Методика развития с ребенком у которого кохлеарный имплант

Ирина Родионова
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

Согласно мировой статистике, нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у новорождённых. Отечественные и зарубежные специалисты занимались решением проблем детей с нарушениями слуха, искали пути и методы обучения. В результате появились различные системы обучения глухих и слабослышащих. Однако даже современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку воспринимать речь в полном объеме. В настоящее время одним из методов помощи детям с нарушением слуха является кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – это современный прогрессивный вид помощи детям с нарушенным слухом, который позволяет принципиально изменить жизнь неслышащего ребенка, весь ход его развития, положительно влияя на его воспитание и обучение, и способствует полноценной социальной адаптации. Дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной коррекционной работе.

В настоящее время, когда в образовании происходят значительные изменения, кохлеарная имплантация становится очевидным условием инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха, так как расширяет их образовательные возможности и позволяет открыть для них иные образовательные перспективы.

На сегодняшний момент в ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» обучается 10 кохлеарно имплантированных детей. Операция была проведена в возрасте до 6-и лет у 4-х детей, старше 6-и лет у 4 детей, в 14 лет была проведена самая поздняя операция. Учащиеся с кохлеарными имплантатами представляют собой неоднородную группу, которая отличается разным характером нарушений слуха, временем, когда произошло нарушение слуха, уровнем речевого развития, наличием или отсутствием сочетанных нарушений развития, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха, возрастом нарушения и другими психологическими параметрами дизонтогенеза. Процесс реабилитации после кохлеарной имплантации у детей протекает по-разному.

Педагогическую работу в школе проводят квалифицированные сурдопедагоги,опираясь на труды отечественных педагогов: Е. Л. Гончаровой, И. В. Королевой, О. И. Кукушкиной, Э. В. Мироновой, О. С. Никольской, А. И. Сатаевой, Н. Д. Шматко. Опыт работы позволяет сделать вывод, что раннее вмешательство является наиболее эффективной формой в восстановлении утраченной слуховой функции. Чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты. В соответствии с требованиями специальных стандартов педагогическое сопровождение направлено на социальную адаптацию учащихся с кохлеарными имплантатами с использованием практико-ориентированного подхода

Целенаправленная, систематическая работапо реабилитации дает положительные результаты: Даниил, в 4 года после болезни потерял слух. Поступил в детский сад при школе, в 5 лет слух протезирован бинаурально. Занятия с индивидуальными слуховыми аппаратами направленными на предотвращение распада речи. В 7 лет проведена операция по кохлеарной имплантации. После подключения речевого процессора был составлен маршрут психолого-педагогического сопровождения, который определял круг проблем, требующих коррекции. Запускающий этап длился 7-8 месяцев за счет того, что речевые навыки уже были сформированы. В настоящее время мальчик обучается в общеобразовательной школе.

У Миши в 2 года произошла потеря слуха. В 2,5 года слух протезирован. Обучался дома. В 3,7 года проведена кохлеарная имплантация в г. Воронеже. После подключения еженедельные занятия с сурдопедагогом, активная позиция родственников, своевременные настройки дают положительные результаты. Находится в стадии «запускающего этапа». Сейчас родители мальчика стоят перед выбором. Устроить ребенка в общеобразовательный д/с или посещать группу для слабослышащих детей.

Двое детей переведены на программу слабослышащих.

Однако сравнительно небольшая доля родителей активно участвует в коррекционно-образовательном процессе своих детей. И нередко низкий уровень общего и речевого развития имплантированного ребенка обусловлен отсутствием ранней коррекционной работы с ним и, в первую очередь, педагогической запущенностью по вине родителей. Многие мамы и папы, нацеленные на кохлеарную имплантацию, пассивны, безынициативны, отстранены в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Они долгое время пребывают в ожидании «чуда», бездействуют и возлагают свои надежды только на врачей, считая, что операция сразу решит все проблемы ребенка с нарушенным слухом и откроет ему прямой путь к обучению в массовой школе. Таким образом, родители порождают слухоречевую депривацию ребенка, искусственно задерживают его в развитии, упускают драгоценное время. А в дальнейшем оказывается, что коррекционно-педагогическая работа после кохлеарной имплантации на начальном этапе имеет менее выраженный эффект, чем ожидалось, и, кроме того, растянута по времени.

Важно убедить родителей найти возможность пребывания их детей в среде слышащих сверстников. Дети имеют возможность, проводя первую половину дня в специальном коррекционном учреждении, во вторую половину дня посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы, общаясь в естественной речевой среде.

Кохлеарная имплантацияможет иметь положительный результат при определенных условиях:

• Создание слухо-речевой среды.

• Мотивация родителей.

• Занятия дома по закреплению материала, пройденного с сурдопедагогом, использование спонтанно возникающих ситуаций.

• Своевременные настройки импланта, проведённые квалифицированными специалистами.

• Педагогическое сопровождение специалистами.

К вопросу инклюзии ребенка после кохлеарной имплантации необходимо подходить индивидуально. Прежде всего,тщательное обследование готовности ребенка к обучению в школе: связный пересказ прочитанного, умение вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. Речь у ребёнка должна быть достаточно внятной, разборчивой, лексически богатой, грамматически правильно оформленной. Имплантированные дети представляют собой особую группу лиц с нарушениями слуха, у них есть трудности при слуховом восприятии на расстоянии или же в условиях шумового фона, это влияет на понимание речи. Для решения этой проблемы детям с кохлеарным имплантом необходимы специальные технические средства, например, FM система, которая позволяет выделить речь учителя из шумового потока. Возникают психологические трудности при общении с обычными детьми. Педагогическое сопровождение специалистов, включающее сурдопедагога, логопеда, психолога, помощь родителей определит позитивное будущее имплантированного ребёнка. И немалую роль играет подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с кохлеарным имплантом.

Литература:

1. Антоненко Л. Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010.-№5.-С. 60-65.

2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.

3. Королева И. В., Янн. П. А. Дети с нарушениями слуха. — СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.

4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения// Дефектология. -2008.-№1. С. 71-78.

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19 Коломенского городского округа Московской области»

               Доклад на областном методическом объединении по теме:

Составила: Романова

Алина Игоревна

Учитель-дефектолог б/к

апрель

2018-2019

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

В отечественной сурдопедагогике обучение детей с нарушениями слуха  устной речи всегда рассматривалась как приоритетная задача, решение которой содействует более полноценному личностному развитию, социальной адаптации. Полноценное владение ребенком с нарушением слуха устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие детей при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют ребенку с нарушением слуха полноценно слышать речь. В последние десятилетия в нашей стране широкое распространение получило новое направление–кохлеарная имплантация.

В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи детей с нарушением слуха. Кохлеарный имплант позволяет слышать окружающие звуки и лучше  ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированным в среду слышащих.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но также наиболее важным и длительным этапом является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, реабилитация ребёнка после КИ невозможна без полноценной работы по развитию речевого слуха, которая ведётся на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

          Слуховое развитие ребёнка после кохлеарной имплантации, как отмечает И. В. Королёва,  происходит в двух ситуациях:

          — в естественных условиях, дома, на улице, в гостях и пр. В этих ситуациях слуховое восприятие происходит естественно, непроизвольно. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации:

         — во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

 Исследования (И.В. Королевой, О.В. Зонтовой и других), практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.

           Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка дополнительных нарушений.

          Для занятий по РСВ в начальный период обучения используются картинки. Видя картинку, ребёнок воспринимает слово как единое целое,   и не выделяет из него отдельные звуки, как мы это делаем при чтении. То же самое происходит при построении фразы из слов. Именно так воспринимают устную речь дети и взрослые.

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ.

1. Ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен.

2. При общении с ребенком лучше находиться со стороны импланта или перед ним. В этом случае можно не закрывать лицо экраном – ребёнок смотрит на картинки и понимает, что ему надо делать. Благодаря тому, что педагог сидит и говорит близко к микрофону процессора, ребёнок слышит речь очень чётко. Если же ребёнок что-то не понял, он всегда может посмотреть на педагога в зеркало.

3. Говорить надо чуть медленнее, отчетливо артикулируя, повторяя ключевые слова фразы, если ребенок не понял сказанное.

4. Во время занятий следует исключить шумы

5. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука. .

6. У маленьких детей важно стимулировать любые вокализации и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа.

7. Следует учить ребенка различать при парном сравнении и узнавать отдельные звуки речи. Сформированное умение различать звуки речи, особенно высокочастотные и тихие (с-з, с-ш, п-б), используется для контроля правильности настройки процессора КИ.

8. Важно постоянно закреплять сформированные навыки узнавания слов и предложений, соотнося с их значением, и проверяя понимание ребенком значений этих слов.

9. Надевать КИ ребенку следует в выключенном состоянии. Утром или после сна, одевая КИ ребенку, сначала надо установить небольшое усиление, и увеличить усиление через 10-20 мин.

10. Если ребенок отказывается носить КИ, пугается громких звуков, следует уменьшить усиление. Если ребенок продолжает плохо реагировать на громкие звуки, на занятиях устанавливается более высокое усиление, а в детском саду, школе, на улице — более тихий.

11. После включения процессора КИ мозг ребенка постоянно стимулируется окружающими звуками. .

12. У детей младшего возраста необходимо следовать за вниманием, интересами и возможностями ребенка, развивая его умение слушать и узнавать звуки и речь, поощряя любое достижение ребенка.

13. Дети с КИ плохо опознают речь при диктовке (из-за реверберации помещения), поэтому рекомендуется такие задания выполнять с ними индивидуально.

Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на следующие этапы:

Первый этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Второй этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Третий этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

Четвертый этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

В начальный период использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.

Проводя коррекционную работу с ребенком с КИ, учитель-дефектолог должен учитывать основные функции слуха и речи у человека и биологические закономерности их формирования. Ребёнок с КИ должен пройти все стадии  предречевого развития, который проходит  ребёнок с нормальным слухом.  Стадия интонированного лепета, произнесение цепочек слогов, повторение интонации и контура слова или фразы очень важны в правильном развитии речи ребёнка. Как и нормально слышащие дети,  ребёнок с нарушенным слухом  сначала произносит слово приближённо, чтобы совершенствуя артикуляционные движения, произнести его точно.

Основными направлениями коррекционной работы по формированию речи имплантированных детей является:

•                   выработка потребности в речевом общении;

•                   работа над развитием слухового восприятия;

•                   формирование звуко-слоговой структуры слова;

•                   развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

•                   развитие слухоречевой памяти;

•                   овладение грамматической стороной речи

Технология коррекционной  работы.

Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков:

  • выработка условной двигательной реакции,
  • обнаружение звука,
  •  различение при парном сравнении звуков окружающей среды, музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными
  • различение звуков окружающей среды,  музыкальных игрушек и звуков, издаваемых животными (закрытый выбор, 3 и более),
  • различение характеристик речевых и неречевых звуков (количество, долгота, слитность, высота, громкость, локализация звука),
  • различение звукоподражаний,
  • различение слов с разной слоговой структурой,
  • различение слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные),
  • различение слов с одинаковой слоговой структурой с близким фонемным составом  (односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные).

Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).

Развитие фонематического слуха:

  • различение звуков речи (сильно отличающихся по частоте, сходных по частоте),
  • различение и узнавание слогов,
  • определение наличия заданного звука в слове,
  • узнавание слова в слитной речи,
  • узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова,
  • определение места звука в слове,
  • подбор слова на заданный звук,
  • различение слов, похожих по звучанию.

Распознавание устной речи:

  • Расширение словарного запаса (ответы на вопросы, выполнение сложных поручений; наречия, междометия в речи),
  • грамматические представления (предлоги, наречия, союзы, «один и много», время глаголов).

Тренировка понимания вопросов.

Тренировка понимания многосоставных инструкций и высказываний.

Узнавание слов и предложений,  произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса.

Восприятие и понимание устных текстов.

Восприятие просодической информации в речи.

        Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз. С детьми необходимо работать над темами:  «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.

Подэтапы работы  (Тема «Игрушки»).

1. Ознакомление со словом.

Кукла. Это кукла.

2. Включение слова во фразу.

Кукла спит.

3. Ответы на вопросы.

Кто это? Это кукла. Что делает кукла? Кукла спит.

 4.  Ознакомление с новым словом.

Мишка. Это мишка.

5. Включение слова во фразу.

Мишка сидит.

6. Ответы на вопросы.

Кто это? Это мишка. Кто это? Это кукла. Где кукла. Вот кукла.  Где мишка? Вот мишка. Что делает мишка? Мишка сидит. Мимка спит. Что делает кукла? Кукла сидит. Кукла спит. Где сидит мишка. Тут сидит.

7.  Ознакомление с новым глаголом (например, идет). Использование  глагола с этими же словами.

Мишка идет. Кукла идет.

8.Описание.

Это маленькая кукла. Это большая кукла. Это большой мишка. Это маленький мишка.

9. Описание.  Части туловища.

Это ноги. Это руки. Это лапы.

10. Выполнение инструкций. Ответы на вопросы.

Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы.  У кого есть ноги? У кого есть лапы?

11. Составление предложений-рассказов.

Мишка спит, кукла сидит.

12. Ответы на вопросы.

Кто сидит? Кто спит?

13.Включение новых тем. Например, «Мебель»

Это стул. Это диван. Это кровать. Что это? Где диван (стул, кровать). Там стул. Большой стул. Большой диван.

14. Соединение тем.

Где спит кукла? Кукла спит на диване. Кто спит на кровати? Где спит мишка?

Работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия, осуществляемая на индивидуальных занятиях и включает в себя:

•         работу над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, ритм, словесное ударение, интонация)

•          работу по восприятию звуков русской речи; развитие навыков обнаружения и локализации звуков в пространстве, различения и опознавания окружающих звуков и речи.

•     различение и опознавание на слух: простых предложений, предложений с однородными членами (подлежащим или дополнением); словосочетаний —  существительные, местоимения, числительные, союзы (и,а), частицы (еще); слов, работу по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом и открытом выборе; усложнение структуры предложения; воспроизведение ритмического рисунка фраз – заучивание рифмовок;

•             работу над восприятием текстов: восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 6-7 коротких предложений;

•              работу над диалогической речью;

•              работу по восприятию шепотной речи с расстояния 2-х метров;

•               занятия по телефону.

 Необходимо сначала изучить индивидуальные речевые особенности имплантированных учащихся и строить работу, осуществляя индивидуальный подход. Работа по формированию устной речи имплантированных учащихся на индивидуальных занятиях начинается  с планирования речевого материала.

Отбирается речевой материал для слуховой тренировки из таких тем, как: «Учебная деятельность», «Организация занятий», «Моя семья», «Мой класс», «Времена года», «Одежда», «Овощи-фрукты», «Пища», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Мебель», «Кухня» и другие. Тема «Учебная деятельность»  может включать  в себя фразы, например:

  •  Здравствуй
  •  До свидания
  •   Как тебя зовут?
  •   Как твоя фамилия?
  •   Сколько тебе лет?
  •   Как зовут твою учительницу?

Для реализации коррекционных задач используются следующие методы и приемы:

— упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, различение одного и нескольких звуков);

-фонетическая ритмика, для активизации голосовой активности, работы над высотой и силой голоса, вызывания, закрепления навыков правильного произношения доступных звуков, работы над интонационно–ритмической стороной речи;

— артикуляционная гимнастика, для развития артикуляционной и мимической мускулатуры;

— дыхательные упражнения

          Дети с имплантами на первых порах часто пропускают слоги в словах, особенно последний и  безударный слог. Правильно повторить чисто слогов в слове/фразе помогает отхлопывание по тыльной стороне ладони ребёнка числа слогов при повторении новых слов или при произнесении знакомых слов. Мы побуждаем ребёнка сказать или повторить слово, при этом сами произносим слово по слогам и одновременно с этим хлопаем по его ладошке.  Просим ребёнка повторить слово, хлопая его по ладони в соответствии с произнесёнными слогами.  Делаем это несколько раз, чтобы ребёнок запомнил число слогов в слове и постепенно научился повторять его, не пропуская слоги. А затем обязательно произносим эту слово/фразу плавно, сопровождая его плавным движением кисти руки (справа-налево), и просим ребёнка повторить, чтобы помочь научиться произносить слова слитно, а не по слогам.

  Учащиеся с КИ в начале обучения имеют слабую слухоречевую память, которая нуждается в её длительной систематической тренировке. В связи с этим на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП полезно проводить упражнения для запоминания знакомых и малознакомых слов. Например, после называния учеником нескольких  картинок  ему предлагается их запомнить, после чего картинки переворачиваются или убираются, и ребёнок самостоятельно без опоры на наглядный материал повторяет их названия.

Структура индивидуального занятия с имплантированными учащимися может быть такой: пример индивидуального занятия, проведенного с ученицей 1 класса Дианой Д.

Тема: Автоматизация звука «Ш».  «Одежда», «Зимние забавы».

Цели: автоматизировать звук «Ш» в разных позициях в слогах, словах, фразах на материале РСВ. Работать над развитием ритмико-интонационной структуры речи. Упражнять в умении воспринимать, различать на слух новый речевой материал, опознавать знакомый речевой материал, работать над восприятием на слух текста.

Ход занятия:

I Орг.момент

+Здравствуй, Диана     У: здравствуйте

+ Как ты слышишь?                  У: Я слышу хорошо.

+ Что мы будем делать?   У: будем слушать и говорить

 — Говори все звуки, следи за голосом  

II Работа над дыханием и голосом

 — Говори гласные звуки кратко   У: а   о   у  э   и  

 — Скажи слитно                            У: а______о______у_____э_____и

 — Повтори слоги со звуком «п» 2 раза  У: папапопопупупипипепе

III Тренировка узнавания гласных

 — Послушай, повтори (шепотом)

+ пап, тот, поп

IV. – Послушай и узнай звук

+Ш_____________

 — Послушай, повтори

+ШАШОШУ

+ШОШОШУ

+ШАШОША

— Слушай, повторяй, выкладывай

+ПА-па-па     +па-ПА   +па-ПА-па

 — Послушай слова, подбери ритм, отхлопай

+ шапка,  шарф, штаны, снежки, варежки

V. Ты хочешь играть? (чудесный мешочек, в мешке шапка, шарф, варежки)

У: Что там?    +  шапка (достаю)

Посчитай, сколько шапок.

VI.Физминутка

 — Ты устала?  — Давай отдохнем  (выполняют упражнения с движениями)

Шли, шли, шли

Мы пирог нашли,

Сели, поели

И дальше пошли

VII.  Работа над ритмико — интонационной структурой предложения

+ Пришла, осень?   У: нет, зима

+ Зима пришла?  У: Да, зима пришла!

  — А ты любишь зиму?   Почему?

— Занятие окончено, до свидания.

            В результате работы по развитию слухового восприятия, по обучению произношению и закреплению полученных на специальных занятиях произносительных навыков   и  умения пользоваться слухом на общеобразовательных уроках и во внеурочное время, а также  большой работе родителей детей с КИ  по накоплению пассивного и активного словаря, у учащихся формируется естественная (как у слышащих сверстников), интонированная, выразительная речь.

           Кохлеарная имплантация – это шанс для ребёнка с нарушением слуха максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них.  Эта возможность может  быть реализована только при условии ежедневных занятий по развитию речевого слуха и устной речи ребёнка и ежеминутного целенаправленного общения с ним.  

Литература

1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. — СПб:Умная Маша,  2010.

2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

3. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е издание, дополненное/ И.В Королева. — СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

4. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

Источник