Методика развития мышления ребенка старшего возраста

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.
Методика «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение методики:
Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть
Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.
Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»
Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.
Проведение методики:
В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:
8-10 -высокий уровень
5-7 — средний уровень
0-4 — низкий уровень
Таблица № 1
Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления
Уровни | Критерии | Баллы | |||||
Анализ | Синтез | Сравнение | Обобщение | Классификация | |||
Высокий | За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле | За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков | За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал | Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними | Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин | 8-10 | |
Средний | Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле | Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение | За отведенное время нашел 8-10 отличий | Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин | Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин | 5-7 | |
Низкий | За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной | Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака | За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий | Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился | За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур | 0-4 | |
Источник
Диагностика
Методика «Четвертый лишний»
Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.
Ребенку 5 – 6 лет зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
— книга, портфель, чемодан, кошелек;
— печка, керосинка, свеча, электроплитка;
— трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
— лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
— река, мост, озеро, море;
— бабочка, линейка, карандаш, ластик;
— добрый, ласковый, веселый, злой;
— дедушка, учитель, папа, мама;
— минута, секунда, час, вечер;
— Василий, Федор, Иванов, Семен.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения,
не всегда может выделить существенные
признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита
слабо.
Методика «Последовательные картинки»
Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, а также оценка общего развития речи.
Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Л.Радлова или «Забавные истории» С.Сутеева.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 – 7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда – третью, сюда — последнюю».
После того как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий.
Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация, эмоциональность.
Анализ результатов:
группа 1 — подробный целостный рассказ, охватывающий все картинки, богатый словарный запас.
группа 2 — целостный рассказ по всем картинкам с малым количеством подробностей, с небогатым словарным запасом.
группа 3 — короткий малоподробный рассказ, сохраняющий элементы единой структуры.
группа 4 — подробное описание отдельных картинок без связывания их в единый сюжет.
группа 5 — неприятие и неисполнение задания.
Выводы об общем развитии речи:
1 — 2 балла — низкий уровень.
3 — 4 балла — средний уровень.
5 баллов — высокий уровень.
Анализ результатов исследования
2 этап. Проведение исследования. Исследование проводилось в двух группах детей старшего дошкольного возраста, в одну из которых входили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, другая состояла из детей возрастной нормы. Количество детей в каждой группе — 10 человек.
1 группа — дети с фонетико-фонематическим нарушением речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления этих детей. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.
Состояние связной речи таких детей характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций, отмечаются трудности распространения предложений и словообразования. В активном словаре ребенка преобладают существительные и глаголы.
2 группа — дети возрастной нормы. Во всех видах деятельности старшего дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети могут сами составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
1. Исследование уровня обобщения.
Уровень обобщения
1 группа
кол-во детей, в %
2 группа
кол-во детей, в %
Нулевой
50
—
Конкретный
30
—
Функциональный
20
30
Категориальный
—
70
При выполнении этой методики в 1 группе детей отмечены трудности следующего характера: половина детей в больших вариантах задания ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения. Третья часть детей проводили обобщение на конкретном уровне, предлагали иногда ситуационное увязывание группы предметов. Только два ребенка смогли обобщить группы предметов на функциональном уровне: этим шить, вещи, чтобы носить и т.д.
Во второй группе большая часть детей способна обобщать на категориальном уровне: животные и растения, транспорт и лошадь, дикие и домашние животные. Лишь третья часть детей использует для обобщения функциональные признаки: ехать, шить.
Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о более высоком уровне развития образно-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием.
В ходе занятий, важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.
1. Для развития анализа, синтеза и классификации.
«Пусть мама или папа положат перед тобой 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ты должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч — нет».
2. Для развития анализа и синтеза.
«По очереди с мамой или папой берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет».
3. Для развития анализа и сравнения.
«Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что — нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему — нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант».
4. Для развития анализа и обобщения.
«Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
— чашка, ложка, тарелка, вилка;
— яблоко, груша, лимон, банан;
— голубь, павлин, утка, цапля;
— собака, корова, свинья, баран;
— ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
— зима, весна, лето, осень».
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.
Источник
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Особенности организации эмпирического исследования по изучению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Поскольку эффективность цели проверяется и подтверждается в результате практической деятельности, нами определена
Цель исследования: Изучить особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были обозначены задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: старший дошкольный возраст.
Предмет исследования: логическое мышление в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Предполагаем, как логическое мышление влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения Детского сада «Огонёк» рабочего поселка Новая Игирма Нижнеилимского района Иркутской области. В исследовании приняли участие 20 воспитанников в возрасте 6 лет старшего дошкольного возраста.
Основным методом исследования являлся психолого-педагогический эксперимент.
На его этапе был осуществлен исследовательский эксперимент с целью выявления уровня развития логического мышления у детей старшей группы.
2.2. Выбор методик и методов исследования.
В работе применялся комплекс методик, проверенный практикой отечественных и зарубежных психологов Блошистой А.В. и Испомнящей Р.Н.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Изучение уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы».
Методика Белошистой А.В. и Непомнящей Р.Н.
Цель методики: выявить уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми шести лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывались ряд заданий [приложение1.].
Примечание: время выполнения три минуты.
Уровни развития и баллы:
Высокий уровень. Когда ребенок выполняет 8-10 заданий — это 3балла.
Средний уровень. Когда ребенок выполняет 4-7 задания – это 2балла.
Низкий уровень. Когда ребенок выполняет 0-3 задания – 1 балл.
Методика «Нелепицы».
Цель: изучить представление детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между ними; определение умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение исследования. Вначале ребенку показывают картинку [приложение 2.]. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи всё ли здесь находится на своём месте или неправильно нарисовано. Если что-нибудь покажется не на своем месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время выполнения три минуты.
Обработка данных:
Высокий уровень — ребенок назвал все нелепицы и объяснил, как на самом деле должно быть.
Средний уровень — назвал все нелепицы, но объяснил только половину из них.
Низкий уровень-ребенок назвал, все нелепицы, но не объяснил. Почему это неправильно.
2.3. Анализ результатов исследования.
По таблице №1. №2 мы можем сказать, что дети в данной группе находятся на одном возрастном уровне 6-6/5 лет, что дает возможность качественно провести диагностику.
Таблица № 1
«Выявления уровня логического мышления у детей».
И.Ф.
ребёнка
Возраст
Год/месяц
Количество
Выполненных
Заданий
Баллы
Уровень
развития
1
Маша. А.
6/3
5
2
средний
2
Полина. Б.
6/4
7
2
средний
3
Слава. В.
6/3
10
3
высокий
4
Наташа. Г.
6/3
2
1
низкий
5
Максим. Г.
6/4
2
1
низкий
6
Алена. Д.
6/4
9
3
высокий
7
Кирилл. М.
6/2
1
1
низкий
8
Катя. М.
6/5
5
2
средний
9
Дима. М.
6/5
2
1
низкий
10
Вадим. О.
6/4
5
2
средний
11
Кирилл. П.
6/3
3
1
низкий
12
Лиза. П.
6/3
6
2
средний
13
Тимофей. П.
6/3
6
2
средний
14
Алина. П.
6/5
5
2
средний
15
Максим. С.
6/5
2
1
низкий
16
Марина. С.
6/4
2
1
низкий
17
Полина. Х.
6/4
9
3
высокий
18
Дима. Ш.
6/5
5
2
средний
19
Саша. Ш.
6/4
3
1
низкий
20
Оля. Щ.
6/3
5
2
средний
Из таблицы№1 видно, что Слава. В.- имеет высокий уровень развития. Он выполнил все задания, не допустил не одной ошибки.
Алёна. Д., и Полина. Х., также находятся на высоком уровне. Эти дети при выполнении задания практически не допустили ошибок. Они были заинтересованы в работе, проявляли старательность.
Полина. Б., Тимофей П., Лиза. П.,- эти дети при выполнении седьмого восьмого и девятого задания сделали ошибки. Не смогли без помощи воспитателя переложить счетные палочки. Они также находятся на среднем уровне развития.
Вадим. О., Маша. А., Катя. М. Дима. Ш., Оля. Щ.- эти дети имеют средний уровень развития. Эти дети при выполнении заданий тоже допускали не точности и ошибки, при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе, проявляли старательность, не отвлекались.
Максим. Г., Наташа. Г., Кирилл. М., Дима. М., Кирилл. П., Максим. С., Марина. С., Саша. Ш. — находятся на низком уровне развития. При выполнении заданий, допускали много ошибок, не были заинтересованы в работе, оставляли задания не доделав до конца, плохо понимали помощь педагога, отвлекались.
Таблица № 2.
Анализ результатов по методике «Нелепицы».
И.Ф.
ребёнка
Возраст
Год/месяц
Ответы детей
Уровень
развития
Выбрал
Объяснил
1
Маша. А.
6/3
+
+/-
средний
2
Полина. Б.
6/4
+
+/+
высокий
3
Слава. В.
славаМаксим. Г.
6/3
+
+/+
высокий
4
Максим. Г.
Наташа. Г.
6/3
—
-/-
низкий
5
Наташа. Г.
Алена. Д.
6/4
—
-/-
низкий
6
Алена. Д.
6/4
+
+/-
средний
7
Кирилл. М.
6/2
—
-/-
низкий
8
Катя. М.
6/5
+
+/-
средний
9
Дима. М.
6/5
—
-/-
низкий
10
Вадим. О.
6/4
+
+/+
высокий
11
Кирилл. П.
6/3
—
-/-
низкий
12
Тимофей. П.
6/3
+
+/-
средний
13
Лиза. П.
6/3
+
+/-
средний
14
Алина. П.
6/5
+
+/-
средний
15
Максим. С.
6/5
—
-/-
низкий
16
Марина. С.
6/4
—
-/-
низкий
17
Полина. Х.
6/4
+
+/-
средний
18
Дима. Ш.
6/5
+
+/-
средний
19
Саша. Ш.
6/4
+
+/-
средний
20
Оля. Щ.
6/3
—
-/-
низкий
«+» — правильный ответ;
«-» — неправильный ответ;
«+/-» — неполный ответ;
Также из таблицы № 2 мы видим, что детей с высоким уровнем всего трое. Только эти дети смогли назвать все нелепицы и объяснили, как на самом деле, должно быть. Дети, были очень внимательные, не отвлекались. От выполненных заданий были довольны.
Средний уровень имеют девять детей. Эти дети смогли назвать все нелепицы, но объяснили только половину из них. Но и восемь детей имеют низкий уровень. Эти дети назвали нелепицы, но не смогли объяснить, почему это неправильно.
По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровню сформированности логического мышления и получили следующие результаты. Результаты исследования представлены в таблицах №1, №2.
Рис.1. Распределение детей по уровню сформированности логического мышления.
Качественный анализ исследования по группе детей позволил сделать количественную обработку полученных результатов. Результаты количественной обработки представлены на рисунке. Анализируя результаты проведения диагностики, мы увидели, что наряду с положительными имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе выполнения заданий было выявлено, что восемь детей показали самые худшие результаты по всем заданиям. В исследовательской группе три ребёнка обладают высоким уровнем овладения логическими операциями, что составляет (15%) девять детей – со средним уровнем (45%) и восемь детей–с низким уровнем (40%). Объем знаний у группы детей небольшой. Результаты неутешительные.
Вывод по второй главе.
Мы видим, что очень редко встречаются дети с высоким уровнем развития логического мышления, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять свое решение. В основном дети со средним и низким уровнем развития. Средний уровень — это дети, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. Низкий уровень- это дети, которые не умеют анализировать, сравнивать, обобщать и приходить к определенному выводу.
Таким образом, исследовав уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, мы видим, что из двадцати детей высоким уровнем обладают три ребёнка (15%); средним уровнем — девять (45%) и низким уровнем — восемь детей (40%). В основном дети со средним и низким уровнем развития логического мышления. Такие результаты были получены, возможно, потому что работа по развитию логического мышления детей идет не достаточно систематически, мало внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. Результаты не утешительны. Для того чтобы повысить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо коррекционно-развивающую работу, систематично и целенаправленно использовать дидактические игры и различные упражнения, ежедневно организовывать непосредственно- образовательную деятельность детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы, мы пришли к выводу, что проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса.
Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы сходятся во мнении, что исходя из специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида, мышление необходимо рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника [13; 40]. Дошкольный возраст, по мнению психологов — это этап интенсивного психического развития.
Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение.
Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей.
В ходе исследования мы определили критерии уровня развития логического мышления старшего дошкольного возраста. Подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику с группой детей. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников. Проанализировав, результаты диагностики мы пришли к выводу:
Мы видим, что очень редко встречаются дети с высоким уровнем развития логического мышления, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять свое решение. В основном дети со средним и низким уровнем развития. Средний уровень – это дети, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. Низкий уровень- это дети, которые не умеют анализировать, сравнивать, обобщать и приходить к определенному выводу.
Таким образом, исследовав уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, мы увидели, что из двадцати детей высоким уровнем обладают три ребёнка 15%); средним уровнем – девять детей (45%) и низким уровнем – восемь детей (30%). В основном дети со средним и низким уровнем развития логического мышления. Такие результаты были получены, возможно, потому что работа по развитию логического мышления детей идет не достаточно систематически, мало внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. Результаты не утешительны. Для того чтобы повысить уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо коррекционно-развивающую работу, систематично и целенаправленно использовать дидактические игры и различные упражнения, ежедневно организовывать непосредственно- образовательную деятельность детей.
Источник