Методы изучения речевого развития ребенка

Методы изучения речевого развития ребенка thumbnail

Татьяна Кондратьева
Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. К сожалению, занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д. Поэтому больше внимания по развитию речи уделяется в образовательных учреждениях. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование не только правильной, но и хорошей устной речи. Задачи:

1. Развитие словаря.

2. Воспитание звуковой культуры речи.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

6. Ознакомление с художественной литературой.

Методы развития речи.

Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития дошкольников.

Развитие речи — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.

Непосредственные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах, обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

обучение детей применять полученные знания на практике;

— усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.

Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

Приёмы развития речи.

Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:

основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)

вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Практические методы (игровые приемы) направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Вывод: Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:

— накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;

— воспитание культуры поведения детей;

развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Источник

Научные
исследования в области методики
направлены на определение педагогических
условий эффективного развития речи
детей, на обогащение методической теории
и практики. Они обеспечивают обоснованность
и надежность методических рекомендаций.

Характер
исследования определяется его целью.
В этой связи различают три вида
исследований: историко-методические с
целью изучения педагогических систем
прошлого, их анализа, осмысления и
использования в современных условиях;
исследования по изучению и обобщению
лучшего опыта работы воспитателей
детских садов экспериментальные
исследования, имеющие разные цели –
изучение особенностей развития разных
сторон речи детей, проверка доступности
программ, эффективности отдельных
методических приемов, построения
педагогического процесса в целом и др.

Как
педагогическая наука, методика использует
все многообразие психолого-педагогических
методов исследования. Принято делить
методы исследования на теоретические
и эмпирические (практические).

К
теоретическим методам относятся:
изучение и анализ теоретической
литературы по проблеме исследования;
моделирование, анализ и обобщение
материала, полученного в наблюдениях,
беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим
путем.

Эмпирические
методы: наблюдение, беседа, рейтинг
(оценки компетентных судей), изучение
опыта работы воспитателей,
опытно-педагогическая работа,
педагогический эксперимент.

Дадим
краткую характеристику методов.

Для
любого исследования по проблемам
формирования речи характерно сочетание
психологического, психолингвистического,
лингвистического, дидактического и
собственно методического подходов. В
связи с этим изучается литература, в
которой раскрываются методологические,
психологические, лингвистические основы
развития речи. Особое значение имеют
изучение и анализ педагогической
литературы (отечественной и зарубежной,
современной и наследия прошлых лет), в
результате которых выясняется степень
изученности, состояние интересующего
исследователя вопроса в теории (кем и
какие исследования выполнены по данной
теме, где опубликованы их результаты,
в чем они состоят, что нового вносит
автор каждой работы). Важно выделить
основные подходы и точки зрения авторов,
мало разработанные и дискуссионные
положения, выразить свое отношение к
авторским позициям и выводам.

Метод
моделирования – воспроизведение
характеристик некоторого объекта на
другом объекте, специально созданном
для их изучения. В основе этого метода
лежит принцип аналогии. Он может быть
использован при выработке рабочей
гипотезы, при проектировании
учебно-воспитательного процесса или
его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез»
раскрываются связи между элементами
учебно-воспитательного процесса,
создаются рекомендации по совершенствованию
последнего.

Метод
анализа и обобщения используется на
разных этапах исследования и позволяет
сделать выводы по результатам каждого
из них и работе в целом.

Наблюдение
проводится за речью детей, за деятельностью
воспитателей. Оно помогает выявить
особенности речи детей в разных ситуациях
общения, степень владения речевыми
умениями и навыками.

Изучение
и анализ педагогической документации
дошкольных учреждений, анкетирование
воспитателей и родителей позволяют
определить состояние работы по
интересующей проблеме в массовой
практике.

Беседы
(с детьми, педагогами, родителями)
используются для изучения постановки
процесса обучения и выяснения проблем
по ходу исследования. К беседе примыкают
методы анкетирования и интервью.

Опытно-педагогическая
работа – метод внесения преднамеренных
изменений в учебный и воспитательный
процесс, рассчитанных на получение
воспитательного и образовательного
эффекта, с их последующей проверкой.
Данный метод является разновидностью
эксперимента. В отличие от последнего
он дает только общие, суммарные
представления об эффективности той или
иной системы работы.

Эксперимент
направлен не только на проверку гипотезы,
установление причинно-следственных
связей в учебном процессе, но и на
выявление механизма действия этих
связей, т.е. на более глубокое проникновение
в сущность учебно-воспитательного
процесса.

В
исследовании всегда используется
совокупность разных теоретических и
практических методов. Критерии выбора
методов: адекватность объекту, предмету
и задачам исследования; научная
обоснованность; соответствие логике
исследования; направленность на
всестороннее и гармоничное развитие
испытуемых; взаимосвязь с другими
методами в единой методической системе.
Особенности применения названных выше
методов педагогического исследования
в методике определяются прежде всего
содержанием изучаемых ею закономерностей.

Важным
моментом является определение темы и
проблемы исследования. Оно осуществляется
на основе изучения состояния вопросов
развития речи в теории и практике.
Актуальность исследования определяется
социальной значимостью, степенью
разработанности проблемы в теории и
практике.

Покажем
особенности применения разных методов
на примере конкретного исследования
на тему «Обучение детей шестого года
жизни связным высказываниям типа
рассуждений». Проблема исследования:
каковы педагогические условия формирования
связных высказываний типа рассуждений
у детей шестого года жизни. Задачи
исследования: 1. Выявить особенности
высказываний типа рассуждений у детей
шестого года жизни. 2. Разработать и
экспериментально проверить методику
обучения детей монологам-рассуждениям.

Представим
в самом общем виде этапы исследования.

Изучение
лингвистической литературы и определение
на ее основе сущности связного текста,
особенностей функций, структуры, языковых
средств, способов связей между фразами
и частями монологов-рассуждений.

Изучение
психологических основ формирования у
детей монологических высказываний типа
рассуждений.

Изучение
педагогической литературы (в историческом
аспекте) по проблеме исследования.

Обоснование
выбранной темы, цели, задач и методов
исследования.

Определение
рабочей гипотезы: «Дети шестого года
жизни овладевают связными высказываниями
типа рассуждений: если организовано
содержательное общение педагога с
детьми в разных видах деятельности, в
ходе которого создаются проблемные
ситуации, требующие установления связей
и отношений между объектами реального
мира и их вербального выражения; если
на обучающих занятиях дети знакомятся
со структурой высказывания-рассуждения
и способами связи его частей».

В
разработке гипотезы используются
сведения из лингвистики, психологии,
других наук, а также данные предварительного
изучения состояния вопроса в теории и
практике дошкольного воспитания.

Составление
общего плана исследования: разработка
методики экспериментальной работы –
констатирующий этап (методика выявления
особенностей высказываний до обучения,
выполняющая роль тестов), формирующий
этап (моделирование содержания и методики
экспериментального обучения) и контрольный
эксперимент (методика изучения результатов
работы); выбор дошкольных учреждений,
контрольных и экспериментальных групп;
подготовка дидактического материала,
подготовка воспитателей (и при
необходимости родителей); разработка
показателей и критериев, по которым
будет оцениваться речь детей.

Констатирующий
этап исследования. Его цель – определить
особенности высказываний типа рассуждений
в речи детей контрольных и экспериментальных
групп. Для этого можно предложить
следующую методику: а) многократные
30-минутные наблюдения за речевым общением
педагогов и детей, а также детей друг с
другом. Содержание и формы общения
тщательно протоколируются (магнитофонные
записи, видеосъемка, стенографирование
и др.); б) беседы с детьми о любимой игрушке
(какая твоя любимая игрушка? почему она
любимая?); в) отгадывание загадок
(доступная загадка, например, о луке).
Беседы и отгадывание загадок проводятся
индивидуально с каждым ребенком в
отдельности.

Собранные
материалы анализируются и обобщаются
с учетом принятых показателей и критериев
(предметно-логическое содержание
высказываний, их аргументированность,
доказательность; связность, структурное
оформление, развернутость высказываний,
плавность и др.). Результаты используются
при уточнении содержания следующего
этапа исследования.

Формирующий
эксперимент – экспериментальное
обучение детей. В контрольных и
экспериментальных группах уравнивают
все условия, но в контрольной не
используется экспериментальная методика
обучения. Обучение детей проводится с
учетом положений гипотезы. Все материалы
тщательно фиксируются и подвергаются
анализу, результаты которого сразу же
используют для корректировки ранее
разработанной методики. Формулирование
некоторых предварительных выводов.

Контрольный
этап исследования: изучение результатов
экспериментальной работы – кроме
методики, использованной на констатирующем
этапе и позволяющей сравнивать получаемые
данные, можно разработать задания на
проверку переноса умений в новые условия,
а также задания, выявляющие влияние
проведенной работы на общее речевое и
умственное развитие детей. Сравнение
результатов работы, применение методов
их математической обработки, определение
достоверности выводов.

Формулирование
выводов, в которых должны подтверждаться
или опровергаться гипотеза, содержаться
ответы на поставленные в исследовании
вопросы. Разработка
методических рекомендаций.

Апробация
полученных данных в массовой практике:
публикация материалов исследования в
печати, обсуждение их на научно-практических
конференциях, семинарах, методических
объединениях; сбор отзывов о предложенных
методических рекомендациях и др.

Методический
эксперимент продолжается в течение 1–3
лет и позволяет получить объективные
результаты. Кроме длительного эксперимента
могут проводиться и кратковременные,
выборочные. Они могут предварять
разработку экспериментального обучения
или сопровождать последнее. В первом
случае они носят поисковый характер,
для того чтобы при моделировании
формирующего эксперимента можно было
использовать результаты этого поиска.
Например, с целью отбора наглядного и
художественного материала для детей
при закреплении и активизации словаря
по разным темам можно провести перекрестные
эксперименты, выясняющие доступность
литературных произведений, картин.
Аналогично поступают в случаях проверки
эффективности отдельных приемов
обучения, например таких, как привлечение
внимания детей к слову, участие в
экскурсиях представителей той профессии,
с которой знакомятся дети (в словарной
работе), и др.

Методикой
научного исследования студенты начинают
овладевать в учебной работе, выполняя
различные задания исследовательского
характера (анализ литературы, изучение
речи детей, разработка программ
индивидуального развития детей и др.).
Элементы эксперимента, опытно-педагогическая
работа становятся основными методами
выполнения курсовых и дипломных работ.

Вопросы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник