Методы изучения семьи ребенка с нарушениями развития

 Важную
 роль в разработке программы индивидуального
 психолого-педагогического сопровождения
 ребенка с нарушениями развития играет
 учет особенностей семейного воспитания,
 привлечение родителей к
 коррекционно-развивающему процессу.
 Часто
 решение этой важной задачи возможно
 только на основе хорошего знания
 психологических особенностей родителей
 и особенностей внутрисемейных отношений.
 Эти данные могут быть получены в ходе
 психологического обследования родителей,
 воспитывающих ребенка с нарушениями
 развития.
 Родители
 детей с проблемами в развитии часто
 имеют специфические личностные
 особенности, возникающие из-за переживаний
 состояния ребенка (В.В. Ткачева, И.Ю.
 Левченко). Следствием этих переживаний
 является пониженный фон настроения,
 потеря жизненных перспектив, нарушение
 здоровья психосоматического характера,
 необоснованные надежды на исцеление
 ребенка и т.д. Личностные особенности
 родителей затрудняют установление
 продуктивного контакта с педагогами и
 препятствуют их эффективному участию
 в коррекционно-педагогическом процессе.
 Выявить
 психологические возможности родителей,
 их скрытые переживания, особенности
 семейного воспитания и взаимоотношений
 в семье помогает психологическое
 изучение их личности. Такое исследование
 может провести психолог образовательного
 учреждения, руководствуясь предложенными
 ниже рекомендациями. Результаты
 психологического изучения семьи дополнят
 данные социально-педагогического
 обследования и помогут оптимизировать
 работу по вовлечению родителей в
 коррекционно-педагогический процесс.
Методы изучения семьи
В
 рамках экспериментального исследования
 семей, в которых воспитываются дети с
 нарушениями развития, могут использоваться
 как малоформализованные методики, так
 и методики высокого уровня формализации.
 Диагностический инструментарий, в
 качестве которого применяются указанные
 методики, должен строиться на следующих
 принципах:
- — 
 исследование проводится комплексно с
 целью максимального охвата возможных
 параметров личности членов семьи и
 особенностей их взаимоотношений с
 социумом;
- — 
 в рамках исследования осуществляется
 качественный и сравнительный анализ
 факторов, выявляемых с помощью
 диагностического инструментария;
- — 
 получаемые результаты должны быть
 объективны и строго детерминированы.
Малоформализованные методики
 На
 начальном этапе диагностической
 процедуры в качестве малоформализованной
 методики применяется беседа-интервью,
 в рамках которой изучается история
 жизни семьи ребенка и спектр основных
 ее проблем. В процессе ведения беседы
 соблюдаются следующие правила:
- — 
 тщательно фиксируются объективные
 внешние проявления испытуемого или
 испытуемых;
- — 
 реализуется наблюдение непрерывного
 процесса, а также отдельных его
 компонентов;
- — 
 запись проводится избирательно.
 При
 изучении семьи с помощью беседы-интервью
 могут быть оценены как эмоционально-личностные
 особенности обследуемой группы детей,
 так и некоторые индивидуально-психологические
 характеристики их родителей. На основании
 наблюдаемых личностных реакций последних,
 тона разговора, вибрации (дрожания)
 голоса, работоспособности и других
 качеств, наиболее часто встречающихся
 в повседневном общении, могут подтвердиться
 данные о характерологических изменениях
 личности, поведенческих реакциях,
 особенностях темперамента, силе —
 слабости, уравновешенности —
 неуравновешенности, подвижности —
 инертности нервных процессов, полученные
 путем использования формализованных
 методик.
 По
 форме беседа-интервью может быть:
- — 
 свободной, когда она проводится без
 строгой детализации вопросов, но имеет
 определенный предмет обсуждения;
- — 
 стандартизированной, когда тщательно
 регламентируется порядок ее проведения;
- — 
 частично стандартизированной
 (структурированной), объединяющей
 первую и вторую формы.
Существенно
 важным для проведения беседы-интервью
 с родителями является то, что предметом
 взаимодействия, определяющим отношения
 психолога и обследуемого избирается
 внутренний мир родителя. Беседа-интервью
 — это один из специальных методов анализа
 уникальной ситуации переживаний родителя
 с целью формирования в его сознании
 альтернативных вариантов действий,
 переживаний, чувств, мыслей, целей.
 Конечной целью беседы-интервью должно
 стать возникновение потребности в
 осуществлении изменений в понимании
 главного вопроса — принятии проблем
 ребенка. У родителей может проявиться
 и тенденция к переструктурированию
 ценностных ориентации, связанных с этой
 проблемой. Поэтому процесс беседы-интервью
 должен быть направлен на то, чтобы при
 обсуждении особо значимых для родителя
 тем позитивно изменять его отношение
 к ним. Для этого следует переставлять
 акценты таким образом, чтобы родитель,
 ведомый психологом, как бы сам обретал
 желаемый выход.
 Наша
 практика свидетельствует о том, что для
 обеспечения положительных результатов
 беседы-интервью полезнее избирать
 свободную или частично стандартизированную
 форму. Отказ от стандартизированной
 формы беседы-интервью объясняется тем,
 что испытуемыми такая форма контакта
 чаще всего отвергается. Частично
 структурированное интервью может
 включать и определенные темы для
 обсуждения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В рамках экспериментального исследования семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, могут использоваться как малоформализованные методики, так и методики высокого уровня формализации. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, должен строиться на следующих принципах:
·- исследование проводится комплексно с целью максимального охвата возможных параметров личности членов семьи и особенностей их взаимоотношений с социумом;
·- в рамках исследования осуществляется качественный и сравнительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагностического инструментария;
·- получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы.
Основные методы (наблюдение и Эксперимент), дополнительные (беседа-интервью, проективные методы, изучение документации об исследуемых. анализ продуктов их деятельности и др.) методы.
Проведение любого комплексного психологического обследования требует привлечения достаточного числа
диагностических методик — как стандартизированных, так неформализованных.
Диагностический инструментарий должен строится на следующих принципах:
1) избираемые методики должны быть направлены на комплексное изучение максимального количества параметров субъекта исследования;
2) диагностический инструментарий должен позволять осуществить качественно-количественный и сравнительный анализы выявленных факторов;
3) получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.
Методы:
Наблюдение
Это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия от испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, разработанные еще в 1920 гг. М.Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:
— максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
— наблюдение реализуется непрерывно;
— запись проводится избирательно.
Научное наблюдение осуществляется со строго определенной целью, выбором объекта исследования, отбором нужных фактов, системой регистрации и записи результатов.
При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения могут быть оценены эмоционально-личностные особенности детей, входящих в обследуемую группу, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей.
Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей
В процессе учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:
— стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
— стремление ребенка к контакту со сверстниками-членами семьи (братьями, сестрами);
— стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.);
— характер взаимодействия (доброжелательность—негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
— преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
— ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
— наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
— особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
— особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
— особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
— характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
— наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Источник
Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.
 Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
- выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
- определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
- определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
- определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
- определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.
       Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.
 
       Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
       Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
       Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
       Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
       Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.
Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
       Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:
- принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
- принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
- принцип единства диагностики и коррекции.
- принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
- принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
- принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
- принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.
Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.
В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.
Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.
Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.
Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.
Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.
Основные направления психологического изучения семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии
       В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.
 
       Направления психологического изучения проблем семей,
 
 воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии.
       Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:
- изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
- изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
- изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
- изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
- изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями в развитии;
- изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;
- изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
- изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
- изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
       Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.
       К направлениям второго блока относятся:
- изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
- изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
- изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
- изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;
- изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
- определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
- изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
- изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
- изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
 изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
- изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
- изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
- изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
- сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
- изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики.
Программа психологического изучения семей.
Технологии   психологического  изучения   семьи
       В соответствии с принятым в отечественной психоло-педагогической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).
       Психологическое изучение семей требует привлечения  диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими   задачами   исследования   используются   как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
       С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности.
       Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:
- избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметром субъекта исследования;
- с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
- получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.
В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии).
Наблюдение
       На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.
Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласии испытуемого на ее проведение.
 
       Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы XX в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:
- в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
- наблюдение реализуется непрерывно;
- запись проводится избирательно.
Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.
Психолого-педагогическое наблюдение
за эмоциоонально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.
В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-личностной сфер:
- стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
- стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
- стремление ребенка к контакту со сверстниками;
- стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
- характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта)
- преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная)
- ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
- наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
- особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
- особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
 особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
- характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
- наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
;
;
;
Психолого-педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)
воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:
- стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
- стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
- форма и характер взаимодействия с ребенком;
- форма и характер взаимодействия с другими лицами;
- особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
- особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз)
- особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
- выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).
;
При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.
Источник
