Методики по сопровождению развития ребенка раннего возраста

Полюх Ольга
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста
Доклад
по теме:
«Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».
Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы
Константинова Ольга Анатольевна.
2019г
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.
Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка
Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования. На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.
Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например, хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения. Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.
Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Она состоит из двух блоков:
I БЛОК
Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение
I этап маркетинговые исследования;
II этап социологический;
III этап адаптационный.
I этап
Маркетинговые исследования:
Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания)
Работа с детской поликлиникой;
II этап
Социологический:
Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);
Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
III этап
Адаптационный:
Режим посещения ДОУ (индивидуальный);
Использование здоровьесберегающих технологий;
Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
Отслеживание течения периода адаптации.
II БЛОК
Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.
В работе с детьми раннего возрастаактивно взаимодействуют специалисты:
— воспитатель (см. построение педагогического процесса
— медицинские работники;
— администрация ДОУ;
— музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);
Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.
1. Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста.
Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 — 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.
2. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на развитие детей раннего дошкольного возраста.
4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.
II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста.Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста.В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д., анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.).
Источник
Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.
В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]
Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.
Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% — имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.
Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.
Задачи программы:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер
коррекции; - стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного
развития детей.
Нормативно-правовая база (основные документы):
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ” - Приказ “О специализированной помощи больным
при нарушении речи и других ВПФ” - Приказ “О совершенствовании системы
мед.обеспечения детей в ОУ” - Положение о работе ПМПк ДОУ.
- Устав ДОУ.
Основные принципы:
Принцип междисциплинарного подхода
особенности
педагогической среды [1]
Организационная модель службы
психологического сопровождения:
I блок ориентирован на детей и включает в себя
организационные формы оказания помощи детям
раннего возраста с проблемами в развитии.
Содержание работы в данном направлении
заключается в реализации наблюдений и
диагностической работы с целью изучения того,
как проходит период адаптации ребенка к детскому
саду, оценки уровня развития малыша, и
своевременного выявления детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном,
эмоциональном развитии, трудности в обучении и
социальной адаптации.
По результатам наблюдений и диагностических
мероприятий делаются выводы, заключения, даются
устные и/или письменные рекомендации родителям и
педагогам группы по наиболее эффективному
простраиванию дальнейшего взаимодействия и
коррекционно-развивающей работы с детьми. При
выявлении недостатков в развитии
разрабатываются и реализуются индивидуальные
программы развития. Полученная информация о
ребенке может быть использована для создания
развивающей среды в группе, изменения
обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.
II блок в организационной модели службы
ориентирован на оказание психологической и
информационной помощи педагогам, работающим с
детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и
закономерностями развития детей раннего и
младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить
адекватным способам взаимодействия с детьми с
определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие
повышению эмоционального комфорта в группе и
стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной
структуре службы направлена на оказание
психолого-педагогической помощи родителям детей
раннего возраста. В настоящее время эта помощь
оказывается на консультативном уровне:
индивидуальные и групповые консультации,
информация в “уголках родителей” (стендовые
консультации, информационные листки, памятки и
т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
личностными особенностями ребенка, отслеживания
динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
дальнейшем планируется организация в детском
саду Школы молодых родителей, где родители
смогут поделиться опытом, получить необходимые
теоретические знания и практические навыки
взаимодействия с детьми.
Направления деятельности психолога:
Моя работа в диагностическом направлении
обеспечивает, прежде всего, определение уровня
развития ребенка, его соответствие нормативным
показателям ведущих для данного возраста линий
развития. Полученные результаты позволяют
определить характер психофизического развития
каждого ребенка – его нормативность, наличие
опережения либо задержки, как в целом, так и по
отдельным линиям.
Диагностика осуществляется мною в ходе
анкетирования родителей, бесед с педагогами и
родителями, индивидуального педагогического
обследования уровня психофизического развития
ребенка (заполнение карты психофизического
развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
психолого-педагогического обследования ребенка
(по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
[4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
ребенком.
Диагностическая функция является базовой по
отношению ко всем остальным функциям службы,
определяя содержательную основу их реализации.
В профилактическом направлении я работаю
на обеспечение профилактики возникновения
отклонений в развитии, обусловленных
несоответствием требований среды реальным
возможностям ребенка.
Средствами профилактики выступают специально
организованная предметно-пространственная
среда в группе, развивающее взаимодействие,
сотрудничество взрослых с ребенком в различных
видах деятельности, индивидуальные и групповые
развивающие занятия с педагогом (с учетом
рекомендаций педагога-психолога),
психопрофилактические занятия.
Работа в развивающем направлении
направлена на стимуляцию потенциальных
возможностей ребёнка, создание
психолого-педагогических условий
своевременного появления и развития у него
ведущих психологических новообразований
данного возраста, овладение ребёнком
соответствующими формами деятельности и
общения.
Реализуется развивающая функция в процессе
индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
развивающего взаимодействия родителей с
ребенком.
Коррекционное направление – предполагает
целенаправленную работу по изменению
развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
потребностям ребенка, создание
психолого-педагогических условий преодоления
имеющихся у ребенка трудностей в овладении
деятельностью, способами и средствами
взаимодействия с окружающими, развитии
психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе
специальной организации
предметно-пространственной,
коррекционно-развивающей среды, специально
организованного взаимодействия взрослых с
ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское
направление – направлено на создание
необходимого информационного и мотивационного
поля ранней психолого-педагогической помощи,
активное включение родителей ребенка раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья
в целенаправленный коррекционно-развивающий
процесс. Адресатами консультативной помощи
являются как родители детей раннего возраста,
так и педагоги, медики, другие специалисты.
Содержание консультативной помощи включает
информацию о закономерностях развития ребенка в
раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
развития ребенка, задачах, направлениях и
средствах развивающего взаимодействия взрослых
с ребенком и т.д.
Консультативная функция реализуется в
процессе индивидуальных и групповых
консультаций родителям и педагогам, а также в
виде оформления стендовых консультаций.
На данном этапе я ставила перед собой задачу
обобщить, систематизировать накопленный опыт,
методы и формы работы с детьми раннего возраста,
а также выстроить систему действий по
становлению службы сопровождения развития
ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.
В данный момент эта система осуществляется так:
Система психолого-педагогического
сопровождения:
- Анкетирование родителей (еще до поступления
ребенка в детский сад) (см. Приложение
1). Устные и письменные рекомендации
родителям по развитию детей раннего дошкольного
возраста и по подготовке к поступлению в детский
сад (см. Приложение 2). Изучение
медицинской карты. (Предварительный сбор
информации о ребенке, его особенностях, стиле
семейного воспитания, определение уровня
готовности ребенка к поступлению в детский сад.) - Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
родителями и воспитателями. Проведение
психологической диагностики уровня
адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
3). Основной задачей на этом этапе становится
выявление, комплексное обследование и отбор
детей раннего возраста, имеющих отклонения в
физическом, эмоциональном развитии и социальной
адаптации. - Заполнение воспитателем под руководством
психолога карты психофизического развития
ребенка раннего возраста (см. Приложение
4) с целью отслеживания гармоничности
/дисгармоничности развития ребенка, обобщения
информации об уровне развития детей,
планирования направлений индивидуальной работы
(индивидуально по эпикризным срокам каждого
ребенка). - Психолого-педагогическое обследование детей с
целью определения актуального уровня развития,
выявления проблем и недостатков развития. - Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
и осуществление индивидуальных комплексных
коррекционно-развивающих программ (в случае
необходимости).
Предполагаемые результаты:
- Раннее выявление отклонений в развитии детей.
- Устранение выявленных проблем в развитии в
течение дошкольного детства. - Повышение психолого-педагогической
грамотности педагогов и родителей. - Создание специально организованной
педагогической среды.
Литература:
- Баранова М.Л. Справочник руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
Организация психолого-педагогической помощи
детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - Диагностическое обследование детей раннего и
младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. - Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002. - Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
2005. - Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Источник