Методы развития образного мышления ребенка

Методы развития образного мышления ребенка thumbnail

Папа играет с ребенкомМыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.

По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?

Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.

Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:

Малыш конструирует

  • В раннем возрасте образное мышление имеет второстепенное значение, так как знакомство малыша с окружающим миром проходит в основном через действия с предметами, которые он должен обязательно потрогать, пощупать, бросить, попробовать на вкус. Поэтому главным является наглядно действенное.
  • Дошколята уже готовы не только действовать, но и представлять себе всю предметную ситуацию (как называется предмет, в какую группу входит, каковы его признаки, что можно сотворить с его помощью). Даже двухлетние дети способны находить предмет по словесному описанию или подбирать его зрительно по образцу. Например, в игре взрослый просит кроху подобрать среди других такой же предмет, какой был показан. Малыш должен правильно отреагировать на просьбу и найти подходящую вещь (лучше, если это будет игрушка). Правда, пока это будет конкретная игрушка без абстрагирования (отвлечения) от ее признаков (формы, цвета, размера), например, любимый мишка, яркий мячик, кубик, куколка, машинка. Взрослый говорит: «В коробке среди других машинок затерялась красная, маленькая, с синим флажком. Найди ее».
  • Дети среднего дошкольного возраста учатся мысленно закреплять устойчивые образы — шаблоны, которые помогают им воспринимать окружающие предметы. Такими образами выступают объекты с ярко выраженной формой или даже представления о них. Например, дошколенок может отождествлять овальный предмет с огурчиком, а круглый — с мячиком. Такие детские действия помогут родителям понять, закрепились ли мысленно у малыша образы предметов.
  • ДомикВ старшем дошкольном и затем в младшем школьном возрасте идет совершенствование мыслительных процессов, расширяются характеристики объектов, появляется возможность мысленного планирования. Это позволяет оперировать различными образами, осуществлять преобразования с ними, например, соединять и разделять элементы объекта, делать группировку предметов, видеть перспективу своего манипулирования с предметами. Главное, чтобы не происходило искажение образа при попытке объединения, группирования. Например, взрослый предлагает найти объект, отличный от других, сначала по одному признаку (цвету), а потом по нескольким (цвету и форме, цвету, форме и размеру). Например, в упражнении «Сгруппируй все треугольные (квадратные) предметы» дети должны составить группы по одинаковой форме: крыша дома, кулечек, стаканчик мороженого, букет.
  • Развитие наглядно образного мышления младших школьников уже не требует опоры на наглядность. Ученики на основе имеющегося опыта сами мысленно могут построить образы объектов, даже тех, которые они видели только на картинках, например, внутреннее строение стебля, пищевую цепочку в природе.

Достижения ребенка на каждом возрастном этапе

  • двух — трехлетние дети умеют находить основные признаки предметов и составлять группы по одинаковым признакам, например, собрать все большие кубики, положить в коробку только мелкие игрушки, объединить картинки по цвету и т. д.; конструировать знакомые модели, копирующие реальные объекты, например, из кубиков построить машину, мебель, домик для куклы;
  • четырехлетки уже могут находить предмет по описанию, составлять характеристику объекта, ориентироваться в названиях и образах животных, их детенышей, правильно излагать свои мысли при ответе на вопросы, знать профессии взрослых и характерные особенности профессионального поведения, видеть отличие и похожесть в поведении и внешнем виде окружающих людей;
  • старшие дошкольники должны уметь использовать полученные знания не только в плане отдельного образа, но и системы образов, давая характеристику аналогичным предметам, правильно формулировать свои мысли, излагая ответ на вопрос об окружающем мире, рассказывать о событиях, которые происходят с ними или окружающими людьми;
  • Родители помагают делать выводы при знакомстве с окружающим мироммладшие школьники на основе образного мышления учатся планировать свою деятельность, видеть конечный итог, что помогает решать математические задачи, делать выводы при знакомстве со средой обитания животных и растений, использовать систему образов при выполнении творческих заданий: рисунков, аппликации, сочинений.

Используя рекомендации специалистов, родителям не составит труда диагностировать уровень развития мышления своего ребенка, чтобы сравнить с тем, как должно развиваться образное мышление у детей дошкольного возраста.

Какими средствами можно развить образное мышление у детей?

Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Специалисты предлагают!

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

  • настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
  • творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  • чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  • загадки, шарады, ребусы;
  • просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
  • семейный досуг, праздники, путешествия;
  • прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
  • общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.

Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников

Игра «Мамы и их детеныши»

Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):

ЖирафыУзнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).

Игра «Чудесный мешочек»

Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».

Упражнение «Волшебные очки»

Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы — шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки — блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки — кубик, шкатулка, салфетка.

Упражнение «Загадки – отгадки»

Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.

Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» — скажу (яблоко).

Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).

Скатерть бела, весь мир одела.

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.

СнегПушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

Дженга

Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.

Имаджинариум

Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные — пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников — отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.

Источник