание на низкой перекладине

Девочки – 11 раз

Мальчики – 12 раз

3. Многоскок

Девочки – 8 шагов (прыжков) – 13 м

Мальчики – 8 шагов (прыжков) – 14 м

4. Бросок набивного мяча

Девочки – 220 см

Мальчики — 235 см

5. Подъем туловища из положения лежа (пресс)

Девочки – 1 минута – 25 раз

Мальчики – 1 минута – 30 раз

Контрольные упражнения, которые могут использоваться для оценки выносливости учащихся

Одним из основных критериев выносливости является время, в течении которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Поэтому различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость — это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. В физическом воспитании бывают силовая, прыжковая, статическая и другие виды специальной выносливости.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально подготовительные упражнения, максимальные по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма.

4 класс:

1. Челночный бег

Девочки – 3х10 метров – 9,6 сек

Мальчики – 3х10 метров – 9,2 сек

2. Прыжки со скакалкой

Девочки – за 1 минуту – 95 раз

Мальчики – за 1 минуту – 85 раз

3. Планка

Девочки – 1 минута

Мальчики –1 минута

4. Кроссовая подготовка

Девочки – 2 км

Мальчики – 2 км

5. «Армейская пружина»

Девочки – 10 раз

Мальчики – 15 раз

Контрольные упражнения, которые могут использоваться для оценки гибкости учащихся

Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

4 класс:

1. Наклоны туловища вперед в положении сидя.

Процедура тестирования. Ученик садится на пол или скамью, наклоняет туловище вперед-вниз. Результат — показатель уровня развития гибкости учащегося.

Девочки – 15 см

Мальчики – 8 см

2. Тот же тест, но выполняется из положения стоя.

Девочки – 15 см

Мальчики – 8 см

3. Поднимание рук вверх в положении лежа на животе.

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса. Процедура тестирования. Ученик ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Девочки – держать в статическом состоянии — 15 сек

Мальчики – держать в статическом состоянии — 10 сек

4. Сцепление рук за спиной

Процедура тестирования. Ученик заводит руки за спину: одна рука сверху, вторая снизу. «Чистый» результат – соединение ладоней так, что они ложатся одна на другую.

Девочки – обозначить сцепление

Мальчики – обозначить сцепление

5. Подвижность в плечевом суставе.

Ученик, взявшись за концы гимнастической палки (верёвки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность в плечевом суставе оценивается по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше подвижность в этом суставе и по количеству прокруток рук.

Девочки – 10 раз

Мальчики – 10 раз

Источник