Методы раннего выявления отклонений в развитии ребенка

Методы раннего выявления отклонений в развитии ребенка thumbnail

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.

В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.

В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.

Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.

В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.

Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Программа состоит из трех блоков:

Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;

Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;

Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.

Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»

На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии).   Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются  на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Работая  учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.

       В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Литература

1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ

2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф.  «Психология и педагогика:  методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.

3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992

4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.

5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995

6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.

7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.

8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.

Источник

Ответственность
родителей значительно возрастает, если
ребенок имеет тяжелое заболевание в
раннем возрасте. В этом случае диагностика
состояния здоровья и развития ма­ленького
человека, особенно пока ему не исполнилось
трех лет, важна с точки зрения планирования
комплексной по­мощи ребенку и семье.

Помощь
детям, имеющим нарушения развития,

это не узкоспециализированная деятельность
(например, медицин­ское мероприятие),
но широкий спектр услуг, и необходима
ома
как самим детям, так и их семьям. Такие
услуги нужны, во-первых, тем детям, чье
развитие уже существенно нару­шено
в результате врожденных изменений
(таких, как церебральный паралич или
нарушения слуха), изменений, вызванных
средой (недостаточное вскармливание,
заброшенность ребенка, неумелое или
даже жестокое с ним обращение), других
неизвестных причин (врожденного или
приобретен­ного свойства либо их
сочетания). Во-вторых, остро нужда­ются
в помощи те дети, чье развитие находится
под угрозой в
результате действия биологических
факторов (например, Малый вес при
рождении) или факторов среды (таких, как
сочетание низкого дохода и отсутствие
родственной под­держки).

Дети,
чье развитие существенно нарушено в
результате врожденных изменений, обычно
сразу попадают в поле зре­ния
специалиста. Для них создание системы
профессиональ­ной помощи, как правило,
очевидно. Напротив, распознание второй
группы может быть затруднено так же,
как и пони­мание того, что эти дети
нуждаются в помощи. Вот почему столь
важно проводить регулярные обследования
ребенка с целью своевременного обеспечения
семьи специальной по­мощью сразу же,
как только появляются первые признаки
нарушения развития.

Основная
цель ранней диагностики и помощи ребенку:
обеспечить социальный, эмоциональный,
интеллектуальный и физический рост
маленького человека, имеющего наруше­ния
развития, и достичь максимального успеха
в раскрытии его возможностей при
обучении. Кроме того, важно не до­пустить
возникновения вторичных дефектов у
детей с нару­шениями развития. Вторичные
дефекты появляются либо после врачебных
ошибок, в процессе обучения или
психосо­циального консультирования
ребенка, либо в результате ис­кажения
взаимоотношений его и семьи. Если же
родным удается достичь взаимопонимания
и приобрести навыки об­щения в
соответствии с психофизическими
особенностями ребенка, это, как правило,
исключит иные вредные для него воздействия.

Помните:
своевременная помощь ребенку позволит
избе­жать дальнейших нарушений и
откроет больше возможно­стей для его
роста и развития.

Мы
расскажем о взаимодействии врача и
других специа­листов с родителями, о
том, как нужно наблюдать за разви­тием
своего ребенка, чтобы вовремя обратить
внимание на те или иные отклонения.

Диагноз
нарушений в развитии ребенка

прежде всего медицинский. Он устанавливается
врачом либо уже в ро­дильном доме,
либо на основании наблюдения за ростом
и развитием ребенка участковым
врачом-педиатром и врачами-специалистами.
В зависимости от диагноза дети с
наруше­ниями развития состоят на
диспансерном учете у невропатолога.
психоневролога, хирурга-ортопеда,
окулиста, отола­ринголога и др. Для
семьи врач-педиатр и врач-специ­алист

это непосредственные кураторы,
осуществляющие наблюдение и контроль
за маленьким пациентом, главные
консультанты и советчики во многих
вопросах, связанных с течением заболевания.

На
приеме врачом-специалистом ведется
активный опрос, позволяющий наряду с
осмотром на основании жалоб роди­телей
сделать заключение о характере развития
болезни, об особенностях ее протекания.
Заключение врача обязательно фиксируется
в карте индивидуального развития
ребенка. Ре­комендации по уходу за
больным даются врачом сразу в мо­мент
постановки на диспансерный учет. Эти
рекомендации изменяются в ходе роста,
развития ребенка и касаются осо­бенностей
режима его сна, отдыха, питания, посещения
дет­ского дошкольного учреждения,
школы, места летнего от­дыха.

В
диалоге врача и ребенка (родителей)
активная сторона принадлежит именно
врачу. Но это не означает, что родите­лям
отводится роль слушателей. Ведь никто
не знает ребенка лучше, никто не любит
его так сильно, как они. Поэтому наблюдения
близких за ребенком в процессе
повседневного общения, в домашней
обстановке могут дать врачу ценную
информацию.

При
посещении врача родители сами задают
ему вопросы, связанные с проблемными
ситуациями. К примеру, отдавать ли
ребенка в детский сад, как выбрать
оптимальный для него режим дня, какую
форму обучения предпочесть: посещать
школу или остановиться на индивидуальных
занятиях. Эти и многие другие вопросы
могут иметь несколько аспектов. Прежде
всего

медицинский. Ведь любой медицинский
ди­агноз, как уже отмечалось,
устанавливается только врачом. Другой,
не менее важный аспект

психологический. Здесь на помощь
родителям приходит психолог, который
работает в сотрудничестве с врачом. И
наконец, помощь в разреше­нии проблем
жизнедеятельности семьи призваны
оказывать социальные работники. Они
обладают знаниями в области медицины,
психологии, педагогики, права и в
социальной сфере.

Источник

Возникающие
на ранних возрастных ступенях
психологические новообразования имеют
непреходящее, абсолютное значение для
всестороннего развития индивида.

А.
В. Запорожец

Основные
понятия

§ 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.

§
2. Показатели
нервно-психического развития. Уровни
развития на каждом возрастном этапе.
Метод контроля поведения ребенка.
Психодиагностика умственного развития.
Этапы психопатологического обследования.
Наблюдение за эмоционально-волевыми
проявлениями. Общие принципы построения
комплексной ранней диагностики развития.

§ 1. Значение ранней диагностики нарушений развития

Ранняя
диагностика отклонений в развитии
относится к периодам новорожденности,
младенчества и раннего детства, то есть
к возрасту от рождения до 3 лет. В этом
возрасте происходит наиболее интенсивное
формирование и созревание основных
морфологических структур мозга, что
обусловливает сензитивность психики
в плане развития ряда важнейших
психических функций и особенную ее
чувствительность к внешнему воздействию.
В то же время иммунные и адаптационные
механизмы организма ребенка еще слабы
и неустойчивы, поэтому многие биологические
вредные воздействия, например детские
инфекции или черепно-мозговые травмы,
могут вызывать серьезные отклонения в
общем и психическом развитии.

Значение
и актуальность проблемы ранней диагностики
обусловливаются и рядом социально-педагогических
факторов:

·
педагогической
неграмотностью родителей и отсутствием
координированной системы
психолого-медико-педагогического
сопровождения детей до трех лет с
отклонениями в развитии;

·
недостаточной
разработанностью психолого-педагогических
вопросов аномального развития и коррекции
в раннем возрасте;

·
крайне
недостаточным числом специалистов для
работы с детьми этого возраста.

Тенденции
постоянного увеличения числа новорожденных
детей с недостатками развития (США —
около 40%, Россия — 85—95%) выдвигают
проблему раннего выявления и ранней
коррекции нарушений в развитии на
передний план и в теории, и в практике
психодиагностики.

Начало
проявления и длительность сензитивных
периодов в психическом развитии
определяются не возрастом, а степенью
физиологической зрелости нервных
структур соответствующих функций.
Неравномерность их созревания при
патологии выражена гораздо сильнее,
чем в норме, и в зависимости от дефекта
это созревание задерживается в различной
степени.

Изменяются
и сроки, и порядок соотношения созревания
отдельных функций и входящих в них
функциональных систем. В случае полного
выпадения одного из простых звеньев
сложной системы, например речи, ее
формирование возможно только с
использованием обходных путей, при
частичном дефекте возможна опора на
вспомогательные пути, но в любом случае
нельзя рассчитывать на спонтанное
развитие ВПФ при нарушении их простых
составляющих.

Наиболее
важным фактором развития при разных
его нарушениях в раннем возрасте, по
мнению В. И. Лубовского, является,
возможно, более частая, сильная (в
пределах оптимума) и длительная, но
неистощающая стимуляция функций, а
также, возможно, более постоянное и
полное подкрепление реакций детей на
внешнюю стимуляцию. Это означает, что
помощь детям в возрасте 1—2 лет должна
оказываться преимущественно в условиях
семьи, так как именно постоянное
взаимодействие близкого взрослого
(особенно матери) является основным
условием стимуляции развития ребенка.
Однако около 1 % новорожденных сегодня
становится сиротами уже в первые дни
жизни вследствие отказа от них матерей
в роддомах, а в целом по стране в Домах
ребенка воспитывается более 20 тыс.
детей, две трети которых имеют отклонения
в развитии. Около 60% из них — дети с
тяжелой хронической патологией,
преимущественно ЦНС, почти 55% отстают
в физическом развитии, и лишь 4,7%
квалифицируются как практически
здоровые.

Известно,
что у всех аномальных детей в раннем
возрасте резко ограничен социальный
опыт и имеется недостаточность двух
ключевых факторов развития: общения с
другими людьми (взрослыми и детьми) и
предметной деятельности. Замедление
созревания ЦНС и формирования
психофизических функций, отставание
становления доминантности одного из
полушарий наблюдаются при всех отклонениях
в развитии.

Если
те или иные интеллектуальные или
эмоциональные качества не получили
должного развития в раннем возрасте,
то позже наверстать упущенное трудно,
а подчас и невозможно, констатирует А.
В. Запорожец. Отсутствие или несвоевременность
специальной психолого-педагогической
поддержки и коррекции усугубляет и
расширяет состояние аномальности.

В
раннем возрасте необходим особый подход
к диагностике развития, и наибольшее
значение имеет медицинская диагностика
в целях выявления повреждений сенсорных
органов, опорно-двигательного аппарата,
ЦНС.

Важно,
что проявления отклонений в развитии,
не связанные с сенсорными дефектами,
нельзя оценивать однозначно: как и
неврологические симптомы, они
малоспецифичны, малодифференцированны
и могут входить в различные симптомокомплексы.
Именно поэтому в раннем возрасте
значительно затруднена дифференциальная
диагностика общего недоразвития речи,
легкой степени умственной отсталости
и задержек психического развития.
Психолого-педагогическая симптоматика
этих отклонений для данного возрастного
периода пока разработана недостаточно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник