Методы развития личности воспитания ребенка
Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Методики раннего развития ребенка
- Какие вы родители: 9 ошибок воспитания
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Источник
Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы.
Педагогическая работа сводится в основном к воспитанию всесторонне развитой и гармоничной личности, для чего необходимо сосредоточиться на следующих целях:
- Приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям, сформировать у него соответствующее поведение.
- Способствовать укреплению самосознания молодого гражданина, развитию в нем ответственности за будущее Родины.
- Стремиться к росту креативности и творческих способностей, утверждению в воспитанниках «Я-концепции», желания к самореализации.
Гуманистическая система воспитания
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.
Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.
Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.
Методы воспитания личности
Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:
- направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
- формирующие сознание;
- стимулирующие поведение.
В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.
Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.
При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:
- принципам обучения;
- поставленным целям;
- содержанию задачи;
- возможностям учащихся и учителей;
- условиям момента.
Современные подходы
Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.
Системный
Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.
Деятельно-отношенческий
Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.
Личностно-ориентированный
Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.
Методы отработки привычного поведения
Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.
Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.
С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.
Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.
Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.
Важные нормы воспитания
Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:
- нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
- члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
- социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
- падает рождаемость;
- традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
- нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
- нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.
Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/metody-vospitaniya-lichnosti
Источник
Система воспитания так же, как и другие сферы жизни, сейчас все более подвергается влиянию глобальной информатизации, другим процессам, происходящим в разобщающемся обществе. Традиционная система воспитания во многом отходит в прошлое, берутся на вооружение новые образовательные методы, строятся новые теоретические основы.
Педагогическая работа сводится в основном к воспитанию всесторонне развитой и гармоничной личности, для чего необходимо сосредоточиться на следующих целях:
- Приобщить подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям, сформировать у него соответствующее поведение.
- Способствовать укреплению самосознания молодого гражданина, развитию в нем ответственности за будущее Родины.
- Стремиться к росту креативности и творческих способностей, утверждению в воспитанниках «Я-концепции», желания к самореализации.
Гуманистическая система воспитания
Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.
Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.
Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.
Методы воспитания личности
Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:
- направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
- формирующие сознание;
- стимулирующие поведение.
В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.
Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.
При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:
- принципам обучения;
- поставленным целям;
- содержанию задачи;
- возможностям учащихся и учителей;
- условиям момента.
Современные подходы
Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.
Системный
Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.
Деятельно-отношенческий
Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.
Личностно-ориентированный
Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.
Методы отработки привычного поведения
Для формирования устойчивых качеств личности, укоренения правильных привычек необходимы многократные упражнения, доведение до автоматизма определенных действий. Сформированная личность сможет держать под контролем свои чувства и желания, правильно оценивать действия, соотнося их с интересами других людей.
Для эффективной отработки нужного качества применяется приучение. Использование этого метода предполагает некоторое насилие, которое может вызвать протест воспитанника, но оправданно тем, что направлено на его же благо. Принцип гуманности требует смягчения метода, использования его в ряду других.
С помощью требования воспитатель через личные отношения доносит до ученика норму поведения. Этим методом стремятся усилить или затормозить какие-либо качества, действия. Требования могут носить негативную или положительную окраску, вызывать соответствующие реакции. Требование высказывается в виде совета или просьбы, звучит как намек или одобрение, принимает иные целесообразные формы.
Поручение – это наделение воспитанника некоторыми полномочиями и одновременно возложение на него определенной ответственности, что вызывает гордость за оказанное доверие, но и требует усилий в доведении порученного до конца. Если одна из сторон будет иметь слабую мотивацию, воспитательный эффект будет нивелирован.
Создание воспитывающих ситуаций подводит ребенка к необходимости найти решение в ситуации нравственного выбора, путей организации деятельности или освоения социальной роли. Ситуации создаются воспитателем искусственно, дают детям возможность испытать себя, сформировать у них социальную ответственность.
Важные нормы воспитания
Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:
- нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
- члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
- социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
- падает рождаемость;
- традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
- нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
- нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.
Внимание
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.
Методы и формы воспитания личности в спорте
Спортивные занятия, помимо эмоционального удовлетворения, при условии правильной педагогической организации, дают ребятам нравственный опыт, являются средством воспитания.
Во время деятельности, направленной на достижение спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества юных спортсменов, их мысли и чувства. Мудрый тренер во время тренировок помогает расширить кругозор воспитанников, повысить их знания, пробудить интерес к практическим и научным исследованиям.
Во время спортивной тренировки тренерами применяются упражнения и приучения, которые тренируют ребят:
- преодолевать трудности;
- действовать в коллективе и на его благо. Читайте «Роль коллектива в воспитании личности»;
- соблюдать дисциплину;
- проявлять инициативу, действовать самостоятельно.
Биологические процессы не происходят изолированно от социальных функций. Феномен спорта именно в том, что он объединяет в одно целое биологическое и социальное в человеке. Телесное развитие, совершенствование функций организма проходит параллельно с усвоением основных ценностных общественных установок.
Физическая культура имеет уникальные возможности в деле формирования личности в физическом, моральном, эстетическом плане.
Отличительные черты современного воспитателя
- старается не воспитывать, находясь в плохом настроении;
- ставит перед ребенком ясные цели, всегда пытается объяснить непонятное, интересуется мнением воспитанника;
- тренирует в детях самостоятельность, не пытаясь контролировать каждый шаг;
- вместо «рыбы» дает «удочку»: решения ребенок принимает сам, взрослый только обрисовывает пути к ним;
- не скупится на похвалу;
- критика наставника уместна сразу после совершения ошибки, похвала высказывается за конкретные действия;
- оценивает не личность воспитанника, а высказывает свое отношение к его действиям;
- несмотря на допущенные ошибки, высказывает уверенность в ученике, сочувствует ему, настраивает оптимистично;
- воспитательные действия рассчитывает на перспективу, к цели идет поэтапно, не задирая планку;
- воспитатель строг, но справедлив.
Источник