Методы изучения физического развития ребенка

Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с использованием унифицированной методики и техники измерений.

1. Антропометрия проводится с помощью специального инструментария: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, циркулей, циркулей-калиперов и т. д.

2. Физиометрию проводят на специальных приборах. Кроме того, для оценки физического развития может использоваться фотография (так называемый метод стереофотограммометрии).

Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения. По определению ВОЗ, массой при рождении считается результат первого взвешивания плода или новорожденного, зарегистрированный после рождения. Эта масса должна быть установлена предпочтительно в течение первого часа жизни, до того, как в постнатальном периоде произойдет значительная потеря массы. Измерение длины тела новорожденного или плода должно обязательно производиться при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере.

Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г, считаются плодами с низкой массой тела при рождении, до 1500 г – с очень низкой, до 1000 г – с экстремально низкой.

В дальнейшем регулярная оценка физического развития детей продолжается в детской поликлинике, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного» (ф. 097/у), «Историю развития ребенка» (ф. 112/у), «Медицинскую карту ребенка» (ф. 025/у).

3. Метод наблюдения. Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются два основных метода наблюдения:

1) генерализирующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном измерении детей различных возрастов, т. е. каждый ребенок измеряется 1 раз в каком-либо возрасте. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Этот метод очень распространен. Он отражает уровень физического развития детей в определенный момент и основан на большом числе наблюдений. Является наиболее репрезентативным для определения уровня физического развития широких масс населения;

2) индивидуализирующий метод (продольный срез) – основан на измерении одних и тех же детей в течение периода их роста и развития. Одна и та же группа детей наблюдается на протяжении определенного периода (например, года жизни), давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности. Этот метод приобретает особое значение в связи с процессом акселерации, а также для стандартизации школьного и дошкольного оборудования, построения типо-ростовых шкал, для швейной и обувной промышленности.

Этот метод не противоречит генерализирующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать следующим требованиям:

1) быть региональными;

2) разрабатываться на достаточно большой группе (не менее 100 детей);

3) из группы наблюдения должны быть исключены все случаи неоднородности (больные дети из разных совокупностей с «выскакивающими» данными, страдающие рахитом, эндокринными заболеваниями, с отклонениями в осанке);

4) должна применяться общепринятая единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

Индивидуальная оценка физического развития осуществляется путем сравнения антропометрических данных со стандартами, разработанными с использованием различных статистических методик, и определения степени их отклонения от средних величин.

В возрастной физиологии широко применяют физиологические и биохимические методы исследования.

Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физические проявления (например, электрические потенциалы, вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования).

Современная физиология использует широкий арсенал физических приборов, позволяющих изучать происходящие в организме процессы, недоступные непосредственному наблюдению. Например, запись дыхательных движений (спирограмма) и исследование скоростей воздушных потоков на разных этапах дыхательного цикла (пневмотахометрия) — важнейшие приемы исследования функции дыхания. Одновременно с помощью специальных газоанализаторов измеряют содержание газов в выдыхаемом воздухе и на этом основании точно рассчитывают скорость потребления организмом кислорода и выделения углекислого газа. Работу сердца изучают с помощью электрокардиографии, эхокардиографии или механокардиографии. Для измерения кровяного давления используют специальные манометры, а скорость протекания крови по сосудам тела измеряют с помощью механических или электрических плетизмографов. Огромный прогресс в исследованиях функции мозга достигнут благодаря изучению электроэнцефалограммы — электрических потенциалов, вырабатываемых клетками мозга в процессе их жизнедеятельности. В исследовательских целях иногда применяют рентгеновские, ультразвуковые, магниторезонансные и другие методы. Современные физиологические приборы обычно оборудованы специализированными компьютерами и программным обеспечением, которые значительно облегчают работу исследователя и повышают точность и надежность получаемых результатов.

Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. В экспериментах на животных с помощью биохимических и гистохимических методов удается выяснить возрастные изменения содержания и активности многих ферментов непосредственно в тканях организма. Биохимические исследования — важнейшая составная часть изучения эндокринной системы, пищеварения, кроветворения, деятельности почек, иммунитета, а также целого ряда других систем и функций организма.

Функциональные пробы. Важнейшей методологической концепцией в физиологии XX века следует признать осознание необходимости исследовать любую физиологическую систему в процессе ее функциональной активности. Этот подход весьма актуален и для исследований в области физиологии развития. С этой целью применяются различного рода функциональные пробы. Например, дозированные нагрузки (умственные — для выяснения механизмов умственной работоспособности, физические — для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических механизмов); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания — при исследовании дыхательной функции; водные и солевые нагрузки — при оценке функциональных возможностей выделительной системы; температурные воздействия — при изучении механизмов терморегуляции и т.п. Важнейшее значение функциональные пробы имеют при изучении системной организации деятельности головного мозга, поскольку именно в процессе решения тех или иных задач как раз и проявляются возрастные особенности организации взаимодействия мозговых структур.

Естественный эксперимент. Физиология развития имеет дело с постоянно изменяющимся организмом ребенка, подвергающимся целому ряду воздействий, изоляция от которых невозможна. Научная этика запрещает многие экспериментальные процедуры при исследованиях ребенка. В частности, с детьми невозможно производить любые манипуляции, которые могут привести к их заболеванию или травме.

В то же время различные социальные катаклизмы (войны, катастрофы), экстремальные условия, в которых оказываются люди, представляют собой естественный эксперимент, порой весьма сильно влияющий на состояние здоровья и темпы развития детей, волею судьбы попавших в эти условия. В частности, многие факты, составляющие ныне базу данных для теоретических и прикладных концепций возрастной физиологии, были получены при исследовании детских популяций в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, где дети не получают достаточного питания и по этой причине страдают от различных пороков развития.

Весьма существенные различия могут быть выявлены у детей, растущих в разных социально-экономических условиях, которые исследователь не в силах изменить, но может оценить их воздействие на ребенка. Например, сравнение детей из бедных и состоятельных семей, жителей крупных городов и жителей сельской местности с неразвитой инфраструктурой и т.п. Самые разнообразные педагогические и оздоровительные технологии также могут по-разному влиять на детский организм. Поэтому сопоставление физиологических показателей детей, посещающих разные детские сады или школы, — одна из форм проведения естественного эксперимента.

Моделирование экспериментальное и математическое.Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных. Применение такой методологии возможно благодаря тому, что во многих отношениях развитие человека подчиняется тем же физиологическим законам, что и развитие других многоклеточных живых организмов.

В тех случаях, когда теоретическая схема протекания того или иного процесса позволяет описать его на языке математических алгоритмов, используют математические модели (особенно часто — со второй половины XX в. в связи с распространением компьютеров). Такое моделирование позволяет прогнозировать результаты воздействий, которые невозможно или крайне сложно осуществить в реальной жизни. Математические модели, как правило, не позволяют добыть новые научные факты, но дают возможность исследователю убедиться, насколько верна логика, которую он выстроил для объяснения наблюдаемых эффектов. Кроме того, математические модели позволяют вычислять предельно допустимые параметры тех или иных воздействий, а также параметры максимальных ответных реакций организма на разного рода экстремальные воздействия. Таким образом, математические модели не могут заменить физиологический эксперимент, но позволяют сделать его безопасным, не несущим риска для здоровья испытуемого.

Статистические методы и системный анализ. Все количественные показатели и все научные выводы в физиологии развития носят статистический характер, т. е. отражают наиболее вероятное протекание событий или наиболее вероятный уровень измеряемого показателя. Для работы с подобными вероятностными величинами разработаны специальные математические приемы, которые основаны на теории вероятности и называются статистическими методами. Современные компьютерные средства, оснащенные специальными программами, существенно облегчают задачу статистической обработки результатов, позволяя вскрывать наиболее существенные закономерности, функциональные связи и строить математические модели происходящих процессов. Особое значение в физиологии развития имеют методы системного анализа, позволяющего рассматривать организм не как набор отдельных органов и физиологических систем, а как единую систему, саморегулирующуюся и способную приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Не случайно системный подход к анализу явлений жизни зародился и в недрах физиологии.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 2027 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояния народа. Динамика этих данных характеризует эффективность санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий, проводимых в детских учреждениях. Физическое развитие является объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отражая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.

Унифицированной методикой исследования физического развития является антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия позволяет изучить три группы показателей физического развития:

• соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);

• физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное давление, частота сердечных сокращений;

• соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышечной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оценки: слабая, средняя, выраженная).

Оценку антропометрических показателей осуществляют по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используется центильный метод оценки физического развития, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц и ростовых кривых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения и в этом смысле вполне соответствующих понятию «стандарты». Дентальные оценки объективно отражают распределение результатов измерений среди детей конкретной возрастно-половой группы. Чаще всего применяют дентальные стандарты двух видов: одномерные дентальные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела). Каждый измеренный у ребенка признак должен быть помещен в свою область или свой интервал центильной шкалы в соответствующей таблице.

Центильный метод дает реальную оценку показателей в сжатом виде. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразования весь ряд делят на 100 частей. Размеры цеитильных интервалов неодинаковы. Чаще используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центилей. Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли детей данной возрастно-половой группы. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом:

1-й центильный интервал — область «низких» значений, встречающихся редко (у 3 или 5 % здоровых детей); требуется обследование или консультирование («группа диагностики»);

2-й центильный интервал — 3 (5) —10 центилей, область «сниженных» значений, встречающихся у 7 (5) % здоровых детей; показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);

3-й центильный интервал — 10 — 25 центилей, область значений «ниже средних» (15 % здоровых детей);

4-й центильный интервал — 25 — 50 центилей, область «сред-ненизких» значений (25 % здоровых детей);

50-й центиль представляет собой медиану;

5-й центильный интервал — 50 — 75 центилей, область «средневысоких» значений (25 % здоровых детей);

6-й центильный интервал — 75 — 90 центилей, область «повышенных» значений (15 % здоровых детей);

7-й центильный интервал — 90 — 97 (95) центилей, область «повышенных» значений (5…7 % здоровых детей); показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);

8-й центильный интервал — от 97 (95)-го центиля, область «высоких» значений, встречающихся редко (у 3…5% здоровых детей); высока вероятность патологической природы изменений, требует обследования или консультирования («группа диагностики»).

Таким образом, область «средних» значений показателей физического развития детей и подростков (с 3-го по 6-й центильные интервалы — от 10-го до 90-го центиля) характерна для 80 % здоровых детей и является наиболее типичной для данной возрастно-половой группы.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 3170; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10286 — | 7953 — или читать все…

Читайте также:

Источник

  1. Соматометрия
    – измерение
    по определенным правилам25
    параметров тела (рост, масса тела,
    окружность грудной клетки, диаметры
    головы, таза и пр.).

Для измерения
роста (длины тела) используют деревянный
ростомер или металлический антропометр.
Ростомер
представляет
собой деревянную стойку высотой 2 метра
со шкалой (1 деление = 0,5 см) и двигающуюся
по стойке муфту с планшеткой; для
измерения роста сидя имеется откидное
сидение на высоте 40см. Измерение
ростомером проводят стоя26
и сидя27.
Антропометр
(разборная конструкция из легких
металлических трубок) располагается
справа от обследуемого ребенка в
положении стоя или сидя спиной к стене.
Линейка антропометра опускается на
верхнюю точку головы (p.
vertex).
Антропометр используется для измерения
различных длин тела (между антропометрическими
точками). Длина руки измеряется от
плечевой точки (p.
Acromion)
до пальцевой точки. Длина плеча измеряется
от плечевой точки (p.
Acromion)
до лучевой точки (p.
Radiale).

Измерение массы
тела (веса) проводят с помощью медицинских
весов
, на
площадку которых ребенок встает без
одежды и обуви и натощак. Вес младенца
до 1 года измеряется на специальных
медицинских весах с ванночкой.

Диаметры тела
измеряются т.н. толстотными
циркулями.

Переднезадний диаметр головы измеряется
наложением циркуля спереди – на глобеллу,
сзади – на затылочный бугор; поперечный
диаметр головы — по теменным костям на
2 см выше ушных раковин. Диаметр плеча
измеряют между плечевым и локтевым
суставом по правой и левой плечевым
точкам.

Окружность грудной
клетки измеряют сантаметровой лентой
в состоянии покоя, а также на глубоком
выдохе и на полном вдохе. Сзади ленту
проводят под нижними углами лопаток,
спереди у девочек – по IV
ребру, у мальчиков – по краю околососковых
кружков. Разность окружностей грудной
клетки на максимальном вдохе и глубоком
выдохе представляет собой экскурсию
грудной клетки. Кроме того, измеряют
окружности плеча, бедра, голени и головы.Окружность
плеча измеряют по двуглавой мышце в
состоянии покоя и напряжения.

  1. Соматоскопия
    – визуальное определение состояния
    кожных покровов и видимых слизистых
    оболочек, подкожного жирового слоя,
    состояние опорно-двигательного аппарата,
    степень полового развития по вторичным
    половым признакам.

Жироотложение
определяют малым толстотным циркулем,
измеряя толщину жировой складки в 2-х
точках на животе (на уровне пупка и на
5-6 см сбоку от него) и под лопаткой.
Измеренную толщину складки делят
пополам. Если полученное число менее 1
см, то ожирение ниже среднего, 1-2 см –
нормальное, более 2 см – выше среднего.

Скелет (костяк).
Различают 3 типа скелета: тонкий (узкие
плечи и грудная клетка, малый размер
кистей рук и ступней), коренастый (широкие
плечи и грудная клетка, большой размер
кистей и ступней) и нормальный
(промежуточный).

Форма грудной
клетки
. В
норме различают цилиндрическую,
коническую, плоскую и смешанную грудную
клетку. Цилиндрическая грудная клетка
равномерно развита сверху и снизу при
рассмотрении спереди и сбоку (подгрудинный
угол имеет округлую форму и приближается
к 90).
Коническая грудная клетка имеет более
развитый нижний отдел, который выступает
вперед (подгрудинный угол более 90).
Плоская грудная клетка имеет удлиненную
и плоскую форму (подгрудинный угол менее
90).
Смешанные формы грудной клетки чаще
встречаются у детей младшего возраста.
Помимо этого у детей, больных рахитом
или перенесших рахит в раннем возрасте,
встречается специфическая рахитическая
форма грудной клетки с вывернутыми
наружу нижними ребрами. Реже у детей
встречается бочкообразная форма.

Форма позвоночника.
Различают нормальный, лордотический и
кифотический позвоночники. Нормальный
позвоночник имеет S-образную
форму в сагитальной плоскости (шейная
и поясничная кривизна малы и обращены
вперед, грудная кривизна – назад).
Лордотический позвоночник (lordosis)
имеет малую шейную кривизну и резко
выраженную поясничную. У кифотического
позвоночника (kyphosis)
резко выражены все три кривизны вплоть
до избыточного искривления позвоночника
кзади, приводящее к появлению горба на
спине. Сколиоз (scoliosis)
– боковая деформация позвоночника,
приводящая к неустойчивой асимметрии
плеч и лопаток (I
степень), устойчивой асимметрии плеч и
лопаток с компенсаторными мышечными
валиками (II
степень), глубокой деформации грудной
клетки (III
степень).

Форма ног.
Различают нормальную, Х–образную и
О–образную форму ног, которая может
быть выявлена, если обследованный стоит
пятки вместе, носки врозь, по степени
соприкосновения коленных суставов.

Форма стопы.
Различают нормальную (сводчатую),
уплощенную и плоскую форму стопы. Степень
уплощения стопы определяют по отпечатку
стопы (плантография), используя один из
способов (рис. ). Первый
способ
: на
отпечатке проводят касательную к
наиболее выступающим точкам внутренней
поверхности стопы. Из середины касательной
восстанавливают перпендикуляр до
наружного края стопы (АС). Вычисляют,
сколько процентов составляет та часть
перпендикуляра, которая прошла через
отпечаток стопы, (ВС) от всей длине
перпендикуляра (АС): Х = 100 
ВС/ АС. Если Х 
50%, то стопа сводчатая (нормальная), если
50% 
Х 
60%, то стопа уплощенная, если Х 
60%, то это ярко выраженное плоскостопие.
Второй способ:
на отпечатке стопы находят точку в
центре пятки, соединяют эту точку с
точкой в центре отпечатка 1-го пальца и
с точкой, расположенной между 2-м и 3-им
пальцами. Если граница внутренней
поверхности стопы находится слева от
угла, то плоскостопия нет; справа –
плоскостопие ярко выражено; внутри угла
– стопа уплощена.

Ребенок
с плоскостопием 3-ей степени должен быть
отнесен к III
группе здоровья (хронические больные
на стадии компенсации).

Методы изучения физического развития ребенка

Рис..
Отпечаток стопы. Два способа оценки
уплощения стопы (по касательной – верх,
по углу – низ). Обозначения:
I,
II,
III
– степени уплощения стопы

Половое созревание
оценивается с 9-10 лет (для девочек) и с
10-11 лет (у мальчиков). Степень полового
созревания определяют по наличию
вторичных половых признаков. Степень
полового созревания обозначают формулой,
в которой фиксируются стадии развития
вторичных половых признаков28.

Таблица
25. Возрастные нормативы развития
вторичных половых признаков у детей и
подростков

Возраст
(лет)

Мальчики

Девочки

10

Ax0P0

Ma0Ax0P0
Me-

11

Ax0P0

Ma0Ax0P0
Me-
Ma1Ax1P1
Me-

12

Ax0P0

Ma1Ax1P1
Me- — Ma2Ax2P2Me+

13

Ax0P0
– Ax1P1

Ma2Ax2P2
Me-
— Ma3Ax3P3Me+

14

Ax1P1
— Ax2P2

Ma2Ax2P2
Me+
— Ma3Ax3P3Me+

15

Ax3P3

Ma2Ax2P2
Me+
— Ma3Ax3P3Me+

16-17

Ax3P3
– Ax3P4

Ma3Ax3P3Me+

Физиометрия
– измерение с помощью приборов некоторых
физических показателей (жизненная
емкость легких, мышечная сила, частота
пульса, артериальное давление и пр.).
Жизненная емкость легких

измеряется с помощью газового или
водяного спирометра.

Мышечная сила рук
измеряется ручным
динамометром.
Становая сила
(сила
разгибателей спины) измеряется с помощью
станового динамометра.

Частота пульса
подсчитывается в течение 1 минуты с
целью нарушения ритма сердцебиений у
детей. При наличии нарушений ребенок
должен быть направлен на консультацию
к ревматологу.

Измерение
артериального
давления

проводят при профилактических осмотрах
ежегодно с 7 лет. Показатели максимального
и минимального артериального давления
измеряют аппаратом Рива-Роччи или
тонометром (по методу Н.С.Короткова) на
правой руке в положении сидя после
отдыха в течение 1 минуты. Измерение
проводят не менее 3-х раз.

Стоматологическое
обследование.
При
обследовании отмечаются сроки прорезывания
временных и постоянных зубов; парность
и последовательность прорезывания
зубов, степень выраженности кариеса и
гигиеническое состояние полости рта.
Выявление пораженных кариесом зубов
основано на применении специальных
методов диагностики (табл.28)..

Таблица
28
.
Методы диагностики кариеса зубов

Метод
диагностики

Индикатор

Дифференциальная
диагностика

Кариозные
полости

Визуальное
обследование поверхности зуба

Йод (3%-й раствор)
с последующим удалением окрасившегося
в коричневый цвет зубного налета
перекисью водорода

Гипоплазия,
флуороз

Белого тусклого
цвета

Витальная окраска
поверхности зуба

Метиленовая синь
(2%-й водный раствор)

Гипоплазия,
флуороз

Окрашиваются в
синий цвет. Регистрируется степень
окрашивания (легкая, средняя, высокая)

Стоматоскопия
при УФ-освещении

Способность
здоровой (непораженной кариесом) ткани
зуба люминесцировать (излучать) в
УФ-свете бело-голубым светом, при
использовании «запирающего» фильтра
(стекло ЖС) – светло-зеленым светом.

Тушат люминесценцию.
Регистрируется степень тушения
люминесценции. Начальный кариес в
виде мелового пятна проявляется в
виде серо-белого пятна на светло-зеленом
фоне здоровой эмали. Значительные
кариозные полости имеют в центре
темное пятно.

Гигиеническое
состояние полости рта устанавливают
путем определения гигиенического
индекса. Для этого окрашивают губную
поверхность 6-и нижних фронтальных зубов
йодисто-калиевым раствором (KI
– 2.0, I2
крист.– 1.0, H2O
дист. – 40.0). Основываясь на степени
окрашивания каждого зуба, определяют
гигиенический индекс очистки каждого
зуба и общий гигиенический индекс,
величина которого говорит о качестве
гигиены полости рта.

