Методика развития ребенка до года монтессори
В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?
Немного истории…
Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.
В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.
В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.
Суть педагогики Монтессори
Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».
Основные пункты:
- Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
- В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
- Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:
- То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
- Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
- Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
- Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.
В чем особенность занятий по Монтессори?
В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
- Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
- Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
- Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
- В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
- Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками
Фото:
Спорные моменты в методике Монтессори
Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:
- Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
- Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
- Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
- Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.
В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.
Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет
Наше мнение
Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Далее: Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома
Полезная книга – 60 занятий с ребенком по методике Монтессори
Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:
- Методики раннего воспитания
- Методики раннего развития
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:
Фильм о Марии Монтессори
Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия.
Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.
Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!
Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!
Источник
Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.
Жизнь и работа
Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.
Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.
В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.
Мария Монтессори
В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.
1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.
Мария Монтессори с сыном Марио
6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.
«Дом ребенка» постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.
Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.
Суть методики
В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.
Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.
Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.
Мария Монтессори считала : «Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.»
Каким должен быть учитель
«Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку».
Роль взрослого:
— уважение к личности ребенка;
-помочь ребенку действовать самостоятельно;
— дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.
-создание необходимой предметно-пространственную среду.
Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.
И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.
В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.
Правила:
-«Взял, поработал, положи на место»;
— тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;
— говорить тихо;
-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.
Предметно — пространственная среда
Создание «правильной» предметно-пространственной среды — основа метода.
Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.
Монтессори сад
Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.
Детская комната.
Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для «музея природы» (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).
Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.
зона практической жизни
В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.
В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.
Дети играют в сенсорной зоне.
Игры в математической зоне
Игры в языковой зоне
Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.
Метод Монтессори в России
Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.
В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.
В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.
В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.
Плюсы
— ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;
-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;
-свобода личности;
-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.
Минусы
— творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;
— сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;
— в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;
-недостаточность коммуникации;
— возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.
Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.
Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.
Лучше всего комбинировать разные методики, «взять» из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.
Читайте так же:
Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?
Раннее развитие — плюсы и минусы
Источник
Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.
Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.
1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.
2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.
3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:
Зона практического развития.
В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.
Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.
Языковая зона развития.
В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.
М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.
Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.
Естественнонаучная зона развития.
Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.
Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.
4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности.
В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:
«Хочешь работать вместе – договорись об этом».
«Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
«После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».
Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.
Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.
Монтессори-материалы для детей до года
Ребёнку до года необходимо разнообразие сенсорных ощущений. Главная особенность этого возраста – знакомство с многообразием окружающего мира. Поэтому и игрушки ему нужны простые, но функциональные – шуршащие, шумящие, видоизменяющиеся предметы:
— мешочки с наполнением. Ощущения – тактильные и зрительные. Сами мешочки различной фактуры (гладкие и шершавые, из грубой и мягкой, яркой и однотонной ткани, с рисунком и без него) и наполнение разное (крупы, гранулы, фасоль и горох, пенопласт и камушки) – тогда они будут различными по внешнему виду, тактильным ощущениям и весу. Единственное требование к мешочкам – удобство и безопасность для малыша.
— баночки-коробочки с наполнением. Ощущения – слуховые. Ёмкости должны плотно закрываться и не открываться. Основная цель – создать гамму разных звуков. Для этого в разные по размеру и материалу ёмкости (баночки, флаконы, коробочки, бутылочки) насыпают разные наполнители (крупы, песок, гранулы, фасоль, пенопласт, гальку).
— мелкие предметы. Многие родители замечают интерес ребёнка шести-восьми месяцев, а затем полутора-двух лет к мелким предметам. Это вполне естественный интерес, и, если его не пресекать, а развивать, у ребёнка позже будет гораздо меньше сложностей с развитием речи и мелкой моторики – на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, связанных с корой головного мозга. Пусть малыш играет под вашим присмотром с мелкими предметами: игрушками из киндер-сюрпризов, бусинами разных цветов и размеров, фасолью и макаронами, перекладывая их из одной посуды в другую.
Пальцевый захват (двумя и тремя пальцами, а не горстью) развивается у малышей именно в процессе таких занятий, и очень поможет в подготовке руки к письму и рукоделию. Детям до года интересны именно свойства предметов, а не результат действий с ними, поэтому действие с предметом должно быть простым и нацеленным именно на его исследование, а не на завершённый цикл. И ещё одна деталь: помните о том, что предметы и игрушки могут быть брошены в вас или на пол, могут быть покусаны и пожёваны ребёнком, а потому должны быть достаточно лёгкими и безопасными для вас, малыша и окружающей обстановки.
Система Монтессори для детей от года до двух
Годовалый ребёнок, а особенно по достижению 1,5-2 лет, уже нацеливается на правильную последовательность в любой работе, подражая взрослым и сверстникам: он понимает, что определённая последовательность действий приводит к определённому результату. Он уже более самостоятелен, способен концентрировать внимание на процессе работы, завершать несложный цикл действий и добиваться результата для похвалы от окружающих. Главная особенность этого возраста – познание особенностей окружающего мира на собственном опыте, и монтессори-материалы должны соответствовать способностям ребенка.
В развитии этих малышей помогут следующие занятия по системе Монтессори:
— «Сундучок с секретами». Возьмите большую коробку, в неё соберите все ненужные вам баночки, флаконы, коробочки с крышками. В каждый из них положите подходящий по размеру сюрприз – мелкую игрушку или предмет. Так ребёнок удовлетворит свой интерес к открыванию различных ёмкостей и разовьёт пальчики и кисти.
— «Кормление». Возьмите ненужную пластиковую игрушку (хорошо, если это будет фигура животного) с полым корпусом и прорежьте в районе рта небольшое отверстие – чуть больше диаметра пальца ребёнка (чтобы пальчики не застревали). Тренажёр готов – можете кормить питомца небольшими предметами – фасолью или макаронами – их достаточно сложно взять пальцами, и ещё сложнее просунуть в маленькое отверстие. По мере умения ребёнка питомца можно заменить другим – с более маленьким ртом, и кормить его более мелкими предметами – горохом или бусинками. Это занятие тренирует не только мелкую моторику малыша, но и глазомер, и внимание, и терпение.
— «Сенсорный таз». В большую миску или тазик насыпьте несколько видов круп, макарон, в глубину спрячьте несколько предметов (мелких игрушек или брелоков, ракушек, шишек, каштанов и пр.). Этот тазик будет любимой игрушкой ребёнка 9-15 месяцев. Правда, делать это лучше всего на кухне – там, где легче производить уборку. И первое время нужно учить малыша играть аккуратно – не разбрасывать, а перебирать содержимое, и научить его убирать за собой крупы с помощью щётки и совка.
— «Игры с крупами». Пересыпание круп (предпочтительнее гороха, мелких бобов) из одной емкости в другую с помощью ложки обязательно увлечет вашего малыша. Интересным является процесс засыпания крупы в обычную игрушечную мельницу, это лучше делать в большом тазу.
— «Банка с шариками». Возьмите банку или любую закрытую ёмкость с отверстием в крышке. Задача простая – просовывать в отверстие подходящие по размеру предметы (это могут быть шарики, резиновые ёжики, каштаны, жёлуди), отверстие должно быть чуть меньше самого предмета, для того, чтобы ребенку необходимо было приложить усилие, просовывая предмет в банку. Для усложнения подойдёт обычная копилка с крупными и мелкими монетами. Помимо копилки можно сделать прорези в крышке банки под монеты разного диаметра, или в одной крышке несколько отверстий под различным углом.
— Резание. Дети 14-15 месяцев уже вполне способны резать ножницами, если их этому научить. Особенность в том, что учить резать их нужно обеими руками – так легче действовать и понять способ действий. Малышу несколько раз показывают, как открыть и закрыть ножницы, затем взрослый держит узкую полосу бумаги, а ребёнок разрезает её. Малышам полутора лет это удаётся со второго-третьего раза, и им это очень интересно – своими руками делить неделимое целое на части.
— Пальчиковые краски. Поскольку многие дети отрицательно относятся к краске на руках, лучше использовать тычки – скрученные рулончиком полоски поролона, перевязанные ниткой – и удобно и интересно.
— Пластилин. Попробуйте вместе с малышом слепить простые фигуры животных, фруктов, овощей, научите его катать шарики из пластилина между ладошками, используйте подручные средства для создания законченного образа (спички, палочки от листиков, яблок, груш). Обязательно показывайте ребенку образец, например, можно взять простую игрушку и, глядя на нее, лепить из пластилина задуманное.
— Водные игры. Понадобится поднос, различные чашки и кувшины, тазики, мисочки. Можно переливать воду из одной емкости в другую, учиться наливать воду через воронку в баночку, очень увлекает детей производство пены из мыльного раствора с помощью маленького венчика. Еще один интересный процесс — это отжимание небольших кусочков губок для посуды с помощью чеснокодавки. Так же не оставляет равнодушными извлечение предметов со дна тазика, наполненного водой, это могут быть, например, ракушки или камешки.
— Аппликации. Нарисуйте на бумаге предварительно основу для будущего шедевра (или распечатайте на принтере), подготовьте заранее то, что ребенку предстоит приклеивать. Вместе с малышом нанесите клей на бумагу, помогите ему прилепить задуманное и вместе внимательно рассмотрите оригинал и получившееся творение.
Занятия по системе Монтессори ребятишек 2-3 лет
Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухлеткам нравится процесс работы и обучения, поскольку он приводит к результату. Они уже понимают, что нужно и можно чему-то учиться, и им это нравится. Главная особенность этого возраста – творчество, изменение мира собственными силами.
— Конструирование. Предоставьте детям многофункциональные предметы: камушки, деревянные брусочки, ткань, солому, верёвочки, – и они начнут творить. Такие монтессори-материалы дают простор для творчества, готовят к ролевым играм, и при этом не ограничивают мышления ребёнка, что очень важно.
— Разрезные картинки. Это ещё не паззлы, но похоже. Разрежьте картинку/открытку пополам, и покажите ребёнку, как можно её собрать. Одновременно малышу можно дать две-три картинки, разрезанных пополам, если он понял способ действия. Затем эти же или другие картинки можно разрезать на три-четыре части и снова собирать.
— Предметы определённых групп. Разложите по корзинкам или коробочкам предметы и игрушки разных групп: домашние и дикие животные, ряд предметов от большого к маленькому, от узкого к широкому, от длинного к короткому, фрукты и овощи, предметы быта. Это могут быть сами предметы, их фигурки или карточки, объединённые общим признаком: цвет, форма, размер, способ, количество и пр. Такие занятия по системе Монтессори развивают умение систематизировать, функции анализа и синтеза, мышление и речь.
Наблюдайте за своим ребёнком – что ему нравится, что не получается? На основе этих наблюдений и была создана система Монтессори. На основе своих наблюдений с использованием предлагаемых монтессори-материалов вы можете создать развивающую среду для собственного ребёнка.
Источник