Методики исследования эмоционального развития ребенка

Методики исследования эмоционального развития ребенка thumbnail

Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития,являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.

Наблюдение за дошкольникамипроисходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений — эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр — эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.

Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия.К таким ситуациям относят:

Выражение страха:

— приход в детский сад;

— сломанная любимая игрушка;

— негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;

— агрессия сверстника, друга;

— появление (приближение) незнакомых людей;

— запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

— незнакомые звуки;

— незнакомая обстановка, помещение.

Проявление гнева:

— уход матери, близкого взрослого;

— желание иметь то, что запрещено;

— желание иметь то, чем обладает другой ребенок;

— желание иметь то, чем обладает взрослый;

— сложная в использовании игрушка;

— ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;

— сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;

— сверстники не принимают в игру;

— неудачи на занятиях;

— наличие какого-либо препятствия.

Выражение радости:

— нахождение в детском саду/дома;

— восприятие собственного отражения в зеркале;

— выполнение приятного задания, действия;

— положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;

— восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;

— совместные игры, времяпрепровождение;

— сверстник дурачится, играется, смешит;

— смешные незнакомые звуки;

— воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Олицетворение печали:

— уход матери, близкого взрослого;

— приход в детский сад;

— отсутствие внимания со стороны взрослого;

— наказание со стороны взрослого;

— игры, общение со сверстниками;

— трудности при выполнении задания;

— сверстники не принимают в игру.

Порождение интереса:

— переход (приход) в новую группу;

— взрослый незнакомец;

— незнакомый сверстник;

— проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;

— новые игрушки;

— незнакомая игра;

— подготовка к праздникам.

Возникновение удивления:

— незнакомые игрушки;

— новая игра;

— появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;

— близкий взрослый общается иначе;

— услышанное или увиденное что-то нового;

— знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.

Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.

Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.

У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.

Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).

Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.

Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___

Источник

Дарья Фомина
Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития

Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Нами были выделены следующие критерии и показатели для изучения эмоциональной сферы детей 5-6 лет с задержкой психического развития:

Когнитивный компонент

Показатель

— представления детей о эмоциональных состояниях человека;

1)«Мимический тест» (Автор Изард. К.)

— понимание ребенком собственных эмоций

2)Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Поведенческий компонент

— умение ребенка реагировать на эмоциональное состояние другого;

3)Методика «Что – почему – как».

— умение определять и называть свои эмоции;

4)Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (

— способности к прогнозированию эмоциональных

5)Методика «Ситуация без лица»

Методики исследования:

1. «Мимический тест» (Автор Изард. К.).

Цель методики: выявить степень (уровень) адекватности определения детьми старшего дошкольного возраста эмоционального состояния человека по схематическому изображению лица (эмоциональная эмпатия).

Материал: 12 карточек со схематическим изображением лиц, на которых зафиксированы различные степени выраженности фундаментальных эмоций. (приложение 2)

Организация: индивидуально.

Инструкция: «Посмотрите на изображение лица и определите, какое чувств каждое оно выражает».

Обработка и интерпретация:Правильные ответы:

1 – нейтральное, 2 – огорчение, 3 – радость, 4 – удивление, 5 – гнев,

6 – злость, 7 – сомнение, 8 – хитрость, 9 – усталость, 10 –страх, 11 –жалость, 12 –обида.

Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию:

1 балл – неправильный ответ (название не входит в смысловое поле данной эмоции);

2 балла – частично правильный ответ (косвенная, приблизительная характеристика эмоционального состояния);

3 балла – правильный ответ (но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности);

4 балла — ответ правильный (точный, полный, аргументированный, составляющий «смысловое поле данной эмоции»).

Уровень адекватности определения эмоционального состояния:

Низкий уровень – 12 – 18 баллов;

Средний уровень – 19 – 30 баллов;

Высокий уровень – 31– 48 баллов.

2. Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Цель: изучение понимания собственных эмоций.

Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.

Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.

Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.

Уровень понимания собственных эмоций:

Низкий уровень – ребенок не смог объяснить нарисованного;

Средний уровень – ребенок рассказал о нарисованных эмоциях частично;

Высокий уровень – ребенок дал полную характеристику своих эмоций на рисунке.

Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.

3. Методика «Что – почему – как»

Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.

Инструкция.Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ.Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».

Текст для девочек:

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков:

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов: ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).

Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?

• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».

• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;

• 2 балла – конструктивное решение проблемы.

Варианты конструктивного решения:

— старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;

— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;

— старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»

• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.

• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».

• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»

Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?

• 0 баллов – ответ отсутствует.

• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».

• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.

Уровни развития эмоционального интеллекта:

•Низкий: 0 – 2 балла;

•Средний: 3 – 4 балла;

•Высокий: 5 – 6 баллов.

4. Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

Цель: умение определять и называть эмоций.

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций (приложение 3).

Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления,с вопросом: «Какое это лицо?».

Обработка результатов:

Низкий уровень – ребенок не определил не одной эмоции (о баллов)

Средний уровень – ребенок определил 3 эмоции (2 балл)

Высокий уровень – ребенок определил все эмоции (4 балла)

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.

5. Методика «Ситуации без лица».

Цель методики: выявление уровня предикативной эмпатии; способности к прогнозированию эмоциональных состояний героя в разных ситуациях (без изображения лица).

Материал: художественные картинки с изображением человека (детей) без лица в эмоционально значимых для дошкольника ситуациях (приложение 4).

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопрос: что случилось с мальчиком (девочкой) Как ты думаешь, какое настроение (эмоция) сейчас должно быть у него (нее? Выбери одно лицо, которое больше подходит к этой картинке».

Обработка:

— правильность определения эмоциональной ситуации и выбор адекватного выражения лица (эмоции) – 1 балл;

— предвосхищение эмоционального состояния в соответствии с ситуацией – 1 балл.

Уровень эмпатии:

Низкий уровень – 0-10 баллов;

Средний уровень – 11-20 баллов;

Высокий уровень – 21-30 баллов

Источник

Эмоции играют важную роль в жизни
детей, помогая воспринимать действительность и
реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и
воспитатели) должны стремиться к установлению
тесных эмоциональных контактов с ребенком, так
как взаимоотношения с другими людьми, их
поступки — важнейший источник формирования
чувств дошкольника: радости, нежности,
сочувствия, гнева и других переживаний.

Для практического психолога поведение
ребенка, развитие его эмоциональной сферы
является важным показателем в понимании мира
маленького человека и свидетельствует о его
психическом состоянии, благополучии, возможных
перспективах развития.

Объект исследования: эмоциональное
развитие дошкольников.

Предмет исследования:
особенности эмоционального развития
дошкольников.

Цель исследования: выявить
особенности эмоционального развития
дошкольников.

Гипотеза исследования: система
проведения специально организованных учебных
занятий является эффективным способом коррекции
эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи исследования:

  1. На основе изучения и анализа психологических
    источников уточнить понимание эмоций и
    особенности эмоционального развития
    дошкольников.
  2. Составить методику диагностики и выявить
    особенности эмоционального развития
    дошкольников.
  3. Разработать методику развития и коррекции
    эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  4. Провести экспериментальную работу по
    исследованию эмоционального развития
    дошкольников.

Методы исследования проблемы:

  1. Проективная методика “Дом, дерево, человек”.
  2. Проективная методика “Несуществующее
    животное”.
  3. Проективная методика “Кактус”.
  4. Проективная методика “Рисунок семьи”.
  5. Методика диагностики детско-родительских
    отношений А.Я.Варга – В.В.Столина.

Методологические основы исследования
проблемы. В моей работе был использован
теоретический материал и практический опыт по
коррекции эмоциональной сферы дошкольников, как
в процессе учебных занятий так и вне (Изард К.,
Чистякова М.И., Урунтаева Г.А.).

Структура работы. С целью подтверждения
практикой теоретического положения
исследования была организована
опытно-экспериментальная работа. Исследование
проходило в несколько этапов.

Первый этап – поисковый. На данном
этапе на основе анализа
психолого-педагогической литературы и данных
собственного опыта работы в дошкольных
учреждениях происходила:

  • формулировка гипотезы исследования;
  • определение инструментария исследования;
  • отбор и изучение состава экспериментальной
    группы.

Второй этап – основной. Данный этап
исследования включал в себя:

  • проведение диагностических срезов с целью
    изучения эмоционального статуса дошкольников —
    констатирующий эксперимент, представленный в
    главе 2;

Третий этап – формирующий. Этот этап
включает в себя

  • разработка методики развития и
    коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного
    возраста проведение соответствующей работы.

Глава 1. Теоретические основы
исследования проблемы эмоционального развития
дошкольников

1.1. Понятие об эмоциях

Эмоции – реакция человека на
воздействие внутренних и внешних раздражителей,
имеющих ярко выраженную субъективную окраску:
обычно носят ситуативный характер и выражают
оценку личностью определенной ситуации,
связанной с удовлетворением потребностей
человека в данный момент [1].

Эмоции и чувства — это своеобразное
личностное отношение человека к окружающей
действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне
познания и деятельности человека. Они возникают
в процессе деятельности и влияют на ее
протекание.

Таким образом, анализ теоретических
исследований свидетельствует о том, что в
психолого-педагогической литературе накоплен
значительный материал по проблеме развития
эмоциональной сферы дошкольников. Выделены
особенности эмоционального развития в
дошкольном возрасте. Доказано, что эмоции
оказывают большое влияние на развитие
психических процессов у ребенка.

Делая вывод нужно отметить, что
развивать, корректировать эмоциональную сферу
дошкольников возможно на учебных занятиях в
дошкольных учреждениях, но занятия эти
специфичны.

1.2. Основные характеристики эмоционального
развития дошкольников

Основные характеристики формирования
эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3
года):

  • отсутствие эмпатии;

  • характерные эмоциональные реакции
    связаны с непосредственными желаниями;

  • эмоциональность обусловлена
    конкретной ситуацией: может ли получить предмет,
    успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему
    взрослый;

  • отсутствует соподчинение мотивов;

  • ребенок не в состоянии принять решение, сделать
    выбор;
  • присутствует эгоцентризм;
  • зарождается самосознание (узнавание себя в
    зеркале, называние себя по имени, переживание
    кризиса 3-х лет “Я сам”, употребление в речи
    местоимения “Я”);
  • появляется первичная самооценка “ Я хороший ”,
    как правило, в этом возрасте она максимально
    завышена;
  • восприятие аффективно окрашено;
  • включаясь в действие, ребенок не предвидит
    последствий и не переживает по поводу поступка и
    его последствий;
  • важна оценка взрослого (похвала — отрицание);
  • реакция на оценку взрослого, аффект — последнее
    звено в цепочке реакций.

В дошкольном возрасте (5-7 лет)
проявляются следующие особенности формирования
эмоциональной сферы:

  • более спокойный, уравновешенный эмоциональный
    фон восприятия;
  • эмоциональность обусловлена развивающимися
    представлениями: желание — представление —
    действие — эмоция;
  • эмоциональные процессы более управляемые;
  • развивается эмоциональное предвосхищение
    (будущий
    результат, его оценка взрослым). При
    отрицательном результате действий возникает
    неодобрительная оценка взрослого, что может
    повлечь за собой развитие тревожности. При
    положительном результате действия ребенок
    получает положительную оценку взрослого, что
    вызывает позитивный эмоциональный стимул для
    дальнейшего поведения;
  • аффект — первое звено в цепочке реакций;
  • происходит переход от желаний (мотивов),
    направленных на предметы, к желаниям, связанным с
    представлением о предметах, их свойствами и
    получением конечного результата;
  • самооценка несколько завышена, что помогает
    осваивать новые виды деятельности без сомнения и
    страха, но к моменту обучения в школе уровень
    самооценки снижается;
  • соподчинение мотивов (мотивы приобретают
    разную силу и значимость), появление новых
    мотивов (мотив достижения успеха, соревнование),
    складывается индивидуальная мотивационная
    система (выделяются доминирующие мотивы,
    формируется иерархия, выделяются социальные
    мотивы: достижение успеха, интерес к достижению
    деятельности);
  • появляется способность оценивать свое
    поведение.

Выводы:

Потребность в общении со сверстниками
развивается на основе совместной деятельности
детей — в играх, при выполнении трудовых
поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта
общения состоит в большом разнообразии
коммуникативных действий и чрезвычайно широком
их диапазоне. При общении со сверстником ребенок
совершает множество действий и обращений,
которые практически не встречаются в контактах с
взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает
свою волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном
общении появляются такие формы поведения, как
притворство, стремление выразить обиду, нарочито
не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование
и т. п.

Второе отличие общения со
сверстниками от общения с взрослыми заключается
в его чрезвычайно яркой эмоциональной
насыщенности. В среднем в общении сверстников, по
данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше
экспрессивно-мимических проявлений, выражающих
самые разные эмоциональные состояния — от
яростного негодования до бурной радости, от
нежности и сочувствия до драки [2].

Действия, адресованные сверстнику,
характеризуются значительно большей
аффективной заряженностью. Дошкольники втрое
чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают
с ним в конфликтные отношения, чем при
взаимодействии с взрослым. Столь сильная
эмоциональная насыщенность контактов
дошкольников связана с тем, что, начиная с 4
летнего возраста, сверстник становится более
предпочитаемым и привлекательным партнером по
общению. При недостаточных эмоциональных
контактах у дошкольников может наблюдаться
задержка эмоционального развития.

Глава 2. Эмпирические исследования
эмоциональной сферы дошкольников.

2.1. Методы диагностики эмоциональной сферы
дошкольников

В качестве основных методов,
позволяющих выявить особенности эмоционального
развития и оценить эмоциональное состояние
ребенка, используются проективные рисуночные
тесты.
Этими методиками могут успешно
пользоваться как специалисты-психологи, так и
воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый
день, имеют возможность тщательно исследовать
его поведение в реальных жизненных
обстоятельствах.

С целью подтверждения практикой
теоретических положений мной была организована
опытно-экспериментальная работа с
использованием проективных рисуночных методов
для выявления эмоциональных особенностей
дошкольников: “Рисунок семьи”, “Несуществующее
животное”, “Кактус”, “Дом, дерево, человек” (Приложение 1).

Исследование проводилось в
подготовительной группе детского сада МДОУ № 43,
состоящей из 28 человек, из них 18 мальчиков и 10
девочек. В исследовании приняло участие 10
человек. Возрастной состав группы: 6 лет.

Для установления причин
эмоционального неблагополучия детей важно
определить ситуации или объекты, вызывающие
негативные, болезненные переживания. В этом
случае целесообразно проводить вместе с
тестированием детей и анкетный опрос родителей
или других близких ребенку людей с целью
выявления психологического микроклимата в
семье.

Результаты, полученные с помощью
проективных методик, нашли свое подтверждение
при работе с родителями, с использованием теста
родительского отношения. В данном типе
родительских отношений у наших испытуемых
преобладают такие тенденции, как:

  • восприятие своего ребенка плохим,
    неприспособленным, неудачливым;
  • проявление родителями равнодушия по отношению
    к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
  • низкая оценка способности детей;
  • существование значительной психологической
    дистанции;
  • проявление авторитарности;
  • установление определенных рамок поведения.

Общий вывод: Анализ информации,
полученной с помощью исследования, дал следующую
картину эмоциональной сферы детей в условиях
семьи:

  • аффективные связи и конфликтные тревожные
    отношения с близкими родственниками;
  • эмоциональная озабоченность ребенка по поводу
    семейной ситуации;
  • эмоциональная разобщенность;
  • чувство непреодолимого страха, небезопасности;
  • депрессивность, чувство неполноценности в
    семейной ситуации;
  • недостаточная практика общения с ребенком;
  • чувство отверженности;
  • неадекватность в отношениях с авторитарными
    людьми.

Анализируя выше сказанное, можно
отметить, что проведение диагностических срезов
позволило нам выявить уровень тревожности и
оценить внутреннее отношение ребенка к
определенному типу ситуаций.

Результаты диагностического анализа
свидетельствуют о неблагополучии развития
эмоциональной сферы дошкольников и о
необходимости ее коррекции.

Глава 3. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников

3.1. Обучающие способы, приемы и
содержание заданий по развитию эмоций

Главная цель развития эмоциональной
сферы дошкольников — научить детей понимать
эмоциональные состояния свои и окружающих их
людей; дать представления о способах выражения
собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а
также совершенствовать способность управлять
своими чувствами и эмоциями [3].

Вот некоторые задания по развитию
эмоций:

1. Рассматривание собственной мимики
перед зеркалом.

2. Игра “Артисты немого кино” —
проводится перед зеркалом;

3. “Мимический диктант”

4. Тот же “мимический диктант”, но
записанный на видеопленку;

5. Эмоциональный аутотренинг через
эмоциональную идентификацию (отождествление) с
любым персонажем.

6. Рассказывание сказок, историй от
первого лица.

7. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где
от ребенка требуется произвольная регуляция
эмоций.

8. Создание “автопортрета” — рисунок,
“фотография”.

Вывод:

По мере развития личности у ребенка
повышаются способности к самоконтролю и
произвольной психической саморегуляции. За
этими понятиями стоит возможность управлять
своими эмоциями и действиями, умение
моделировать и приводить в соответствие свои
чувства, мысли, желания и возможности,
поддерживать гармонию духовной и материальной
жизни.

Взрослые (родители и воспитатели)
должны стремиться к установлению тесных
эмоциональных контактов с ребенком, так как
взаимоотношения с другими людьми, их поступки —
важнейший источник формирования чувств
дошкольника. Для понимания детских эмоций
взрослым необходимо знать их происхождение, а
также стремиться помочь ребенку глубже понять те
или иные факты действительности и сформировать
правильное отношением к ним.

Заключение

Осуществляя свой формирующий
эксперимент, мной разработан блок учебных
занятий, позволяющих скорректировать
эмоциональное состояние детей (Приложение
2). Данный блок занятий был включен в
учебно-воспитательный процесс детского
учреждения МДОУ № 43. Результаты проведенной
работы доказали ее актуальность и
способствовали улучшению эмоционального
состояния детей.

На основании выше изложенного можно
сделать вывод, что поставленные в исследовании
задачи решены, а гипотеза получила
подтверждение.

Литература

  1. Изард К. Эмоции человека. – М., 1983.
  2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. –
    М,2000.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире
    детских эмоций: пособие для практических
    работников ДОУ. М.: Айри-пресс, 2006.-160с. —
    (Библиотека психолога образования).

Источник