Методы и средства математического развития ребенка
Ольга Дигина
Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного
«Ведь от того, как заложены элементарные
математические представления в значительной
мере зависит дальнейший путь
математического развития, успешность
продвижения ребёнка в этой области знаний»
Л. А. Венгер
Введение.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.
В процессе ФЭМП у детей я использую разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические и игровые. При выборе методовя учитываю ряд факторов:
1. Программные задачи, которые решаются именно на этом этапе обучения;
2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей;
3. Наличие необходимых дидактических средств.
Практический метод обучения
На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).
Практический методподкрепляется приемами:
• Упражнения в виде заданий.
Упражнения выполняются каждым ребёнком на карточке, перфокарте, что позволяет проводить индивидуальную работу.
-Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур?
-Вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие фигуры?
-Закончи рисунок по заданным фигурам.
-Дорисуй геометрические фигуры так, чтобы они превратились в предметы.
• Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игра малой подвижности «Кочки», игра «Математический паровозик»).
• Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.).
Словесные методы обучения
Словесные методы обучения входят в состав любого наглядного и практического метода.
Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.
На занятиях по математике применяются следующие приёмы:
• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
• Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным карандашом»
• Вопросы (в младшем возрасте — прямые,конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем возрасте —в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего)
• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.
• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Наглядный метод обучения
На занятиях по математике широко используются:
• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»;
• Иллюстрации с изображением времени суток;
• Ситуации для составления задач;
• Циферблат часов;
• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;
• Показ видеофильмов, ИКТ.
Игровой метод обучения
Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.
Методподкрепляется приемами:
• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьёнеша, «Гаражи»).
• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.
• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).
Все дидактические игры по формированию элементарных математических представленийразделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?») Эти способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
2. Игры путешествие во времени («Живая неделя». «Наш день», «Когда это бывает?» «Вчера, сегодня, завтра»
3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»
4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.
5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее») развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их.
Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.
Моделирование
Моделирование — наглядно-поисковый метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).
В основе методамоделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.
Виды моделей:
• Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построекФ.
• Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков (схемы и таблицы с блоками Дьёнеша, схемы плоскостного конструирования из палочек Кюизенера).
Задания повышенной сложности
• Зрительные диктанты;
• Слуховые диктанты;
• Задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;
• Задания на развитие мелкой мускулатуры рук;
• Игры с элементами ТРИЗ;
• Игры с блоками Дьёнеша и палочками Кюизенера.
Вывод:
Использование разнообразных методов и приёмовактивизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий — все это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.
Источник
Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. В основе методов лежат объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией.
В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка.
Наиболее рациональным, как показывает опыт, является сочетание разнообразных методов.
При выборе методов учитываются:
- цели, задачи обучения;
- содержание формируемых знаний на данном этапе;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- наличие необходимых дидактических средств;
- личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
- конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
Теория и практика обучения накопила определенный опыт использования разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При этом классификация методов используется с опорой на средства обучения.
В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.
Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.
Практические методы характеризуются прежде всего са-мостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях.
Наглядные и словесные методы в формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам.
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.
Составные части метода называются методическими приемами.
Основными из них, используемыми на занятиях по формированию элементарных математических представлений, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.
Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры формирует знания и умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повышения активности детей ( «Кто быстрее?», «Наведи порядок»).
Широко распространенным является методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.
Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.
Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. Следует избегать под-сказывающих и альтернативных вопросов.
Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, грамотностью речи. Это сопровождается различными пояснениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата (прямоугольника, треугольника), они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы».
Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин).
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.
Источник
Елена Седова
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ
«Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности. Сколько в детстве мы выучили стихотворений и песенок, опять же с математическим содержанием.
-А вы какие помните? Назовите их.»….)
— Всем известна строчка из детской песенки «Палка, палка, огуречик – получился человечек». Уважаемые педагоги, перефразируйте, переведите эту строчку на математический язык. ….)
— Строчку из этой песенки можно перевести примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих….». Так дети будут говорить в школе, а пока мы только начинаем знакомиться с математикой, закладываем её основы.
В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» (Л. А. Венгер)
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика — царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Во ФГОС ДО, на которое ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».
В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».
Целевые ориентиры по ФГОС ДО. (Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.)
ребёнок проявляет любознательность, задаст вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живут. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
То есть мы в дошкольном возрасте
1.Формируем систему элементарных математических представлений.
2. Формируем предпосылки математического мышления.
3. Формируем сенсорные процессы и способности.
4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.
5. Формируем начальные формы учебной деятельности.
Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте
(математические эталоны)
Количество
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Принципы обучения математике
Сознательность и активность.
Наглядность.
Деятельностный подход.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Постоянная повторяемость.
Научность.
Доступность.
Связь с жизнью.
Развивающее обучение.
Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.
Коррекционная направленность.
Методы используемые при ФЭМП.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:
демонстрационный и раздаточный;
сюжетный и бессюжетный;
объёмный и плоскостной;
специально-счётный (счётные палочки, абак, счёты и др.);
фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объёмного материала;
по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
новый наглядный материал лучше показать детям заранее.
Современные образовательные программы рекомендуют использовать различные формы обучения.
Программа «Радуга» рекомендует формировать элементы математических представлений в процессе повседневной жизни, во время прогулок (игры с песком, водой, снегом, природным материалом, по ходу занятий продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и др., в процессе дидактических игр, и непосредственно на специализированных занятиях по математике.
Формы работы по математическому развитию дошкольников
Форма Задачи Время Охват детей Ведущая роль
Занятие (НОД)
Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Воспитатель
Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под-группа, один ребенок Воспитатель и дети
Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про-белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не-сколько групп Воспитатель и другие специалисты
Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, под-группа, один ребенок Дети и вос-питатель
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.
Детям кажется, что они только играют.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Задача взрослого — поддерживать интерес ребёнка.
Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.
Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.
В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:
* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).
Источник