Методики обследования психомоторного развития ребенка
Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики
Педагог – психолог Н. А. Долгополова
Адаптированная методическая технология
«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»
Содержание
1. Пояснительная записка…. 2
2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3
3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6
4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8
5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11
6. Методическое обеспечение ….…. 11
Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.
Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.
Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста — выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.
МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»
Анализ
результатов развития психомоторики дошкольников
на конец учебного года
Дата: апрель – май 2015г.
Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,16 — дошкольные Возраст: 3 – 7лет
Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ
Цель:
выявление реального уровня развития психомоторики детей;
степень его соответствия возрастным нормам;
определение отклонений и недостатков физического и нервно — психического развития детей;
прогнозирование особенностей развития ребенка;
подбор оптимального содержания развивающих упражнений;
подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;
Количественный анализ результатов показал:
Младший возраст — 3 — 4 г. — обследовано –136 детей:
— Норма развития – 128 ребенка — 94 %;
— Профилактические занятия – 22 ребенка;
— Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.
Средний возраст — 4 — 5 лет – обследовано –81 ребенок:
— Норма развития – 76 детей – 94 %;
— Профилактические занятия – 13 детей;
— Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.
Старший возраст 5 — 6 лет – обследовано –78 детей:
— Норма развития – 75 детей – 96 %;
— Профилактические занятия – 11 детей;
— Индивидуальные занятия – 3 детей — 4 %
Подготовительные группы 6 — 7 лет – обследовано –73 ребенка:
— Норма развития – 73 ребенка – 100 %;
— Профилактические занятия – 20 детей;
— Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %
Качественный анализрезультатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:
1.Младший возраст:
моторика рук;
мелкая моторика пальцев;
статистическое равновесие;
координация движений;
автоматизация движений.
2.Средний возраст:
мелкая моторика рук;
мелкая моторика пальцев рук;
автоматизация движений.
3.Старший возраст:
статистическое равновесие;
мелкая моторика пальцев рук;
4.Подготовительные группы:
динамическое равновесие;
статистическое равновесие;
общее психомоторное развитие.
Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6
Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.
Рекомендации:
Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.
Оценка психомоторного развития дошкольников
2014 — 2015 учебного года
Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.
Младшая № 8
27 23 25
136
детей 2 2
Младшая № 5
29 25 29 0 4
Младшая № 12
26 19 24 2 5
Младшая № 10
28 21 27 1 6
Младшая № 11
26 18 23 3 5
Итого:
106 128 8 22
Средняя № 4
27 24 27 81
ребенок 0 3
Средняя № 13
27 20 24 3 4
Средняя № 15
27 19 25 2 6
Итого:
63 76 5 13
Старшая № 2
26 19 24
78
детей 2 5
Старшая № 7
26 25 25 1 0
Старшая № 14
26 20 26 0 6
Итого: 64 75 3 11
Подготовит. № 3
25 19 25
73
ребенка 0 6
Подготовит. № 6
23 22 25 0 3
Подготовит. № 16
24 12 23 0 11
Итого: 53 73 0 20
Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 — 100 % 16 – 4 % 66
Методика обследования психомоторного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Диагностика развития двигательной сферы
на 3 года
Общая моторика
Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:
1 год – самостоятельная ходьба;
1,5 — 2 года:
Динамика — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;
Автоматика — перешагивает через препятствие на полу;
Статика — встает на лавку 20 см. от пола;
2,5 года:
Динамика — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;
Автоматика — перешагивает через несколько препятствий;
Статика — нагибается за предметом;
3 года:
Автоматика — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой
12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;
Динамика — подпрыгивает на двух ногах без поддержки,
Статика — стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.
Мелкая моторика (на 3 года)— одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.
Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 4 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
— исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.
— необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)
После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа; б) мочки левого уха;
Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.
— Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.
3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)
— На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)
— По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.
4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)
— В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.
— Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.
5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)
— Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.
— При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 5 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
— Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)
2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)
— Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.
— Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.
— Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.
3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.
— Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.
4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)
— Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.
— Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.
5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.
— На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.
По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.
— Время выполнения задания ограничивается — 20 секунд.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 6 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
— В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900
После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
2-е задание На оценку точности и координации движений
— Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)
3-е задание На оценку тонкой моторики рук.
— Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.
Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 7 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
— Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.
2-е задание На оценку динамического равновесия.
— Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития
— Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.
Время выполнения задания 15 сек.
Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.
Литература:
1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.
2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.
3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.
Источник
М. А. Безбородова
Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников Учебное пособие
Предисловие
Предлагаемое магистрантам учебное пособие направлено на помощь будущему психологу в школе. Оно должно помочь облегчить им подбор соответствующего инструментария, средств и методик, необходимых для адекватного решения возникающих проблем. Данное пособие позволяет магистрантам решать профессиональные задачи в своей практической деятельности в школе. Это означает: осуществлять анализ психологических свойств и состояний детей; выявлять их трудности в обучении, нарушения и отклонения в психическом развитии ребенка; диагностировать умственное развитие средствами изучения мелкой моторики рук; информировать участников о роли психологических факторов в процессах воспитания и образования, коммуникации; формировать установки, направленные на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии. Даже специально разработанные рекомендации оказываются неэффективными из-за качества профессиональной психологической подготовки учителей, которые должны уметь: использовать качественные и количественные методы психологического обследования; анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся.
Содержание учебного пособия может вызвать интерес не только у педагогов, но и у широкого круга читателей. Пособие ориентировано на оптимизацию практической подготовки студентов педагогических факультетов и содержит много разнообразных полезных методик диагностики психомоторного развития детей.
Раздел 1
Методы отечественной диагностики психомоторных способностей школьников
Методика 1.1
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук (1930) [64]
Проба направлена на оценку сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.
Процедура проведения методики заключается в одновременном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжимании кулака другой руки. Экспериментатор показывает ребенку двигательный образец, затем ребенку предлагается выполнять движения одновременно с экспериментатором («Делай, как я»), а затем – самостоятельно.
Включенная в диагностический комплекс классическая методика Н.И. Озерецкого проводится в три этапа. На первом этапе (серия А) используется оригинальный вариант теста, т.е. испытуемый выполняет задание по зрительному образцу, сначала одновременно с экспериментатором, а затем самостоятельно.
На втором этапе (серия Б) ребенок продолжает выполнять то же задание, что в серии А, но экспериментатор просит закрыть глаза, ограничивая тем самым возможности зрительного контроля.
На третьем этапе (серия В) экспериментатор вновь изменяет инструкцию: ребенка просят открыть глаза и продолжить выполнение задания, но при этом зажать язык между зубами, тем самым ограничиваются возможности контроля со стороны внутренней речи.
Задание выполняется 6–7 раз в каждой серии.
Качество выполнения теста Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию движений оценивается следующим образом:
• 0 баллов – реципрокно, плавно;
• 1 балл – со сбоями (отставанием одной руки и самоисправлениями);
• 2 балла – поочередно (сначала движение выполняет одна рука, потом – другая);
• 3 балла – с уподоблением (обе руки выполняют одинаковые движения) [9, с. 87–88].
Методика 1.2
Проба на динамический праксис А.Р. Лурия (1969) [73]
Проба в первую очередь направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы при наглядной демонстрации образца и сформированности механизмов серийной организации движений. Процедура проведения пробы состоит в последовательном заучивании и воспроизведении двигательной программы («кулак–ребро–ладонь») сначала правой, а затем левой рукой. Экспериментатор три раза демонстрирует ребенку последовательность движений, после чего предлагает ему самостоятельно воспроизвести ее правой рукой. Если ребенок не может правильно воспроизвести последовательность, образец демонстрируется повторно. Затем ребенку предлагается выполнить задание левой рукой. Используя данную методику в диагностическом комплексе, испытуемому предлагалось выполнять задания только одной рукой – той, которой он обычно пишет. Проведение данной методики также было организовано в три этапа:
• серия А: выполнение задания по зрительному образцу;
• серия Б: выполнение задания без зрительного контроля, экспериментатор просит испытуемого продолжать выполнение задания с закрытыми глазами;
• серия В: выполнение задания с ограничением речевого контроля, экспериментатор просит испытуемого открыть глаза, не прерывая выполнения задания, и зажать язык между зубами.
Выполнение каждой методики и каждой серии оценивались по 4-балльной системе: от 0 до 3 баллов, где 0 – наивысшая оценка, означающая, что ребенок сразу понял инструкцию, самостоятельно и правильно выполнил задание; 3 – инструкцию понимает не сразу, задание выполняется с серьезными ошибками или выполнение задания недоступно.
Оценка выполнения пробы на динамический праксис А.Р. Лурия:
• 0 баллов – плавное, безошибочное выполнение задания;
• 1 балл – переход от поэлементного к плавному выполнению, единичные сбои, самоисправление, замедление темпа;
• 2 балла – «пачками», отделяя паузами одну серию от другой, расширение структуры: один из элементов дублируется или переходное движение становится отдельным элементом;
• 3 балла – сплошное инертное воспроизведение искаженной серии движений: например, инертное повторение упрощенной или расширенной структуры [9, с. 88–89].
Методика 1.3
«Перебор пальцами». Тест на динамическую организацию двигательного акта
Методика заключается в поочередном прикосновении большим пальцем ко 2, 3, 4 и 5-му пальцам (пять серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2–3 серии движений, каждая серия за 5 с), а потом в максимально быстром темпе (5–7 серий движений, каждая серия за 3 с). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем – раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики – солдаты, командуй: раз, два, три, четыре…»
Оценка результатов:
• 4 балла – выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе;
• 3 балла – дезавтоматизация движений на истощении;
• 2 балла – явления персевераторности на истощении;
• 1 балл – выраженная персевераторность движений [76, с. 14,15].
Методика 1.4
«Развитие мелкой моторики рук», М.О. Гуревич
Инструкция. Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.
Оценка выполнения:
• 4 балла – выполняет задание точно, без ошибок;
• 3 балла – выполняет с одной ошибкой;
• 2 балла – выполняет с 2–3 ошибками;
• 1 балл – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.
Упражнение выполняется индивидуально каждым ребенком для выявления точности, координированности движений мелкой мускулатуры пальцев руки ребенка, так как не все дети могут точно соединить большой палец с мизинцем или безымянным пальцем. Это является важным показателем развития мелкой моторики руки [24].
Методика 1.5
Оптико-кинестетическая организация движения Е.Ф. Архипова – пробы «на праксис позы»
Ребенку предлагается сложить по подражанию 1-й и 2-й пальцы в кольцо, вытянуть 2-й и 3-й, 2-й и 5-й, 1-й и 2-й и т.п. Игровая форма данного задания: поза 2–5 – «сделай козу рогатую», 2–3 – «сделай зайчика» [56].
1. Праксис по словесной инструкции
Инструкция. «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).
Критерии оценки:
• 4 балла – все задания выполняются правильно;
• 3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
• 2 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
• 1 балл – выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);
• 0 баллов – задания не выполняются [7, с. 67].
2. Праксис поз по зрительному образцу
Инструкция. «Делай, как я».
Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 1 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол [7, с. 67].
Рис. 1. Положение пальцев
(источник: https://zakon.today/psihiatriya-psihologiya_915/kinesteticheskiy-praksis-143444.html)
3. Праксис поз по кинестетическому образцу
Инструкция. «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте 1.
Критерии оценки:
• 4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого;
Источник