Методологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Дошкольная педагогика относится к числу молодых дисциплин в системе педагогических наук. Ее возникновение связано с именем Я. А. Коменского. Предмет дошкольной педагогики — процесс воспитания детей дошкольного возраста, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства.
ВОСПИТАНИЕ | В социальном смысле — социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру. Цель воспитания дошкольников сформулирована в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) как всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка. |
ОБУЧЕНИЕ | Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности (И. Я. Лернер). |
ОБРАЗОВАНИЕ | Процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей (Ю. К. Бабанский). |
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА | Детская субкультура — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; способ освоения ребенком путей вхождения в мир взрослых, культуру социума; специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ. Это особая система бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях; проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. |
По мнению Р. М. Чумичевой, детство — это мир, где функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов (эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений). Дошкольная педагогика использует множество других понятий, являющихся ведущими:
— для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.);
— психологии (развитие, личность, психика, мышление и др.);
— анатомии (мозг, скелет, физиологические особенности детей и пр.).
Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и
как наука непосредственно связана с науками о человеке.
Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология — наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.
Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).
Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.
Физиология является естественнонаучной базой педагогики и психологии: чтобы сформировать личность ребенка-дошкольника, необходимо знать его организм, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность и т.п.
Этика и эстетика — знание о морали и природе эстетического — образуют основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.
Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование.
Философские основы | В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики — науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.). |
Естественнонаучные основы | Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности (В. М. Бехтерев, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, |
П. К. Анохин, Н. М. Щелованов, Н. И. Касаткин, Н. М. Аксарина и др.). Нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание. Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего. Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ. Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. | |
Психологические основы дошкольной педагогики | • культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения; • учение А. Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка; • теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н. Н. Поддъякова, Л. А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период; • теория «амплификации» детского развития А. В. Запорожца; • психология детской игры и периодизация психического развития Д. Б. Эльконина и др. |
Историко педагогические основы отечественной дошкольной педагогики | Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) легли в основу современной теории дошкольного образования. Исследования по разным направлениям дошкольного образования в советский период, после |
создания общественной системы дошкольного воспитания (в 1960 году создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 года был А. В. Запорожец)._________
Заложенные теоретические основы являются отправной точкой появления
новых теорий и технологий дошкольного образования.
Функции дошкольной педагогики:
1- Описательная — накопление педагогических фактов и явлений, их классификация.
2- Объяснительная — раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей.
3- Проективно-конструктивная — разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4- Прогностическая — прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения.
5- Мировоззренческая — активное формирование педагогического сознания в общественной среде.
Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью:
1) Изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста.
2) Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию и способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад — школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ требует их теоретического обоснования, определения условий их эффективной деятельности).
3) Создание госстандарта дошкольного образования (в настоящее время утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования).
4) Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ.
5) Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмов их действия).
6) Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
7) Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.
8) Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОО.
9) Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
10) Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОО.
Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования.
Методы педагогического исследования — это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.
Этапы педагогического исследования:
1- определение проблемы, цели, задач, гипотезы;
2- проверка гипотезы (эксперимент);
3- осмысление полученных данных, обработка результатов;
4- оформление результатов исследования;
5- внедрение результатов в практику.
Методологические основы дошкольной педагогики.
Методология педагогики — это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД | Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей. |
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД | Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур — основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания. |
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД | Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств). |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД | Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД | Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности. |
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД | Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка. |
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД | Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной |
обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).______________________________________
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.
С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметнопрактической активности и познания.
Таким образом, воспитание — это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.
Источник
Основные
подходы к воспитанию и развитию ребенка.
Понятие
методологии. Уровни методологических
знаний. Философские основания дошкольной
педагогики. Гуманизм как социально-ценностное
мировоззрение и как идейная философская
основа дошкольной педагогики. Ориентация
на личность ребенка – ключевая
социально-педагогическая установка.
Гуманизация воспитания и образования
как социально-педагогический принцип
и как главное направление дошкольной
педагогики.
Педагогическая
антропология как методологическое
основание дошкольной педагогики на
общенаучном и частно-научном уровнях.