Состояние
здоровья
.
Группы
здоровья.

Показатели индивидуального здоровья
детей и подростков: наличие или отсутствие
на момент обследования хронического
заболевания; уровень и гармоничность
физического и нервно-психического
развития; уровень функционирования
основных систем организма; степень
сопротивляемости организма ребенка
неблагоприятным воздействиям. Различают
5 групп здоровья.

Первую группу
составляют здоровые дети, без отклонений
(не имеющие хронических заболеваний;
болевшие не более 3-х раз за годовой
период наблюдения; имеющие соответствующее
возрасту физическое и нервно-психическое
развитие; не имеющие уродств, увечья,
функциональных отклонений).

Вторую группу
(группу риска) составляют здоровые дети,
но с морфологическими отклонениями
и/или сниженной сопротивляемостью
организма (не страдающие хроническими
заболеваниями; имеющие некоторые
функциональные и морфологические
отклонения; болеющие часто (4 раза в год
и более) или длительно (более 25 дней один
случай заболевания); реконвалесценты,
особенно перенесшие инфекционные
заболевания; дети с общей задержкой
физического развития без эндокринной
патологии и со значительным дефицитом
массы тела).

Третья группа
— это больные в состоянии компенсации
(имеющие хронические заболевания или
врожденную патологию в стадии компенсации;
с редкими и нетяжело протекающими
обострениями хронического заболевания,
без выраженного нарушения общего
состояния и самочувствия).

Четвертая группа
– это больные в состоянии субкомпенсации
(имеющие хронические заболевания в
стадии субкомпенсации — с нарушениями
общего состояния и самочувствия после
обострения, с затяжным периодом
реконвалесценции после острых инкурентных
заболеваний; с врожденной патологией,
пороками развития).

Пятая группа
— больные в состоянии декомпенсации
(дети с тяжелыми хроническими заболеваниями
в стадии декомпенсации; со значительным
снижением функциональных возможностей;
инвалиды).

Группы
стоматологического здоровья детей и
подростков:

I
группа
:
здоровые и практически здоровые дети,
имеющие компенсированную форму кариеса
и гингивиты, обусловленные негигиеническим
состоянием полости рта, некачественными
пломбами и отсутствием функции; дети,
имеющие другие виды компенсированных
форм заболеваний краевого пародонта;
дети, у которых диагностированы
(специальными методами) «одонтогенные
очаги»; дети, у которых большие дефекты
твердых тканей устранены вкладками.

II
группа
:
дети с хроническими заболеваниями
внутренних органов, не имеющие кариеса
или имеющие кариес и заболевания краевого
пародонта в компенсированной форме;
здоровые и практически здоровые дети,
имеющие субкомпенсированные формы
кариеса и заболеваний краевого пародонта;
дети с гингивитами, обусловленными
аномалиями прикуса (находящиеся на
ортодонтическом лечении); дети с
гингивитами, обусловленными аномалиями
прикрепления мягких тканей, мелким
преддверием рта, тяжами и пр.; лечившиеся
по поводу пульпитов и периодонтитов в
период незаконченного роста корней;
нуждающиеся в лечении у ЛОР-специалиста,
ортопеда, логопеда, ортодонта, у
инструктора по миогимнастике.

III
группа
:
дети с хроническими заболеваниями
внутренних органов и суб- и декомпенсированными
формами кариеса и заболеваний краевого
пародонта; здоровые дети с декомпенсированными
формами кариеса и заболеваний краевого
пародонта, обусловленными местными
причинами после оперативного вмешательства
(находящиеся на ортодонтическом лечении);
дети с заболеваниями краевого пародонта,
обусловленными хроническими заболеваниями
внутренних органов; дети с начальной
формой кариеса, получавшие консервативное
лечение.

Сроки последующих
диспансерных осмотров детей, отнесенных
к разным группам стоматологического
здоровья:

3 группа –
декомпенсированная форма патологии –
через 3-4 мес.,

2 группа –
субкомпенсированная форма патологии
– через 6-7 мес.

1
группа – здоровые и практически здоровые
– через 12 мес.,

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник