Методы оценки уровня развития ребенка

Методы оценки уровня развития ребенка thumbnail

Применение методов оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Значимая роль в процессе проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов отводится логопедическому обследованию. Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

  • изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

  • выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

  • выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

  • оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

  • определить степень овладения компонентами языковой системы.

Принципы логопедического обследования

принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую;

онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе;

— логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагает учет системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении;

— еще одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.

Алгоритм мониторинговой логопедической работы предполагает реализацию трех этапов работы:

1 этап. Диагностико-организационный (входная диагностика в первые две недели сентября).

Содержание:

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты ДОУ, а также медицинские работники;

  • обмен диагностической информацией всех специалистов ДОУ;

  • обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, составление индивидуальных маршрутов;

  • формирование информационной и мотивационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно-развивающей работы с детьми.

Результаты обследования фиксирую в речевой карте, оформляю в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей. Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование и составление карт индивидуального развития).

2 этап. Оперативно-прогностический (рубежная диагностика в январе).

Содержание:

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах;

  • мониторинг динамики познавательно-речевого развития.

Назначение этого этапа мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные диагностики позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.

Результат 2-го этапа – определение позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей.

3 этап. Контрольно-диагностический (итоговая диагностика по результатам работы в учебном году – проводится в мае).

Содержание:

  • анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии;

  • оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Результатом 3-го этапа является решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе)

Преимущество данной системы мониторинга в том, что предполагается комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.Для диагностики и развития детей использую компьютерную программу Е.В.Куциной «Играем, развиваемся, растём!», которая предназначена для качественно-количественной оценки уровня познавательного и речевого развития ребёнка (от 1 года до 7 лет), а также для составления индивидуального плана развития ребёнка с указанием конкретных практических рекомендаций в печатной форме.

Программа представляет собой базу данных и состоит из нескольких блоков.

1 блок. Заполнение общих сведений о ребёнке (ФИО, дата рождения, сведения о родителях, анамнез, заключения специалистов, особенности артикуляционного аппарата и раннего развития).

2 блок. Диагностика уровня познавательного и речевого развития ребёнка по оценочной шкале. Обследование происходит в форме выполнения ребёнком определённых упражнений, по итогам которых педагог (в программе) отмечает качество выполнения задания (из трёх вариантов выбирает наиболее подходящий). Уровень развития рассчитывается в зависимости от возраста в процентах (при нажатии кнопки «Расчёт») (если 100% — предполагаемая возрастная норма). Результаты диагностики (уровень развития ребёнка) выводится в печатной форме при нажатии кнопки «Отчёт». Качественно-количественная оценка уровня развития ребёнка по оценочной шкале позволяет отследить динамику коррекционной работы.

3 блок. После обследования ребёнка по оценочной шкале составляется план коррекционной работы для специалиста (если предполагаются индивидуальные занятия) и для родителей (если работа проводится в режиме консультации) путём выбора упражнений.

Игры в программе предлагаются с кратким описанием проведения и изготовления. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте. Все игры в программе разработаны с учётом системно-комплексного подхода. Каждая игра (упражнение) имеет несколько уровней сложности и направлена на развитие всех психических процессов. Программа содержит описания более 150 игр для развития познавательной деятельности и речи детей раннего возраста. Затем составляется индивидуальный план коррекционной работы для специалиста, если предполагаются занятия, и для родителей, если работа проводится в режиме консультации, путём выбора упражнений. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте.

Источник

В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.

  • 1. Морфологические (соматометрия) — измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
  • 2. Функциональные (физиомстрия) — измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.).
  • 3. Соматоскопические (описательные) — оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5—10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей. Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

  • 1) метод ориентировочных расчетов (оценка но формулам);
  • 2) параметрический метод (сигнальный);
  • 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
  • 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов. Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48—52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале — на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале — на 1,5—2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год — 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75—77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12—13 и 7—8 см. Дальше рост становится относительно равномерным — прибавки по 5—6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

Методы оценки уровня развития ребенка

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам — утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет п у девочек в 8,5 лет.

С 11 — 12 лет у мальчиков и с 9— 10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5— 15,5 лет оно составляет в среднем по 8—10 см и более в год.

У девочек в возрасте 10—11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 — 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 — 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18—19 лет, у девушек в 16—17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает

в возрасте 3—4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лег у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) — 8—10 лет. Период второго вытягивания — 11—12 лет у мальчиков и 9—10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32—34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34—36 см.

В 3—4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13—15 см, за второй год — на 2,5—3 см, за третий год — на 1,5—2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Оценка основных антропометрических данных параметрическим методом (сигмальный метод). Параметрический метод оценки антропометрических данных был предложен в 1925 г. немецким антропологом Робином Мартином.

Его сущность заключается в сравнении фаз развития ребенка со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится.

Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака.

Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно- половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле

Методы оценки уровня развития ребенка

где V — варианта того или иного признака; М — средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s — среднее квадратическое отклонение.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц1.

В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом (центильный метод). Появление этого метода относится к 30-м гг. XX столетия и связано с именами американских исследователей Тайпитта и Стюарт. Он основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей возрастно-половой группы с учетом географической зоны проживания. К настоящему времени нспараметричес- кий метод оценки физического развития детей считают наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствуют широкому и повсеместному его распространению.

Приводим пример центилыюй таблицы (табл. 2).

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центилыюго типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определен- [1]

Таблица 2

Цент ильная таблица 2 массы тела мальчиков

Масса тела мальчиков, кг

Возраст

Центили

3

10

25

50

75

90

97

0 мес

2,7

2,9

3,1

3,4

3,7

3,9

4,2

1 мес

3,3

3,6

4,0

4,3

4,7

5,1

5,4

2 мес

3,9

4,2

4,6

5,1

5,6

6,0

6,4

3 мес

4,5

4,9

5,3

5,8

6,4

7,0

7,3

4 мес

5,1

5,5

6,0

6,5

7,2

7,6

8,1

5 мес

5,6

6,1

6,5

7,1

7,8

8,3

8,8

6 мес

6,1

6,6

7,1

7,6

8,4

9,0

9,4

7 мес

6,6

7,1

7,6

8,2

8,9

9,5

9,9

8 мес

7,1

7,5

8,0

8,6

9,4

10,0

10,5

9 мес

7,5

7,9

8,4

9,1

9,8

10,5

11,0

10 мес

7,9

8,3

8,8

9,5

10,3

10,9

11,4

11 мес

8,2

8,6

9,1

9,8

10,6

11,2

11,8

1 год

8,5

8,9

9,4

10,0

10,9

11,6

12,1

15 мес

9,2

9,6

10,1

10,8

11,7

12,4

13,0

18 мес

9,7

10,2

10,7

11,5

12,4

13,0

13,7

21 мес

10,2

10,6

11,2

12,0

12,9

13,6

14,3

2 года

10,5

11,0

11,5

12,0

14,0

14,5

16,9

27 мес

11,2

11,5

12,0

13,0

14,5

16,0

17,1

30 мес

11,3

12,0

12,9

13,8

15,0

16,3

17,4

33 мес

11,4

12,7

13,4

14,0

15,6

16,5

17,9

ной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между дентальными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% (зона от 25-го до 75-го центиля) всех здоровых детей возрастно-половой группы. Границы дентальных групп и номера дентальных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы.

Задача врача — найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения, и записать как саму величину, так и центильный интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируют оценочное суждение:

  • • зона 1 (до 3-го центиля) — очень низкий уровень;
  • • зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) — низкий уровень;
  • • зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) — уровень ниже среднего;
  • • зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) — средний уровень;
  • • зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) — уровень выше среднего;
  • • зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) — высокий уровень;
  • • зона 7 (от 97-го центиля) — очень высокий уровень.

Оценка массы тела и окружности груди с использованием возрастных центильных таблиц даст ориентировочное представление о степени упитанности или развитии грудной клетки и служит, главным образом, для суждения об особенностях физического состояния ребенка в ряду его сверстников.

Оценка массы тела и окружности груди по длине тела без учета возраста ребенка (вневозрастные центильные таблицы) позволяет дать более точное определение состоянию питания и степени развития грудной клетки. Применение таких таблиц обязательно, если по возрастной таблице оцениваемые признаки попадают в крайние зоны (первую или седьмую).

Вневозрастные центильные таблицы представляют собой ряды центильных распределений показателей но отношению к определенному росту.

По аналогии с центильной оценкой по возрастным таблицам, при попадании искомой величины в область 1-й зоны (до 3-го центиля) можно говорить об очень низком питании или об очень узкой степени развития грудной клетки; 2-й зоны (от 3-го до 10-го центиля) — о низком питании или об узкой грудной клетке; 3-й зоны (от 10-го до 25-го центиля) — о питании или развитии грудной клетки ниже среднего; 4-й зоны (от 25-го до 75-го центиля) — о среднем питании или средних размерах грудной клетки; 5-й зоны (от 75-го до 90-го центиля) — о питании или развитии грудной клетки выше среднего; 6-й зоны (от 90-го до 97-го центиля) — о высоком питании или широкой грудной клетке; 7-й зоны (выше 97-го центиля) — об очень высоком питании или очень широкой грудной клетке.

Оценка состояния питания. Для суждения о физическом развитии ребенка достаточно наблюдения за динамикой четырех антропометрических показателей: длины и массы тела, окружности головы (особенно у детей раннего возраста) и окружности груди. Вместе с тем особое значение в педиатрической практике имеет оценка состояния питания. Достаточное питание является одним из критериев здоровья ребенка.

Изменения с возрастом только массы тела, являющейся суммой различных составляющих (скелет, внутренние органы, мышечная и жировая ткань, внеклеточная жидкость) в различные возрастные периоды, не всегда дает объективное представление о состоянии питания, поскольку распределение массы как по возрасту, так и по длине тела существенно асимметрично. В этом заключаются методические сложности подходов к оценке питания детей.

Из известных на сегодняшний день методов оценки состояния питания детей можно отметить клинический, антропометрический, биохимический, диетологический. Два последних метода в повседневной практической работе широко не используют, а применяют в специальных исследованиях, направленных на выявление алиментарных причин нарушения вскармливания, количественной и качественной адекватности питания, достаточности поступления основных ингредиентов в организм с определением тех или иных показателей в крови ребенка.

Клиническая оценка упитанности ребенка в первую очередь предусматривает выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, характеристику тургора мягких тканей, а также состояние кожных покровов.

Оценка толщины подкожно-жирового слоя, четко коррелирующей с показателями массы тела ребенка, является простым и объективным критерием адекватности пищевого обеспечения и ассимиляции пищи. Определение толщины кожной складки (в миллиметрах) проводят с помощью специального измерительного прибора — калипера. Упрощенные практические заключения можно получить при исследовании нескольких локализаций подкожного жира. Исследователями разработаны таблицы центильных распределений для таких оценок по толщине кожной складки над трицепсом, под лопаткой и т.д.

Наиболее широкое распространение получил метод оценки питания по соответствию массы тела ребенка его длине тела. Примером тому может служить массоростовой индекс Кетле-I, который в нашей стране используется в периоде новорожденное™ и отражает пренатальное состояние питания (при нормотрофии величина индекса составляет 60—70). Снижение массоростового индекса свидетельство пренатальной гипотрофии (недостаточного веса плода).

В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе необязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Физическое развитие среднее — если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.

Физическое развитие ниже среднего — если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие выше среднего — если эти показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

Источник