Ведущие идеи педагогической антропологии:
целостность, единство духовной и
биологической природы человека, его
субъектность, взаимосвязь индивидуального
и социального.
Ребенок
как субъект деятельности, общения,
развития и саморазвития. Источники,
факторы и условия развития личности
дошкольника как субъекта. Наследственность
и воспитание. Роль среды в развитии
ребенка. Среда и воспитание. Социальная
ситуация развития личности. Роль
воспитания в развитии личности ребенка.
Амплификация в развитии личности в
процессе воспитания и обучения.
Соотношение воспитания и обучения и
созревания в процессе развития. Роль
деятельности в развитии личности
дошкольника. Активность личности как
фактор ее развития. Роль общения в
развитии личности дошкольника.
Возрастное
развитие и сензитивность. Воспитание
и возраст: учет в процессе воспитания
возрастных особенностей ребенка и
амплификация его развития, ориентация
на зону его ближайшего развития, повышение
уровня сложности в общении и с взрослым.
Индивидуальность
ребенка и воспитание: учет свойств
индивидуальности и развитие ее творческих
способностей.
Культурологический,
полисубъектный, аксиологический,
средовой, синергетический, этнопедагогический,
компетентностный подходы в дошкольной
педагогике. Системный и комплексный
подходы в дошкольной педагогике.
Системная природа процессов воспитания,
обучения ребенка-дошкольника.
Закономерность целостного развития
личности ребенка как основа комплексного
подхода в педагогическом процессе.
Современные
концепции воспитания и развития ребенка:
Концепция дошкольного воспитания»
(1989), Концепция дошкольного образования
(авт. Слободчиков, проект). Зарубежные
концепции воспитания и развития ребенка.
Альтернативные
педагогические концепции и теории
воспитания детей дошкольного возраста.
(М. Монтессори, Р. Штайнер, М. Лангнфельд,
Х. Мах, С. Байер-Климпфингер, Г. Гетцер и
др.).
Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения
Понятие
педагогического исследования. Этапы
педагогического исследования. Методы
педагогического исследования.
Связь
теории и практики дошкольного воспитания.
Актуальные проблемы педагогических
исследований в современной дошкольной
педагогике.
Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника
Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека
Понятие
семьи. Семья как социокультурная среда
развития ребенка. Функции семьи. Забота
о детях, их воспитании – важнейшая
функция семьи ее право и обязанность.
Роль
семьи в воспитании ребенка. Зарубежные
и отечественные педагоги о семейном
воспитании: Я.М. Коменский, И.Г. Песталоцци,
Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт,
Е.А. Аркин, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский
и др.
Психологические
механизмы влияния семьи на развитие
личности. Социально-психологические
условия воспитания ребенка в семье.
Дошкольник как член семейного коллектива.
Особенности взаимоотношений детей с
разными членами семьи. Роль авторитета
родителей. Семейные традиции.
Задачи
семейного воспитания, направления
воспитания ребенка дошкольного возраста
в семье (обеспечение, физического,
психического и интеллектуального
здоровья ребенка, обогащение его
духовного мира, этическое и эстетическое
развитие и воспитание, развитие
потребностей и интересов, формирование
начал гражданственности и положительного
отношения к труду, развитие основ
коммуникативной культуры.
Типы
семейного воспитания. Типичные трудности
и недостатки семейного воспитания, пути
их преодоления.
Необходимость
укрепления семьи, охраны материнства
и детства, усиления ответственности
семьи за воспитание детей на современном
этапе развития общества и образования.
Сотрудничество
семьи с другими институтами воспитания
как условие достижения, положительных
результатов развития личности ребенка.
Единство целей и задач общественного
и семейного воспитания, актуальные
проблемы, направления, современные
модели сотрудничества ДОУ и семьи.
Задачи, содержание, методы и формы
сотрудничества семьи и дошкольных
учреждений в воспитании
детей.
Ребенок
и социум (детские объединения, учреждения
дополнительного дошкольного образования).
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ: семья, семейное воспитание,
родительский авторитет, сотрудничество.
Источник