Международные стандарты развития ребенка дошкольного возраста

Международные стандарты развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Валентина Фуфаева
Новый стандарт дошкольного образования: требования к условиям и результатам

Стандарт дошкольного образования содержит:

Общие положения

Требования к структуре программы

Требования к условиям

Требования к результатам

Настоящий Стандарт является Стандартом условий

психолого-педагогическим

кадровым

к предметно-пространственной среде.

материально-техническим и финансовым

Психолого-педагогические условия

Уважение к достоинству воспитанников

Соответствие всех воздействий возрастным особенностям детей

Поддержка взаимодействия и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Возможности выбора

Защита детей от всех форм физического и психического насилия,

Взаимодействия с семьями воспитанников

Рекомендуемая наполняемость группы

от двух месяцев до 1,5 лет года

для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет

от 3-х до 5

от 5 лет и старше не более 8 человек

не более 16 человек;

не более 24 человек;

не более 26 человек;

Требования к кадрам: компетентности педагога

вовлечение детей в разные виды деятельности

недирективная помощь и поддержка детской самостоятельности

возможности для развития свободной игры детей

сотрудничество с семьями воспитанников:

взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, укрепления его здоровья, оказания консультативной и иной помощи.

Должны быть созданы условия для

Повышения квалификации педагогических и руководящих работников и их профессионального развития

консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации

исключить перегрузки педагогов, снижающие индивидуальное внимание к детям

Требования к предметной среде

Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности

Гибкость игрового пространства

Полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей)

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала,

Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Требования Стандарта к результатам освоения программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования

не подлежат непосредственной оценке, и не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей.

не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию кадров, оценку качества образования и уровня развития детей

Характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями. Может контролировать свои движения и управлять ими.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Участвует в совместных играх. Может договариваться, учитывать интересы и чувства других

Способен разрешать конфликты.

Инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности

Способность выбирать род занятий, партнеров.

Любознательность, интерес к окружающему

Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству

Владение разными формами и видами игры.

Творческие способности появляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

Способность к принятию собственных решений, опора на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Любит фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания

У ребенка складываются предпосылки грамотности.

Способность к порождению и воплощению разнообразных замыслов.

Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

Положительное отношение к себе и к другим.

Подготовка к школе

Данные характеристики являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

При соблюдении требований к условиям стандарта целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности и готовности к школе.

В стандарте прямо не сказано учить или не учить читать и писать.

Ребенок должен быть готов к 1 четверти 1класса. А это значит: читать по слогам, писать прописные буквы, считать до 10.

Маршрут реализации ФГОС.

1. Программа детского сада.

2. Рабочая программа.

Раз в три месяца методист проверяет рабочую программу.

В программе должны использоваться все виды детской деятельности.

Профессиональный стандарт будет готов к реализации 2020 года.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое. Данные образовательные области не являются предметными областями. Это условное деление. В сетке занятий не пишутся.

Изменится в новом году рейтинговый лист.

С 1сентября изменения в аналитической работе эксперта. Каждый эксперт должен пройти курсы. Эксперт сразу получает 50 баллов.

Аттестация будет проходить с учетом квалификации:

Воспитатель-наставник, воспитатель-аналитик, воспитатель, рекомендуемый на конкурс «Воспитатель года».

В камеральной таблице у воспитателя должно проходить 1 направление.

В п. 3.4. камеральной таблицы посетил семинар и применил.

Работаем по программе «Детство сада».

Программа должна быть актуальной, доступной и выполнимой.

Источник

Библиографическое описание:

Торопова Н. Д. Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9795/ (дата обращения: 20.02.2020).



Дошкольная педагогика — это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.

Дошкольная педагогика опирается на методологию общей педагогики. Её основными задачами выступают: исследование исторических тенденций развития взглядов на дошкольное детство и дошкольную педагогику; изучение зарубежного опыта дошкольного обучения и воспитания; разработка дидактических основ подготовки ребенка к обучению в школе в разные периоды дошкольного детства; исследование педагогических закономерностей формирования и развития психических свойств, познавательных и эмоционально-волевых процессов у ребенка в дошкольном возрасте; разработка теоретических основ воспитания ребенка дошкольного возраста в процессе обучения, общения, развивающих игр; изучение путей и условий эффективного интеллектуального и физического развития детей дошкольного возраста;

Современное состояние организации дошкольного образования вРоссии.

Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то обстоятельство, что детский сад сегодня дает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, так как в нем есть необходимые для этого специалисты и профессиональные педагоги.

В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организованных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка.

Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители желают быть активными участниками педагогического процесса, они готовы к участию в реализации программы дошкольного образования. В настоящее время родителям предоставлено право самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей — сторонников акселерации детского развития — испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет.

На современном этапе на первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. Так в последние годы в обиход вошел новый термин «предшкольное образование».

Среди последних правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. Введение ФГОС ДО, опирающийся на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования дают возможность определить значение дошкольного образования в общей непрерывной системе образования. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма — когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребенком, а вместе, рядом. Развить в ребенке мотивацию — «Хочу узнать!» Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы, прививать детям жажду открытий в получении знаний — вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Современный педагог ДОУ должен быть компетентен:

 в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

 организация различных видов деятельности воспитанников;

 осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

 методическом обеспечении образовательного процесса;

 реализации информационно-коммуникативных технологий;

 обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Применение информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет педагогам изменить содержание, применять новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать задачи актуальные для специалистов системы дошкольного образования:

 дополнительная информация

 разнообразный иллюстративный материал

 возможность распространения новых методических идей и дидактических пособий

 возможность передавать и получать информацию в процессе работы с родителями в случае, если ребенок, по какой-либо причине, не посещает детский сад.

Использование Интернет-ресурсов позволяет педагогам принимать участие в межрегиональных и международных конференциях, вебинарах, семинарах и конкурсах.

Очень важно формировать информационную культуру у детей.

При использовании Информационных ресурсов в работе с дошкольниками, необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями» по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является забота о здоровье ребенка. Современное общество все больше предъявляет требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе. Возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и развития психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Реализуемые технологии помогают формировать у дошкольников, их родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В ФГОС ДО раскрывает сущность двигательной активности, реализуемой в направлении «Физическое развитие». Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения субъектов педагогического процесса ДОУ и начальной школы: детей, педагогов и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особое внимание следует уделить системе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях непрерывного образования.

Подготовка ребенка к школе начинается задолго до его выпуска из Дошкольного образовательного учреждения. Первым педагогом ребенка становится воспитатель. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, определяет основные ориентиры реализации образовательной программы.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

В связи с введением Федеральных государственных стандартов дошкольного образования сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и школы рассматриваются как важное условие эффективной подготовки детей к переходу в статус ученика. Поэтому необходимо разработать план конкретных мероприятий, который должен определить цели, задачи, организационно-методический блок, содержащий подробный перечень и описание направленной работы с детьми, родителями, социальными и медицинскими учреждениями и ожидаемый результат.

В процессе взаимодействия воспитатель и учитель обмениваются педагогическим опытом, находят оптимальные методы, формы работы и т. д. Воспитатель дает подробную информацию о каждом ребенке, об особенностях развития, воспитания и обучения каждого ребенка, его интересах, индивидуальных особенностях, возможностях, характере. Учитель знакомит с особенностями программы начальной школы, факторами, препятствующими протеканию легкой адаптации к условиям массовой школы.

Создается объединенная база детского сада и начальной школы. Это позволяет проводить непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, обеспечивая тем самым преемственность двух ступеней образования.

Одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования. То есть проблема преемственности может быть решена успешно только при тесном сотрудничестве и взаимодействии воспитателя и учителя.

Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления, опираясь на научный подход.

Значительное место в совершенствовании управления образованием занимает реформирование. И это является сегодня главным фактором управления образованием.

Понятие «качество дошкольного образования» анализируется, исходя из трех различных аспектов, В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой ее адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими аспектами, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т. д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

 Для детей — это обучение в интересной для них игровой форме.

 Для родителей — это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим их детей к обучению вы школе;

 Для педагогов — это положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителями.

Качество образования находится в постоянной динамике. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможные изменения качества, исследовать причины, характер этого изменения.

«Детство» — это подготовка к будущей жизни ребенка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течении всей жизни. Иными словами, заниматься образованием ребенка дошкольного возраста — все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности, Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надежным.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ МинОбрНауки «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г № 751
  4. Буршит И. Е. К вопросу о преемственности развивающего образования.
  5. Денякина Л. М. О разработке единых требований к содержанию дошкольного образования

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика, родитель.

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки…

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

Роль детско-родительского клуба дошкольной организации…

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

Преемственность в работе детского сада и школы как условие…

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст, образовательный процесс, начальное общее образование, учитель.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

Организационно-педагогические условия приобщения детей

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

Дошкольное образование в Венесуэле: история и современные…

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика

Источник