Методы развития воображения у ребенка

Методы развития воображения у ребенка thumbnail
  • Развитие от А до Я

Методы и приемы развития воображения у ребенка

Больше всего знаний и навыков ребенок накапливает в первые годы после рождения. Они во многом определяют его дальнейшую жизнь. Родители выставляют своим малышам особые «рамки», когда объясняют, что мир устроен по особым правилам и стандартам. Детям каждый день говорят, что рыбки не летают, а ходить мы можем только по земле. Конечно, это правильно, но нельзя забывать о воображении. Многие люди склонны к фантазированию. Лучше всего это удается детям. Когда маленький ребенок вырастет, он без труда сможет провести грань между реальным миром и вымышленным. Именно воображение позволяет взрослым смотреть на жизнь проще. Оно помогает находить нестандартные решения проблем.

Где рождаются мечты?

Мозг человека всегда был загадкой. До сих пор ученые не могут изучить его полностью. Известно уже немало. Человеческий мозг имеет два полушария: левое и правое. Первое отвечает за логику и точность, а второе — за творчество и воображение. Доминирование левополушарных функций характерно для большинства людей во взрослой жизни. Между тем у актеров, писателей, художников преобладает правое полушарие.

Мечтательный ребенокКогда ребенок появляется на свет, обе половины его мозга активны одинаково. Первые годы жизни больше работает правое полушарие. Малыш воспринимает мир через образы. По мере взросления, накопления опыта и знаний левое полушарие начинает перекрывать работу правого. Особенно быстро это происходит у тех, кого пытаются рано обучить грамоте и точным наукам. Выход из этой ситуации один — не забывать и о правом полушарии. Его тоже необходимо тренировать и развивать. Конечно, у всех людей есть склонности к определенным областям знаний. Но родители могут помочь своему малышу тренировать воображение. Тогда из него вырастит гармонично мыслящий человек, а не сухой прагматик.

Если ребенок мысленно может представить что-то, чего нет рядом или не существует, значит, у него «работает» воображение. Оно может быть не только воссоздающим, но и творческим. Первый вид воображения основан на опыте. Ребенок раньше видел или слышал о том, что представляет. Если же он «видит» что-то, о чем никогда не слышал и не читал, у него «работает» творческое воображение. Именно его необходимо развивать родителям с ранних лет жизни малыша.

В период новорожденности воображение, конечно же, не развито. Оно формируется постепенно и приходит с опытом. В возрасте 2,5 — 3 лет могут появиться первые фантазии. До этого времени мышление ребенка ограничено и связано с окружающими предметами. Например, он может «кормить» куклу или маму, но будет делать это только ложечкой. Палочка или ручка для этого не подойдут. Он играет тем, что попадается ему на глаза. В этот период ему сложно воспринимать рассказы о вымышленных персонажах. Но он с удовольствием слушает истории про самого себя или тех, кого знает. Инициатива игр исходит в основном от взрослых или детей постарше.

В дошкольном возрасте уже может появиться творческое мышление. Ребенок расширяет сюжет игры. Например, рядом с железной дорогой появляется кафе, где можно пообедать машинистам, вокзал, где пассажиры ждут поезд. Воображение все еще зависит от окружающей обстановки. Для того чтобы представлять образы, ребенку в этом возрасте необходимо совершать действия. Он должен рисовать, играть, строить или рассказывать. Ближе к школьному возрасту у ребенка появляется способность фантазировать мысленно. Ему уже не нужно подкреплять рассказ действиями или предметами.

Какая польза от мечтаний?

Ребенок-фантазерМногие родители не понимают, зачем нужны методики для развития воображения у малышей. Часто можно услышать: «Мой ребенок ужасный фантазер, когда же это прекратится?» Психологи утверждают, что мечтать в разумных пределах — это полезное занятие. Большинство открытий совершается теми, кто верит в чудо и мечтает.

Нестандартное мышление и умение выходить из сложных ситуаций позволило многим стать отличными руководителями. Свою креативность (непохожесть) взрослый человек может применить во многих профессиях. И это не только актерское мастерство, дизайн, кулинария и парикмахерское искусство, но и бизнес.

Миллионеры утверждают, что каждый человек может жить богато. Достаточно четко представит себе безбедную жизнь. Взрослым это сделать очень сложно. Они растеряли свои детские навыки. Многим приходится учиться заново воображать. И получается далеко не у всех.

Быть может эти доводы заставят родителей задуматься и понять, насколько важны занятия по развитию воображения с раннего возраста. Нереальные мысленные образы способны вызывать настоящие эмоции у малышей. Воображение особенно необходимо школьникам. С его помощью они могут воспринимать и запоминать новую информацию, а также формировать мысленный план действий.

Детям помогают мечтать взрослые

Общение с ребенкомСамо по себе воображение развиваться не может. Оно во многом зависит от окружающей действительности. На него также влияет педагогический процесс. Если он организован неправильно, воображение у ребенка может стать скудным или, наоборот, извращенным. Родители должны воспитывать ребенка в реальных жизненных обстоятельствах. Его воображение должно быть связано с реальностью. Если малыша все время оберегать от препятствий и опасностей жизни, он может стать бесплодным мечтателем и бездеятельным фантазером.

Ночной и дневной сон ребенка может сопровождаться видениями. Это тоже воображение. Малыши, как и взрослые, не способны его контролировать. Мозг в этой ситуации малоактивен. Он начинает работать интенсивнее во время мечтаний наяву. Еще больше мозг активируется при чтении, просмотре телевизора или прослушивании радио. Но самая высокая активность правого полушария наблюдается во время творческого процесса (например, рисования). У детей чаще всего фантазия включается во время игр.

Весь пережитый и накопленный опыт ребенок переносит на бумагу, в слова и игры. Именно эти навыки могут использовать родители в качестве приемов для развития воображения у своих детей.

Ремонт холодильников с вызовом на дом от Холод Групп

Рассказываем и развиваем воображение

Для того чтобы научить ребенка фантазировать, можно использовать такие методы для развития воображения:

  • «Волшебник». Родители вместе с ребенком представляют, что у них есть волшебная палочка. Один день она может что-то уменьшать или увеличивать, другой — перемещать предметы в пространстве, а третий — превращать животных в людей.
  • «Если бы…». Родители предлагают ребенку нереальное обстоятельство, из которого следует сделать вывод. Например, «Если бы собаки умели говорить, то…».
  • «Машина времени». Это устройство способно переносить в любое время и место. Ребенок может рассказать, куда бы он хотел отправиться.
  • «Неправильная сказка». С помощью этой методики родители могут отследить, как меняется восприятие ребенка. Например, «Жила-была Зеленая Шапочка. Отправилась она как-то через пустыню к своей тетке отнести кувшин с водой…» Сначала ребенок будет все время поправлять: «Не Зеленая, а Красная, не через пустыню, а через лес, не к тетке, а к бабушке…». Но по мере взросления сам станет выдумывать и добавлять в привычный сюжет посторонних героев.
Читайте также:  Сквозные механизмы развития ребенка по фгос перечислить

Играем и развиваем воображение

Что дети любят больше всего? Конечно же, играть! Так пусть этот процесс будет не только забавным, но и полезным. Можно предложить ребенку такие игры и задания для развития воображения:

  • «Волшебная колода». Необходимо подготовить карточки с различными изображениями. Ребенку предлагается сочинить рассказ по случайно выбранным карточкам. В игре могут принять участие сразу несколько человек. Тогда им можно предложить дополнять друг друга с помощью своей карточки. Или придумать свой вариант сказки по одним и тем же изображениям.
  • «Три предмета». Детям предлагается сочинить рассказ по предметам, которые между собой не связаны. Например, ложка, ручка и мяч. Можно не просто рассказать, а разыграть сцену.
  • «Интересный диалог». Взрослый и ребенок разыгрывают телефонный разговор. Родители могут дозвониться, например, до диспетчера аэропорта или капитана корабля.
  • Развивать детское воображение можно в процессе рисования. Для этого ребенку предлагается придумать и изобразить своего сказочного героя, новый транспорт или необычное жилище.
  • Лепка — полезное занятие для воображения. Из пластилина всегда можно создать дополнительные детали, которых нет на самом деле.
  • Интересной может стать даже гимнастика после сна для детей. Приятно потянуться как кошечка, попрыгать как заяц или изобразить косолапую походку медведя.

Взрослые могут сами стать фантазерами. Достаточно придумать интересную игру или занятие для своего ребенка. Их можно проводить в будни и праздники, в детских садах и школах, индивидуально или с целой группой детей. Творческий процесс может стать неотъемлемой частью жизни ребенка и их родителей. Когда-нибудь усилия принесут плоды. Повзрослев, человек найдет такое нестандартное решение, которое изменит его жизнь в лучшую сторону.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru
©

Источник

Девочка рисуетКаждый любящий родитель видит в своем ребенке маленького творца, гения, хочет, чтобы он стал успешным в профессии и жизни. Мамы и папы многое для этого делают: посещают с детьми различные кружки, учат музыке, рисованию, хореографии. Это очень хорошо, так как доказано, гений — это 1% таланта и 99 % творческого труда. Для того чтобы стать успешным, нужно потрудиться над полноценным развитием всех качеств личности. А творческому человеку необходимо еще наличие творческого мышления и воображения — способности конструировать образы несуществующих объектов, создавать новые на основе уже имеющихся образов посредством их необычных сочетаний. Рассмотрим как осуществить полноценное развитие воображения в дошкольном возрасте и вырастить личность способную реализовать свои фантазии во взрослой жизни на благо человечества.

Воображение в развитии личности

Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем. А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели. И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.

Папа с дочкамиФантазия и воображение сыграли большую роль в прогрессе человечества, без них не было бы изобретено множества полезных вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь, не создавались бы замечательные фантастические произведения, ведь весь культурный мир является плодом творческого воображения. Вот поэтому психологи обращают внимание родителей на то, что любая культурная деятельность обязательно опирается на воображаемое. Если родители хотят вырастить творчески развитую личность, они должны задуматься над тем, как развить воображение у ребенка?

Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?

Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования. Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Мы летим на звездолетеСигналом развития воображения у детей дошкольного возраста служит появление у них умения замещать реальные предметы воображаемыми образами. Особенно ярко это проявляется в игре, например, девочка, играя с куклой, кормит ее листочками – едой, палочкой – ложкой. Мальчик возит кубик и фырчит, как автомобиль. Это и есть первое проявление воображения. Затем развитие фантазии продолжается, в старшем дошкольном возрасте ребенок может не только замещать, но и придумывать образы. Возможно, это будет домысливание счастливого конца у сказки или фантазия на тему игры: «А давай, я буду тигром, а ты будешь меня ловить…», «А давай, как будто мы летим на звездолете…». При этом у ребятишек довольно легко возникают новые яркие образы. Однако такой факт не должен расслаблять родителей, которые будут думать, что с воображением у ребёнка все в порядке. Пока эти фантазии больше показывают слабость воображения, так как малыши часто смешивают придуманное с действительным и не умеют вовремя разделить их, что может привести к нежелательным последствиям. Например, дошкольник вообразил, что он умеет водить машину, как папа, и убежденно всем об этом рассказывает, или уверяет в том, что ночью бегает по крышам. Окружающие начинают насмехаться над ним или уличать во лжи. Поэтому в семье важно при помощи специальных приемов способствовать адекватному развитию воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Психосоциальные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Шагаем по ступенькам воображения

К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.

Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов. Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:

  • Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
  • Деревянный конструкторВоображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики — построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
  • Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным — оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются. Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы — заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш). Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
  • К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения

На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек.

Виды воображения

Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.

Девочка читает

  • Воссоздающий — основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу — придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей — готов!
  • Для второго вида — творческого — характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид — наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.

Какими приёмами можно развивать воображение у детей?

Совет родителям! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество — самые доступные способы развития воображения у дошкольников.

Игра — эффективное средство для фантазии

В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошколенка.

Виды игр, способствующих развитию фантазии и воображения

Сюжетные игрыСюжетные игры. Малыши, фантазируя в игре, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин». На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль». Главное в них — расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.

Читайте также:  Видео зачатия и развития ребенка по неделям

Игры — драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов. В семье очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки». В таких играх надо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.

Развивающие (дидактические) игры. Не смотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:

  • «Если бы… (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
  • «Скажи наоборот (веселый — грустный, низкий — высокий, огонь — вода)»;
  • «Сказка — чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
  • «Добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается от доброго?)».

Творческая деятельность как основа творческого мышления

Дети творятОсобенного внимания заслуживает творческая деятельность детей: конструирование, лепка, рисование, аппликация, — любимый вид дошколят, так как этими действиями они могут полностью выразить задуманное, им легче удержать в памяти какие-либо детали нового образа. Родителям просто необходимо воспользоваться стремлением ребенка к созданию творческих работ, чтобы дать простор его фантазии, передать своему чаду необходимые умения и навыки. Дошколята редко творят молча, обычно они сопровождают свои действия рассказом, дополняя рисунок или постройку «словесными деталями». Это дает возможность для развития критического отношения к воображаемому образу. Взрослый учит ребенка соотносить придуманное и реальное: «Ты можешь нарисовать волшебную летающую кошку, но в жизни кошки не летают». К началу школьного обучения развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста достигает наивысшего результата именно в творческой деятельности.

Повседневные приемы развития воображения у дошкольников

Как можно еще развивать воображение и фантазию у дошкольников? Помимо классических, родители с успехом могут использовать разнообразные частные методы развития воображения, используя «мир вокруг нас».

Наблюдения за окружающей жизнью

Очень хорошо развивают фантазию и воображение у детей дошкольного возраста наблюдения за окружающим миром и природой. Родители могут использовать любую, самую повседневную, ситуацию для тренировки творческого мышления. Например, увидев на улице сверстников своего ребенка, предложить ему вообразить, куда они идут, чем занимаются.
Или полюбовавшись необычной архитектурой здания, пофантазировать: сколько лет дому, кто его мог построить, какие люди живут в нем, что было в нем раньше?

Прогулки

Благодатно способствуют развитию творческого воображения прогулки в природу (на даче, в лесу, парке). Во время прогулки побуждать ребенка замечать необычное, обсуждать происходящее вокруг. Например, рассмотреть облака на небе и придумать небольшую сказку при помощи вопросов: на что похожи, куда летят, что с ними произойдет дальше? Дополнить рассказ песенкой: «Облака, белогривые лошадки! Облака, что вы мчитесь без оглядки! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!»

Домашняя среда

Природный материал хорошо подойдет для творческих занятий с ребенкомВажным средством развития воображения у детей дошкольного возраста является домашняя среда, которая непосредственно влияет на ребенка. Для самостоятельного детского творчества родители должны правильно организовать игровой уголок, в который приобретаются игрушки по возрасту дошколенка. Помимо игрушек в нем могут быть собраны предметы, используемые для замещения во время игры:

  • природный материал, собранный во время прогулок по лесу, на даче (шишки, желуди, листья);
  • дополнительный материал (коробочки, обрезки ткани, картон, цветная бумага).

Используя разные вещи, дошколята с успехом дают волю своей фантазии, что развивает их творческое воображение и мыслительные процессы.

Как влияет речь на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Психологи говорят о том, что воображение и речь неразрывно связаны между собой, так как речь помогает не только создавать конкретные новые образы, но и оперировать отвлеченными понятиями и представлениями, что особенно актуально для старших дошкольников при подготовке их к школе. Например, творчески мыслить о красоте, доброте, дружбе, или о космосе, роботах, звездолете, то есть речь как бы помогает воображению от образов в действия перейти к их словесному выражению.

Совет родителям! Хорошо, если родители смогут помочь дошколенку сформировать активный словарь, обогатить детскую речь новыми словами и выражениями. Тогда ребенку легче и интереснее будет формулировать свои творческие замыслы, ставить цель, искать способы ее воплощения не только во время специальных занятий, но и повседневной обстановке.

Важным условием формирования творческого мышления детей является пример самих родителей. Если взрослые в семье сами увлечены творчеством, изобретательством, поиском нестандартных решений, имеют привычку конструировать новые образы и воплощать их в жизнь, то можно быть уверенным в том, что и их ребенок разовьется в творчески одаренного человека.

Удачи вам, уважаемые взрослые, в воспитании творческой личности!

Источник