Методы исследования нравственного развития ребенка

Методы исследования нравственного развития ребенка thumbnail

(Фридман
Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я
.
Изучение личности учащегося и ученических
коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика
развития нравственной сферы ребенка
чаще всего включает исследование
когнитивного, эмоционального и
поведенческого компонента нравственного
развития. Исследование когнитивного
компонента предполагает изучение
осознания детьми нравственных норм и
представлений о нравственных качествах.
Исследование эмоционального компонента
предполагает изучение нравственных
чувств ребенка, эмоционального отношения
к моральным нормам. Исследование
поведенческого компонента предполагает
выявление нравственного поведения в
ситуации морального выбора, нравственной
направленности личности во взаимодействии
со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа»
(
предназначен
для изучения представлений детей о
нравственных качествах
6-7 лет (1 класс)

Развиваются
обобщенные представления о доброте,
честности, справедливости, дружбе.
Складывается отрицательное отношение
к таким моральным качествам, как
хитрость, лживость, жестокость, себялюбие,
трусость, леность.

Вопросы для
беседы:

  • Кого можно назвать
    хорошим (плохим)? Почему?

  • Кого можно назвать
    честным (лживым)? Почему?

  • Кого можно назвать
    добрым (злым)? Почему?

  • Кого можно назвать
    справедливым (несправедливым)? Почему?

  • Кого можно назвать
    щедрым (жадным)? Почему?

  • Кого можно назвать
    смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие
представлений о нравственно-волевых
качествах возрасту. Делается вывод о
том, как меняются эти представления с
возрастом.

Методика «Что
такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят
привести примеры: доброго дела, свидетелем
которого ты был; зла, сделанного тебе
другими; справедливого поступка твоего
знакомого; безвольного поступка;
проявления безответственности и др.

Обработка
результатов.

Степень
сформированности понятий о нравственных
качествах оценивается по 3-х бальной
шкале:

1 балл – если у
ребенка сформировано неправильное
представление о данном нравственном
понятии;

2 балла – если
представление о нравственном понятии
правильное, но недостаточно четкое и
полное;

3 балла – если
сформировано полное и четкое представление.

Методика
«Закончи историю»

Детям читают
рассказ-ситуацию из школьной жизни.
Задаются вопросы: «Как называется такой
поступок?», «О каком справедливом
поступке ты можешь рассказать сам?».
Обработка
результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика
«Сюжетные картинки»
(предназначена
для детей
1-2 классов)

( по Р.Р.Калининой)
Методы исследования нравственного развития ребенкаМетоды исследования нравственного развития ребенкаМетоды исследования нравственного развития ребенка

Методы исследования нравственного развития ребенкаМетоды исследования нравственного развития ребенка

Ребенку
предоставляются картинки с изображением
положительных и отрицательных поступков
сверстников. Ребенок должен разложить
картинки так, чтобы с одной стороны
лежали те, на которых нарисованы хорошие
поступки, а с другой – плохие, объясняя
свой выбор.

Обработка
результатов.

0 баллов – ребенок
неправильно раскладывает картинки (в
одной стопке картинки с изображением
плохих и хороших поступков), эмоциональные
реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок
правильно раскладывает картинки, но
не может обосновать свои действия;
эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок
правильно раскладывает картинки,
обосновывает свои действия, эмоциональные
реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок
обосновывает свой выбор (называет
моральные нормы); эмоциональные реакции
адекватны, ярки, проявляются в мимике,
активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что
мы ценим в людях»
(предназначена
для выявления нравственных ориентаций
ребенка).

Ребенку предлагается
мысленно выбрать двух своих знакомых:
один из них хороший человек, на которого
ребенок хотел бы быть похожим, другой
– плохой. После чего просят назвать те
их качества, которые нравятся в них и
которые не нравятся, и привести по три
примера поступков на эти качества.
Исследование проводится индивидуально.
Ребенок должен дать моральную оценку
поступкам, что позволит выявить отношение
детей к нравственным нормам. Особое
внимание уделяется оценке адекватности
эмоциональных реакций ребенка на
моральные нормы: положительная
эмоциональная реакция (улыбка, одобрение
и т.п.) на нравственный поступок и
отрицательная эмоциональная реакция
(осуждение, негодование и т.п.) – на
безнравственный поступок.

Обработка
результатов.

0 баллов – ребенок
не имеет четких нравственных ориентиров.
Отношения к нравственным нормам
неустойчивое. Неправильно объясняет
поступки, эмоциональные реакции
неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные
ориентиры существуют, но соответствовать
им ребенок не стремиться или считает
это недостижимой мечтой. Адекватно
оценивает поступки, однако отношение
к нравственным нормам неустойчивое,
пассивное. Эмоциональные реакции
неадекватны.

2 балла – нравственные
ориентиры существуют, оценки поступков
и эмоциональные реакции адекватны, но
отношение к нравственным нормам ещё
недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок
обосновывает свой выбор нравственными
установками; эмоциональные реакции
адекватны, отношение к нравственным
нормам активное и устойчивое.

Методика «Как
поступать»
(предназначена
для выявления отношения к нравственным
нормам).

Ребенку предлагается
представить себе заданную ситуацию и
сообщить, как бы он повел себя в ней.
Например, первая
ситуация
:
во время перемены один из твоих
одноклассников разбил окно. Ты это
видел. Он не сознался. Что ты скажешь?
Почему? Вторая
ситуация:
одноклассники сговорились сорвать
урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка
результатов по вышеуказанной шкале.

Методика
«Закончи предложение»
(методика
Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается
бланк теста, где необходимо закончить
предложения несколькими словами.

  1. Если я знаю, что
    поступил неправильно, то …

  2. Когда я затрудняюсь
    сам принять правильное решение, то …

  3. Выбирая между
    интересным, но необязательным, и
    необходимым, но скучным занятием, я
    обычно …

  4. Когда в моем
    присутствии обижают человека, я …

  5. Когда ложь
    становится единственным средством
    сохранения хорошего отношения ко мне,
    я …

  6. Если бы я был на
    месте учителя, я …

Обработка
результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные
предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к
друзьям

Думаю, что настоящий
друг …

Не люблю людей,
которые …

Больше всего люблю
тех людей, которые …

Когда меня нет,
мои друзья …

Я хотел бы, чтобы
мои друзья …

Отношение к
семье

Моя семья обращается
со мной как …

когда я был
маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все,
чтобы забыть …

Моей самой большой
ошибкой было …

Если ты совершаешь
дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против
меня …

Думаю, что я
достаточно способен …

Я хотел бы быть
похожим на тех, кто …

Наибольших успехов
я достигаю, когда …

Больше всего я
ценю …

(Богуславская
Н.Е., Купина Н.А.

Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД
ЛТД», 1997, стр 37)

Методика оценки
уровня морально-нравственного развития

Основываясь на
работах Ж.Пиаже по выявлению стадий
интеллектуального развития, Л. Кольберг
предположил возможность существования
стадий развития нравственного сознания.

Кольберг выделяет
три основных уровня развития моральных
суждений: преконвенциональный,
конвенциональный и постконвенциональный.

Преконвенциональный
уровень отличается эгоцентричностью
моральных суждений. Поступки оцениваются
главным образом по принципу выгоды и
по их физическим последствиям. Хорошо
то, что доставляет удовольствие
(например, одобрение); плохо то, что
причиняет неудовольствие (например,
наказание).

Конвенциональный
уровень развития моральных суждений
достигается тогда, когда ребенок
принимает оценки своей референтной
группы: семьи, класса… Моральные нормы
этой группы усваиваются и соблюдаются
некритично, как истина в последней
инстанции. Действуя в соответствии с
принятыми группой правилами, становишься
«хорошим». Эти правила могут быть и
всеобщими, но они не выработаны самим
человеком в результате его свободного
выбора, а принимаются как внешние
ограничители или как норма той общности,
с которой человек себя идентифицирует.

Постконвенциональный
уровень развития моральных суждений
редко встречается даже у взрослых
людей. Это уровень развития личных
нравственных принципов, которые могут
отличаться от норм референтной группы,
но при этом имеют общечеловеческую
широту и универсальность

Стадии развития
моральных суждений по Л. Кольбергу

Уровень

Возраст

Основания
морального выбора

Отношение
к идее самоценности человеческого
существования

Преконвен-циональный

4-7

Наивный
потребительский гедонизм. Делаю то,
за что меня хвалят; совершаю добрые
поступки по принципу: «Ты – мне, я –
тебе»

Ценность
человеческой жизни измеряется
удовольствием, которое ребенку
доставляет этот человек

Конвенцио-

нальный

7-10

10-12

Мораль
«пай-мальчика». Поступаю так, чтобы
избежать неодобрения, неприязни
ближних, стремлюсь быть хорошим.

Ориентация
на авторитет. Поступаю так, чтобы
избежать неодобрения авторитетов и
чувства вины; выполняю свой долг,
подчиняюсь правилам

Ценность
человеческой жизни измеряется тем,
насколько этот человек симпатизирует
ребенку.

Жизнь
оценивается как сакральная,
неприкосновенная категория моральных
норм и обязанностей.

Анкета-опросник
«Настоящий друг»

(Прутченков
А.С.
Наедине
с собой. М. 1996, стр. 154)

1. Делится новостями
о своих успехах.

2. Оказывает
эмоциональную поддержку.

3. Добровольно
помогает в случае нужды.

4. Стремиться,
чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует
другу.

6. Защищает друга
в его отсутствие.

7. Терпим к остальным
друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные
ему тайны.

9. Не критикует
друга публично.

10. Не ревнует друга
к остальным людям.

11. Стремится не
быть назойливым.

12. Не поучает, как
нужно жить.

13. Уважает внутренний
мир друга.

14. Не использует
доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться
переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в
трудную минуту.

17. Доверяет свои
самые сокровенные мысли.

18. Понимает
состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем
друге.

20. Искренен в
общении.

21. Первым прощает
ошибки друга.

22. Радуется успехам
и достижениям друга.

23. Не забывает
поздравить друга.

24. Помнит о друге,
когда того нет рядом.

25. Может сказать
другу то, что думает.

Обработка
результатов:

За каждый ответ
«да» поставьте себе 2 балла, за ответ
«не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет»
– 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов.
Вы еще не оценили до конца всех прелестей
и достоинств дружбы. Скорее всего, вы
не доверяете людям, поэтому с вами
трудно дружить.

От 15 до 35 баллов.
У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки.
Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу
и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов.
Вы настоящий
друг, верный и преданный. С вами тепло
и радостно, ваши друзья чувствуют себя
спокойно и надежно, доверяют вам, и вы
платите им тем же.

Диагностика
уровня воспитанности учащихся начальных
классов

(методика Н.П.
Капустиной)

1 – 2-е
классы

Я
оцениваю себя вместе с родителями

Меня
оценивает учитель

Итоговые
оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно
    учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно
    находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится
    выполнять домашние задания

  • я стремлюсь
    получать хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я старателен в
    учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим
    в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится
    помогать родителям, выполнять домашнюю
    работу

  • мне нравится
    дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле

  • к растениям

  • к животным

  • к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ
К ШКОЛЕ:

  • я выполняю
    правила для учащихся

  • я добр в отношениях
    с людьми

  • я участвую в
    делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В
МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в
    делах

  • я опрятен в
    одежде

  • мне нравится
    красивое вокруг меня

  • я вежлив в
    отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ
К СЕБЕ:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю
    санитарно-гигиенические правила
    ухода за собой

  • у меня нет
    вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая
позиция

По каждому качеству
выводится среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 6
оценок. Они складываются и делятся на
6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий
уровень 3,9 – 2,9 — средний уровень

4,4 – 4 – хороший
уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика
уровня воспитанности учащихся начальных
классов
(методика
Н.П. Капустиной)

3 – 4-е классы

Я
оцениваю себя вместе с родителями

Меня
оценивает учитель

Итоговые
оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно
    учиться

  • я всегда выполняю
    домашние задания

  • я люблю читать

  • мне интересно
    находить ответы на непонятные вопросы

  • я стремлюсь
    получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я старателен в
    учебе

  • я внимателен

  • я старателен

  • я помогаю другим
    в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится
    самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К
ПРИРОДЕ:

  • я берегу землю

  • я берегу растения

  • я берегу животных

  • я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю
    правила для учащихся

  • я выполняю
    правила внутришкольной жизни

  • я участвую в
    делах класса и школы

  • я добр в отношениях
    с людьми

  • я справедлив в
    отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ
В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и
    опрятен

  • я соблюдаю
    культуру поведения

  • я забочусь о
    здоровье

  • я умею правильно
    распределять время учебы и отдыха

  • у меня нет
    вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая
позиция

По каждому качеству
выводится среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5
оценок. Они складываются и делятся на
5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий
уровень 3,9 – 2,9 — средний уровень

4,4 – 4 – хороший
уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

(Гуткина
Л.Д.
Организация
и планирование воспитательной работы
в школе. – М.: Центр «Педагогический
поиск», 2001, стр. 115 – 118)

Методика-тест
«Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева
Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И.

Нравственное воспитание в начальной
школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6,
стр. 118)

Поставь против
каждого вопроса знак «+» или знак «–»
в зависимости от того, положительный
или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе
приходится неожиданно задержаться в
школе, на прогулке или внезапно уйти из
дому, сообщаешь ли ты об этом родным
(запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи,
что родители заняты какой-то большой
работой, а тебя отправляют на улицу или
в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку
книжку и осмотри квартиру не своими, а
мамиными глазами: нет ли в комнате вещей,
которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты
сразу, никуда не заглядывая, назвать
дни рождения родителей, бабушки, дедушки,
братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить
коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо.
А известно ли тебе, какая вещь срочно
необходима матери или отцу и когда
собираются ее приобрести?

6. Случается ли,
что помимо маминого поручения, ты
выполняешь какую-нибудь работу «от
себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает
тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты
проверяешь, досталось ли вкусное
взрослым?

8. У родителей
выдался свободный вечер. Они собираются
в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое
нежелание остаться дома (просишь их не
уходить, требуешь взять с собой, говоришь,
что тебе одному страшно, или, может быть,
молча сидишь с кислым и недовольным
лицом)?

9. У вас дома взрослые
гости. Приходится ли родным напоминать
тебе, что надо заняться тихим делом, не
мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли
ты дома, в гостях подать маме пальто или
оказать другие знаки внимания?

Обработка
результатов:
Если
ты очень хороший сын или дочь, знаки у
тебя должны получиться такие: «+ – – +
+ + + – – –». Если картина получилась
противоположная, тебе надо всерьез
призадуматься, каким ты растешь человеком.
Если же есть некоторые несовпадения,
не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Диагностика
осознанности гражданской позиции
учащихся

Тест для учащихся
3-4 классов
(составлен
авторами)

1.
В какой последовательности располагаются
полосы на Государственном флаге
Российской Федерации?

а)
белая, синяя, красная;

б)
красная, белая, синяя;

в)
синяя, белая, красная.

2.
Гимн – это…

а)
торжественная мелодия для исполнения
симфонического оркестра;

б)
торжественная песня для коллективного
прослушивания;

в)
торжественная песня или мелодия,
исполняемая в особых, торжественных
случаях, подчеркивающая любовь к Родине,
гордость за нее.

3.
На Государственном Гербе Российской
Федерации изображен …

а)
золотой двуглавый орел;

б)
Святой Георгий Победоносец;

в)
Святой Георгий Победоносец с копьем,
победивший черного змея.

4.
В центре флага Республики Башкортостан
расположен:

а)
герб Республики Башкортостан;

б)
цветок курая;

в)
двуглавый орел.

5.
Салават Юлаев – это…

а)
поэт-импровизатор;

б)
национальный герой башкирского народа;

в)
лучший башкирский воин.

6.
В центре герба Республики Башкортостан:

а)
флаг Республики Башкортостан;

б)
национальный башкирский орнамент;

в)
национальный герой башкир – Салават
Юлаев.

7.
Башкирский народный праздник, посвященный
весеннему севу:

а)
Воронья каша;

б)
Курбан байрам;

в)
Йыйын.

8.
Родина – это…

а)
место, где человек живет сейчас;

б)
место, где человек родился и провел свое
детство;

в)
Отечество, родная сторона.

9.
День Республики Башкортостан. День
принятия Декларации о государственном
суверенитете Республики Башкортостан
отмечают:

а)
24 декабря;

б)
11 октября;

в)
12 июня.

10.
Конституция – это основной закон
государства, определяющий …

а)
общественное и государственное
устройство;

б)
основные права и обязанности граждан;

в)
права граждан.

Приложение
2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

Источник