Мячик с резинками для развития моторики у ребенка

Почему очень важно развивать мелкую моторику ребенка?
Ученые доказали, что мелкая моторика связана с нервной системой. А поэтому, развивая пальчики, мы способствуем развитию внимания, памяти, восприятия, а также речи ребенка.
Лэпбук «Ловкие пальчики» — это папка, в которой собраны игры и упражнения, развивающие мелкую моторику. С лэпбуком интересно играть и заниматься.
Лэпбук можно приобрести в группе vk «Бумажки — Развивашки» или на Ярмарке Мастеров
Лэпбук «Ловкие пальчики» состоит из следующих разделов:
- игры с массажным мячиком
- описание игр для развития мелкой моторики (12 карточек)
- шаблоны для шнуровок и прищепок
- дорожки для пальчиков
- пластилиновые аппликации
- игры с пуговками
- пальчиковые игры
- схемы из счетных палочек
Рассмотрим подробнее:
Игры с массажным мячиком
Резиновый мячик с шипами, можно приобрести в любом магазине с игрушками. Стоит он не дороже 100р., а пользы от него на миллион. Шипы мячика при перекатывании, мягко воздействуют на нервные окончания. Тем самым, улучшается кровоток. Деткам, как правило, очень нравится делать упражнения с мячиком, читая веселые стишки. Несколько стишков-упражнений представлено в лэпбуке «Ловкие пальчики»
Описание игр для развития мелкой моторики (12 карточек)
В наборе 12 карточек-подсказок с играми для развития мелкой моторики. Вы легко сможете играть в эти игры дома с ребенком. Особого реквизита для этого не потребуется.
Шаблоны для прищепок
Игры с прищепками — это отличная тренировка для пальчиков. Надо правильно захватить прищепку, нажать на нее и прикрепить к нужному месту.С помощью бумажных шаблонов, прищепки превращаются в игрушки. Например, прикрепите к тучке синие прищепки, и спойте песенку:
Злую тучку наказали
Ты плохая, ей сказали,
А она заплакала,
Кап-кап-кап закапала,
Кап-кап-кап — дождик пошел…
Шаблоны для шнуровок
В лэпбуке представлены 2 игры-шнуровки. Это корзинка с грибами и озеро с утками и лебедями. Для игры нам потребуется несколько небольших шнурочков. Можно взять один большой и разрезать его на маленькие. С помощью дырокола делаем дырочки в корзине и в грибках. Скажите малышу: «Давай прикрепим грибочки к корзинке». С помощью шнурков привяжите каждый грибок к корзинке, а уточку к озеру. Благодаря данной игре ребенок учится не только продевать шнурок в отверстие, но и завязывать узелки.
Дорожки для пальчиков
В игре надо помочь героям мультфильмов встретиться. Провести пальчиком или ручкой (для старших ребят) по линиям.
Пластилиновые аппликации
Самая лучшая игрушка для развития мелкой моторики — это пластилин. Отщипываем кусочки пластилина, делаем из них шарики и выполняем задания в книжке с пластилиновыми аппликациями. Например, спрятать мышку от кошки
Игры с пуговками
Пуговки в данной игре бумажные, но можно взять и настоящие, или можно использовать помпончики. Суть игры в том, чтобы разложить пуговки на рисунки в соответствии с цветом.
Пальчиковые игры
В лэпбуке к карточке с описанием упражнения, надо подобрать карточку с иллюстрацией. Читайте стихи, выполняйте упражнения и подбирайте картинки.
Схемы из счетных палочек
Начинайте выкладывать простые фигуры: квадрат и треугольник. Затем можно выкладывать заборчик и другие более сложные фигуры, используя схемы на карточках.Усложненный вариант игры, выложить фигуру и предложить малышу угадать, что это такое, и подобрать к фигуре схему.
Внимание! 20 февраля будет разыгран лэпбук Ловкие пальчики, подробности смотрите в группе Бумажки-Развивашки
Спасибо за внимание, больше развивающих игр смотрите на канале«Развивашки!» Подписывайтесь.
Рекомендую почитать:
Что такое лэпбук? Собираем лэпбук Времена года
Как легко научить ребенка читать
Учим детей заботиться об экологии
Источник
Все родители знают, что необходимо развивать мелкую моторику у своего ребёнка, но не все знают, зачем это делать и как.
Разберёмся с этими вопросами в нашем статье.
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?
Доказано, что систематическое развитие пальцев рук влияет на внимание, мышление, воображение, а также оказывает положительное влияние на развитие речи. Речь ребенка и его трогательно-сенсорный опыт взаимосвязаны.
Понаблюдайте за своим малышом. Если его пальчики двигаются соответственно возрасту, то и речь будет развиваться нормально. Если же пальчики отстают, то скорее всего произойдет и задержка речевого развития.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить регулярно, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разные игры и упражнения.
1. Застегиваем пуговицы.
Каждой маме бывает известно, как трудно научить ребенка застегивать пуговицы. А ведь это относится не только к сенсорному опыту и привитию самостоятельности, но и отлично тренирует мелкую моторику. Для этой игры понадобятся небольшие полоски ткани шириной 5-7 см (фетр, разноцветные ленты и т.д.). С одной стороны пришиваем пуговицу, с другой вырезаем петельку. И ребёнок с удовольствием застегивает и расстегивает её.
Можно попросить малыша соединить разноцветные полоски друг за другом, чтобы получились «вагончики», а можно предложить ему составить целую разноцветную цепочку из этих тканевых звеньев.
Этот тренажер можно использовать не только для малышей, но и для старших дошкольников. Запомните одно правило — чем старше ребёнок, тем меньше должна быть пуговица.
Фото из источника acraftyliving.com
2. Сортировка.
Наверное в каждом доме есть конструкторы LEGO, его детали можно использовать для сортировки в качестве маленьких контейнеров. Также вы можете взять для этой цели разноцветные формочки от пирамидки, ведерки, баночки, стаканчики — всё, что угодно. А сортировать можно маленькие помпоны, крупные бусинки, разноцветные шарики из пластилина. Предложите ребёнку разложить эти шарики в контейнеры соответствующего цвета. Для того, чтобы усложнить игру, можно использовать пинцет.
Детям старшего возраста можно усложнить задание — предложите ему сложить в красный контейнер 2 шарика, в зелёный — 3 шарика, в желтый — 4 шарика. Ребёнок будет тренировать не только мелкую моторику, но ещё и память.
3. Подбери палочку.
Для этой игры нам понадобятся разноцветные коктейльные трубочки и ватные палочки. Для начала покрасим вату на палочках в определенный цвет обычным маркером или фломастером, а затем предложим ребенку вставить палочку соответствующего цвета в каждую трубочку.
4. Накорми поросенка.
Поросенка несложно сделать из пластиковой бутылки и цветной бумаги, а кормить поросенка можно теми же шариками для сортировки.
Ребёнку необходимо будет открутить пробку и покормить поросенка, положив бусинки в горлышко.
Для того, чтобы усложнить игру, можно также использовать пинцет.
Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и предложить целое меню для кормления поросенка. Скажите ему, что сегодня поросенок хочет съесть 5 красных шариков, 3 желтых и 1 зеленый.
5. Лепим ежика.
Возьмите пластилин, и сделайте тельце для ежика. Задача ребенка — прилепить к нему иголки. В качестве иголок могут выступать спички, ватные палочки, зубочистки, семечки, макаронные изделия — всё, что хотите. Можно сделать сразу несколько разных ежиков и потом ими играть.
Иногда занятия с привычными для взрослых предметами очень увлекают детей. Такими предметами могут быть разноцветные ленточки. Можно воспользоваться этим и сделать очень простой тренажер — закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено.
Также можно использовать обычные нитки для вязания — привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку — фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно.
Запомните одно правило — чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.
Главное в этом деле — аккуратность. Вы всегда должны быть рядом и наблюдать за тем, что делает ваш малыш.
Надеемся, что эти несложные игры для развития мелкой моторики принесут вашему ребенку не только пользу, но и доставят море положительных эмоций.
Если вам интересна тема психологии и воспитания, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь самыми полезными материалами на своей странице.
Источник
Картотека игр и упражнений с предметами для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей дошкольного возраста.
Игры с платочками
Тесто
Месим, месим тесто! 1 вариант игры.
Есть в печи место! Дети берут платочек за два
Будут, будут из печи уголка и пальцами обеих рук
Булочки и калачи! собирают платочек в обе ладони.
Народная потешка 2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и
собирают целиком платочек в
ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой).
Другая рука не помогает!
Прятки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают
Ловко прятались в кроватке. пальцы обеих рук.
Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают
Ловко спрятались в кроватке. платочек в обе ладошки.
А. Савушкина
Червячок
Когда дождик поливает:
Кап, кап, кап, кап…
Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.
Показывают ладошку правой руки.
Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».
Дождевой червяк гуляет.
Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!
Когда сухо вниз ползёт.
Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!
Землю в темноте жуёт!
Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Е.А. Янушко
Игры со счётными палочками
Цапля ходит по болоту
Цапля ходит по болоту Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат указательным пальцем
правой руки.
Будто ищет там кого-то. Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат средним пальцем
правой руки.
Ой, боюсь, что эта цапля Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат безымянный пальцем
правой руки.
Лягушонка хочет… Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат мизинцем пальцем
правой руки.
Сцапать! Убирают счётную палочку за
О. Крупенчук спину.
Затем дети выполняют те же движения левой рукой.
Клювы
Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!
О. Крупенчук
Цапля
Берут в руки счётную палочку.
Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки.
В воду пристально глядит.
Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки.
Тычет клювом наугад,
Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки.
Ищет в речке лягушат.
Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки.
На носу сверкает капля —
Касаются счётной палочкой кончика носа.
Узнаёте? Это
Цапля!
Показывают счётную палочку.
Затем проделывают те же действия, но с левой рукой.
Н.В. Нищева
Игры со щётками
Дети берут в руки зубную щётку.
Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.
А. Дорогавцева
Снежок
Берут в руки щёточку.
Проводят круговыми движениями щёткой по правой коленке.
Затем по левой.
Хлоп, хлоп вот снежок.
Проводят круговыми движениями щёткой по правой ладошке.
Затем по левой.
Заберусь на горку,
Ух!
Щётку держат в левой руке и проводят её от ладошки до плечика по правой руке.
«Забрались на горку».
(Затем меняют руки).
Съеду с горки,
Бух! И в снежок!
Щётку держат в левой руке и проводят её от плечика до ладошки по правой руке.
«Съехали с горки».
(Затем меняют руки).
Г. Гриц
Игры с прищепками
Самомассаж с прищепками
Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
О. Крупенчук
Гусёнок
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
– Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
О. Крупенчук
Подарки Деда Мороза
Берут в руки зубную щётку.
Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Буквари,
Растирают зубной щёткой большой палец.
Альбомы,
Указательный.
Марки.
Средний.
Кукол,
Безымянный.
Мишек,
Мизинец.
И машины,
Перекладывают зубную щётку в другую руку.
Растирают зубной щёткой большой палец.
Попугая,
Указательный.
И пингвина,
Средний.
Шоколадок пол мешка,
Безымянный.
И пушистого щенка!
Мизинец.
Н.В. Нищева
Игры с массажными мячиками
Колючий ёжик
Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках,
Ёжик, ёжик. делая движения вперёд-назад,
Ты колючий, ну и что же вправо-влево между пальцами.
Катают мячик по правой и ле-
Я хочу тебя погладить, вой ладоням круговыми движе-
ниями.
Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в левую руку и
О. Крупенчук «прыгают» им по ладони дру-
гой руки, затем меняют руки.
Дружба
Я в друзьях души не чаю! Дети крепко сжимают мячик
Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой
Каждый руку мне пожмёт! ладони.
Каждый мне привет пошлёт! Машут рукой.
О. Крупенчук
Игры с резинками для волос
1-й вариант
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
Игры с массажными мячиками
Ёжик
Ходит ёжик без дорожек,
По лесу, по лесу.
Катают мячик в руках,
делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.
И иголками своими,
Колется, колется.
Кладут мячик на правую ладошку.
Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).
А я ёжику, ежу,
Ту дорожку покажу.
Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).
Где катают мышки,
Маленькие шишки.
Катают мячик в руках,
делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.
О.И. Крупенчук
Игра с длинной верёвочкой
Гном Скрут
Кто живёт под потолком? –
Гном!
Берут в руки длинную верёвочку и замыкают её в «кольцо».
Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Надевают только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста.
Затем меняют руки.
Надевают кольцо на большой палец.
У него есть борода? –
Да!
На указательный.
И манишка и жилет? –
Нет!
На средний.
Как встаёт он по утрам? –
Сам!
На безымянный.
Кто с ним утром кофе пьёт? –
Кот!
На мизинец.
И давно он там живёт? –
Год!
На большой.
Кто с ним бегает вдоль крыш? –
Мышь!
На указательный.
Он капризничает, да? –
Ни –
ког –
да!
Надевают кольцо поочерёдно на три пальца руки, на каждый слог.
На средний,
на безымянный,
на мизинец.
С. Чёрный
Игра с резиночками для волос
5 телят
Берут в руки резиночку для волос.
Надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Затем меняют руки.
Надевают резиночку на большой палец.
Этот телёнок – ушёл далеко!
На указательный.
Этот телёнок – травку жуёт!
На средний.
Этот телёнок – копытцами бьёт!
На безымянный.
А этот телёнок –
Мычит: — Почему? – у – у ?
Все разошлись?
Скучно мне одному – у – у!
На мизинец.
И.С. Лопухина
Г. Гриц
Игры с шестигранными карандашами
Карусели
Берут в руки шестигранный карандаш.
Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.
Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.
Правой и затем левой.
Машина
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би — би!
Би – би — би!
Катают карандаш между ладошек
Вперёд – назад.
Руки держат перед собой.
Н. Найдёнова
Литература:
Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
3.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Источник
Разбираемся с понятиями мелкой и крупной моторики и предлагаем игры для их развития по возрастам, начиная с рождения.
Сегодня вряд ли найдётся мама, которая не слышала про важность развития моторики у детей. Но что это такое и почему о ней столько разговоров?
Что такое моторика
Моторика – от лат. motus – «движение». Это совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую. И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.
Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.
Читайте на нашем канале статью «Почему полезно ходить босиком».
Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.
Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.
Читайте статью «Между строк. Что важно знать о дислексии» и узнайте о том, как бороться с нарушениями письма и речи.
Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных. Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность. Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
Всем читателям Дзена мы дарим 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child: при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.
Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи… Согласитесь, внушительный набор!
Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.
От рождения до 3 месяцев
В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.
В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.
От 4 до 6 месяцев
До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений. Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями. Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.
В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели.
Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление.
Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто! Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:
Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»),
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (отогните большой пальчик),
И этому дала (отогните указательный пальчик),
Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик),
И этому дала (отогните безымянный пальчик),
А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку)
Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!
От 7 до 9 месяцев
Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.
Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.
Читайте статью «Песочная терапия для детей» о полезных во всех смыслах играх с песком.
Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.
Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.
Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:
Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча),
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете),
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)
Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен.
От 9 месяцев до 1 года
Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!
Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.
Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.
Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.
От 1 года до 3 лет
Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей. Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени. Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.
Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.
Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.
Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.
Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.
Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:
Мы делили апельсин (показываем кулачок),
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик),
Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик),
Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик),
Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик),
А для волка – кожура! (трясём ручками)
Разозлился волк – беда.
Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).
К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду. Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные и увлекательные статьи о детях и родителях: https://zen.yandex.ru/luckychild
А какие игры на моторику любимые у вашего малыша? Поделитесь в комментариях!
Источник