Методологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

Методологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАУКИ

Дошкольная педагогика относится к числу молодых дисциплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем Я. А. Коменского. Предмет дошкольной педагогики — процесс воспитания детей дошкольного возраста, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства.

Основные категории дошкольной педагогики.

ВОСПИТАНИЕ В социальном смысле — социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
В педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
Цель воспитания дошкольников сформулирована в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка.
ОБУЧЕНИЕ Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности (И. Я. Лернер).
ОБРАЗОВАНИЕ Процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей (Ю. К. Бабанский).
СУБКУЛЬТУРА
ДЕТСТВА
Детская субкультура — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; способ освоения ребенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума; специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ. Это особая система бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях; проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

По мнению Р. М. Чумичевой, детство — это мир, где функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов (эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений). Дошкольная педагогика использует множество других понятий, являющихся ведущими:

— для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.);

психологии (развитие, личность, психика, мышление и др.);

анатомии (мозг, скелет, физиологические особенности детей и пр.).

Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и

как наука непосредственно связана с науками о человеке.

Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология — наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.

Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).

Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.

Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.

Этика и эстетика — знание о морали и природе эстетического — образуют основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.

Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.

Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.

Философские основы В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики — науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).
Естественнонаучные
основы
Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности (В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский,
  П. К. Анохин, Н. М. Щелованов, Н. И. Касаткин, Н. М. Аксарина и др.).
Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание. Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.
Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.
Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников.
Психологические основы дошкольной педагогики • культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;
• учение А. Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка;
• теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н. Н. Поддъякова, Л. А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;
• теория «амплификации» детского развития А. В. Запорожца;
• психология детской игры и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина и др.
Историко­
педагогические
основы
отечественной
дошкольной
педагогики
Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования.
Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период, после

создания общественной системы дошкольного воспитания (в 1960 году создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 года был А. В. Запорожец)._________

Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления

новых теорий и технологий дошкольного образования.

Функции дошкольной педагогики:

1- Описательная — накопление педагогических фактов и явлений, их классификация.

2- Объяснительная — раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей.

3- Проективно-конструктивная — разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4- Прогностическая — прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения.

5- Мировоззренческая — активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью:

1) Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста.

2) Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию и способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад — школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ требует их теоретического обоснования, определения условий их эффективной деятельности).

3) Создание госстандарта дошкольного образования (в настоящее время утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования).

4) Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ.

5) Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).

6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7) Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8) Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОО.

9) Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10) Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОО.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования.

Методы педагогического исследования — это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.

Этапы педагогического исследования:

1- определение проблемы, цели, задач, гипотезы;

2- проверка гипотезы (эксперимент);

3- осмысление полученных данных, обработка результатов;

4- оформление результатов исследования;

5- внедрение результатов в практику.

Методологические основы дошкольной педагогики.

Методология педагогики — это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования._______________________________________________

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС­КИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур — основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.
СИСТЕМНЫЙ
ПОДХОД
Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь».
В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО­
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
ЛИЧНОСТНЫЙ
ПОДХОД
Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания.
Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы.
Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной

обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).______________________________________

Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметно­практической активности и познания.

Таким образом, воспитание — это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.

Источник

Основные
подходы к воспитанию и развитию ребенка.

Понятие
методологии. Уровни методологических
знаний. Философские основания дошкольной
педагогики. Гуманизм как социально-ценностное
мировоззрение и как идейная философская
основа дошкольной педагогики. Ориентация
на личность ребенка – ключевая
социально-педагогическая установка.
Гуманизация воспитания и образования
как социально-педагогический принцип
и как главное направление дошкольной
педагогики.

Педагогическая
антропология как методологическое
основание дошкольной педагогики на
общенаучном и частно-научном уровнях.
Ведущие идеи педагогической антропологии:
целостность, единство духовной и
биологической природы человека, его
субъектность, взаимосвязь индивидуального
и социального.

Ребенок
как субъект деятельности, общения,
развития и саморазвития. Источники,
факторы и условия развития личности
дошкольника как субъекта. Наследственность
и воспитание. Роль среды в развитии
ребенка. Среда и воспитание. Социальная
ситуация развития личности. Роль
воспитания в развитии личности ребенка.
Амплификация в развитии личности в
процессе воспитания и обучения.
Соотношение воспитания и обучения и
созревания в процессе развития. Роль
деятельности в развитии личности
дошкольника. Активность личности как
фактор ее развития. Роль общения в
развитии личности дошкольника.

Возрастное
развитие и сензитивность. Воспитание
и возраст: учет в процессе воспитания
возрастных особенностей ребенка и
амплификация его развития, ориентация
на зону его ближайшего развития, повышение
уровня сложности в общении и с взрослым.

Индивидуальность
ребенка и воспитание: учет свойств
индивидуальности и развитие ее творческих
способностей.

Культурологический,
полисубъектный, аксиологический,
средовой, синергетический, этнопедагогический,
компетентностный подходы в дошкольной
педагогике. Системный и комплексный
подходы в дошкольной педагогике.
Системная природа процессов воспитания,
обучения ребенка-дошкольника.
Закономерность целостного развития
личности ребенка как основа комплексного
подхода в педагогическом процессе.

Современные
концепции воспитания и развития ребенка:
Концепция дошкольного воспитания»
(1989), Концепция дошкольного образования
(авт. Слободчиков, проект). Зарубежные
концепции воспитания и развития ребенка.

Альтернативные
педагогические концепции и теории
воспитания детей дошкольного возраста.
(М. Монтессори, Р. Штайнер, М. Лангнфельд,
Х. Мах, С. Байер-Климпфингер, Г. Гетцер и
др.).

Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения

Понятие
педагогического исследования. Этапы
педагогического исследования. Методы
педагогического исследования.

Связь
теории и практики дошкольного воспитания.
Актуальные проблемы педагогических
исследований в современной дошкольной
педагогике.

Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника

Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека

Понятие
семьи. Семья как социокультурная среда
развития ребенка. Функции семьи. Забота
о детях, их воспитании – важнейшая
функция семьи ее право и обязанность.

Роль
семьи в воспитании ребенка. Зарубежные
и отечественные педагоги о семейном
воспитании: Я.М. Коменский, И.Г. Песталоцци,
Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт,
Е.А. Аркин, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский
и др.

Психологические
механизмы влияния семьи на развитие
личности. Социально-психологические
условия воспитания ребенка в семье.
Дошкольник как член семейного коллектива.
Особенности взаимоотношений детей с
разными членами семьи. Роль авторитета
родителей. Семейные традиции.

Задачи
семейного воспитания, направления
воспитания ребенка дошкольного возраста
в семье (обеспечение, физического,
психического и интеллектуального
здоровья ребенка, обогащение его
духовного мира, этическое и эстетическое
развитие и воспитание, развитие
потребностей и интересов, формирование
начал гражданственности и положительного
отношения к труду, развитие основ
коммуникативной культуры.

Типы
семейного воспитания. Типичные трудности
и недостатки семейного воспитания, пути
их преодоления.

Необходимость
укрепления семьи, охраны материнства
и детства, усиления ответственности
семьи за воспитание детей на современном
этапе развития общества и образования.

Сотрудничество
семьи с другими институтами воспитания
как условие достижения, положительных
результатов развития личности ребенка.
Единство целей и задач общественного
и семейного воспитания, актуальные
проблемы, направления, современные
модели сотрудничества ДОУ и семьи.
Задачи, содержание, методы и формы
сотрудничества семьи и дошкольных
учреждений в воспитании
детей.

Ребенок
и социум (детские объединения, учреждения
дополнительного дошкольного образования).

ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ: семья, семейное воспитание,
родительский авторитет, сотрудничество.

Источник