Методы коррекции развития ребенка имеющего отклонения в развитии

Методы коррекции развития ребенка имеющего отклонения в развитии thumbnail

Методы коррекции развития ребенка имеющего отклонения в развитииПоведение — это способ, с помощью которого ребенок, не научившись говорить, сообщает родителям о состоянии своего организма и о внутреннем эмоциональном состоянии. Ребенок с отклонениями в развитии может вести себя неадекватно. Это могут быть несущественные и проходящие отклонения в его поведении, но иногда они, к сожалению, могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в его развитии.

Из этой статьи вы узнаете, как проводится воспитание детей с отклонениями в развитии, а также поговорим о коррекции отклонений в развитии детей.

Воспитание детей с отклонениями в развитии

Зачастую родители, не обладая познаниями в этой сфере, не могут разобраться в ситуации и вовремя не обращаются к врачам, в результате чего заболевание может привести к непоправимым последствиям в развитии ребёнка.

Какие особенности имеют дети с нарушениями в развитии?

1.

Детским аутизм – одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основными симптомами являются отрешённость от мира и погружение в себя. При аутизме у ребенка могут быть значительные нарушения в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере, затруднения в общении с окружающими людьми, плохое взаимодействие с окружающим миром. При этом интеллект ребёнка может не пострадать.

2.

Различные психологические стрессы, которые возникают у ребёнка, если он стал свидетелем какого-то трагического события. В таком случае у ребёнка может развиться психологическое расстройство, или, как его еще называют — посттравматический стресс. Ребенка начинают преследовать навязчивые и повторяющиеся жуткие картины происшедшей трагедии, от которых он не в силах избавиться. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувство тревожности и беспокойства. Всё это приводит к сбоям в работе организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

3.

Заболевания сенсорной регуляции, которые проявляются в виде высокой чувствительностью кожи ребёнка, что приводит к нетерпимости касания его тела какими-то предметами или людьми (даже матерью). Эта реакция связана с тем, что дети с нарушениями в развитии неадекватно воспринимают, казалось бы, совершенно безобидный стимул касания, как опасный и болезненный. В итоге появляется непринятие ребёнком разных гигиенических процедур, таких, как чистка ушей, мытье головы, подстригание ногтей, или ношения одежды и обуви. Это отражается на характере игр ребёнка и его общении со сверстниками.

4.

Детская гиперактивность и расстройствами внимания, которые сопутствуют ей.

Что такое гиперактивность?

Гиперактивность — это название группы разных видов расстройств внимания, которые не обязательно сопровождаются моторным беспокойством. Общим для них является расстройство внимания.

Часто многие из беспокойных детей, которые демонстрируют схожую с гиперактивностью клиническую картину, бывают, подвержены другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.

Примерами таких расстройств могут быть:

1.

Физиологические расстройства питания, сна;

2.

Проблемы несбалансированного развития сенсорных систем, что осложняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.

3.

Эмоциональные расстройства. К ним относится повышенная тревожность, разные виды депрессивных состояний.

Для правильного воспитания детей с отклонениями в развитии они должны быть незамедлительно осмотрены специалистом, очень важно тщательно обследовать ребенка у психолога, невролога, и, ни в коем случае, не прибегать к самолечению.

Коррекция отклонений в развитии детей

Среди здоровых детей есть те, которые испытывают сложности в развитии зрения, слуха, речи, двигательной, эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Как известно, важную роль в жизнедеятельности ребенка занимает речь. Как и для всякой другой деятельности, для речи характерна мотивированность, целенаправленность, определенная структура.

Как появляется речь у ребенка?

Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребенка был мотив, замысел речи, ожидание результата действия речи, планирование высказывания, отбор лексики, грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Дети с отклонениями в развитии отличаются недостаточностью тех или иных вышеперечисленных компонентов.

Недоразвитие речи негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка, усложняет его общение с окружающими людьми. Нарушения речи отмечаются почти у всех детей с отклонениями в развитии: при задержке развития психики, при умственной отсталости, при ДЦП, при нарушениях зрения и слуха. В каждом случае нарушение речевой деятельности носит своеобразный характер и определенную структуру.

Некоторые отклонения в развитии могут иметь центральный характер, некоторые — периферический. В первом случае диагностика отклонений в развитии ребенка явно показывает, что нарушено интеллектуальное или речевое развитие, во втором выявляют сенсорный дефект (изменения в развитии зрения, слуха), иногда нарушения могут касаться двигательной сферы. Некоторые нарушения проходят в более легкой форме, некоторые носят более тяжелый органический характер. В последние годы все чаще встречаются слабо выраженные нарушения, а не тяжелые, но сочетание этих нарушений усложняет их выявление, оценку и организацию коррекционной работы.

Как проводится коррекция отклонений в развитии ребенка?

Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений — онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.

Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.

Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Источник

Абилитация
ранее
(до 3х лет) первоначальное
формирование
нарушенной способности
к чему-либо (медицинским
способом).

Большую
роль в поиске эффективных решений
проблемы ранней коррекции сыграло
переосмысление положений выдающегося
психолога Л.С.
Выготского о социальности развития
младенцев и об их отношениях со взрослыми,
об использовании
сензитивных периодов
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.

Ранняя
коррекция
включает следующие моменты:

  • максимально
    раннее
    выявление и диагностика
    нарушения в развитии;

  • максимальное
    соотношение
    разрыва между моментом обнаружения
    в развитии ребенка и началом
    целенаправленной коррекционной помощи;

  • снижение
    временных границ начала специального
    образования
    (до первых месяцев жизни ребенка);

  • обязательное
    включение
    родителей в коррекционный процесс
    на основе выявления положительных
    сторон семьи и активизации ее
    реабилитационного потенциала;

  • интенсивность
    ранней коррекции:
    чем активнее ведется коррекция, тем
    значительнее результаты развития
    ребенка;

  • охват
    коррекцией различных сфер развития
    ребенка;

  • создание
    всех необходимых условий
    для развития ребенка.

Эксперимент
показал, что грамотно
организованная ранняя коррекция
помогает
предупредить
появление вторичных отклонений

в развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность вклю­чения в общий
образовательный поток
на более раннем этапе возрастного
развития, исключив необходимость
дорогостоящего специального оборудования.

Структуру
дефекта составляют первичный и вторичный
дефекты.

Вторичные
дефекты носят обратимый
характер, т.е. поддаются психолого-педагогической
коррекции, и чем дальше имеющееся
нарушение стоит от биологической основы
(первичного дефекта), тем успешнее оно
поддается коррекции. Необходима
наиболее ранняя коррекция вторичных
нарушений,
что обусловлено
особенностями психического развития
в детских возрастах:

  • пропущенные
    сензитивные периоды
    в развитии, обучении, воспитании не
    компенсируются в более старших возрастах;

  • возникшее
    отставание
    будет
    требовать более сложных
    и специальных усилий
    по
    его преодолению;

  • трудности
    в обучении приводят к углублению явлений
    недоразвития;
    к подростковому возрасту формируют
    стойкое отрицательное отношение к
    школе, что является одним из факторов,
    формирующих нарушение поведения. В
    подростковом возрасте часто приводят
    к выраженным нарушениям социальной
    адаптации не сам первичный дефект, а
    явления вторичного недоразвития.

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

Разделы
специальной педагогики

  • Сурдопедагогика
    — наука
    о
    закономерностях развития,
    воспитания, обучения,
    социальной адаптации
    и интеграции
    в общество детей
    с нарушениями слуха
    (глухих, слабослышащих, оглохших).

Объект:
специальное
образование людей, имеющих нарушения
слуха.

Предмет:
практика
воспитания, обучения, социализации
людей,
имеющих нарушения слуха.

Основная
цель
сурдопедагогики: обеспечить
людям, имеющим нарушения слуха, возможность
достижения максимальной самостоятельности
и независимости
в жизни.

