Модели развития ребенка в замещающей семье

Модели развития ребенка в замещающей семье thumbnail

Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

Виды замещающих семей

Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

Усыновление/удочерение

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

Приемная семья

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

Детский дом семейного типа

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

Опекунская семья

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

Семейная воспитательная группа

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

Патронатное воспитание

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

Детские деревни SOS

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

Фостерные семьи

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

Сопровождение замещающих семей

Страх

Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

Клуб приемных родителей

Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

  • взаимоподдержка родителей;
  • обмен личным опытом;
  • приобретение новых знаний и навыков;
  • помощь в выходе из кризиса.

В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

Школа приемных родителей

Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

  • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
  • близкие родственники приемных детей;
  • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

  • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
  • психофизиология ребенка как такового;
  • особенности развития детей-сирот;
  • последствия от разрыва с родной семьей;
  • адаптация приемного ребенка;
  • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
  • обеспечение безопасности ребенку;
  • тонкости полового воспитания;
  • юридические нюансы;
  • сопровождение приемной семьи.

Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

  • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
  • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению копинг-стратегий поведения.

Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его темперамента, личными качествами и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения конфликта).

Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

Рекомендации для кандидатов в приемные родители

Стресс

  1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
  2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
  3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
  4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
  5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
  6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
  7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
  8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
  9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
  10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
  11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
  12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
  13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
  14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
  15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
  16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
  17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
  18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.

Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.

Источник

§
2. Особенности воспитания детей в неполных
семьях

Воспитание мальчиков, мужчин имеет
некоторые особенности, которые напрямую
зависят от наличия значимого взрослого
мужчины в ближайшем окружении ребенка,
его успешности и авторитета как мужчины,
отца, мужа, главы семьи. Отцовская любовь
— обусловленная любовь, ребенку нужно
её заслужить достижениями, выполнением
обязанностей, порядком в делах,
соответствием в ожиданиях. Наличие или
же отсутствие отцовской любви, мужского
воспитания влияет напрямую на формирование
характера, моделей поведения и механизмов
реагирования на сложные жизненные
ситуации. Т. е. мальчики, воспитанные
матерью в неполной семье, не имеют
представления о модели поведения
мужчины, главы семьи, они инфантильны,
избалованы и, как правило, ищут в жизни
возможность пребывания в семье в роли
иждивенца, зависимого, ведомого,
предполагая сильную женщину, главу
семьи. Девочки, воспитанные в неполной
семье, перенимают модель поведения
матери, отводя мужчинам, в лучшем случае,
второстепенную роль, что часто
программирует её будущее в роли
матери-одиночки.

Многодетные, неполные семьи с детьми
традиционно относятся к категориям
бедного населения. Наряду с этой
социальной бедностью выделяется
экономическая бедность, когда
работоспособные граждане не могут
обеспечить себе и своей семье социально
приемлемый уровень заработной платы.

Детская безнадзорность
— ещё одно последствие семейной
дезорганизации, жизненной необходимости
родителей обеспечивать выживание своей
семьи за счет увеличения рабочего
времени, отказа в отдыхе в т.ч. с детьми,
недостаток средств для обеспечения
детям необходимого воспитания, развития,
ухода. Для полноценного развития ребенку
необходимо несколько сред: семья, школа,
организованный досуг. Наиболее важной
для социализации ребенка является
семья, закладывающая основные моральные
ценности, принципы, правила проживания
в человеческом обществе, базовое доверие
к миру.

Важное изменение, присущее нашей
современности, касается распределения
семейных ролей. Мужчина перестал быть
главой, хозяином семьи, утратив при этом
и авторитет в воспитании детей. Не
редкость семьи, где мужчина-домохозяйка
занимается воспитанием детей, а женщина
вынуждена заняться бизнесом.

Уровень соответствия семейных и
общесоциальных ценностей, предлагаемых
ребенку для усвоения, может быть
различным, вплоть до полного антагонизма.
Эта опосредованность делает семью до
определенного времени почти единственным
интерпретатором ценностей, господствующих
в различных социальных структурах, с
которыми человек столкнется в будущем.
В семье закладывается тип структуры
будущего поведения, характера интеграции
индивида в общество. Чем более конфликтной,
проблемной будет первичная социализация
в условиях семьи, тем конфликтнее будет
вхождение человека во вторичные группы,
в социальную структуру общества. Значение
межличностных отношений в семейной
группе (родители-дети, муж-жена,старшее-младшее
поколение) трудно переоценить, так как
они определяют уровень доверия ребенка
к информации, исходящей от членов семьи,
которая до раннего подросткового
возраста служит для ребенка основным
каналом коммуникации.

Таким образом, в обществе изменилось
отношение к институту семьи. Большинство
россиян продолжают признавать значение
брака, но все же около половины населения
допускает, что развод является лучшим
выходом для пары, не сумевшей решить
свои проблемы. Большинство россиян
хотят иметь детей, но при условии
стабильности, наличия жилья, необходимого
уровня благосостояния, что в условиях
системного кризиса само по себе означает
резкое сокращение рождаемости. Изменилась
модель воспитания и образования детей.
Акцент делается в меньшей степени на
послушание родителям и в большей — на
автономию детей. В семьях, находящихся
за чертой бедности, дети начинают
работать с 7-8 лет.

В терминологии существует несколько
общепринятых классификаций семьи,
учитывающих определенные критерии:
число детей, количество браков, состав
семьи, уровень доходов, статус и т.д. Но
для профилактики социально негативных
явлений в обществе ни одна из них не
может быть использована. По каким же
критериям можно отнести семьи к разряду
социально-благополучных: по наличию
жилья (кто из нас может сегодня заработать
на жилье или получить его?), уровню
заработной платы (а сколько зарабатывают
специалисты — бюджетники или жители
сел?) Есть критерий, который может лечь
в основу классификации семей по
социальному благополучию — качество
детско-родительских отношений, уровень
доверия, уважения в семье, любовь детей
и родителей, как первооснова здорового
общества. С этой точки зрения семья
социально-благополучная — это любая
семья, характеризующаяся высоким уровнем
детско-родительских отношений,
взаимоуважением, взаимопониманием,
объединенных чувством родительского
и сыновнего долга и ответственности за
благополучие всех членов семьи.

Проблемные семьи — семьи, имеющие
педагогические, психологические,
социальные проблемы, для этих семей
характерны гипоопека или гиперопека в
отношении детей (семья «пустая оболочка»,
педагогически несостоятельные и
конфликтные семьи).

Кризисная семья — это семья,
переживающая внешний и внутренний
кризис (утрата семейных ценностей
(развод), работы, жилья, здоровья,
документов, средств к существованию и
т.д.);

Данная семья закрыта для вмешательства
и помощи специалистов, пытается сохранить
свою целостность и видимость благополучия.
Семьи (в период развода) имеют разрушительный
наибольший потенциал, его последствиями
являются:

  • снижение
    воспитательной функции семьи;

  • снижение
    экономической состоятельности;

  • алкоголизм
    и наркомания;

  • преступления
    на бытовой почве;

  • насилие
    над детьми;

  • суицид.

Асоциальная семья характеризуется
наличием таких проблем как алкоголизм,
пренебрежение нуждами детей, но в тоже
время можно констатировать факт, что
полностью детско-родительские отношения
не разорваны, дети пытаются скрывать
пьянство родителей, берут ответственность
за обеспечение семьи, уход за младшими
детьми на себя, учатся в школе.

Аморальная семья — семья полностью
утратившая семейные ценности,
характеризующаяся алкоголизмом,
наркоманией, жестоким обращением с
детьми, не занимающаяся воспитанием и
обучением детей, не обеспечивающая для
детей необходимых безопасных условий
жизни. Дети в такой семье, как правило,
не учатся, являются жертвами насилия,
уходят из дома.

Антисоциальная семья — крайняя
степень семейной дисфункции,
характеризующаяся противоправным,
антиобщественным поведением, несоблюдением
моральных, нравственных норм в отношении
детей, стариков, инвалидов — членов
семьи, нарушением экономических прав
ближних; семьи, ведущие паразитический
образ жизни, зачастую за счет принуждения
детей (зависимых членов семьи) к воровству,
попрошайничеству, проституции и т.д.
Именно семьи с неадаптивным, нездоровым
поведением её членов отрицают существование
каких-либо проблем, в подобных семьях
очень жестки семейные роли, индивидуальная
идентичность приносится в жертву
семейной, а индивидуальные потребности
— потребностям семьи в целом. Закрытые
конфликты создают почву для ненависти
членов семьи друг к другу. В семье, где
родители постоянно пьянствуют, у ребенка
могут возникнуть серьёзные отклонения
в поведении. Семейная среда определяет
формирование личности ребенка, в
дисфункциональной семье блокируются
жизненные потребности детей.

Алкогольная семья — ригидная
система, которая пытается сохранить
привычные стереотипы взаимодействия.
В этой ситуации ребенок становится
«носителем симптома». У него возникают
нарушения поведения: агрессивность,
упрямство, конфликтность, искажение
эмоционального, нравственного развития,
кроме того, дети испытывают сложность
в установлении стабильных, доверительных
отношений.

Дети из дисфункциональных (асоциальная,
аморальная, антисоциальная) семей, как
правило, являются жертвами насилия.
Насилие не только порождает дисгармонию
семейных отношений, но и приводит к
грубым изменениям личности, 75% воспитанников
социальных приютов указывают на пьянство
родителей, насилие или его угрозу как
основные причины ухода из дома.

Дети из неблагополучных
семей пополняют ряды социальных сирот,
сирот при живых родителях.

Фиксируемый в течение ряда лет рост
числа детей, лишенных права жить и
воспитываться в семье, несомненно,
является одним из показателей системного
кризиса, затронувшего все сферы жизни
России и интенсивно проявляющегося в
воспроизводстве социальной напряженности.

§
3. Общая характеристика замещающей
семьи.

Единственно естественной
средой для полноценного воспитания
ребенка, человека, личности является
семья, родная семья. И главная забота
государства, общества, системы защиты
материнства, отцовства и детства —
сохранение родной семьи для ребенка.
Необходима государственная семейная
политика, направленная не просто на
воспроизводство населения страны, а на
укрепление и поощрение социально-благополучной
семьи, помощь ей в воспитании, обучении
детей, предоставление жилья, грантов
на обучение детей в высших учебных
заведениях, увеличение числа учреждений,
организаций, помогающих семье воспитать
достойное, образованное, культурное
молодое поколение.

Самая большая ошибка, допущенная сегодня
в социозащитных учреждениях — реабилитация
ребенка без реабилитации семьи. В поле
зрения специалистов семья как объект
помощи, воздействия и манипуляций
попадает на стадии практически полной
деградации, ребенок из семьи изымается
и помещается в приют, социально-реабилитационный
центр, детский дом. Мы констатируем
факт: права ребенка защищены, предотвращено
насилие, предоставлен уход, питание,
воспитание. Кем и куда выходят из
учреждений выпускники детских домов?
Большая половина из них возвращается
в квартиры, где живёт их семья, родственники,
которые воспринимают вернувшегося
ребенка как конкурента на жильё. 30%
детей-выпускников детских домов не
хотят восстанавливать родственные
связи, ненавидят родителей, не могут
простить пьянство, насилие и предательство.
У большинства выпускников отсутствует
мотивация к учебе и труду. Только 10%
сирот хотят попробовать прожить без
помощи государства, работать и обеспечить
всем необходимым себя, свою семью и
детей.

Если нет возможности сохранить для
ребенка кровную семью, необходима
система замещающих семей, в которых
дети, оставшиеся без попечения родителей,
смогут впитать в себя все её культурные
ценности, семейные традиции, чтобы, став
взрослыми, создать собственные семьи
по образу и подобию своей замещающей
семьи.

В последнее время понятия «патронат,
патронирование, патронаж» стали очень
широко использоваться в речи чиновников,
политиков, специалистов. Семейный
патронат (патронатное воспитание) как
форма семейного воспитания детей-сирот
в качестве альтернативы стационаров
детских сиротских учреждений, бесспорно,
необходим.

Патронат как система может быть
эффективной только в том случае, если
воспринимается и осуществляется как
система превентивных мер по раннему
выявлению и своевременной помощи семьям
группы социального риска; как система
реабилитационной работы с кровной
семьей, укрепления и повышения её
социального статуса. И только после
этого — как одна из форм семейного
воспитания детей, оставшихся без
попечения родителей. В противном случае,
патронатное воспитание — это очередная
утопия, жалкое подобие родной для ребенка
семьи. Формы семейного воспитания
(патронатная семья) и семейной реабилитации
(семейная воспитательная группа, далее
по тексту СВГ) могут быть с успехом
использованы в качестве промежуточных
форм между фактическим (юридическим)
сиротством и деинституционализированным
постоянным жизнеустройством: опекой и
попечительством, усыновлением.

Отметим наиболее сильные аргументы в
пользу становления системы патроната
как единого реабилитационного пространства
для семьи и детей, нуждающихся в помощи
со стороны государства:

  • Экономическая
    выгодность внедрения

  • Государство,
    подменяя семью, не обеспечивает условий
    для нормального развития детей.

  • Создание
    новых рабочих мест для населения, что
    особенно актуально для территорий с
    разрушенной инфраструктурой, высоким
    уровнем безработицы; вид надомного
    женского труда, позволяющий решить
    одновременно несколько задач: решать
    проблему социального сиротства и
    снижать остроту социальной напряженности
    в регионах.

  • Воспитание
    ответственного родительства,
    предотвращение вторичного сиротства.

  • Адаптация
    воспитанников учреждений к самостоятельной
    жизни, формирование личностей,
    востребованных обществом.

Источник