Методы коррекции эмоционального развития ребенка и его нарушений

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.

Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

· смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

· повышение их активности и самостоятельности;

· устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;

· коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребёнка:психодинамический и поведенческий. К психодинамическому направлению коррекции относятся психоаналитический и гуманистически-ориентированный подходы.

Представители двух школ детского психоанализа – классического и фрейдовского – признают, что эмоциональные нарушения могут быть устранены, если дети добьются осознания их конфликта. Основной целью коррекции в рамкахпсиходинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развёртывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация, анализ сопротивления, анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционные техники: игра, арт-терапия. Авторами подчёркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основные задачи:

  1. способствует развитию самовыражения у ребёнка;
  2. коррегирует эмоциональный дискомфорт;
  3. формирует саморегулирующие процессы.

В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит установление эмпатической связи психолога с ребёнком, полное принятие ребёнка и искренняя вера психолога в способности ребёнка, в его успехи. Например, V.M. Axline описывает следующие принципы игротерапии в рамках гуманистически-ориентированного подхода: 1) установление непринуждённых дружеских отношений с ребёнком; 2) принятие ребёнка таким, каков он есть; 3) добиваться того, чтобы ребёнок открыто говорил о своих чувствах; 4) понять чувства ребёнка, пытаться обратить его внимание на себя самого; 5) позволять ребёнку самому регулировать динамику игрового процесса; 6) вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью; 7) выполнять функцию «зеркала», в котором ребёнок видит самого себя. В рамках гуманистически-ориентированного подхода при работе с детьми с эмоциональными нарушениями широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств», арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия. Необходимым условием при использовании этих методов являются эмпатическая связь с ребёнком и принятие всех продуктов его творчества.

Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребёнком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих установок.

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описанный в работах В.И. Гарбузова, Д.Н. Исаева, А.И. Захарова.

В рамках данного подхода широко используются поведенческие методы: метод условно-рефлекторной терапии (автор – В.И. Гарбузов).

Широко используются суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов и методы семейной психокоррекции.

В рамках психолого-педагогических исследований разрабатываются и используются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.), групповые подвижные игры.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам психологической коррекции эмоциональных нарушений относятся те методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. К ним относятся игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенные тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приёмы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учётом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать следующие факторы:

· Психологические, включающие в себя личностные характеристики ребёнка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений.

· Педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребёнка.

· Клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Важным является анализ специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребёнка. При внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребёнка. В практике выделяются три вида эмоциональных нарушений с учётом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состояния.

А.С. Спиваковская разработала систему психокоррекционной помощи детям с преневротическими состояниями, которые автор рассматривает как фактор риска возникновения невроза и подчёркивает, что «психическое развитие преневротика носит конфликтный, противоречивый характер, что находит своё отражение во всех сферах его психической жизни…Центральными фокусирующими сферами дисгармонии развития данной группы является сфера самосознания и самооценки и сфера переживаний ребёнком своих отношений с родителями». Спиваковская А.С. выделяет основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.

Основной целью диагностического блока является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребёнка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо проанализировать влияние этих факторов на формирование у ребёнка конфликта. При анализе причины конфликта у ребёнка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создаёт аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребёнка, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребёнка, дезорганизует его поведение.

Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) деятельности ребёнка. Целесообразно также использовать проективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга и др.

В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич разработан и апробирован специальный опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. При подборе шкал опросника автор использовала отдельные фрагменты ранее созданных диагностических методик: методики Й. Шванцара, И.К. Шац и др. Опросник заполняется педагогами или родителями. По каждой из шкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребёнка в настоящее время описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха.

Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 3945; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9187 — | 7394 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути их коррекции и психокоррекционные технологии.

  1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте

  2. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

  3. Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

  4. Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей

  5. Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

  1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

  1. Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя

генетические факторы.

  1. Психологические причины возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

  2. К социально-психологическим причинам относятся такие факторы как семья, воспитание, роль ранних эмоциональных контактов с матерью и т.д.

  1. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Читайте также:  Психосоматическое развитие ребенка до года

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.

Направления психологической коррекции эмоциональных нарушений:

– смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

– повышение их активности и самостоятельности;

– устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;

– коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции

эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы:

основные и специальные.

1. Основным методам ПК : игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации,

аутогенные тренировки, поведенческий тренинг.

2. Специальные методы : тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо

учитывать следующие факторы:

1) психологические, включающие в себя личностные характеристики ребенка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;

2) педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка; 3) клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Внутриличностный конфликт: целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции.

Межличностные конфликты: используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального еблагополучия ребенка.

Эмоциональных нарушения с учетом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состояния.

  1. Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нарушениями, а именно неврозами и

неврозоподобными состояниями.

В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Наиболее распространенным этиологическим фактором детских неврозов является психическая травма.

Виды психических травм – ситуационная и пролонгированная.

Ситуационная— неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт

Пролонгированная (хронические)- имеет более патогенное влияние на личность ребенка.

Факторы детского невроза:

  1. Особая форма личностного развития .

  2. Преневротические патохарактерологические особенности ребенка(тревожность и беспокойство ребенка).

  3. Дисгармония семейных отношений.

  4. Неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.

  5. Наличие внутриличностного конфликта у ребенка. (главный фактор)

Типы детских конфликтов, лежащих в основе невроза: (по Фрейду)

1. Внешние конфликты – разыгрываются между личностью ребенка и объективным миром и возникают при ограничении и запрещении побуждений ребенка окружающими. С этим конфликтом сопряжены страхи перед окружающим миром (страх утраты любви, страх критики, страх кастрации и пр.).

2. Глубоко осознанные конфликты – появляются у ребенка, когда возникают

противоречия между инстинктивными желаниями и требованиями Сверх-Я. Этим конфликтам сопутствует чувство вины.

4. Внутренние конфликты – их создает ОНО, содержащее инстинкты и аффекты противоположного рода, например, любовь и ненависть, активность-пассивность и пр., воспринимаемые Я как угроза и проявляющиеся у ребенка в многочисленных страхах.

Игра как метод психологической коррекции неврозов.

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры происходит активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Формы игровой терапии (Anna Freud и Melanie Klein):

Направленная (директивная) игро- терапия предполагает активное участие

психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Функции заключаются в организации игры, в анализе ее

символического значения. Различаются два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодрамы.

Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. (игры с песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка)

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе понедельно видео

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1. Способствует развитию самовыражения ребенка.

2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт.

3. Формирует саморегулирующие процессы.

Основное коррекционное воздействие установление эмпатической связи психолога с ребенком.

Для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития, физической неполноценности и пр. целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Основной целью игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Успех игровой психологической коррекции зависит от следующих факторов:

– умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;

– правильно подобранный игровой сценарий, соответствующий психогенной

ситуации;

– учет психологом индивидуально-психологических характеристик ребенка,

участвующего в коррекции;

– позитивная установка родителей на процесс психологической коррекции;

– обстановка, в которой проходит психокоррекционный процесс, где ребенок

чувствует себя комфортно и безопасно.

  1. Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей.

Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве.

Цель арт-терапии: развитие самовыражения и самопознания ребенка.

Арт-терапия включает в себя: рисуночная терапия, лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.).

Формы арт-терапии: пассивная и активная.

Пассивной форма: ребенок рассматривает картины, поделки, т. е. потребляет художественные произведения.

Активная арт-терапия: ребенок сам создает продукты деятельности. Рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Этапы коррекции страхов у детей методом рисования (Захаров):

1. За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их в

группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию.

2. На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети.

Психолог анализирует тему ребенка, которая имеет диагностическую значимость.

3. На третьем этапе занятий детям предлагаются тематические рисунки: «в детском

саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь», «мой самый страшный день».

4. Четвертый этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с

ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их.

  1. Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. В психологической литературе выделяется четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

3. Развитие навыков межличностного общения.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия

музыкотерапии авторы указывают:

– катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

– усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

– повышение социальной активности и др. (Завьялов, 1995).

Варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность.

Различают три формы рецептивной психокоррекции:

1. Коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений,

направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.

2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.

3. Результативная, способная к снижению нервно-психического напряжения.

Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта и пр.

Дети с интрапсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в усилении активности ребенка, его эмоциональности. Активирующее влияние на ребенка с эмоциональными проблемами, особенно с проблемами в межличностном общении оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.

Источник