Задачами
сурдопедагогики являются:

  • изучение
    педагогических
    закономерностей развития лично­сти
    в условиях ограниченных слуховых
    возможностей;

  • определение
    путей коррекции
    и компенсации
    слухового дефекта;

  • обоснование
    педагогической классификации
    людей, имею­щих нарушения слуха;

  • изучение
    сложившихся педагогических
    систем
    их образова­ния;

  • разработка
    и реализация
    концепции
    интеграции
    лиц с нарушениями слуха в образовании
    и социокультурной среде;

  • определение
    научных основ,
    содержания
    образования,
    мето­дов,
    технологий,
    организационных условий
    образования людей с нарушенным слухом;

  • разработка
    специальных образова­тельных
    технологий
    развития речевого слуха, обучения
    националь­ному жестовому, русскому
    (родному) языку, устной речи;

  • определение
    особенностей педагогической реабилитации
    в послеоперационный период (при
    кохлеарной имплантации);

  • совершенствование
    технологий использования сурдотехнических
    средств
    развития речевого слуха, произносительной
    сто­роны речи людей, имеющих слуховой
    дефект;

  • разработка
    и реализация программ
    профориентации, профконсультирования,
    профессиональной подготовки, а также
    со­циально-трудовой адаптации лиц
    со слуховым дефектом.

  • Тифлопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с нарушениями зрения (слепых, частично
    и слабовидящих).

Объект:
специальное
образование людей с нарушениями зрения.

Предмет:
практика
воспитания,
обучения,
социализации
людей разного возраста с дефектами
зрения.

На
современном этапе развития тифлопедагогика
решает следующие основные задачи:

  • раскрытие
    основных закономерностей в области
    обучения,
    воспитания
    и развития людей
    с нарушенным зрением;

  • комплексное
    клинико-генетическое,
    психологическое,
    педагогическе
    изучение
    детей,
    их диагностирование,
    выявление структурно-функциональных
    нарушений в организме, связанных с
    дефектным зрением, установление
    психофизических нарушений и сочетанных
    дефектов у детей;

  • выяснение
    и определение роли сохранных анализаторов
    в познавательной деятельности слепых,
    слабовидящих и детей с косоглазием и
    амблиопией, условий формирования и
    развития личности, межличностных
    отношений при различных зрительных
    нарушениях;

  • определение
    содержания коррекционно-педагогической
    работы,
    разработка
    приёмов
    и способов её осуществления при различных
    формах организации учебно-воспитательного
    процесса в специальных образовательных
    учреждениях;

  • разработка
    требований к специальным средствам
    коррекции вторичных отклонений
    в развитии и компенсации зрительного
    дефекта, к
    наглядному и раздаточному дидактическому
    материалу,
    специальным пособиям, к тифло-техническим
    средствам обучения, создание,
    совершенствование и модификация пособий
    и учебного оборудования;

  • разработка
    специальных приёмов,
    методик
    обучения
    и воспитания детей и взрослых с нарушением
    зрения, особенностей проведения
    специальных коррекционных и предметных
    занятий;

  • теоретическое
    обоснование
    и осуществления
    индивидуального и дифференцированного
    подходов
    к учащимся в ходе учебно-воспитательного
    процесса, организация этой работы с
    учётом зрительных возможностей
    обучающихся, характера и времени
    появления аномалии, сопутствующих
    заболеваний и сочетанных дефектов;

  • Тифлосурдопедагогика

  • Логопедия
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с
    нарушениями речи при сохранном слухе.

Цель
науки – разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания
и перевоспитания людей с нарушениями
речи, а также профилактика
нарушений речи.

Объект:
процесс
коррекции речи в различных возрастах.

Предмет:
методы,
формы, приемы коррекции нарушений речи.

Основные
задачи:

  • изучение
    онтогенеза речевой деятельности при
    различных формах
    речевых нарушений

  • определение
    распространенности,
    симптоматики,
    степени
    проявлений
    нарушений речи

  • выявление
    динамики
    спонтанного и направленного развития
    детей
    с нарушениями речевой деятельности,
    характер влияния речевых расстройств
    на формирование личности, психическое
    развитие

  • изучение
    особенностей формирования речи
    и речевых нарушений у
    детей с различными отклонениями в
    развитии

  • выявление
    этиологии,
    механизмов,
    структуры
    и симптоматики
    речевых
    нарушений

  • разработка
    методов
    педагогической диагностики
    речевых расстройств

  • систематизация
    речевых расстройств

  • разработка
    принципов,
    дифференцированных методов
    и средств
    устранения
    речевых нарушений

  • совершенствование
    методов
    профилактики
    речевых
    расстройств

  • разработка
    вопросов организации
    логопедической помощи

  • Олигофренопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с умственной отсталостью.

Объект:
воспитание
и обучение детей
с ИН.

Предмет:
теория
и практика обучения,
воспитания
и развития детей с ИН;
адаптация,
реабилитация
интеграция
детей с ИН.

Задачи:

  • развитие
    психических
    функций и навыков
    познавательной деятельности

  • максимальная
    социальная
    адаптация

  • всестороннее
    развитие
    личности

  • разработка
    целей,
    задач,
    принципов,
    форм, методов обучения и воспитания
    детей с ИН

  • своевременное
    выявление
    и предупреждение ИН

  • разработка
    путей помощи в адаптации выпускникам

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    к лицам
    с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    клицам
    с нарушениями эмоционально-волевой
    сферы;

Соседние файлы в предмете Специальная педагогика

  • #
  • #
  • #

Источник

Игнатова Елена Михайловна
Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, который позволяет наилучшим образом интегрировать индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные действующими механизмами созревания его мозговых структур, с социальными требованиями.

Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно – ростом количества детей с различными отклонениями в развитии. При этом речь идет не столько о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта развития в пределах нижних нормативных границ. Так, своевременно не развитые дифицитарные психические функции контроля, программирования, анализа и переработки сенсорной информации, речевого кодирования и другие, негативным образом сказывается на последующих этапах обучения ребенка в школе, приводит к социальной дезадаптации, то есть неумение младшего школьника соотносить свои потребности с социальными нормами и правилами, низкие темпы обучения, несформированные коммуникативные навыки, недостаточный уровень саморегуляции.

Учитывать неравномерность развития высших психических функций ребенка следует не только в школьном обучении, но и в детском саду. Задачей психолога детского сада является грамотное проведение психодиагностической работы, обсуждение с воспитателями полученных результатов, выделение детей, испытывающих трудности в овладении образовательной программой, разработка индивидуально- ориентированной стратегии и тактики развивающей работы с данной группой детей. Следует отметить, что в реализации развивающей работы с плохо успевающими детьми, имеющими проблемы в поведении должны участвовать психолог, воспитатели и родители: психолог осуществляет индивидуальную и групповую развивающую работу, воспитатели проводят занятия с учетом дифференцированного подхода и личностно – ориентированного обучения., родители посещают консультации специалистов ДОУ, интересуются успехами ребенка в группе и выполняют совместно с ребенком домашние задания, данные психологом. Развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а «формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями».

Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки, рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы). Автором нейропсихологических диагностических проб является российский учёный Александр Романович Лурия. Современный метод адаптирован специально для детей. Я изучила и систематизировала дифференцированные по возрасту методы и стимульный материал адаптированный Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю, Соболевой А. Е. для нейропсихологической диагностики дошкольников. Где даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе

коррекционно-развивающего обучения.

Такое тестирование позволяет:

• понять актуальную картину сформированности мозговых структур;

• обнаружить причины трудностей поведения и обучения;

• определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;

• прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;

• получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать внимание.

Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до 9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в обучении). Этот временной период является самым благоприятным для возможных изменений и коррекции трудностей.

Следует провести нейродиагностику, если ребёнок:

• пишет, рисует левой рукой;

• имеет проблемы с памятью;

• медлителен или излишне активен;

• плохо усваивает учебный материал;

• не может описать картинку,скопировать рисунок;

• мало ползал или не ползал совсем;

• с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

• двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

• невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;

• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;

• имеет повышенный или пониженный тонус;

• имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;

• у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок вероятнее всего покажет низкие результаты.

Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез — историю развития ребёнка: беременность, роды, 1-й год жизни.

Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по принципу замещающего онтогенеза (принцип развития ребёнка от рождения до настоящего времени — автор А. В. Семенович).

Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и особенно проблемных, отстающих сфер.

Занятия делятся на 2 части:

Первая часть — «на ковре» — собственно двигательная коррекция, включающая в себя упражнения и задания на повышение работоспособности и тонуса, формирование межполушарных связей, усвоение двигательных программ, построение схeмы тела, усвоение понятий «право» — «лево», снижение импульсивности, снижение инертности, повышение уровня произвольности и самоконтроля, расслабление.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы ребёнок мог компенсировать пропущенные двигательные этапы (например, ползание). Bсе упражнения преподносятся в игровой форме и приглашают самого ребёнка развивать свою фантазию и речь.

