Методы научно психологических исследований развития ребенка

Методы научно психологических исследований развития ребенка thumbnail

Уровень развития теории определяет стратегии и методы, которыми пользуются в исследованиях. Достоверные данные можно получить только с помощью научных методов, которые обеспечат объективность исследования.

Научное исследование начинается с фиксации, накопления фактов, подвергают теоретическому анализу.

Психологический факт — полученный в процессе наблюдения, эксперимента исследования результат.

Он является внутренней сущностью человеческих проявлений, поэтому его можно изучать только опосредованно. Например, радость ребенка от того, что она нарисовала рисунок, выражается во внешних проявлениях: высказываниях, мимике, пантомимике, а психическое явление переживания радости является невидимым. Четко объективируются психические процессы и состояния в действиях и речи ребенка. Невербальные проявления (мимика, жесты, интонация) используются как дополнительные психологические факты. Они выражают общее эмоциональное состояние, отношение к тому, что малыш делает, о чем говорит. От уровня объективности собранных психологических фактов зависит уровень их исследования. С этой целью исследователь должен владеть методами изучения детской психологии.

Методы изучения детской психологии — способы выявления фактов, характеризующих психическое развитие ребенка.

Каждая мать, воспитатель и т.д. имеют возможность наблюдать за развитием ребенка. Однако в их повседневных впечатлениях главное и второстепенное не блещет, а наука требует достоверных и объективных фактов, не зависели бы от личного впечатления наблюдателя и могли быть проверены путем получения их заново другим исследователем.

Детская психология приобретает психологические факты благодаря сравнению особенностей детей разного возраста: изучая длительное время одних и тех же детей и фиксируя изменения, происходящие с ними, или изучая детей каждой возрастной группы, выясняя различия между ними на разных возрастных этапах.

Методы исследования в детской психологи разделяют на основные (наблюдение и эксперимент), которые обеспечивают достоверную информацию о специфике детского развития, и вспомогательные (тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрический метод), использование которых предоставляет информацию иллюстративного плана для построения гипотез и предположений.

Психологическое исследование начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Всегда актуальным является изучение влияния деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками на развитие психики, становления личности. Часто оно обусловлено необходимостью исследовать особенности новым условиям воспитания и обучения детей на определенном этапе развития общества.

На основе общих проблем определяют задачи, объект и предмет конкретного исследования. Объектом исследования является контингент детей, которые находятся в поле зрения исследователя. Важными параметрами при этом выступают их возраст, пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада, дети, которые воспитываются дома), состояние здоровья и т. Предмет исследования определяется сути исследовательской проблемы; при изучении влияния игры на отношения между детьми предметом исследования могут быть психологические особенности формирования отношений в группе сверстников.

После выяснения объекта и предмета исследования формулируют исследовательскую гипотезу — предвидение, возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Чаще всего она устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между ними и условиями жизни детей. Гипотеза должна учитывать результаты предыдущих исследований, общие законы развития психики, педагогический опыт. Она должна быть доступной для проверки, без чего невозможно доказать ее истинность или ложность.

Успех исследования обеспечивается методической изобретательностью исследователя, умением оптимально сочетать методики в соответствии с поставленной целью.

В зависимости от задач изучения особенностей психики ребенка определяют стратегию, общий путь психологического исследования. В детской психологии такими стратегиями могут быть: трансверсальном, лонгитюдном и экспериментально-генетическая (формовочная).

1. трансверсальном стратегия — исследование путем «поперечных срезов». Для этого подбирают однородные группы детей, которые отличаются по какой существенным признаком (по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении и т.п.) и сравнивают их по уровню развития определенной психологической характеристики. Например, при изучении памяти подбирают детей трех-, четырех- и пятилетнего возраста. С помощью определенных методов в них изучают основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, продолжительность хранения информации и др.). На основе сравнения полученных данных делают выводы о возрастных особенностях памяти. Эта стратегия делает возможным получение за сравнительно короткое время статистически достоверных данных о возрастные различия психических процессов, психического развития ребенка. Однако в ходе исследования детей разного возраста не позволяет исследовать процесс, природу, движущие силы развития, учесть его индивидуальные особенности.

Чем меньше возрастная разница между детьми, которых исследуют, тем большими возможностями обладает исследователь для отслеживания существенных сдвигов в развитии психики ребенка. Выбор групп, как правило, зависит от процесса, оказался в поле зрения исследователя, длительности его изучения: чем выше темп развития процесса, тем меньше должны быть промежутки между отдельными «срезами».

2. лонгитюдном стратегия — систематическое изучение развития одних и тех же детей в течение длительных отрезков их жизни. Организовывать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому ограничиваются небольшим их количеством. Лонгитюдное исследование позволяет узнать качественные изменения в развитии психических процессов, личности ребенка, выяснить их причины. Оно может быть выборочным (изучение одной стороны поведения, одного психического процесса) и комплексным (исследования психического развития ребенка в целом).

Читайте также:  Мультики для развития речи ребенка от 1 лет до 3 лет

Задача исследователя заключается в выявлении изменений в психике и поведении ребенка при переходе от одной стадии развития к другой. Например, при необходимости оценить влияние программы, по которой работает дошкольное учреждение, внимание сосредотачивают на детях, которые только начали его посещать, их развитие прослеживают течение 4-х-5-ти лет. На основе выявленных тенденций делают вывод о положительном или негативном влиянии программы на развитие ребенка.

Лонгитюдное исследования является трудоемким и требует много времени. Его результаты не всегда целесообразно распространять на всех детей. Для получения оптимальных выводов нужно сначала выяснить путем возрастных «срезов» общие тенденции в развитии определенной психической деятельности, затем провести лонгитюдное исследование проблемных вопросов, которые требуют дополнительного изучения.

3. Экспериментально-генетическая (формовочная) стратегия — изучение психики детей в процессе ее активного формирования. Эта стратегия основывается на теоретических положениях Л. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Во время экспериментально-генетического исследования не только описывают или измеряют определенное пси-хичне явление, но и активно формируют его.

На основе формовочной стратегии создают эффективные методы изучения, воспитания и обучения детей.

Сбор психологических фактов зависит от того, как совершенно исследователь владеет методами изучения детской психологии. Объективно собраны психологические факты программируют процесс дальнейшего исследования.

Источник

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог М.Я.Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Читайте также:  Второй год жизни ребенка линии развития

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации PI большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный, вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Читайте также:  Зона ближайшего развития это то что может ребенок с помощью взрослого

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Источник