Методы коррекции психического развития ребенка

Методы коррекции психического развития ребенка thumbnail

А) Метод конгруэнтной коммуникации;

Базируется на гуманистической Y (Роджерс, Маслоу). Цель – обеспечение системы Y условий позитивного личностного развития ребенка. Задачи – а) установление взаимопонимания между ребенком и взрослым на основе доверия, сотрудничества, уважения, равенства через эмпатическое принятие ребенка; б) формирование положительного образа Я, основанного на адекватном представлении о своих качествах, возможностях и самопринятии, признании самоценности; в) обеспечение ориентировки в чувствах и их осознание; г) стимулирование и поддержка активности ребенка при исследовании проблемных ситуаций и самостоятельного выбора пути их решения.

Принцип заключается:

1.Активные коммуникации д.б. направлены на укрепление положительного образа Я, не ронять достоинства и самоуважения ребенка.

2.Коммуникации д.б. безоценочными! Даже похвала не должна содержать оценок, а д.б. описательной.

3.Основной упор должен отражать эмоциональные компоненты активности, деятельности.

4.Психолог – инициатор сотрудничества в разрешении проблемных ситуаций, он не советует, а организует сотрудничество так, что реб сам находит пути выхода из ситуации (Как ты думаешь? Как еще можно? Почему так?.

Для реализации метода используются активное слушание, эффективная похвала, Я-высказывания.

Б) Метод игротерапии;

Основывается на теориях Y развития ребенка и детской игры (Эльконин, Леонтьев, Выготский). Y-коррекционные механизмы игры:

1) Моделирование системы соц.отношений в наглядно-действенном плане, где ребенок ориентируется с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов, в смыслах человеческих отношений.

2) Происходит изменение позиций ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, т.е. происходит сознание собственного Я и возрастает соц. и когнитивная компетентность ребенка.

3) Происходит формирование равноправных партнерских отношений сотрудничества => позитивное личностное развитие.

4) Происходит организация поэтапной отработки новых адекватных способов ориентирования в проблемных ситуациях.

5) Ориентировка ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания, благодаря вербализации =>осуществляется выбор способа разрешения проблемной ситуации.

6) Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности.

7) В игре развивается умственная деятельность, воображение, переход к мышлению в плане представлений, к развитию знаковой функции речи. 8) совершенствуется опорно-двигательный аппарат, который лежит в основе развития психики.

Формы игротерапии:

Направленная (директивная) – взрослый активно участвует в игре ребенка (сюжетно-ролевые, драматизации, кукольный кружок, агрессивные игры с целью рефлексии чувств ребенка, строительные, телесно-ориентированные и пр.); Психолог – организатор и интерпретатор игры.

Ненаправленная (недирективная) – ориентированная на самостоятельную игру ребенка (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, игры-забавы и пр.). Происходит расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Психолог выступает как равноправный партнер по игре либо в позиции «идеального родителя» и обеспечивает ребенку переживание чувства родительского тепла.

Игротерапиям.б. индивидуальная и групповая, в зависимости от характера трудностей Y развития. Если проблемы соц.приспособленности – групповая, если в сфере эмоциональных отношений – индивидуальная.

В) Метод арт-терапии;

Метод построен на использовании искусства как символической деятельности и основан на стимуляции творческих процессов ребенка.

Цели – 1. Дать соц.приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам; 2. Облегчить процесс лечения: неосознаваемые конфликты легче выразить с помощью образов, чем высказать их; 3. Получить материал для интерпретации и диагностики; 4. Наладить отношения между ребенка и психологом; 5. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; 6. Развивать художественные способности и самооценку. Основная цель – гармонизация личности через развитие способности к самовыражению, самопознанию.

Виды и формы: активная (ребенок сам создает продукты творчества) и пассивная (реб потребляет худ.произведения, созданные другими). Арт-терапия м.б. рисуночная, библиотерапия, драма-терапия, музыкотерапия и т.д.

Г) Метод социальной терапии;

Это метод Y воздействия, основанный на использовании соц.принятия, признания, соц.одобрения и оценки ребенка значимыми другими.

Приемы: 1) Систематическое поощрение всех (даже min) успехов ребенка; 2) Спец. подбор игр и видов деятельности, в которых реб демонстрирует успех; 3) использование метода конгруэнтной коммуникации, отказ от «-» оценки личности реб; 4) Поддержка инициативы ребенка на исследование и установление соц. контактов; 5) Сопереживание и эмпатия взрослого неуспешному ребенку на глазах остальных.

Д) Метод систематической десенсибилизации;

(Разработан Вольпе для преодоления тревожности и фобий). Составляется иерархия стимулов, вызывающих тревожность, начиная от min до сильно выраженного страха. Метод систем. десенсиб. –это постепенное снижение чувствительности к предметам, событиям, людям, вызывающим страх, а => и последовательное снижение уровня страха по отношению к этим объектам. Метод используется, если основной причиной выступает неуместная, неадекватная тревожность.

1 этап–задача научить реба способам релаксации и регуляции состояний напряжения. (аутоген. трениров., внушение)

Читайте также:  Ребенок первый месяц жизни развитие

2 этап – конструирование иерархии страхов. Осуществляется психологом на основании беседы с родителями, с реб)

3 этап – собственно десенсибилизация. Предъявляются стимулы, начиная с низшего, переходя к более высоким.

Лучше использовать совместно с игрой, сказкотерапией и пр.



Источник

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Читайте также:  Развитие ребенка на 21 неделе беременности фото и описание плода

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2016;
проверки требуют 7 правок.

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Термин получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В это время психологи стали усиленно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы велись активные дискуссии о том, может ли психолог заниматься психотерапевтической работой, но они носили, чаще, всего, теоретический характер. На практике психологи часто занимались психотерапевтической деятельностью. Поэтому появление термина «психологическая коррекция» в главной мере было направлено на разграничение полномочий психотерапевта и психолога. На сегодняшний день нет чёткого разграничения терминов «психотерапия» и «психокоррекция».

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Общие положения[править | править код]

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции[править | править код]

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.
  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

  • аутогенная тренировка;
  • метод условных рефлексов;
  • оперантное научение;
  • система патогенетической психотерапии (Мясищев В. И. и др.).[1]

История психокоррекции[править | править код]

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Читайте также:  Методики развития художественных способностей ребенка

Основные виды психологической коррекции[править | править код]

  • По коррекционным задачам:
    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.
  • По характеру направленности:
    • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
    • каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
  • По способу коррекционных воздействий:
    • директивные виды;
    • недирективные виды.
  • По форме организации:
    • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
    • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
    • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции[править | править код]

  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии[править | править код]

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук).
Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

  1. методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и так далее).
  2. содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
  3. технологический (методы, формы, средства использования).
  • Свойства психокоррекционных технологий:
  1. психокоррекционные технологии и сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приёмов, психокорекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, продолжительности занятия и режима.
  2. нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
  3. психокоррекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
  4. важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
  5. специфика задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).

См. также[править | править код]

  • Нейропсихологическая коррекция
  • Специальная психология

Примечания[править | править код]

  1. Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.

Литература[править | править код]

  • Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — Гл. 6.3.2. — С. 153-164. — 480 с. — ISBN 5-469-01122-4.
  • Психологическая наука и образование psyedu.ru — 2005. — № 2. Специальный выпуск «Психологическая реабилитация и коррекция» (материалы в открытом доступе)
  • Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М. : Оперант, 2015. — С. 153-164. — 176 с. — ISBN 978-5-9906841-1-9.
  • Стуканов, В. Г. Исправительная психокоррекция личности преступника : монография / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2014. — 179 с. — ISBN 978-985-427-886-5. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28087020
  • Стуканов, В. Г. Методические основы исправительной психологической коррекции личности осужденных за корыстные преступления : учебное пособие для психологов ИТУ / В.Г. Стуканов / Минск: КИН МВД Республики Беларусь, 1999. – 80 с.

Ссылки[править | править код]

  • Психологическая коррекция и психотерапия в Институте психотерапии и клинической психологии

Источник