Межкультурные различия в социальном развитии ребенка
Межкультурные различия в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте — работа из нашего списка «ГОТОВЫЕ РАБОТЫ». Мы помогли с ее выполнением и она была сдана на Отлично! Работа абсолютно эксклюзивная, нигде в Интернете не засвечена и Вашим преподавателям точно не знакома! Если Вы ищете уникальную, грамотно выполненную курсовую работу, контрольную, реферат и т.п. — Вы можете получить их на нашем ресурсе.
Вы можете запросить курсовую Межкультурные различия в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте у нас, написав на адрес ready@referatshop.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что скачать курсовую Межкультурные различия в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте по предмету СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этой эксклюзивной работы — для ознакомления. Если Вы хотите получить курсовую Межкультурные различия в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте (предмет — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — пишите.
Тема: Межкультурные различия в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы межкультурных различий в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте 4
1.1. Понятие социального интеллекта у подростков 4
1.2. Межкультурные различия в социальном интеллекте подростков и способы адаптации к ним 7
Глава 2. Эмпирическое исследование межкультурных различий развития социального интеллекта при социологизации подростков 11-15 лет 11
2.1. Программа исследования межкультурных различий развития социального интеллекта при социологизации подростков 11
2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 13
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
Актуальность исследования была обусловлена тем, что социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе, встраивание ее в социальные, межличностные и профессиональные отношения, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного человека. Являясь согласованной группой ментальных способностей, обеспечивающих самопознание, саморазвитие, умение прогнозировать межличностные отношения, социальный интеллект играет значительную роль в процессе социализации, реализации межкультурной коммуникации людьми в современном обществе В работах А А Бодалева, В Н Дружинина, Ю Н Емельянова, М М Кашапова, М Л Кубышкиной, Н А Кудрявцевой, В Н Куницыной, Д В Ушакова, А Л Южаниновой, Дж Гилфорда, О Джона, С Космитского, Н Кэнтора, Г Олпорта Э Торндайка, Р Селмана, Р Стернберга подробно рассматривается проблема формирования и развития социального интеллекта, анализируется его структура, функции, роль в профессиональной деятельности, соотношение с академическим интеллектом Однако современные условия жизни сделали очевидной необходимость исследования этнической специфики социального интеллекта, развитие которой оказывает значительное влияние на формирование отношения к социально значимым объектам, что является одним из факторов успешности реализации межкультурной коммуникации
Проблемой исследование является влияние этнической специфики социального интеллекта на формирование содержания отношения к социально-значимым объектам у представителей различных этнических групп
Цель работы – исследование межкультурных различий в развитии социального интеллекта (в подростковом возрасте).
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
дать понятие социального интеллекта у подростков,
изучить межкультурные различия в социальном интеллекте подростков и способы адаптации к ним,
осуществить эмпирическое исследование межкультурных различий развития социального интеллекта при социологизации подростков 11-15 лет.
Предмет исследования – межкультурные различия в развитии социального интеллекта (в подростковом возрасте).
Объект исследования – 25 подростков в возрасте 11-15 лет.
Гипотеза исследования: создание вокруг ребенка атмосферы любви является необходимым условием для формирования полноценного члена любого общества – как воинственно настроенного, так и миролюбивого, и в этом отношении процесс социализации у американцев и русских протекает одинаково. Но американцы вырастают агрессорами, а русские пацифистами. Это происходит из-за разного отношения в культурах к агрессивности. Русские всемерно ограничивают ее проявления у подростка, даже в игре. Если он бьет другого, ему делают замечание, могут даже отнять палку. Мать успокоит обиженного ребенка, но не будет понуждать к мщению. В тех же самых ситуациях американцами всячески поощряют агрессивность.
Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов РФ и трудов отечественных авторов в области межкультурных различий в развитии социального интеллекта подростков. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики. Методологической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики и логики в их единстве.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.
Глава 1. Теоретические основы межкультурных различий в развитии социального интеллекта в подростковом возрасте
1.1. Понятие социального интеллекта у подростков
Подро?сток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 – 14 до 15 – 17 лет).
Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное приспособление, а не глубина понимания.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социально¬го опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».
Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики.
Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:
Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.
Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
Познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
Познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект. Wedeck (1947) создал стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способности», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказали необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулиров
Источник
Как обучают культурно приемлемому поведению? Уже в колыбели человек становится центром притяжения внимания родителей и семьи, хотя с годами, по мере взросления, он перемещается на периферию. Он учится различать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба», и ребенок узнает, что, произнося подобные слова, он получает вознаграждение: поцелуй, сладкое питье или нежность. По прошествии времени ребенок узнает еще больше слов и правил поведения. Маленькая девочка учится должному поведению, которое вначале не зависит от специфики пола и больше основывается на общекультурных универсалиях. По мере того как она подрастает, через игры с друзьями, поведение родителей, а позже через официальное обучение в школе, девочка узнает обо всех тонкостях поведения, которое ожидается от девушки или женщины в цивилизованном обществе.
Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми, а с теплым — носить в платке или на перевязи за спиной.
Этнографы и социологи сравнили национальные стили воспитания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощрений и выделили два противоположных — японский и английский.
В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.
С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.
В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей в Британии — это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей — значит портить их.
С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки Они как бы рождаются взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.
Главными агентами социализации по праву считают родителей. Но так было не всегда. При родовом строе и в феодальной Европе приобрел популярность особый институт, защищающий родительство. Речь идет о практике обязательного воспитания детей на стороне.
Одним из примеров служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца, обычно родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливалась близость, равная кровному родству.
Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах с 7–10 лет. Средневековые ремесленные цехи и ученичество в подмастерьях – также разновидность института воспитательства.
Вторичная социализация
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.
Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения.
Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Городская школа остается средоточием всей культурной жизни старшеклассников и представляет собой некоторую микромодель большой культуры Хорошо оснащенные школы имеют в своем распоряжении школьные театры, клубы, спортивные общества, кружки по интересам.
Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье.
Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специальных знаний появлялось и тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной школе. Школы зародились только тогда, когда человечество изобрело письменность Самые ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализированными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников
В Греции слово «школа» («сколе») имело несколько значений: досуг, праздность, ученая беседа. Связь двух понятий — праздности и обучения — сегодня кажется странной. Однако в доиндустриальном обществе, т. е. еще 200—300 лет назад, обучение теоретическим знаниям не давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности. Орудия труда и технология производства были крайне примитивными, а квалификация работников — невысокой. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и средства, чтобы заниматься тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе обслуживала только элиту.
Необычность ситуации, в которой оказывается школьник, – отсутствие надзора со стороны родственников и родителей. В школе ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности — любимого сына, единственного ребенка и т. п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Он – один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все другие. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников.
Адаптация
Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе).
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы — это скорее социализация, нежели адаптация.
??? Приведите примеры адаптации в различных жизненных ситуациях в контексте разговора о формах приобщения к родной культуре
Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли, усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы.
Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7—10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация.
Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия.
1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности.
2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически.
3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т. п.), а дети — нет,
4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.
Инкультурация
Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.
Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п
Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.
Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате инкультурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
§ жизнеобеспечение — профессиональная деятельность, домашний
§ труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
§ личностное развитие — приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
§ социальная коммуникация — формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
§ восстановление энергетических затрат — потребление пиши, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник