Метрическая шкала озерецкого шкала оценки психомоторного развития ребенка
Озерецкого оценки моторики шкала — тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н. И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков». Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты О. о. м. ш. объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:
- Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища).
- Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин. для правой руки и 1 ,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту).
- Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенным на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо, см. Россолимо «Психологические профили»); нанесение точек на бумагу).
- Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов).
- Сопровождающие движения (синкинезии) — поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук.
Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т.д.
Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест — 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования — 45-65 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития. Нормативные данные установлены на материале обследования 1200 детей (в нормативную группу включены также дети и подростки с отклонениями в умственном развитии). Имеются возрастные нормы и для выполнения каждой группы тестов, что позволяет производить ориентировочную оценку профильную уровня развития отдельных компонентов двигательных навыков. Возрастная шкала норм разделена на шесть уровней (4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет).
При разработке методики большое внимание было уделено стандартизации процедуры обследования. В методических материалах подробно описаны инструкции и правила проведения отдельных тестов, схемы оценки, рекомендации по времени обследования и применению методики для различных контингентов испытуемых.
К достоинствам О. о. м. ш. в первую очередь следует отнести достаточную широту охвата исследуемых показателей психомоторного развития, простоту проведения, возможность группового тестирования. Кроме решения ряда научных задач, методика используется в практике врачей и педагогов. Безусловна ценность О. о. м. ш. для психодиагностики в школе.
В результате теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития. Коэффициент надежности (по методу. расщепления) для разных групп испытуемых колеблется от 0,8 до 0,9. Показатель надежности ретестовой достигает 0,7.
О. о. м. ш. широко используется в зарубежной психодиагностике. Методика считается особенно полезной при обследовании умственно отсталых детей, у которых часто наблюдаются дефекты развития моторики. В настоящее время применяется шкала моторного развития Линкольна – Озерецкого (Lincoln – Oseretsky Motor Development Scale, 1955), представляющая собой новую стандартизацию оригинальной шкалы с некоторым изменением системы оценки результатов, введением дополнительных заданий.
Похожие материалы в разделе Словари:
- Закон Хика
- Анальная фаза
- Смешение цветов
- Опросники личностные
- Рисунок детский
- Колумбус
- Анализ
- Нормы тестовые
- Абстинент
- Воображение
Источник
Оценка одновременности движений» одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.
Оценка динамической координации верхних конечностей
- бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.
Оценка динамической координации нижних конечностей
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
- совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия
Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»
- стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей
Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации
- провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
- » в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;
Оценка мелкой моторики руквыполнение поочередно каждой рукой следующих движений:
- вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;
Кинестетический праксис
- Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
- Мизинец вперёд, остальные — в кулак;
- Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;
Оральный праксис
- Улыбка (растянуть губы в улыбке)
- Трубочка (сложить губы в «трубочку»)
- Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)
Тесты зрительно-моторной координации
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- движение в заданном направление по схеме;
- выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
- используется методика «Вырежь фигуры» Р. С. Немова;
Оценка умения выполнять движения и владения частями тела
- по показу — ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
- по сигналу — педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
- придумай движение — ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;
Оценка артикуляции и интонирования
- прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
- повторить за педагогом небольшую чистоговорку;
Оценка тактильных ощущений
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:
Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития. Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год. Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:
9-10 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.
7-8 баллов— Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.
5-6 баллов— Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;
3-4 балла— Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.
1-2 балла— Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.
Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.
Источник
Навыки крупной моторики более высокого порядка охватывает тест координации тела для детей раннего и позднего школьного возрастов (Schilling, Kiphard, 1974), используемый для диагностики органически обусловленных нарушений координации всего тела.
Сравнительно широкое распространение нашла шкала Линкольна–Озерецкого в качестве монометрического метода для детей школьного возраста. Для изучения графомоторных навыков имеются различные субтесты из тестовых батарей, например, «Зрительно-моторная координация» из Теста развития зрительного восприятия Фростига или субтест «Лабиринты» из Теста Векслера (детский вариант). Однако частичные нарушения работоспособности, например в области визуального дифференцирования, не позволяют использовать эти методики для оценки моторной компоненты. Schilling (1974) предложил нейропсихологические методы изучения ручной ловкости в следующих аспектах: сопоставление скорости и точности движений рук и пальцев, а также временная, пространственная точность и сила движений.
Методический материал с описанием методик
Информационная карточка методики
Шкала оценки моторики Озерецкого.
Тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков». Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты шкалы оценки моторикиобъединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:
1. Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 секунд; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища).
2. Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин. для правой руки и 1 ,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту).
3. Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенным на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо); нанесение точек на бумагу).
4. Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов).
5. Сопровождающие движения (синкинезии) – поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук.
Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т. д.
Информационная карточка методики
Шкалы развития А. Гезелла.
Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни исследование развития ребенка проводится с интервалом в 4 недели, на втором году – в 3 месяца, начиная с третьего года жизни – раз в полугодие.
Психомоторное развитие ребенка оценивается по пяти основным областям:
1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;
2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;
3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;
4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;
5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.
Информационная карточка методики
тест «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (, , 1983).
В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития детей. Недостатки теста: отсутствие количественных показателей развития, оценка многих навыков до 3–4 мес. у ребенка проводится в горизонтальном положении, неточности в технике инициации комплекса оживления.
В методике заданы ведущие линии развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это те линии, которые в данном периоде формируются наиболее интенсивно и оказывают влияние на дальнейший ход развития ребенка. На протяжении 1-го года жизни проверяется состояние 8 линий развития: зрительных и слуховых ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения, общих движений, действий с предметами, понимания речи, подготовительных этапов активной речи, навыков и умений.
По результатам диагностики в зависимости от темпа развития дети распределяются по 4 группам, предложенным .
Группа 1. Дети с опережением в развитии на 1–2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием.
Группа 2. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок. Дети с равномерной задержкой, атипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок).
Группа 3. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока. Дети с равномерной задержкой, атипичным дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2).
Группа 4. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока. Дети с равномерной задержкой, атипичным дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 и более).
Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (на примере показателей общих движений – О) по тесту «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ |
1 год 3 месяца | 1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется. 2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой. 3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки. 4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него. 5) Бросает мяч обеими руками. |
1 год 6 месяцев | Движения становятся более координированными: 1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставным шагом (по показу); 2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично; 3) сидит на корточках. |
1 год 9 месяцев | 1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого). Ширина скамьи: 15-20 см, высота: 15-20 см. 2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу. 3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого. |
2 года | 1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом (3-4 брусочка на расстоянии 20 см). 2) Лазание по стремянке приставным шагом. 3) Бег без координации «рука-нога». |
2 года 6 месяцев | 1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (3 палки или кубика – на расстоянии 20 см). 2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек. 3) Совершенствуется бег. 4) Бросает мяч одной рукой (не большой). |
3 года | 1) Переступает через препятствия высотой. 10-15 см чередующимся шагом (кубики). 2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее. 3) Ловит мяч обеими руками. 4) Бег с координацией «рука-нога». 5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом. |
Информационная карточка методики
Шкала развития (Экспертная система «Лонгитюд»)
Шкала является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд. Методика Шкала развития, разработанная Санкт-Петербургскими психологами и , используется для определения уровня развития детей и контроля его динамики, а также для выявления возможных отклонений в психомоторном развитии.
Шкала развития является не тестом, а экспертной системой, основой которой служат знания экспертов и статистические данные. Из наличия/отсутствия способности к выполнению некоторого действия ребенком делается вывод о степени опережения/отставания его в развитии (если таковые обнаруживаются). Так, данная методика опирается на объективно регистрируемые результаты деятельности обследуемого. Действия, способность к выполнению которых необходимо оценить, соответствуют пяти основным, выделяемым в данной методике, сферам развития, каждая из которых включает в себя ряд более мелких параметров:
Развитие социально-эмоциональной сферы (социально-адаптивные функции, развитие эмоций, развитие самосознания, самоконтроль);
Моторное развитие (общая моторика, координация общих движений, зрительно-моторная координация, тонкая моторная координация);
Умственное развитие (восприятие и познавательная активность, представления о форме предметов, представление о величине предметов, представление о цвете предметов, восприятие, внимание, память, мышление, вербальное мышление, невербальное мышление, понимание отношений «часть – целое», понимание пространственных отношений, понимание отношений «сходство – различие», понимание отношения «общее – частное», понимание причинно-следственных связей, объем знаний, развитие математических представлений, временные представления);
Речевое развитие (слух, понимание речи, активная речь, грамматический строй речи, развитие речи);
Развитие деятельности (развитие деятельности, рисование, конструктивная деятельность, навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки).
Методика ориентирована на определение статистической достоверности признаков отклонения в развитии ребенка: числовое значение отдельного параметра – это оценка степени уверенности экспертной системы в наличии отклонения.
Лекционный материал к теме «Изучение детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий, выявить не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это дает возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.
1. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.
2. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследовании. В подростковом возрасте задача исследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретает изучение личностных особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.
Оценка психического развития ребенка раннего возраста с церебральным параличом до настоящего времени остается сложной проблемой.
Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания.
Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов, а также двигательные ограничения.
При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3 – 4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:
— соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;
— возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения;
— характер помощи взрослого и возможность ее использования;
— способность к самостоятельному выполнению заданий;
— отношение больного ребенка к заданию, его активность;
— возможность частично приспособиться к двигательному дефекту;
— использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов);
— устойчивость внимания.
В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.
При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы.
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности.
В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений.
Примерные планы семинарских и лабораторных занятий
Семинарское занятие
Тема 1. Развитие моторики в контексте онтогенеза. Отставание в развитии моторики
Вопросы
1. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка с ДЦП. Значение психоорганических синдромов в развитии дошкольника с церебральным параличом (влияние на познавательную деятельность, обучение).
2. Формы ДЦП (по плану – этиология, особенности двигательной сферы, когнитивная сфера, особенности личности, поведения, эмоционально-волевой сферы, сравнительный анализ с другими формами):
– спастическая диплегия;
– двойная гемиплегия;
– гемипаретическая форма;
– гиперкинетическая форма;
– атонически-астатическая форма.
Литература
Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители , . – СПб.: Дидактика-Плюс, 2003.
Ю., Приходько обучения и воспитания детей с опорно-двигательными нарушениями. – М.: «Академия», 2001.
Слепович Е. С., Гаврилко Т. И. Специальная психология: учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 2012.
Специальная психология / под ред. . – М.: Академия, 2009.
Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. Учебное пособие / под ред. , . – М.: Советский спорт, 2010.
Семинарское занятие
Тема 2. Оценка уровня развития моторики
Вопросы
1. Цели, методы и организация психолого-педагогического изучения.
2. Основные направления психолого-педагогического изучения.
3. Определение характера зависимости состояния познавательной деятельности от нарушений движения, речи, сенсорных функций и особенностей психической деятельности.
Методы и приемы выявления состояния сенсорных функций, речи, эмоционально-волевой сферы.
4. Проявления психической активности детей с церебральным параличом при тяжелой патологии движения, речи. Пути их выявления.
Литература
Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители , . – СПб.: Дидактика-Плюс, 2003.
Ю., Приходько обучения и воспитания детей с опорно-двигательными нарушениями. – М.: «Академия», 2001.
Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
, Симонова по проведению клинико-педагогического изучения детей раннего возраста, страдающих ДЦП. – М., 1972.
Приложение 3
Итоговая аттестация по модулю (зачет)
Итоговая аттестация по модулю предполагает разработку параметров наблюдения за деятельностью ребенка с двигательными нарушениями.
Критерии оценки:
1. Обоснована психологическая проблема диагностической ситуации.
2. Определена цель и рабочая гипотеза психодиагностического обследования.
3. Схема обследования учитывает все проявления (симптомы) нарушения
4. Подбор диагностических методик осуществлен с учетом возрастных особенностей и структуры нарушений.
5. Определены условия проведения диагностического обследования.
6. Продемонстрированы этические и профессиональные нормы диагностического обследования.
7. Используется и продемонстрирована наглядность, раздаточный материал.
8. Разработаны рекомендации по коррекционной работе.
Количественная оценка критериев: максимум – 2 балла, недостаточность, не полнота критерия – 1 балл, фрагментарность, формальность – 0,5 балла.
Результаты количественной оценки:
Пороговый уровень – 7-9 баллов;
Базовый уровень – 10-13 баллов;
Продвинутый – 14-16 баллов.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник