Методики на уровень развития ребенка 10 лет
Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.
Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:
· внимание,
· память,
· воображения,
· мышление.
· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.
· Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.
· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.
· Возрастные психические новообразования.
· Предпосылки формирования учебной деятельности.
· Произвольность поведения и познавательных процессов.
Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.
К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.
Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.
Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне
Подстраницы:
Источник
Этот период между детством и взрослостью. Процесс формирования новообразований в этом
возрасте, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего
в подростке одновременно существуют и «детское», и
«взрослое».
По Л. С. Выготскому, подростковому возрасту присуще
2 тенденции:
1) тормозящая развитие взрослости (занятость
школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых
обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);
2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность,
субъективное ощущение взрослости и т.п.).
Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в
подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти
взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.
Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи
развития в подростковом возрасте.
У подростков чрезмерная активность может
привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе
переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие
нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению
сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая
любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение
к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями
— в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом «бури и
натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев
который человек приобретает чувство индивидуальности.
В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную
внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с
математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка,
соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время
подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в
котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до
тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.
Для подростка социальный мир, в котором он живет,
существует априори. Это природно-предметно-социальная реальность, в которой он
еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир. И действительно,
городской подросток мало что может преобразовать в природе, в предметном мире в
социальных отношениях. Подросток уже владеет действиями воображения, которые
приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную
обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей
существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода
проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в
развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых
образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие
способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой
деятельности. Воображение подростков может оказывать таким образом влияние на
познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.
В отдельных случаях подростки, вкусившие удовольствие
свободного полета воображения, могут попасть в западню реальности. Здесь
«съезжание» к стереотипному воспроизведению наработанных образов,
знаковых шаблонов, сюжетов; «закостенение» самих образов и сюжетов,
превращение их в стимулы, рефлекторно вызывающие эмоции; стремление закрыться
от внешнего мира. Собственно, здесь может таиться психологическая основа
подросткового аутизма — погружения в мир воображаемых переживаний с ослаблением
контакта с действительностью, ухода от реальности, отсутствия стремления к
общению с людьми — взрослыми и сверстниками. Отчуждение подростка от людей в
пользу воображаемого мира снижает и познавательную деятельность.
Мышление подростка формируется и крепнет. Подросток
уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к
запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 16 лет. В
подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая
память -она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно
включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого;
становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает
на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.Внимание у
учащихся средней школы должно быть произвольным. Произвольное внимание
управляется волей человека и не зависит от различных помех. Подросток в этом случае осуществляет сознательный выбор
цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя свое внимание на
удовлетворение другого. Отсутствие навыков сосредоточения, удержания,
переключения и распределения
произвольного внимания часто является одной из основных причин неуспеваемости
учащихся. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для
него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в
трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться
и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может
соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является
профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым,
контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
В школе на уроках внимание подростков нуждается в
поддержке со стороны учителя — долгая, долгая учебная деятельность вдохновляет
подростка на поддержание произвольного внимания. Именно в подростковом возрасте кривая
утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.Судя по проявлениям
внимания, подростковый возраст- период парадоксов в достижениях
возможностей и в потерях. Психологическая практика показывает, что произвольное
внимание значительно лучше развито у тех учащихся, которые уделяют регулярно
время для его тренировки. Причем упражнения для его развития – это не
обязательно нудная и тяжелая работа, но и увлекательная и полезная игра.
Занимайся каждый день
по несколько минут. Не назначай себе твёрдого, конкретного времени дня,
не откладывай удовольствие. Учтите, что попытка чётко утвердить строгое время
занятий редко приводит к хорошим результатом. Гораздо более продуктивно
заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния
творческого подъёма.
Предлагаемое пособие для развития внимания содержит
игры и упражнения. Упражнения часто требуют специальных бланков для выполнения,
поэтому вы можете сделать для себя
необходимое количество копий. Материалы для части упражнений можно подобрать
самим, ориентируясь на представленные образцы. Если данное пособие сподвигнет
вас на создание собственных упражнений – дерзайте!
Желаем вам успехов в постижении и совершенствовании
своих способностей!
Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне
Подстраницы:
Источник
I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.
Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»
а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье— одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата-
б) Окунь, карась-
в) Лето, зима-
г) Огурец, помидор-
д) Сирень, шиповник-
е) Шкаф, диван-
ж) День, ночь-
з) Слон, муравей-
и) Июнь, июль-
к) Дерево, цветок-
Правильные ответы:
I
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва
II
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный
III
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер
IV
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения
Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляем ребенку по 1 баллу. Там, где ответы неправильные- даем вторую попытку и в случае правильного ответа начисляем 0,5 балла.
Интерпретация.
1-й уровень успешности (интеллектуальный уровень развития высокий)— 32 балла и более
2-й уровень ( интеллектуальный уровень развития нормальный)— 31,5—26 баллов
3-й уровень (интеллектуальный уровень развития средний) — 25,5—20 баллов
4-й уровень (интеллектуальный уровень развития ниже среднего. Стоит обратить внимание!) — 19,5 и менее
Оценить статью
Статьи на эту тему
Ментальная арифметика в школе Соробан
Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка
Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»…
Детская ложь. Причины и способы борьбы
Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать…
Творческий потенциал малышей знаков Зодиака
Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Источник