Методики развития речи у ребенка в раннем возрасте
Гузель Файзулина
Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.
Выделяются три группы методов:
словесные,
наглядные,
практические.
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы:
наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ;
наблюдения в природе;
экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;
рассматривание игрушек, предметов и картин;
изобразительная наглядность.
Практические методы:
дидактические игры;
дидактические упражнения;
хороводные игры;
игры – драматизации; инсценировки;
игры – сюрпризы;
игры с правилами.
Например,
Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.).
Приведем пример для инсценировки «О чем рассказала игрушка».
Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:
«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»
Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.
В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.
Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.
Словесные методы:
чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики — чикалочки”.
Ладушки
Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Кате снесть?
Я и сам укушу
Да и Кате принесу.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание — эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания:
«Сдуй снежинку»,
«Бабочка, лети»,
«Забей гол»,
«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры:«Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
«Этот пальчик хочет спать…»
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
«Этот пальчик…»
Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Стимулирование речевой активности детей раннего возраста
(советы заботливым родителям)
Если ребёнок в 2 — 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако педагоги из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет, и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Источник
Тема: «Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»
Речь -форма общения (коммуникации) людей посредством языка.
Язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения. Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами. К средствам развития речи относятся:
обучение в процессе общения;
культурная языковая среда;
художественная литература;
разнообразные виды искусства. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании развития межличностных отношений.
База для последующего развития красивой, правильной, выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. Поэтому, на главный план выходит – развитие речи. Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям: применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;
во время специально организованного обучения.
Детский сад – время роста возможностей малыша. Речь ребенка под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. В группе раннего возраста инициативность речи ребенка, частота и содержательность возникают в игре со сверстниками и взрослым, и развитие речи такого возраста характеризуется быстрым запоминанием новых слов, подражанием взрослому, достаточным уровнем понимания речи.
Развитие речи. Цель — научить ребенка правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.
Задачи:
— обогащать и активизировать словарный запас;
— формировать грамматический строй речи;
— воспитывать звуковую культуру;
— знакомить с художественной литературой;
— развивать связную речь.
Осуществляя руководство развитием речи, педагог использует методы и приемы развития речи.
Выделяют три группы методов
— наглядные,
— словесные,
— практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,
рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для
закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры. Продуктивные методы в группе раннего возраста практически не используются.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:
— словесные,
— наглядные
— игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Ознакомившись с методами и приемами, можно сделать вывод о том, что чем богаче развивающая предметно – пространственная среда, тем интенсивнее будет развиваться речь детей. Дидактические пособия, иллюстрированные картины, дидактический материал помощник номер один в организации качественных занятий. К таким пособиям можно отнести и лэпбук.
Лэпбук это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Более всего это тематическая папка.
Лэпбук является современным средством, которым пользоваться стали совершенно недавно и не все даже слышали о нем. Это интерактивное пособие, переоценить возможности которого, просто невозможно.Каждый лэпбук уникален. Кроме того, что при рассматривании этого средства обучения у ребенка закрепляются знания о теме лэпбука, при игре с лэпбуком у ребенка развивается мелкая моторика рук, так как при изготовлении данного пособия не ограничивается материал для его изготовления. Лэпбук может иметь различные материалы, такие как, бумага бархатная и обычная, пуговки и блестки, ленточки, вата и другой самый разнообразный материал.
Считается, что лэпбук показан детям с 5-ти летнего возраста. Это можно оспорить, потому что выбор развивающих задач может быть разным. Дети раннего возраста очень любопытны, любое новшество захватывает их и от восторга они готовы воспринимать большой объем информации. Отличие детей младшего возраста от детей 5 –ти летнего возраста и детей более старшего возраста заключается в том, что малыши быстро утомляются.
Поэтому игра не должна быть затянувшейся.Так же игра с лэпбуком должна контролироваться воспитателем, в силу возраста ребенка и для успешного обучения теме воспитатель выстраивает игру самостоятельно.
В группе раннего возраста актуальны лэпбуки на тему животные, насекомые. Транспорт, названия предметов мебели, одежды, профессии людей. Лэпбук будет успешно тренировать запоминание геометрических фигур. Формировать умения отличать цвета, находить и отличать времена года.
При игре с лэпбуком просматриваются методы и приемы развития речи. Так как лэпбук пособие наглядное, с малышами педагог обязательно проговаривает отдельные моменты, а значит – словесный метод присутствует, а так как это игра, практический метод тоже есть. Трудно представить другое пособие, функциональность которого будет столь же велико.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде:
* информативен;
* полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
* пригоден к использованию одновременно группой ребят;
* обладает дидактическими свойствами;
* является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
* вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
* его структура и содержание доступны возрасту;
* обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук «Эти удивительные профессии» воспитывает в детях умение сопоставлять, находить лишнее и общее. Развивает память, внимание, тренирует усидчивость. Помогает формированию всесторонне развитой личности.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания. Это действительно современное средство для развития речи детей раннего возраста.
Используемая литература.
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва . Владос 2001. 272 стр.
2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.
5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.
Интернет ресурсы:
https://lib.sportedu.ru/.
Источник