Для оптимизации функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий используют специальные дыхательные упражненя, массаж и самомассаж;

для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела используют растяжки, релаксацию;

для работы с с локальными мышечными зажимами и дистониями, расширения сенсомоторного репертуара использую специальные упражнения для глаз, речевого аппарата, шеи, плеч, рук, ног;

на формирование одновременных и реципрокных координаций оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, но так же и сочетание движений правой и левой половины тела;

для формирования навыков внимания и преодоления стереотиаов упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция.

Вторая часть — задания «за столом», направленные на активизацию и развитие всех высших пcихических функций (внимания, мышления, памяти, воображения, ориентировка на листе бумаги и т. д.) с учётом проблематики ребёнка. В этой части занятия используются различные дидактические игры и методики.

Для развития соматогностических, тактильных и кинестетических процессов использую игры:

«Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз, в создании которой участвует все тело.

«Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

«Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2 — 7 см, толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки. И др.

Развитие зрительного гнозиса: разрезные картинки, выбор недостающего фрагмента изображения, чего здесь не хватает, дорисуй предмет до целого, что здесь изображено, что перепутал художник и т. п.

Необходимо развивать пространственные и квазипространственные представления. К ним относится освоение 1) телесного пространства — Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются. 2)освоение внешнего пространства; следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным и графическим схемам Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т. д.). «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т. д. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку — «Графические диктанты», расставь значки, соедини точки и т. п.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, Кубики Коса, «Танграм», «Квадраты Никитина», игра «Разноцветные квадраты», мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.

Для развития кинетических процессов использую разнообразные зарания в тетради в клетку, задания закрути спираль-раскрути спирать,обведи точки раскрась, зеркальный узор, проложи узор, дорисуй в определенной последовательности, продолжи орнамент, зачеркни букву и т. п.

Использую различные упражнения для развития фонематического слуха, зрительной, слуховой памяти.

Так же развиваю номинальные процессы. Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т. д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

«Я знаю пять.». Это всем известная старая игра, в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т. д.

«Закончи словосочетания». Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая. ; настольная. ; репчатый. ; спелое,сладкое. ; душистое, туалетное. ; куриное. ; зеленый. ; желторотый. ; колючий. и т. п.

«Сравнение понятий». Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька.

Молоко жидкое, а сметана.

Трава низкая, а дерево.

Зима холодная, а лето.

Сажа черная, а мел.

Сахар сладкий, а перец. и т. п.

Обязательно использую игры и упражнения на развитие саморегуляции, произвольности, произвольного внимания, развиваю коммуникативные навыки, формирую понимание причинно-следственных связей, последовательности (составление рассказа по сюжетным картинкам, подбери следующее первый., завтрак-, лето — .)

Развиваю интеллектуальные процессы: дети должны знать обобщающие слова, находить сходства и различия, закономерность, классификацию, лишнее слово, лабиринты, схемы, полянка Венгера, залатай коврик Равенна и т. п.

Занятия эффективнее всего проводить с частотой 2–3 раза в неделю и длительностью от 1 часа (зависит от возраста и ребёнка и его возможностей) до 1,5 часов. Причём занятия не должны проходить 2 дня подряд. Важно, чтобы между ними был перерыв и ребёнок мог отдохнуть. В перерывах между занятиям ребёнку на дом даётся домашнее задание: это могут быть определённые движения, которые надо потренировать, а также задания на листочках в игровой форме (задания зависят от актуальных проблем ребёнка — внимание, ориентировка в пространстве, например).

В конце коррекционного курса нужно провести вторичное нейропсихологическое тестирование, чтобы отследить результаты работы.

В идеале количество занятий зависит от трудностей конкретного ребёнка. Если это подготовка к школе, занятия длятся в течение 1 года 2 раза в неделю. Если у ребёнка серьёзные проблемы (например, задержка речевого развития, гиперактивность, занятия могут занимать и больше времени. Можно проходить курсы занятий (минимум по 15 занятий). Курсов может быть несколько, с перерывами по 3–6 месяцев.

Нейропсихологические коррекционные занятия проводятся с детьми от 3–4 лет (чаще всего при имеющихся поведенческих трудностях) до 11–12 лет (при проблемах школьного обучения). Этот период — самый благоприятный для занятий, так как после 12 лет мозг практически заканчивает своё морфо-функциональное развитие.

Использованная литература:

1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет). – М. : Национальный книжный центр, 2014.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002.

3. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.

Источник