Методы исследования развития ребенка таблица

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.
Классификация методов (по Ананьеву).
1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).
В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.
При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.
Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.
Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).
2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.
Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.
3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).
4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
1. Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.
3. Стратегия формирующего эксперимента.
Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;
— планирование хода эксперимента;
— проведение эксперимента (сбор данных);
— анализ полученных экспериментальных данных;
— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;
В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:
1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
2. Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);
3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))
Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.
Источник
При
изучении развития психики ребенка в
основном применяются те же методы,
которые использует и общая психология,
— это наблюдение и эксперимент. Однако
эти методы в детской психологии
приобретают некоторые специфические
особенности. Такой широко применяемый
в детской психологии метод исследования,
как наблюдение, должен удовлетворять
ряду требований.
Во-первых,
до начала наблюдения нужно четко
сформулировать его цель, т. е.
определить, какие именно стороны
деятельности или поведения детей следует
наблюдать. Наблюдение за поведением в
целом очень трудно, почти невозможно.
Поэтому без ясной цели, поставленной
перед наблюдением, все исследование
становится отрывочным, случайным,
путаным.
24
Во-вторых,
наблюдение должно быть объективным.
Ошибка недостаточно опытного наблюдателя
обычно состоит в том, что объективная
фиксация наблюдаемого процесса
подменяется необоснованным толкованием
субъективных состояний ребенка.
В-третьих,
наблюдение должно проводиться
систематически, без больших перерывов,
ибо только так можно получить данные,
характеризующие именно процесс развития,
а не отдельные состояния ребенка.
В-четвертых,
наблюдение нужно проводить таким
образом, чтобы ребенок о нем не знал.
Если он замечает, что за ним наблюдают,
то это может коренным образом изменить
всю картину его поведения, которое из
естественного и непринужденного
становится нарочитым и искусственным.
В-пятых,
наблюдение позволяет собрать полноценные
материалы только тогда, когда исследователь
владеет техникой достаточно быстрой
записи (фиксации) наблюдаемых фактов.
Метод
наблюдения имеет свои недочеты, в
частности невозможность повторно
воспроизводить с достаточной точностью
условия, в которых наблюдался тот или
иной процесс, невозможность варьировать
условия протекания наблюдаемого явления.
Это в значительной степени ограничивает
возможности применения наблюдения как
метода психологического исследования.
Основным
методом изучения психического развития
ребенка является эксперимент. Именно
этот метод позволяет изменить условия
протекания психических процессов, дает
возможность вычленять отдельные его
элементы и подвергать их более детальному
анализу.
Применение
эксперимента к исследованию детей имеет
свои особенности. Прежде всего
экспериментирование с детьми связано
с существенными трудностями, так как
при включении ребенка в экспериментальную
ситуацию его поведение может приобрести
черты, которые не свойственны ему в
естественных условиях. Особенно это
относится к изучению таких видов
деятельности, как, например, игра.
Экспериментальное исследование игры
затруднено тем, что при вмешательстве
со стороны взрослых она теряет присущие
ей специфические черты, превращаясь
лишь в своеобразные занятия со
взрослым-экспериментатором. То же
следует сказать и о других видах
деятельности ребенка (изобразительная
и конструктивная деятельность, учение
и т. д.).
А.
Ф. Лазурским [111] был разработан метод
естественного эксперимента, при котором
деятельность ребенка и условия ее
протекания остаются по возможности
естественными, т. е. такими, какими
они являются в жизни. Задача экспериментатора
состоит в том, чтобы, целенаправленно
изменяя естественное поведение ребенка,
вскрыть психологические особенности
его протекания. Например, вместо
искусственного эксперимента по
исследованию
25
памяти
дошкольников можно организовать такую
игру, естественное и непринужденное
участие в которой требует от ребенка
запоминания и воспроизведения ряда
слов (такая ситуация была создана в
исследовании З. М. Истоминой, когда детям
давалось в игре поручение «купить»
разные предметы в «магазине»). В школьном
возрасте исследование памяти может
быть проведено в форме урока, на котором
запоминание и воспроизведение какого-либо
особого материала будет естественно
входить в обычную учебную работу
школьников.
В
отечественной детской психологии
исследователи при проведении экспериментов
стремятся к тому, чтобы их условия по
возможности наиболее соответствовали
условиям естественного протекания
изучаемых форм деятельности ребенка
того или иного возраста.
При
проведении экспериментов с детьми особо
стоит вопрос о степени надежности
получаемых фактов. Дело в том, что
психологический эксперимент часто
связан с решением испытуемым той или
иной задачи, предлагаемой экспериментатором.
Взрослые испытуемые в большинстве
случаев правильно понимают и принимают
эту задачу. Иначе ведут себя дети. Как
показало специальное исследование В.
И. Ленина [10], существенным условием
эксперимента с детьми являются отношения,
которые в ходе его возникают между
взрослым-экспериментатором и
ребенком-испытуемым, а также отношение
ребенка к самой задаче, мотивы его
действий при ее решении. Так, в этом
исследовании было обнаружено, что одна
и та же задача решалась младшими детьми
и не решалась более старшими только
потому, что старшие дети единственно
возможный способ решения считали слишком
простым и легким, не выявляющим их
умений, ловкости и сообразительности.
В силу этого дети не применяли его, а
пускались в поиски других, более сложных
способов и не решали задачу даже тогда,
когда им давали подсказку. На основании
этого исследования В. И. Ленин пришел к
правильному выводу о том, что анализ
внутренних, психологических условий
эксперимента имеет решающее значение
для установления степени надежности
получаемых данных.
В
последнее время в детской психологии
разрабатываются новые экспериментальные
приемы изучения психического развития
детей. Их особенность состоит в том, что
экспериментатор специально создает
условия, приводящие к возникновению
новых психических качеств или к изменению
старых, специально организует процесс
приобретения детьми новых знаний, умений
и навыков. В ходе таких экспериментов
изучаются адекватные условия самого
процесса формирования психики ребенка.
Тем самым эксперимент создает как бы
модель реального процесса воспитания
и обучения ребенка. Такому виду
эксперимента, несомненно, принадлежит
будущее, так как он не только позволяет
устанавливать
26
наличие
тех или иных особенностей поведения и
психики ребенка, но и показывает сам
процесс их формирования.
Для
создания максимально благоприятных
условий экспериментирования и наблюдения
за детьми, а также в целях более тщательной
фиксации экспериментальных данных в
современной детской психологии
применяется ряд приспособлений и
аппаратов. Речь ребенка чаще всего
записывается посредством магнитофона;
движения, жесты детей фиксируются
киноаппаратом. Все это позволяет уловить
и сохранить для последующего анализа
такие детали поведения, которые при
простом наблюдении могут ускользнуть
(например, интонация речи, изменение
мимики, характер мелких движений рук
или глаз и т. п.). Наблюдения за обычным
поведением ребенка или за выполнением
им экспериментального задания проводятся
часто через телевизионную установку
или через полупрозрачный зеркальный
экран. Эти приспособления обеспечивают
определенную изоляцию испытуемого от
экспериментатора, а тем самым и более
естественные условия для поведения
ребенка.
27
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ
Чита
— 2013
Цель
Научить
студентов использовать методы исследования
и оценки физического развития детей и
подростков, как показателя состояния
здоровья детского населения (ПК-11,
ПК-12, ПК-26).
Вопросы для
самоподготовки
1.
Физическое развитие, понятие, цели и
задачи динамического наблюдения за
физическим развитием детей и подростков.
2. Основные
закономерности роста и развития ребенка
и их характеристика.
3.
Характеристика факторов, оказывающих
воздействие на физическое развитие.
4. Методы исследования
физического развития детей и подростков.
5. Методы оценки
физического развития.
После
освоения темы студент
должен
знать:
—
показатели
физического развития, как критерия
состояния здоровья детского населения;
— основные
закономерности роста и развития ребенка;
— факторы, оказывающие
неблагоприятное воздействие на организм
ребенка;
— инструментарий,
необходимый для антропометрических
измерений.
уметь:
—
произвести
измерение длины и веса тела, окружности
грудной клетки;
—
оценить
физическое развитие различными методами,
проанализировать полученные результаты;
—
провести
оценку физического развития по комплексной
программе.
владеть
—
методикой исследования
физического развития (антропометрические
и физиометрические исследования,
соматоскопия);
—
методикой
оценки физического развития детей и
подростков (центильные шкалы, метод
сигмальных отклонений, по
шкалам регрессии).
Содержание
К
основным закономерностям роста и
развития организма детей и подростков
относятся: 1) неравномерность темпа
роста и развития; 2) неодновременность
роста и развития отдельных органов и
систем; 3) половые различия; 4) генетическая
обусловленность роста и развития; 5)
акселерация; 6) обеспечение биологической
избыточности. Неравномерность роста и
развития характеризуется тем, что данные
процессы протекают непрерывно, но их
темп имеет нелинейную зависимость от
возраста. Чем моложе организм, тем
интенсивнее процессы роста и развития,
причем они имеют скачкообразный характер.
Выделяют три периода ускоренного роста:
1) первый год жизни ребенка (за данный
период масса тела новорожденного
увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2)
возраст 5-7 лет; 3) период полового
созревания.Проблема
физического развития детей и подростков
тесно связана с явлением акселерации.
Необходимо дать определение акселерации
и разобрать возможные причины этого
явления (генетические, физико-химические
и т.д.). Следует подчеркнуть роль
медицинского контроля за состоянием
здоровья детских коллективов с учетом
процесса акселерации, а также обратить
внимание на практические мероприятия,
связанные с ускоренным ростом и развитием
детей и подростков (контроль за физическим
воспитанием, нормирование физических
нагрузок, пересмотр стандартов школьной
и детской мебели).
Физическое
развитие детей и подростков–
это совокупность морфологических,
анатомических, физиологических,
гистологических признаков, обусловливающих
процессы роста и развития. Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детского
населения, и оно зависит от экзогенных
(особенностей питания, климата, соблюдения
режима, социальных условий и т.д.) и
эндогенных (наследственности, состояния
здоровья и т.д.) факторов.
Для
исследования физического развития
детей и подростков используются следующие
методы: 1) соматометрия (измерение длины
и массы тела, окружности грудной клетки
и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожных
покровов и видимых слизистых оболочек,
степень развития подкожно-жирового
слоя, состояние опорно-двигательного
аппарата, степень полового развития);
3) физиометрия (исследование дыхательной,
сердечно-сосудистой систем, мышечной
силы и т.д.). Необходимо рассмотреть
критерии биологического развития:
уровень оссификации скелета, сроки
прорезывания и смены зубов, появление
вторичных половых признаков, морфологические
показатели физического развития (длина
тела и ее погодовые прибавки). В разные
возрастные периоды одни показатели
биологического развития являются
ведущими, а другие играют второстепенную
роль. Так, в младшем школьном возрасте
ведущими показателями являются рост,
годовая прибавка длины тела и число
постоянных зубов. В период полового
созревания особое значение приобретают
степень выраженности половых признаков
и характер ростовых процессов, а длина
тела и развитие зубочелюстной системы
теряют свою информативность.
К
методам оценки физического развития
детей и подростков относятся: 1) метод
индексов; 2) метод сигмальных отклонений;
3) регрессионный метод (оценка по шкалам
регрессии); 4) центильный метод. Сущность
метода сигмальных отклонений заключается
в том, что показатели физического
развития индивидуума (рост, масса тела,
окружность грудной клетки) сравнивают
со средними арифметическими взвешенными
этих признаков для соответствующей
возрастно-половой группы, взятыми из
таблицы стандартов. Данные обследуемого
в той или иной мере отличаются от средних
показателей в сторону либо увеличения,
либо уменьшения признака. Для суждения
о степени их отличия эту разницу с
соответствующим знаком (+ или -) делят
на среднеквадратичное отклонение (σ),
получая так называемое сигмальное
отклонение. Таким образом, устанавливают,
на какую долю сигмы (σ) или на сколько
сигм показатель индивидуума отличается
от взвешенной средней арифметической
этого признака данной возрастной группы.
Последовательно определяют сигмальное
отклонение для роста, массы тела и
окружности груди. Далее строится профиль
физического развития – это графическое
изображение сигмальных отклонений от
средних для данного возраста и пола
величин роста, веса, окружности грудной
клетки. По сигмальным отклонениям
показателей устанавливается степень
гармоничности развития (гармоничное,
дисгармоничное и резкодисгармоничное).
Недостатком данного метода является
то, что не учитывается взаимообусловленная
связь между ростом, весом и окружностью
груди, то есть оценка проводится
изолированно по каждому признаку, только
с учетом его сигмы и вне корреляционной
связи с другими показателями. Это может
привести к ошибочной характеристике
физического развития.
Рекомендуемая
литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена
детей и подростков. – М. : Медицина, 2003.
– С. 30-98.
2.
Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии
человека. — М. : изд. центр Академия, 2004.
– С. 428-436.
4.
Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН
Г.И. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп.
– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С.
438-451.
Дополнительная:
1. Пивоваров Ю.П.
Руководство к лабораторным занятиям
по гигиене и основам экологии человека
/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд.
центр Академия, 2004. – С. 310-360.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник