Методы и приемы коррекции развития ребенка

Методы и приемы коррекции развития ребенка thumbnail

«Специальные методы и приёмы коррекционной работы» Подготовила: учитель начальных классов Фокинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида Юркова Надежда Игоревна 2016 г.

«Специальные методы и приёмы коррекционной работы»

Подготовила:

учитель начальных классов Фокинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида

Юркова Надежда Игоревна

2016 г.

Обучение детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Большую роль в коррекционном обучении играют отработка, закрепление и повторение учебных действий. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организации процесса обучения.

Обучение детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.

Большую роль в коррекционном обучении играют отработка, закрепление и повторение учебных действий.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организации процесса обучения.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ - начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;  - ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;  - использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

— начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; — ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; — использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; — индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; — обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; — максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Цели коррекционного обучения: Образовательная – определяет, чему педагог учит на данном уроке; Коррекционная – помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся; Воспитательная – позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.

Цели коррекционного обучения:

  • Образовательная – определяет, чему педагог учит на данном уроке;
  • Коррекционная – помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся;
  • Воспитательная – позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.

Общие принципы и правила коррекционной работы:   1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: Принцип развития динамичности Принцип продуктивной обработки информации Принцип развития и коррекции высших психических функций Принцип мотивации к учению

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Принцип развития динамичности
  • Принцип продуктивной обработки информации
  • Принцип развития и коррекции высших психических функций
  • Принцип мотивации к учению

При проведении коррекционной работы следует соблюдать следующие требования: По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д. Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ; Дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником; Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, ситуации успеха.

При проведении коррекционной работы следует соблюдать следующие требования:

  • По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.
  • Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
  • Дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
  • Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, ситуации успеха.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия: Формирование УУД на всех этапах учебного процесса; Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д. Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; Разделение деятельности на отдельные составные элементы, части, операции, позволяющие осмыслить их; Использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:

  • Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
  • Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.
  • Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
  • Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  • Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  • Разделение деятельности на отдельные составные элементы, части, операции, позволяющие осмыслить их;
  • Использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Эффективные приемы коррекционного воздействия  - игровые ситуации;  - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;  - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;  - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Эффективные приемы коррекционного воздействия

— игровые ситуации; — дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; — игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; — психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Наиболее приемлемые методы  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Наиболее приемлемые методы

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично поисковый,
  • коммуникативный,
  • информационно-коммуникационный;
  • методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с   ОВЗ      Фитотерапия      Ароматерапия     Музыкотерапия   Хромотерапия или Цветотерапия     Рефлексотерапия и точечный массаж       Куклотерапия      Сказкотерапия       Песочная терапия

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с  ОВЗ

   Фитотерапия 

   Ароматерапия

   Музыкотерапия

Хромотерапия или Цветотерапия

   Рефлексотерапия и точечный массаж

    Куклотерапия

   Сказкотерапия

    Песочная терапия

Рекомендации педагогу по  проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ   1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми. 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендации педагогу по  проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:   Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

Приемы:

  • Снятие страха — «Ничего страшного…»
  • Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…»
  • Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
  • Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива — «Нам это нужно для…»
  • («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
  • Педагогическое внушение — «Приступай же…
  • Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»
  • («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)

Список литературы   Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.

Список литературы

  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
  • Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.

Источник

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Методы игротерапии с детьми, подростками и семьями

Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются:

— трудности коммуникации: отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость;

— социальный инфантилизм — низкий уровень сформированности широких социальных мотивов;

— трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности;

— нарушения поведения — умеренная агрессивность, вредные привычки;

— трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека;

— трудности личностного развития — трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка;

— фобические реакции — страх определенных объектов, действий и событий, реакция их избегания-высокая ситуативная и личностная тревожность.

Показаниями для индивидуальной формы игротерапии являются:

— несформированность социальной потребности в общении с другими людьми — взрослым и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие;

— актуальное стрессовое состояние ребенка — депрессия, посттравматический стресс, фрустрация, эмоциональный шок, связанные с потерей близкого человека;

— явное асоциальное поведение — крайняя агрессивность, часто немотивированная, проявляющаяся в форме физической и вербальной;

— детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму острого аффективного переживания либо проявляющаяся в агрессивном жестоком поведении по отношению к братьям и сестрам или родителям;

— ускоренное сексуальное развитие — повышенный интерес к вопросам пола.

Игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и присваемых ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими и, в первую очередь, с родителями и близкими взрослыми.

Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л.С.Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов.

Игровые коррекционно-развивающие занятия и игротерапия могут быть рекомендованы детям в возрасте от 3 до 9— 10 лет. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы и при работе с младшими подростками (11 —12 лет). При комплектовании группы учитывается одновозрастной принцип: дети, включенные в одну группу, не должны отличаться по возрасту более чем на 12 месяцев. Исключение составляют группы, в которых по отношению к одному из детей реализуется метод статусной психотерапии. В этом случае возраст этого ребенка отличается от возраста остальных участников группы на 2—3 года.

Методы арттерапии

Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются:

— трудности эмоционального развития, актуальный и посттравматический стресс, депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение эмоционального тонуса, высокая эмоциональная лабильность, дисфория, импульсивность эмоциональных реакций;

— эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

— повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

— наличие конфликтных межличностных отношений в семье, со сверстниками, с воспитателями, педагогами, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией и типом семейного воспитания (чрезмерная или недостаточная опека, жестокое обращение, чрезмерные требования и т.д.), ревность к братьям и сестрам, низкая коммуникативная компетентность;

— дисгармоничная Я-концепция, низкая, искаженная, неадекватно завышенная, амбивалентная самооценка, низкая степень самопринятия.

Арттерапиявсе виды практики оказания психологической помощи личности, обучения, реабилитации и психотерапии, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах активности человека.

Арттерапия как метод психокоррекционного воздействия основывается на развитии двух базовых психологических способностей человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессов самовыражения, формирования направленности на поиск новых, нестандартных решений проблем.

В основе коррекционного воздействия метода арттерапии лежат пять основных психологических механизмов: механизм символического реконструирования, «отстранения», эмоциональной децентрации, катарсиса и, наконец, механизм присвоения социально-нормативных личностных смыслов. Указанные механизмы обеспечивают последовательность стадий реализации психокоррекционного процесса, каждая из которых решает свою специфическую задачу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и. ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия и др.

Методы поведенческой терапии

Поведенческая терапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических, а также при чисто соматических заболеваниях. Они особенно полезны при лечении страхов, в частности при панических расстройствах, фобиях, а также депрессиях и других аффективных расстройствах, нарушениях приема пищи, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах.

Поведенческая терапия — это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при объективной оценке ее результатов.

Принцип систематической десенсибилизации и важнейшие элементы этого метода органически включены в психокоррекционную работу с детьми — и в метод игровой коррекции, и в арттерапию, — занимая достойное место в арсенале средств оказания психологической помощи в развитии детей.

Элементы метода поведенческого тренинга находят широкое применение в коррекпионной работе с детьми и их родителями — в организации научению новому, более эффективному по сравнению со старым, поведению; в приеме последовательного перехода от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным ситуациям в ходе тренинга поведения; и, наконец, в приеме «домашних заданий», используемом в основном при работе с родителями.

Методы социальной терапии

Метод социальной терапии позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка, обусловленных депривацией потребности в социальном признании. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентости.

Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками.

Метод статусной психотерапии представляет собой модификацию метода социальной терапии. Метод основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности.

Источник