Модель развития ребенка до 5 лет
Развитие Детей от 4 лет до 5 лет.Вы находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет».
В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.
Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.
Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Пособия для занятий:
1. Карточки Учим ребенка счету
2. Соедини цифры и раскрась рисунок
3. Игра изучаем геометрические формы
4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
5. Карточки с цифрами от 0 до 10
6. Карточки «какая цифра лишняя»
7. Игра для изучения Геометрических фигур
8. Пропись Цифры
9. Цифры прописью
10. Карточки с Цифрами-раскраски
11. Пазлы-тройные геометрические фигуры
12. Пазлы-тройные Цифры и Счет
13. Геометрические фигуры. Развиваем память
14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
15. Изучаем Геометрические фигуры
16. Пропись по Математике
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Математические примеры для дошкольника
20. Игры с Геометрическими фигурами
21. Развиваем память с Геометрическими фигурами
22. Соотносим количество с цифрой
23. Занимательные задания по математике
24. Ориентируемся в пространстве. До и После
25. Карточки с Цифрами
26. Пазл Счет от 1 до 10
27. Математика с Игральными Костями
28. Дидактические игры по математике
29. Пазл Счет от 1 до 10
30. Математика с Игральными Костями для Детей
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди лишний предмет
2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 2
3. Карточки из серии найди пару
4. Найди тень у картинки
5. Развиваем Логическое мышление
6. Карточки Большой-маленький
7. Пазлы
8. Головоломка Красноухова
9. Логические раскраски
10. Развитие Внимания
11. Развитие Мышления
12. Развитие Памяти
13. Развитие Памяти.Часть 2
14. Подбери заплатку
15. Добавь недостающий предмет
16. Игра в противоположности (Антонимы)
17. Занимательные занятия с ребенком
18. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
19. Игра — «Что есть Что?»
20. Игра Поймай рыбку
21. Игра Ассоциации: Найди пару
22. Игра на Развитие Памяти и Внимания
23. Журнал-раскраска для детей про Лошадок
24. Угадай Чья Тень
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Пособия для занятий:
1. Буквы Алфавита-Пазлы
2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3. Изучаем гласные буквы
4. Азбука в виде карточек
5. Как научить ребенка читать по слогам
6. Учимся Читать.Часть 1
7. Учимся Читать.Часть 2
8. Учимся Читать. Часть 3
9. Цветные Буквы Алфавита
10. Уникальная Азбука по Буквам
11. Лото изучаем Буквы
12. Карточки с Буквами и Картинкой
13. Чистоговорки
14. Считалки и Считалочки
15. Играем и учимся читать Слоги
16. Собери Слово по Картинке и Буквам
17. Карточки — На какую Букву Начинается Слово
18. Собери Слово по Картинке и Буквам. Дидактическая Игра
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Пособия для занятий:
1. Карточки Части тела человека
2. Карточки с изображением Транспорта
3. Карточки с Фруктами
4. Карточки с Овощами
5. Карточки изучаем Цвета
6. Карточки Мебель
7. Карточки «животные и что они едят»
8. Карточки «Одежда и Обувь»
9. Карточки Животные и Птицы
10. Карточки Профессии
11. Строение Дерева и Листьев
12. Время года Осень
13. Время года Зима
14. Время года Весна
15. Время года Лето
16. Карточки изучаем Цвета
17. Зимний месяц — Декабрь
18. Зимний месяц- Январь
19. Зимний месяц — Февраль
20. Занятия на тему Зима
21. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
22. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
23. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
24. Овощи (карточки — раскраски)
25. Весенний месяц — Март
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок должен различать правую и левую руку.
Пособия для занятий:
1. Трафареты для рисования
2. Как научить ребенка завязывать шнурки
3. Обведи по контуру и раскрась
4. Игра Крестики-нолики по новому
5. Признаки и Свойства предметов
6. Аппликация Цветы
7. Знакомимся с понятиями:Справа, слева, сверху, снизу
8. Изучаем Часы
9. Книга Мой дом
10. Части Тела Человека
11. Пропись для Левшей
12. Игра Поймай рыбку
13. Автобус для маленьких Пони
14. Игра — все Профессии
15. Мой Дом. Составляющие дома.
16. Пластилин и бусинки
17. Настольная Игра Расскажи про свой город
18. Детские Считалки
19. Гусеница из Цветного картона
20. Изучаем цвета с помощью Мороженого
21. Аппликации из Пуговиц
22. Ёлочка из Шишки своими руками
23. Весёлый Чупа-Чупс
24. Изучаем Дни Недели
Английский язык
Ребенка в возрасте от 4 до 5 можно знакомить с английским языком.
Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 4 до 5 лет.
Пособия для занятий:
1. Английские Буквы-Пазлы
2. Карточки с Буквами Английского алфавита
3. Цифры карточки на английском
4. Карточки Фрукты и Ягоды
5. Карточки с английскими словами. Часть 1
6. Карточки с английскими словами. Часть 2
7. Карточки Мебель на английском языке
8. Карточки Электробытовые приборы
9. Карточки Одежда
10. Карточки Овощи на английском языке
11. Карточки Месяцы на английском языке
12. Карточки Транспорт на Английском языке
13. Пазлы Большие и Маленькие буквы английского алфавита
Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.
Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.
Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 лет до2 лет
Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 3 лет до 4 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет
Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!
Источник
Миновал кризис трех лет. Изменился сам ребенок и поменялись его взаимоотношения с окружающими. Наступает новый не менее серьезный и ответственный этап в развитии – малыш выходит из семьи, изменяется социальная ситуация развития. Ребенок открывает для себя новый социальный мир – детское общество. Он становится дошкольником.
Дошкольное детство – возраст познавательной активности и развития всех психические процессов, а также личностных новообразований. Психологи подчеркивают исключительную важность этого периода для будущего ребенка и эффективности его школьного обучения. Важную миссию при этом выполняет взрослый, находящийся рядом с малышом – он помогает познать мир, самого себя и быть счастливым.
Основные задачи взрослого в воспитании ребенка на этом этапе:
- привить основы здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие, сохранить его физическое и
- психологическое здоровье малыша;
- воспитать в нем личность, поддержать его способности;
- способствовать своевременному и всестороннему развитию;
- приобщить к общечеловеческим ценностям.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Психологический возраст дошкольного детства можно разделить на два возрастных этапа:
- младший – от 3 до 5 лет;
- старший – от 5 до 6-7 лет.
Казалось бы, возрастная разница между этими группами небольшая, но с точки зрения психического развития является весьма ощутимой.
Но есть и то, что объединяет эти две возрастные группы: ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Конечно, в процессе взросления ребенка изменяется ее содержание, сюжет, отношения детей в ней.
До 3 лет игры как таковой нет. Ребенок просто манипулирует с предметами. К 3 годам появляется предметно-отобразительная, или сюжетная, игра. В ней малыш копирует поведение и взаимодействие с предметами взрослых, то есть воспроизводит сюжет их действий. Например, ребенок играет в водителя автобуса: в центре игры не роль водителя, а имитация его действий. Правил в игре пока нет.
После 4 лет появляется сюжетно-ролевая игра. В ней воспроизводятся взаимоотношения взрослых, и на первый план уже выходит роль. Постепенно усложняется её сюжет и содержание. Игра начинает носить устойчивый характер, формируются игровые группы из двух, трех, четырех человек. В старшем дошкольном возрасте большое место занимают игры по правилам (подвижные, дидактические), режиссерские, драматизации.
Роль игры для развития ребенка
Значение игры для ребенка тяжело переоценить. В ней он счастлив, она приносит радость, увлекает его, позволяет проявить самостоятельность, свободу, потренироваться в действиях.
Значимость игры кроется в ее богатом потенциале. Она может выступать как средство:
- развития общения и речи, воображения и наглядно-образного мышления, способности к символическим замещениям и преобразованиям, внимания и памяти, произвольности поведения;
- формирования новых качества личности, самооценки;
- воспитания и обучения;
- удовлетворения основных потребностей: в общении, в познании, в движении, в самовыражении и самостоятельности, в радости и удовольствии, в подражании взрослому.
- общения с ребенком, установления контакта с ним;
- изучения дошкольника (является основой многих тестов);
- коррекции поведения, эмоциональных расстройств и психического развития;
- здоровьесбережения.
Психологический портрет ребёнка 3-5 лет
В арсенале у малыша много нового. Обретя «самость», он во многом уже может обойтись без помощи родителей. Ребенок инициативен и самостоятелен в своих поступках, в познании окружающего мира. Теперь он может себя сдерживать, контролировать свои действия, если этого требуют взрослые. Малышу свойственна открытость, искренность и впечатлительность.
Ребенок начинает активно интересоваться своим организмом, тем, как он устроен, как функционируют органы. Он способен определить свои ощущения и где они локализованы. Формируются представления и о половых признаках. Ребенок определяет пол человека по внешнему виду (одежда, прическа), имени, понимает взаимосвязь пола человека и предъявляемых к нему требований. У него сформированы конкретные социальные ожидания от людей определенного пола, к примеру, готовить может только женщина, полицейский всегда мужчина и т д. На примере взрослых ребенок легко усваивает половые стереотипы и поведение. Здесь важную роль играю взрослые, которые могу контролировать и демонстрировать своё недовольство, когда ребенок ведет себя в несоответствии со своим полом.
Все происходящие перемены в ребенке являются следствием изменившейся социальной ситуации развития. Если родители заметили и оценили возможности малыша, то у него появляется целый круг обязанностей и прав. Он может поливать цветы, подметать, одеваться самостоятельно. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, у него возникают права и обязанности в детском обществе. В основном они связаны с хозяйственно-бытовой деятельностью (например, дежурства по столовой, занятиям, наведение порядка после игр) и с трудом в природе (уход за растениями, животными).
Успешно развивается художественная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, поет и танцует. Также любит слушать знакомые сказки и стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, может выучить стихотворения наизусть, отличить прозу от поэзии, определить по звучанию музыкальный инструмент. Многим детям нравится принимать участие в театральных постановках.
Эмоционально-волевая сфера
В этом возрасте ребенок находится преимущественно в эмоционально положительном состоянии. Для него характерно позитивное представление о себе. Однако вполне нормально, если периодически проявляются не только положительные чувства. Ребенок может огорчиться, разозлиться, обидеться и даже повздорить с кем-либо. Насторожить взрослых должны частые конфликты со сверстниками, тревожность, агрессивное поведение, депрессивные состояния и чувство неполноценности. Все это, а также свои симпатии или антипатии по отношению к людям и предметам ребенок может передать в рисунке через цвет, расположение объектов.
Совершенствуется и волевая сфера. Ребенок способен проявить волевое усилие при преодолении трудностей, в игре, при выполнении своих обязанностей.
Мотивы и потребности возраста
Ребенок по-прежнему находится в тесной взаимосвязи со взрослым, но уже не только эмоционально. К этому добавились еще и познавательные мотивы, а чуть позже и удовлетворение потребности в сопереживании.
У ребенка высока потребность в движении. Удовлетворить ее – значит способствовать его гармоническому развитию. В силу психофизиологических причин ребенок не может подолгу сидеть и заниматься одним и тем же делом. Но и здесь тоже всё индивидуально. У детей может различаться продолжительность двигательной активности, ее содержание. Данная потребность переплетается с потребностью в общении и игре.
Появляются новые мотивы – игровой, признания сверстниками, мотив самоутверждения. Игровая мотивация является доминирующей для этого возраста.
Развитие интеллекта
Период от 3 до 4 лет ребенок совершает значительный рывок в своем интеллектуальном развитии. Вместо наблюдателя-малыша он становится исследователем, стремиться получать новые знания и претворять их в жизнь. Задача взрослых – помочь ему в этом, способствовать психическому развитию путем создания условий для познавательной активности малыша.
Активно развивается познавательная деятельность. Ребенок экспериментирует, исследует новые предметы самостоятельно и получает такую информацию, которую не узнал бы от взрослого. Это, в свою очередь, стимулирует детей к познанию нового.
Деток 4-5 лет часто называют «почемучками»: так много у них возникает вопросов. Благодаря этому запас их представлений и знаний о мире постоянно пополняется. Если ребенок к пяти годам не донимает взрослых своими многочисленными познавательными вопросами, то это должно насторожить родителей и заставить найти причину отсутствия познавательного интереса.
Мышление
До 4 лет преобладает наглядно-действенное мышление. Ребенок действует методом проб и ошибок. После четырёх лет появляется наглядно-образное мышление, благодаря которому он уже может сначала решить задачу или продумать вариант действий в уме, а затем применить его на практике.
К 5 годам в деятельности ребенок использует элементарные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Например, он может сравнивать объекты по форме и цвету, обобщать понятия в группы – игрушки, овощи, фрукты, находить признаки предмета и т.д. Ребенок умеет считать предметы и определять их количество в пределах 5-10. Общение со взрослыми и занятия способствуют формированию представлений о природе – животных и растениях, об основных погодных состояниях, о времени суток, быте людей.
Речь
С 3 лет ребенок начинает проявлять активный интерес к освоению языка. Это видно по тому, как он начинает прислушиваться к новым звукам, словам, пытается воспроизвести их. Дети уже пытаются рифмовать слова и придумывают собственные словоформы. Часто в этом возрасте ребенок сопровождает свои действия негромкой речью. Такие «разговоры с собой» позволяют ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.
Но в 3-4 года ребенку еще сложно составить логичный рассказ, состоящий из связных предложений. У него еще не всегда получается согласовать слова в роде, числе и падеже. Он может переставлять слоги в словах. Наблюдаются и проблемы с произношением звуков. Такие недочеты допустимы для речи ребенка этого возраста. В процессе дальнейшего развития она станет более совершенной и правильной, обогатится словарь, постепенно освоится ее грамматическая и фонетическая стороны.
К 5 годам в своей речи ребенок уже может использовать метафоры, загадки, поговорки, умеет подбирать слова близкие и противоположные по значению, использовать многозначные слова. Успешно выполняет задания, в которых нужно узнавать первый звук в слове или подобрать слова с заданным звуком. У большинства детей к 5 годам завершается процесс освоения звуков, в большинстве случаев правильно ставят в словах ударение.
Словарный запас ребенка в три года составляет 1500 слов, в четыре – 2000, в пять лет примерно 2500 слов. Однако следует учитывать то, что все показатели развития речи очень индивидуальны. Также специалисты отмечают, что мальчики отстают от девочек в речевом развитии примерно на четыре месяца. Родителям очень просто проверить соответствует ли нормам уровень развития речи у ребенка. Для этого нужно просто провести с ним беседу и попросить сделать следующее:
- назвать свое имя, отчество и фамилию, имена членов семьи;
- описать игрушку или животное, придумать рассказ по сюжетной картинке;
- сгруппировать картинки или предметы (фрукты, овощи, посуда и др.);
- точно повторить за взрослым предложение;
- пересказать хорошо известную короткую сказку или рассказ.
Если ребенок пяти лет справляется с данными заданиями, использует в речи простыми и сложные предложениями, средства выразительной речи (темп, интонацию, силу голоса и др.), то можно утверждать, что с развитием речи проблем нет. Если все же есть какие-то сомнения, стоит обратиться к специалисту. Он проведет ряд тестовых заданий и, если потребуется, сможет провести коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Родителям важно помнить, для того, чтобы ребёнок начал правильно говорить, вокруг него должно быть соответствующее речевое окружение. Он должен сам понять, насколько важно этому научится – чтобы потом полноценно общаться со сверстниками и близкими.
Развитие восприятия и сенсорных ощущений
Восприятие выступает как основная познавательная функция этого возраста. Совершенствуется оно параллельно с развитием перцептивных действий, направленных на обследование объектов окружающего мира. Характерным для детей этого возраста является то, что обследование уже может происходить без физического контакта с предметом – ребенок может это сделать «глазами». При этом выделяются самые яркие признаки, и по ним отличается один предмет от другого.
Постепенно от индивидуальных единиц восприятия происходит переход к сенсорным эталонам. Ребенок начинает различать предметы сразу по нескольким признакам: по форме, цвету и величине. К 5 годам дошкольник обладает уже относительно большим сенсорным и сенсомоторным опытом. Он способен ориентироваться в пространстве, выполнять различные перцептивные, обследовательские действия и подчинить их интеллектуальной задаче.
Сенсорное развитие
Возраст от 3 до 5 лет сензитивен для развития сенсорики. Сенсорное развитие – это активные обучающие и развивающие воздействия (тактильные, слуховые, зрительные) на органы чувств, благодаря которым повышается эффективность познавательного процесса. Накопление богатого сенсорного опыта является основой для формирования образной памяти, наглядно- образного мышления. Развитие сенсорики способствует систематизации получаемой информации, развитию наблюдательности и внимательности, воображения и речи.
Для сенсорного развития совсем не обязательны дорогостоящие игрушки и специальный дидактический материал. Подойдут подручные средства или изготовленные самостоятельно игры. Они будут даже удобнее и интереснее. Поскольку восприятие является ведущим познавательным процессом этого возраста, необходимо создать благоприятные условия для его формирования и совершенствования. В противном случае связанные с ним другие психические процессы также будут отставать в развитии, что в будущем отразится на учебной деятельности. Поэтому уже на начальном этапе развития восприятия очень важно объяснять ребёнку способы обследования объектов, продемонстрировать как надо рассматривать, как вслушиваться и т.д.
Воображение
В процессе познавательной, игровой, художественной деятельности у ребёнка развивается воображение – творческое и воссоздающее. Особенно четко оно проявляется в игре, когда дети начинают замещать одни предметы другими. В 3-4 года предметы-заместители предлагает взрослый (например, камень – это машинка) и ребёнок с удовольствием принимает такую игру. Но он не способен пока направлять свое воображение. Выдумка приходит спонтанно, по просьбе взрослого ребёнку тяжело что-то придумать. К пяти годам проявляет оригинальность и произвольность воображения. Дети уже могут придумать небольшой рассказ или сказку на заданную тему. Критерием развития творческих способностей является использование в создании воображаемого предмета или ситуации таких приемов как преувеличение, преуменьшение,
комбинация.
Внимание
Уже в младшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание. Благодаря этому ребёнок может сосредотачиваться и задерживаться на определённом занятии не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы специально запомнить что-то и воспроизвести это в нужный момент. Но это происходит не сразу. В 3 года способность управлять вниманием ещё не велика. Его произвольность в этом возрасте проявляется в том, что ребёнок всматривается в объект, вслушивается в рассказ, пытается читать книгу, увлеченно рисует.
В 4 года появляется способность направлять свое внимание на определенный предмет или деятельность по указанию взрослого. Однако устойчивость данного психического процесса по- прежнему недостаточно сформирована. В 3-5 лет сосредоточенная деятельность ребенка возможна в течение 15-20 минут. Кроме того, устойчивость внимания зависит от ее характера и импульсивности самого малыша. Это необходимо учитывать взрослым при планировании совместных занятий с детьми, тем самым предотвратив их от переутомления. Далее ребенок просто не в силах заниматься. Внимание – весьма важная функция, на основе которой развиваются остальные психические процессы, а также зависит успех обучения. Поэтому родителям стоит найти время на занятия с малышом в этом направлении.
Память
Память является доминирующей функцией у детей 3-5 лет. Специалисты утверждают, что ни в каком другом периоде развития ребенок не запоминает предложенный материал с такой легкостью, как в младшем дошкольном возрасте.
До 4 лет память носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает что-то нецеленаправленно, это происходит само собой. Лучше всего запоминается материал, который интересен для ребенка и вызывает яркие эмоции. Смысловая память развивается параллельно с непосредственной (без осмысления).
После 4 лет начинает развиваться произвольная память. Однако целенаправленное запоминание и припоминание пока проявляются периодически и в основном в процессе занятий, игре или при выполнении поручений взрослых.
Лучше запоминается ребенку то, что он видит или слышит много раз, а также то, что связано с его собственными движениями.
Личностное развитие
Личность ребенка развивается сугубо индивидуально. Есть дети самоуверенные и активные, есть стеснительные и нерешительные. В последнем случае для успешности ребенка в будущем, ему необходимо помочь увидеть свои достоинства, раскрыть положительные стороны личности, понять свою уникальность и неповторимость.
В этом возрасте уже есть представления о себе во времени: прошлом и будущем. Ребёнок понимает, что когда-то он был маленьким, а в скором времени станет учеником, потом будет работать по определенной профессии.
На основании представлений о своем «Я» путем оценок родителей, воспитателей, детей, в процессе игровой, познавательной деятельности, общения формируется самооценка ребёнка. Как правило, в этом возрасте она завышена. И это считается нормой. Если у ребенка в этом возрасте заниженная самооценка, можно говорить о наличии каких-либо личностных проблем или ошибок воспитания родителей. Для формирования адекватной самооценки и осознания своей уникальности и неповторимости, взрослый должен восхищаться своим малышом. Отмечать какие у него красивые карие глазки и мягкие курчавые волосики, как он умеет красиво танцевать и рисовать и пр.
Развитие самооценки неразрывно связано с притязаниями. К 5 годам проявляются притязания не только на признание сверстниками, но и стремлению выполнять главную роль в игре.
Впервые появляются чувства стыда и гордости. Становится важным не просто наличие какого-либо умения, но в большей степени его качественная характеристика. Ребенок гордится тем, что хорошо рисует, танцует, а не просто, что умеет танцевать. Если в какой-либо деятельности получается выполнять что-то хуже, чем у сверстников, или он начинает замечать свои недостатки, возникает чувство стыда. Развиваются представления о себе как о члене семьи, родственных связях. Ребенок начинает радоваться успехам и удачам близких, переживать их горе, способен сопереживать им, проявлять чуткость и внимание к ним.
На 5 году жизни у дошкольника возникает стремление к самосовершенствованию. Он может захотеть определенную прическу, научиться красиво рисовать и т.д. К концу возраста появляются чувства самоценности и самоуважения.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник