Методы развития монологической речи ребенка

Методы развития монологической речи ребенка thumbnail

раиса часовских
Обучение дошкольников монологической речи

Речь человека — показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения.

В связной речи понятие — монологическая речь является центральной.

Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речь имеет некоторые особенности:

1. Монологическая речь — это развернутый вид речи, так как мы

вынуждены не только назвать предмет, но и описать его, если

слушатели не знали раньше о предмете высказывания.

2. Монологическая речь — произвольный вид речи. Говорящий, имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.

Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи.

Развивать монологическую речь необходимо начинать с 2-х лет в процессе чтения и разучивания потешек, прибауток. С 4 лет детям доступны такие типы монолога как — описание и повествование.

Формировать у детей монологическую речь необходимо со среднего возраста. В старшем дошкольном возрасте детям доступен тип монолога — рассуждения в одно — два предложения.

При формировании у детей монологической речи были поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную монологическую речь. Учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.

2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

3. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Поддерживать интерес к рассказыванию.

5. Уделять особое внимание воспитанникам с нарушением речи.

6. Воспитывать интерес к языку и желание говорить правильно.

Методами монологической речи являются:

1. Пересказ. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах.

2. Сочинение — где дети создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки. Детям со среднем уровнем развития доступны эти виды монологической речи, но дети с низким уровнем развития требуют индивидуальный подход. Для этого используются различные тексты: сообщения бытового характера, которые передаются детям в процессе свободного каждодневного общения со взрослыми; произведения художественной литературы.

Темы сообщений могут быть различными: события, случаи, происходящие по дороге на работу, на прогулке, в лесу, парке и т. д. Это может быть и описание животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом то, что окружает человека. Словесные зарисовки, действительные случаи из жизни следует излагать правильно и выразительно, доверительным тоном, иногда весело, с юмором, так как эти зарисовки производят на детей большое впечатление. Они охотно, с удовольствием пересказывают их друг другу, тем самым непосредственно развивается монологическая речь. С дошкольниками можно говорить о вещах, явлениях, включать только знакомые детям лексику и грамматические формы, формируя ежедневно, в результате чего и развивается трудная форма речи — монологическая речь. А с детьми, которые сопровождаются в ПМПк ДОУ, воспитатель работает по индивидуальной программе,

Пересказывание художественных произведений так же является методом развития монологической речи. В пересказывании художественных произведений детям помогают наводящие вопросы. В младшем возрасте вопрос должен строиться от совместного пересказывания к последнему слову фразы. Например:

Воспитатель: Петушок — петушок, золотой что? Что у него золотое?

Ребенок: Гребешок.

Часто приходится воспитателю отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы этот ответ повторил ребенок. Сколько раз надо прочесть художественное произведение зависит от того, как развита речь и какой уровень развития у ребенка. Малышам одну и туже потешку приходится читать по пять или более раз, прежде чем они начинали узнавать ее, запоминать отдельные фразы. Подсказывающие вопросы так же помогают детям младшего возраста при пересказывании.

От детей раннего возраста следует добиваться при пересказе повторения, как отдельных слов, так и целых фраз, а так же помогать запоминанию текста. Детям более старшего возраста необходимо задавать прямые вопросы, иногда, облегчая пересказ, используются подсказывающие вопросы. Например: при пересказывании сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»:

Воспитатель: Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок: Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель: Сколько комнат было в медвежьем домике?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Иногда ребенок может недосказать последнюю часть предложения, тогда следует задать подсказывающий вопрос.

Уже в среднем возрасте надо развивать у детей умение пересказывать произведения повествовательного и описательного типа, но ведущей формой обучения считать — опору на вопросы воспитателя, словесные примеры, чаще всего сопровождающиеся дидактической игрой, или показом реальных предметов или иллюстраций.

Например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно пересказать, дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»

Обучая детей среднего возраста пересказу, как методу монологической речи, часто в своей работе используют серию, цепь вопросов, развивающих тему, т. е. план пересказа.

Чаще всего план составляется из 2-3 вопросов, но когда дети уже начинают излагать свой пересказ в определенной последовательности, план следует усложнить, если дети не справляются, то упростить.

Например: детям читать одну небольшую законченную часть произведения, затем поставить серию вопросов, исчерпывающих ее содержание; и дети пересказывают данный отрывок.

Читайте также:  Развитие мозга у ребенка когда чему учить

Особое внимание уделяется правильному произношению слов, правильно составленным предложениям и выразительному пересказыванию.

Таким образом, у детей среднего возраста постепенно формируется навык к вопросам поискового характера: почему? зачем? для чего? каким образом?

В результате работы дети самостоятельно научились рассуждать, находить правильные ответы на вопросы, развилась самостоятельность.

У детей старшего дошкольного возраста при обучении монологической речи следует формировать вопросы совсем другого характера — вопросы-указания, что надо говорить, в каком порядке излагать события. Например: к пересказу сказки «Заяц — хваста», в обработке А. Толстого, детям даются такие указания:

Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?

Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?

Теперь — расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?

Далее — расскажи, как заяц выручил ее из беды?

После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивается вопрос поискового характера.

Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?

Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце надо обязательно сделать вместе с детьми.

Вышеперечисленные типы вопросов помогают детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствует развитию монологической формы речи.

При пересказывании сказки применяются игровые моменты, тем самым наблюдается интеграция образовательной области «социализация». Можно применять игровую ситуацию: пригласить детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер — «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате чего создается самими детьми рукописная сюжетная книжка.

Источник

Таисия Котлярова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста».

2 слайд Цель: обобщение теоретического и практического материала по формированию монологической речи у дошкольников. Повышение профессиональной компетентности, активизация знаний и умений педагогов в области развития речи; отработка методов и приемов, способствующих речевому развитию детей.

3 слайд План:

I. Дискуссионная часть.

II. Теоретическая часть.

1. Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.

2. Обучение пересказу в разных возрастных группах.

3. Инновационные методы формирования монологической речи.

III. Практическая.

Дискуссионная часть.

4 слайд Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей.

1. Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

3. Рассказ сюжет, который разворачивается во времени (рассказ повествование)

4 Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

7. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

8. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание

9. Структура повествования (завязка, кульминация, развязка).

Теоретическая часть.

Организация и методика обучения монологической речи

5 слайд

ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.

Давайте вспомним, что такое монолог и какие типы монологов мы развиваем у детей….

Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году жизни в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно-два предложение) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помигают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивают темы для монологов и выслушивают его.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речи для воспитателя означает:

1) научиться слушать детей;

2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять текст.

6 слайд Приёмы обучения вы видите на экранне….Обязательный методический прием к пересказу

— беседа по произведению

В беседе применяем приёмы обучения:

— вопросы

— объяснения воспитателя

— указания к выразительности речи

— подсказ слова или выражения и повторение их

— упражнения в выразительности речи

— рассматривание иллюстраций или зарисовок

Читайте также:  Наиболее оптимально появление ребенка на следующей стадии развития семьи

— цитирование коротких выражений (Н, тут как тут)

7 слайд План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной!

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.

8 слайд Поупражняемся в подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов и ассоциаций.

Например слово снег

Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,

Антонимы дождь

Синонимы лёд

Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Продолжаем работать с этим словом.

Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки, растопить, строить (горку, постройки).

С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т. д. Почему? Объяснить названные варианты.

9 слайд Перечень литературных произведений, используемых для обучения детей пересказу в разных возрастных группах. Из таблицы мы видим, что текст усложняется

«Колобок», «Репка», «Теремок» — народные сказки;

«Три Медведя» Л. Н. Толстой;

«Кубик на кубик» Я. Тайц;

«Пришла весна, потекла вода» Л. Н. Толстой.

«Умей обождать» К. Д. Ушинский;

«Заяц-хваста» в обработке А. Толстого;

«Пожарные собаки» Л. Н. Толстой;

«Дядя Стёпа» С. Михалков

«Цветущие травы» М. Пришвин.

В последние годы речь у многих детей плохо развита. У таких детей отмечается наличие стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей. Цель педагога — активизация речи на основе закономерностей познавательной деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития компенсаторных механизмов. Какие же методы нужно использовать? Существуют методы, способствующие активизации речи. Давайте вспомним. Какие?

10 слайд Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов, направленных:

I блок — на активизацию самой деятельности детей, которая способствует речевой активности.

II блок — на активизацию компонентов речевой деятельности.

III блок — на активизацию речи в разных видах деятельности.

11 слайд Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседа имеет важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний — во время наблюдений, экскурсий, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями — сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».

Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано.

12 слайд Так же для активизации речи используют: проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. Например, Кошка и Собака ехали не первым и не в последнем вагоне. В каком вагоне ехали Кошка и Собака? А так же ситуации приближённых к реальной действительности. Например, Лена хочет кушать. Она сидела на стуле. Куда надо поставить стул? (к столу) с помощью разных ситуаций ребёнок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.

Особая роль отводится словесным играм. Цель — обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот», интонационной выразительности: Игра «Солнышко» (зазывно, побудительно) на развитие фонематического восприятия, «Звуки перепутались», «Подскажи словечко», расширение предложения и развитие связной речи, игры «Закончи предложение», «Неожиданный финал», «Импровизация», «Сочиним историю, «Сказка по кругу». Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею что. несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.

Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей,Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи. Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.

Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра — метод и способ обучения. Во всех видах игр — активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.

Читайте также:  План беседы с родителями о развитии речи ребенка

13 слайд Методика развития речи детей дает примерную структуру занятия

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения. Использование иллюстрации, пояснение, беседа.

2. Чтение произведения (1-2 раза)

3. Разбор произведения (содержание, язык, выразительность). Вопросы детям с использованием цитат.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ

5. Пересказы детей (3-4 ответа)

6. Пересказ по ролям (2-3 ответа)

.

14 слайд Наглядное моделирование — инновационный метод развития речи.

15 — 21 слайд Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Давайте вспомним, что это такое мнемотаблица?

Мнемотаблица — это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

22 слайд Еще один наглядный метод развития монологической речи — коллажи. Применение коллажей побуждает детей называть признаки объектов, рассказать о них, запоминать тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.

Практическая часть.

Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы 9т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баю-баю-баиньки», Кисонька-мурысонька», «Петушок»

Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить.

Будет валенки носить.

Кисонька-мурысонька,

Где ты была?

— на мельнице.

Кисонька-мурысонька,

Что ты там делала?

— Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

— Пирожки.

Кисонька-мурысонька,

С кем пирожки ела?

— Одна.

Не ешь одна!

Не ешь одна!

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка

Задание 2. Подготовьте подсказывающие вопросы (т. е подготовьтесь к отраженному пересказыванию сказки детьми младшей группы): К. Чуковского «Цыпленок».

Задание 3. Подготовьте прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу рассказа средней группы «Поезд» Я. Тайца. (О чем говорится в рассказе? Как он начинается? О каком времени года говорится в рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Как у детей получился поезд? Кто был машинистом? Кто — контролером? Кто – паровозом? А вы играли в такой поезд?

Задание 4. Подготовьте вопросы-указания к сказке «У страха глаза велики» для обучения пересказу детей шестого года жизни (Почему это произведение называется сказкой? Как вы поняли его название? О чем рассказывается в сказке? Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра? Какие звери им почудились? Что вам понравилось?

23 слайд

Зкспресс-опрос итоговый:

1. Что понимаете под термином «монологическая речь» Перечислите типы высказываний.

2. Виды занятий по обучению рассказыванию.

3. В чем состоит трудность усвоения монологической речи ребенка.

4. Когда начинаются специальные занятия по развитию монологической речи? Каким типам монологической речи обучают детей?

5. Каковы основные приемы обучения монологической речи?

6. Почему обучение пересказу способствует развитию монологической формы речи детей?

7. Как воспитатель осуществляет помощь детям при пересказе художественных произведений?

24 слайд

Рекомендации:

1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

2. Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

3. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.

4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

5. Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.

6. Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной монологической речи.

7. Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т. д.

8. Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

9. Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.

10. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

11. Организовывать игры-драматизации по литературным произведениям.

12. Вести систематическую работу с родителями по организации эффективного общения с ребенком, удовлетворению его любознательности.

13. Побуждать родителей создавать условия для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игр взрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучивания стихов.

14. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»

Источник