Методы изучения эмоционального развития ребенка

Методы изучения эмоционального развития ребенка thumbnail

Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития, являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.

Наблюдение за дошкольниками происходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений — эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр — эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.

Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия. К таким ситуациям относят:

Выражение страха:

— приход в детский сад;

— сломанная любимая игрушка;

— негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;

— агрессия сверстника, друга;

— появление (приближение) незнакомых людей;

— запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

— незнакомые звуки;

— незнакомая обстановка, помещение.

Проявление гнева:

— уход матери, близкого взрослого;

— желание иметь то, что запрещено;

— желание иметь то, чем обладает другой ребенок;

— желание иметь то, чем обладает взрослый;

— сложная в использовании игрушка;

— ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;

— сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;

— сверстники не принимают в игру;

— неудачи на занятиях;

— наличие какого-либо препятствия.

Выражение радости:

— нахождение в детском саду/дома;

— восприятие собственного отражения в зеркале;

— выполнение приятного задания, действия;

— положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;

— восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;

— совместные игры, времяпрепровождение;

— сверстник дурачится, играется, смешит;

— смешные незнакомые звуки;

— воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Олицетворение печали:

— уход матери, близкого взрослого;

— приход в детский сад;

— отсутствие внимания со стороны взрослого;

— наказание со стороны взрослого;

— игры, общение со сверстниками;

— трудности при выполнении задания;

— сверстники не принимают в игру.

Порождение интереса:

— переход (приход) в новую группу;

— взрослый незнакомец;

— незнакомый сверстник;

— проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;

— новые игрушки;

— незнакомая игра;

— подготовка к праздникам.

Возникновение удивления:

— незнакомые игрушки;

— новая игра;

— появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;

— близкий взрослый общается иначе;

— услышанное или увиденное что-то нового;

— знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.

Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.

Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.

Читайте также:  Психомоторная развития ребенка до одного года

У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.

Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).

Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.

Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___

Источник

Эмоции играют важную роль в жизни
детей, помогая воспринимать действительность и
реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и
воспитатели) должны стремиться к установлению
тесных эмоциональных контактов с ребенком, так
как взаимоотношения с другими людьми, их
поступки — важнейший источник формирования
чувств дошкольника: радости, нежности,
сочувствия, гнева и других переживаний.

Для практического психолога поведение
ребенка, развитие его эмоциональной сферы
является важным показателем в понимании мира
маленького человека и свидетельствует о его
психическом состоянии, благополучии, возможных
перспективах развития.

Объект исследования: эмоциональное
развитие дошкольников.

Предмет исследования:
особенности эмоционального развития
дошкольников.

Цель исследования: выявить
особенности эмоционального развития
дошкольников.

Гипотеза исследования: система
проведения специально организованных учебных
занятий является эффективным способом коррекции
эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи исследования:

  1. На основе изучения и анализа психологических
    источников уточнить понимание эмоций и
    особенности эмоционального развития
    дошкольников.
  2. Составить методику диагностики и выявить
    особенности эмоционального развития
    дошкольников.
  3. Разработать методику развития и коррекции
    эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  4. Провести экспериментальную работу по
    исследованию эмоционального развития
    дошкольников.

Методы исследования проблемы:

  1. Проективная методика “Дом, дерево, человек”.
  2. Проективная методика “Несуществующее
    животное”.
  3. Проективная методика “Кактус”.
  4. Проективная методика “Рисунок семьи”.
  5. Методика диагностики детско-родительских
    отношений А.Я.Варга – В.В.Столина.

Методологические основы исследования
проблемы. В моей работе был использован
теоретический материал и практический опыт по
коррекции эмоциональной сферы дошкольников, как
в процессе учебных занятий так и вне (Изард К.,
Чистякова М.И., Урунтаева Г.А.).

Структура работы. С целью подтверждения
практикой теоретического положения
исследования была организована
опытно-экспериментальная работа. Исследование
проходило в несколько этапов.

Первый этап – поисковый. На данном
этапе на основе анализа
психолого-педагогической литературы и данных
собственного опыта работы в дошкольных
учреждениях происходила:

  • формулировка гипотезы исследования;
  • определение инструментария исследования;
  • отбор и изучение состава экспериментальной
    группы.

Второй этап – основной. Данный этап
исследования включал в себя:

  • проведение диагностических срезов с целью
    изучения эмоционального статуса дошкольников —
    констатирующий эксперимент, представленный в
    главе 2;

Третий этап – формирующий. Этот этап
включает в себя

  • разработка методики развития и
    коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного
    возраста проведение соответствующей работы.

Глава 1. Теоретические основы
исследования проблемы эмоционального развития
дошкольников

1.1. Понятие об эмоциях

Эмоции – реакция человека на
воздействие внутренних и внешних раздражителей,
имеющих ярко выраженную субъективную окраску:
обычно носят ситуативный характер и выражают
оценку личностью определенной ситуации,
связанной с удовлетворением потребностей
человека в данный момент [1].

Эмоции и чувства — это своеобразное
личностное отношение человека к окружающей
действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне
познания и деятельности человека. Они возникают
в процессе деятельности и влияют на ее
протекание.

Таким образом, анализ теоретических
исследований свидетельствует о том, что в
психолого-педагогической литературе накоплен
значительный материал по проблеме развития
эмоциональной сферы дошкольников. Выделены
особенности эмоционального развития в
дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции
оказывают большое влияние на развитие
психических процессов у ребенка.

Читайте также:  Смирнова е о развитие ребенка

Делая вывод нужно отметить, что
развивать, корректировать эмоциональную сферу
дошкольников возможно на учебных занятиях в
дошкольных учреждениях, но занятия эти
специфичны.

1.2. Основные характеристики эмоционального
развития дошкольников

Основные характеристики формирования
эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3
года):

  • отсутствие эмпатии;

  • характерные эмоциональные реакции
    связаны с непосредственными желаниями;

  • эмоциональность обусловлена
    конкретной ситуацией: может ли получить предмет,
    успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему
    взрослый;

  • отсутствует соподчинение мотивов;

  • ребенок не в состоянии принять решение, сделать
    выбор;
  • присутствует эгоцентризм;
  • зарождается самосознание (узнавание себя в
    зеркале, называние себя по имени, переживание
    кризиса 3-х лет “Я сам”, употребление в речи
    местоимения “Я”);
  • появляется первичная самооценка “ Я хороший ”,
    как правило, в этом возрасте она максимально
    завышена;
  • восприятие аффективно окрашено;
  • включаясь в действие, ребенок не предвидит
    последствий и не переживает по поводу поступка и
    его последствий;
  • важна оценка взрослого (похвала — отрицание);
  • реакция на оценку взрослого, аффект — последнее
    звено в цепочке реакций.

В дошкольном возрасте (5-7 лет)
проявляются следующие особенности формирования
эмоциональной сферы:

  • более спокойный, уравновешенный эмоциональный
    фон восприятия;
  • эмоциональность обусловлена развивающимися
    представлениями: желание — представление —
    действие — эмоция;
  • эмоциональные процессы более управляемые;
  • развивается эмоциональное предвосхищение
    (будущий
    результат, его оценка взрослым). При
    отрицательном результате действий возникает
    неодобрительная оценка взрослого, что может
    повлечь за собой развитие тревожности. При
    положительном результате действия ребенок
    получает положительную оценку взрослого, что
    вызывает позитивный эмоциональный стимул для
    дальнейшего поведения;
  • аффект — первое звено в цепочке реакций;
  • происходит переход от желаний (мотивов),
    направленных на предметы, к желаниям, связанным с
    представлением о предметах, их свойствами и
    получением конечного результата;
  • самооценка несколько завышена, что помогает
    осваивать новые виды деятельности без сомнения и
    страха, но к моменту обучения в школе уровень
    самооценки снижается;
  • соподчинение мотивов (мотивы приобретают
    разную силу и значимость), появление новых
    мотивов (мотив достижения успеха, соревнование),
    складывается индивидуальная мотивационная
    система (выделяются доминирующие мотивы,
    формируется иерархия, выделяются социальные
    мотивы: достижение успеха, интерес к достижению
    деятельности);
  • появляется способность оценивать свое
    поведение.

Выводы:

Потребность в общении со сверстниками
развивается на основе совместной деятельности
детей — в играх, при выполнении трудовых
поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта
общения состоит в большом разнообразии
коммуникативных действий и чрезвычайно широком
их диапазоне. При общении со сверстником ребенок
совершает множество действий и обращений,
которые практически не встречаются в контактах с
взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает
свою волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном
общении появляются такие формы поведения, как
притворство, стремление выразить обиду, нарочито
не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование
и т. п.

Второе отличие общения со
сверстниками от общения с взрослыми заключается
в его чрезвычайно яркой эмоциональной
насыщенности. В среднем в общении сверстников, по
данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше
экспрессивно-мимических проявлений, выражающих
самые разные эмоциональные состояния — от
яростного негодования до бурной радости, от
нежности и сочувствия до драки [2].

Действия, адресованные сверстнику,
характеризуются значительно большей
аффективной заряженностью. Дошкольники втрое
чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают
с ним в конфликтные отношения, чем при
взаимодействии с взрослым. Столь сильная
эмоциональная насыщенность контактов
дошкольников связана с тем, что, начиная с 4
летнего возраста, сверстник становится более
предпочитаемым и привлекательным партнером по
общению. При недостаточных эмоциональных
контактах у дошкольников может наблюдаться
задержка эмоционального развития.

Глава 2. Эмпирические исследования
эмоциональной сферы дошкольников.

2.1. Методы диагностики эмоциональной сферы
дошкольников

В качестве основных методов,
позволяющих выявить особенности эмоционального
развития и оценить эмоциональное состояние
ребенка, используются проективные рисуночные
тесты.
Этими методиками могут успешно
пользоваться как специалисты-психологи, так и
воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый
день, имеют возможность тщательно исследовать
его поведение в реальных жизненных
обстоятельствах.

Читайте также:  Как обвитие влияет на развитие ребенка

С целью подтверждения практикой
теоретических положений мной была организована
опытно-экспериментальная работа с
использованием проективных рисуночных методов
для выявления эмоциональных особенностей
дошкольников: “Рисунок семьи”, “Несуществующее
животное”, “Кактус”, “Дом, дерево, человек” (Приложение 1).

Исследование проводилось в
подготовительной группе детского сада МДОУ № 43,
состоящей из 28 человек, из них 18 мальчиков и 10
девочек. В исследовании приняло участие 10
человек. Возрастной состав группы: 6 лет.

Для установления причин
эмоционального неблагополучия детей важно
определить ситуации или объекты, вызывающие
негативные, болезненные переживания. В этом
случае целесообразно проводить вместе с
тестированием детей и анкетный опрос родителей
или других близких ребенку людей с целью
выявления психологического микроклимата в
семье.

Результаты, полученные с помощью
проективных методик, нашли свое подтверждение
при работе с родителями, с использованием теста
родительского отношения. В данном типе
родительских отношений у наших испытуемых
преобладают такие тенденции, как:

  • восприятие своего ребенка плохим,
    неприспособленным, неудачливым;
  • проявление родителями равнодушия по отношению
    к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
  • низкая оценка способности детей;
  • существование значительной психологической
    дистанции;
  • проявление авторитарности;
  • установление определенных рамок поведения.

Общий вывод: Анализ информации,
полученной с помощью исследования, дал следующую
картину эмоциональной сферы детей в условиях
семьи:

  • аффективные связи и конфликтные тревожные
    отношения с близкими родственниками;
  • эмоциональная озабоченность ребенка по поводу
    семейной ситуации;
  • эмоциональная разобщенность;
  • чувство непреодолимого страха, небезопасности;
  • депрессивность, чувство неполноценности в
    семейной ситуации;
  • недостаточная практика общения с ребенком;
  • чувство отверженности;
  • неадекватность в отношениях с авторитарными
    людьми.

Анализируя выше сказанное, можно
отметить, что проведение диагностических срезов
позволило нам выявить уровень тревожности и
оценить внутреннее отношение ребенка к
определенному типу ситуаций.

Результаты диагностического анализа
свидетельствуют о неблагополучии развития
эмоциональной сферы дошкольников и о
необходимости ее коррекции.

Глава 3. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников

3.1. Обучающие способы, приемы и
содержание заданий по развитию эмоций

Главная цель развития эмоциональной
сферы дошкольников — научить детей понимать
эмоциональные состояния свои и окружающих их
людей; дать представления о способах выражения
собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а
также совершенствовать способность управлять
своими чувствами и эмоциями [3].

Вот некоторые задания по развитию
эмоций:

1. Рассматривание собственной мимики
перед зеркалом.

2. Игра “Артисты немого кино” —
проводится перед зеркалом;

3. “Мимический диктант”

4. Тот же “мимический диктант”, но
записанный на видеопленку;

5. Эмоциональный аутотренинг через
эмоциональную идентификацию (отождествление) с
любым персонажем.

6. Рассказывание сказок, историй от
первого лица.

7. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где
от ребенка требуется произвольная регуляция
эмоций.

8. Создание “автопортрета” — рисунок,
“фотография”.

Вывод:

По мере развития личности у ребенка
повышаются способности к самоконтролю и
произвольной психической саморегуляции. За
этими понятиями стоит возможность управлять
своими эмоциями и действиями, умение
моделировать и приводить в соответствие свои
чувства, мысли, желания и возможности,
поддерживать гармонию духовной и материальной
жизни.

Взрослые (родители и воспитатели)
должны стремиться к установлению тесных
эмоциональных контактов с ребенком, так как
взаимоотношения с другими людьми, их поступки —
важнейший источник формирования чувств
дошкольника. Для понимания детских эмоций
взрослым необходимо знать их происхождение, а
также стремиться помочь ребенку глубже понять те
или иные факты действительности и сформировать
правильное отношением к ним.

Заключение

Осуществляя свой формирующий
эксперимент, мной разработан блок учебных
занятий, позволяющих скорректировать
эмоциональное состояние детей (Приложение
2). Данный блок занятий был включен в
учебно-воспитательный процесс детского
учреждения МДОУ № 43. Результаты проведенной
работы доказали ее актуальность и
способствовали улучшению эмоционального
состояния детей.

На основании выше изложенного можно
сделать вывод, что поставленные в исследовании
задачи решены, а гипотеза получила
подтверждение.

Литература

  1. Изард К. Эмоции человека. – М., 1983.
  2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. –
    М,2000.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире
    детских эмоций: пособие для практических
    работников ДОУ. М.: Айри-пресс, 2006.-160с. —
    (Библиотека психолога образования).

Источник