Методика развития современного ребенка методическое пособие
Подробное описание
Практика показывает, что подготовка детей к школе и обучение з ней определяются готовностью сенсорных систем мозга к восприятию и узнаванию объектов. Мы принимаем эту способность как заложенное в нас природой, и в большинстве случаев различаем ее произвольно, без усилий и в данный момент. Но в случае заболевания одной из функций мозга фундаментальная способность к восприятию н узнаванию предметов может оказаться ослабленной в первичном восприятии: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность.
По своей природе наше знание внешнего мира многомерно. Ребенок может вызвать зрительный образ — зеленой кроны дерева, аудиальный — шелест листьев, чувственный — запах цветов, ощущение шероховатой коры дерева, которой касаются его ладони.
Исследования влияния нарушения процессов восприятия на познавательную деятельность показали, что в случае расстройства процесса узнавания способность воспринимать объекты никогда полностью не разрушается. Объективно она ограничена определенными сенсорными системами, не затрагивая других.
Например, ребенок со зрительным нарушением узнавания не способен распознать общеизвестный предмет визуально, но немедленно распознает его путем прикосновения. Ребенок с нарушенным ассоциативным слуховым узнаванием не способен распознать предмет по его характерному звуку, например, кошку по ее мяуканью, но без затруднений распознает ее визуально или путем прикосновения.
Итак, не одно из этих нарушений узнавания не поражает полностью нашу способность воспринимать предмет. На этой основе разработаны методики, объединяющие сенсорные системы головного мозга для восстановления своих функций после их поражения.
В своем опытном исследовании мы исходили из научного положения, что около 50% детских способностей к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, 30 — до 8 лет и 20% — до 17 лет. За первые четыре года мозг ребенка создает около 50% основных соединений между клетками — тех самых путей, на которых в дальнейшем будет основываться процесс обучения. Это не означает, что к четырем годам ребенок приобретет 50% своих знаний и столько же мудрости или интеллекта. Это означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучаемости. Все остальное, что ребенок узнает в дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте.
Анализ способностей к обучению показал, что отдельные функциональные системы головного мозга оказывались недостаточно развитыми, их восстановление способствовало полноценному развитию последующих периодов.
Содержание
Введение 3
Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на развитие ребенка 5
Проблема развития ребенка в возрастной и педагогической психологии 5
Адаптация ребенка к школе 6
Функциональная зрелость личности ребенка 9
Наполняемость класса и обучаемость ребенка 11
Место ребенка в классе 12
Как выбрать учителя для ребенка? 14
Развитие познавательных процессов детей предшкольного и школьного возраста 19
Как определить обучаемость ребенка по приемам восприятия 19
Визуал 19
Аудиал 20
Кинестет 22
Методика обучения чтению и прописям 23
Методика обучения орфографии 27
Функциональные методики восприятия 29
Межполушарное взаимодействие 29
Определение ведущего глаза 30
Определение слуховой ориентации по мелодии и речи 30
Методика определения ведущей руки 31
Методика определения ведущей ноги 32
Методика определения ведущей сонной артерии 32
Методика определения способностей к зрительному запечатлению 33
Методика определения воспринимаемого цвета 34
Методика тактильного (кожного) восприятия цвета 36
Тактильная чувствительность пальцев рук 37
Зеркальное отражение 38
Темп восприятия и обучаемость ребенка 40
Импринтинговый счет или первичное запечатление 43
Методика определения первичного запечатления 44
Определение ведущей системы восприятия на основе кратковременной памяти 44
Диагностика восприятия на основе осмысленных связей и зрительного запечатления 45
Игра «Муха» (визуальный вариант) 47′
Развивающие методики 49′
Десенсибилизация и переработка детских травм движениями глаз (ДПДГ) 49
Методика ДПДГ 51
Развитие сенсорно-моторных функций 52
Улучшение устной речи, письма, чтения и восприятия текста на слух с помощью упражнений для мозга 54|
Стимуляция вестибулярного аппарата 54
Игра «Вертолет» 55
Метод биоэнергетического укачивания 56
Синдром дефицита внимания 57
Приемы развития внимания 57
Внимание — основа развития сенсорно-моторных функций ребенка 62
Функциональные методики развития 70
Развитие зрительного внимания 70
Развитие ассоциативной зрительной памяти 71
Определение скорости и волевого усилия для переключения внимания 74
Оценка объема, распределения и переключения внимания 75
Комплексная методика развития концентрации внимания 76
Определение уровня визуально-пространственного восприятия 78
Тест «Расстановка чисел» 90
Определение образного и абстрактно-логического мышления 91
Определение успешности обучения на основе ассоциативных связей и зрительного запечатления 92
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь в образовательном процессе 94
Методика межличностного общения
Формула межличностного общения 97
Заключение 98
Источник
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.
Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.
На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.
Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста
Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.
Методика Марии Монтессори
Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.
Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.
Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.
Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.
Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:
- дощечек;
- фигур;
- рамок;
- вкладышей и других пособий.
Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.
К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.
Методика Никитиных
Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.
Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:
- «Сложи квадрат»;
- «Сложи узор»;
- «Уникуб»;
- «Точечки»;
- «Ящик Сегена»;
- кубики, рамки и вкладыши Монтессори.
Методика Никитиных – сложи квадрат
Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.
Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).
Методика Воскобовича
Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.
К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.
Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»
Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.
Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:
- вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
- воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
- формировать представления об окружающей действительности;
- развивать воображение и оригинальность мышления;
- тренировать математические представления и навыки;
- улучшать речевые умения;
- способствовать эмоциональному и психическому развитию;
- вырабатывать мелкую моторику.
Воспитание и развитие по Вальдорфской системе
Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.
Методика Зайцева
Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению – набор кубиков, различающихся по:
- цвету;
- величине;
- весу;
- звучанию наполнителя.
Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.
Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.
Методика Глена Домана
Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.
Карточки Домана
Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.
Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.
Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.
Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.
Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.
Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.
В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:
- музыке;
- живописи;
- иностранным языкам;
- плаванию;
- верховой езде.
Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.
Источник
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошистая, А.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста: Учебник / А.В. Белошистая. — М.: Академия, 2013. — 224 c.
2. Брыкина, Е.К. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие / Е.К. Брыкина и др. — М.: ЦПО, 2010. — 96 c.
3. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2010. — 224 c.
4. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2016. — 224 c.
5. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В.Г. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2019. — 864 c.
6. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. — М.: Academia, 2017. — 48 c.
7. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие / Н.Н. Кожухова. — М.: Академия, 2014. — 176 c.
8. Косинова, Е. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи / Е. Косинова. — М.: Махаон, 2018. — 375 c.
9. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Б.Х. Ланда. — М.: Советский спорт, 2011. — 348 c.
10. Липина, С.В. Счет до 10: для детей 4-5 лет (Сема. Методика быстрого развития) / С.В. Липина, Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2015. — 160 c.
11. Липина, С.В. Считаем до 20: для детей 5-6 лет (Сема. Методика быстрого развития) / С.В. Липина, Т.Г. Маланка. — М.: Эксмо, 2019. — 158 c.
12. Монтессори, М. Мария Монтессори. Дети — другие. Уникальная методика раннего развития. / М. Монтессори. — М.: АСТ, 2018. — 320 c.
13. Монтессори, М. Дети — другие. Уникальная методика раннего развития / М. Монтессори. — М.: АСТ, 2018. — 112 c.
14. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина Педагогическое образование).. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 352 c.
15. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Рыжова. — СПб.: Речь, 2011. — 160 c.
16. Сиднева, В.П. Теория и методика учета, анализа и аудита: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник статей / В.П. Сиднева. — М.: Русайнс, 2014. — 240 c.
17. Сиротюк, А.Л. Росток. Условия и методика развития ребенка / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. — М.: Творческий центр Сфера, 2016. — 272 c.
18. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. — М.: Academia, 2018. — 190 c.
19. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах.. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ Инфра-М, 2013. — 208 c.
20. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. — М.: Форум, 2018. — 416 c.
21. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития: Учебное пособие / Н.И. Фрейлах. — М.: Форум, 2018. — 608 c.
22. Харько, Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников.Сказки фиолетового леса / Т. Харько. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 304 c.
23. Харько, Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст / Т.Г. Харько. — СПб.: Детство Пресс, 2013. — 192 c.
24. Хромов, Н.И. Методика развития современного ребенка: Методическое пособие / Н.И. Хромов. — М.: Творческий центр Сфера, 2014. — 128 c.
25. Хромов, Н.И. Методика развития современного ребенка: Методическое пособие (Управление детским садом №9/2014) / Н.И. Хромов. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 128 c.
26. Шадрина, И.В. Теория и методика математического развития: Учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 279 c.
27. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебник / В.И. Яшина. — М.: Академия, 2010. — 240 c.
28. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебник / В.И. Яшина. — М.: Academia, 2018. — 352 c.
29. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. — М.: Academia, 2018. — 352 c.
Источник
Различные методы и приемы работы с дошкольниками
по реализации ФГОС
(методичка для педагогов)
Воспитание и обучение в большинстве случаев зависит от методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы объяснить детям что-либо, формировать у них умения и знания, развивать способности в определенной области деятельности.
Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы обучения дошкольников имеют свою специфику.
Обычно методы обучения классифицируют по источнику получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в практической деятельности, конечно.
В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:
1. наглядные;
2. словесные;
3. практические методы.
Методы и приемы:
Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации
Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация
Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
• показ способов
действий;
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержанияобразовательной деятельности;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации деятельности (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
— личности воспитателя
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
1.Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2.Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
3.Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— содержания материала;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)
в младенческом возрасте
Возрастная категория (2 месяца — 1 год)
— непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
— манипулирование с предметами
— познавательно-исследовательские действия,
— восприятие музыки, детских песен и стихов,
— двигательная активность
— тактильно-двигательные игры
в раннем возрасте
Возрастная категория (1 год — 3 года)
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,
— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста
Возрастная категория (3 года — 8 лет)
— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
— познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
— восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
— конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
— изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
— двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Использованная литература:
1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.
2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.
3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Источник