Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка thumbnail

На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:

ДО 6 МЕС.

• Развитие зрительных ориентировочных реакций.

• Развитие слуховых ориентировочных реакций.

• Развитие положительных эмоций.

• Развитие общих ориентировочных реакций.

• Развитие движений руки.

• Развитие подготовительных этапов активной речи.

• Развитие навыков.

С 6 МЕС. ДО 1 ГОДА.

• Серсорное развитие.

• Развитие общих движений.

• Развитие действий с предметами.

• Развитие подготовительных этапов активной речи.

• Развитие подготовительных этапов понимания речи.

• Развитие навыков.

Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.

·Возраст 1 мес.

3/4Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом.

3/4Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.

3/4Эмоции: первая улыбка.

3/4Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.

·Возраст 2 мес.

3/4Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.

3/4Слуховой показатель: прислушивается.

3/4Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.

3/4Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль ном положении.

·Возраст 3 мес.

3/4Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении.

3/4Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение.

3/4Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления.

3/4Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног.

3/4Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, вися­щую над грудью.

3/4Активная речь: начинает гулить.

·Возраст 4 мес.

3/4Зрительный показатель: узнает мать.

3/4Слуховой показатель: поворачивает голову на звук.

3/4Эмоции: громко смеется.

3/4Общие движения: поворачивается со спины на живот.

3/4Движения руки: захватывает подвешенную игрушку.

3/4Активная речь: длительно гулит.

·Возраст 5 мес.

3/4Зрительный показатель: отличает чужих от близких.

3/4Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обращаются.

3/4Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, поворачивается со спины на живот.

3/4Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка.

3/4Активная речь: продолжает долго гулить.

·Возраст 6 мес.

3/4Общие движения: поворачивается с живота на спину, подползает.

3/4Движения руки: свободно берет игрушку из разных положений.

3/4Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).

3/4Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки.

·Возраст 7 мес.

3/4Общие движения: хорошо ползает.

3/4Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую.

3/4Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет).

3/4Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, расположенный в определенном месте.

3/4Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый,

·Возраст 8 мес.

3/4Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается, встает у опоры и ходит, держась за барьер.

3/4Движения руки: долго занимается игрушками.

3/4Активная речь: громко неоднокартно произносит различные слова.

3/4Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свиданья».

3/4Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик).

·Возраст 9 мес.

3/4Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.

3/4Движения руки: действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств).

3/4Активная речь: подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.

3/4Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и достает предмет из массы игрушек.

3/4Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками.

·Возраст 10 мес.

3/4Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

3/4Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку), вкладывает один предмет в. другой.

3/4Активная речь: подражает разным слогам взрослого.

3/4Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый предмет по просьбе взрослого.

3/4Навыки, умения: пьет из чашки

·Возраст 11 мес.

3/4Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.

3/4Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды.

3/4Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «мА-ма», «ав-ав», «кис-кис».

3/4Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.

3/4Навыки, умения, пьет из чашки

·Возраст 12 мес.

3/4Общие движения: самостоятельно ходит.

3/4Активная речь: произносит 8-10 слов.

3/4Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет.

Заключение об уровне нервно-психического развития проводят по 4 группам развития:

I группа — нормального развития;

II группа — с наличием отклонений в развитии на 1 эпикризный срок;

III группа — более глубокая задержка (отклонения на 2 эпикризных срока);

IV группа — глубокая задержка (отклонение на 3 эпикризных срока), что встречается в 1%.

Примерный план наблюдения за новорожденными из групп риска в течение первого года жизни

·I группа:

1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем ежемесячно.

2. осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально.

3. осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году

4. строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития.

5. профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога.

6. по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).

·II группа:

1. осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20й день и в 1 месяц, до года ежемесячно.

2. строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки.

3. ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания.

4. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев; мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза.

5. при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.

·III группа:

1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно.

2. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев.

3. борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка.

4. осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев). Перед следованием у эндокринолога анализ крови натощак на сахар.

5. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

·IV группа:

1. осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно.

2. анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания.

3. консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург).

4. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.

·V группа:

1. рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц.

2. строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервнопсихическим развитием.

3. обязательная госпитализация при любом заболевании.

4. участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей.

5. более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием.

6. контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.

7. при необходимости передача материалов в Районный исполком для лишения родительских прав.

Осмотр узкими специалистами — в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед — двукратно (1 триместр и 12 месяцев) — осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев. Лабораторно диагностическое обследование — анализ мочи на ФКУ 2х — клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.

Источник

Методика определение уровня нервно психического развития ребенкаДиагностика психического развития

детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

 Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

 Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

 Таблица 7

Возраст

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)

Игра и действия с предметами

Движение

Навык

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1г.3мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

1г.6мес.

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пишу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1г.9мес.

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы — заместители

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

Таблица 8

Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет

Группы развития

I

II

III

IV

V

1. Дети с нормальным развитием.

1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:

1-ая степень:

по 1-2 показателям;

2-ая степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

2. Дети с опережением в развитии:

а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,

на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;

б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);

в) дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,

часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

Таблица 9

Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

1г3мес.

Путем проб и ошибок

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

1г6мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.

1г9мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.

2г.

Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)

2г6мес.

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)

3г.

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Называет четыре цвета

Таблица 10

Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

Матрешки

Пирамида

1г3мес.

Игра со строителем. Прокатывание шариков

Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.

Пирамида из 4-5 колец одного размера

Называние всех цветов

1г6мес.

Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)

Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины

Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин

1г9мес.

То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет

Кольца (6 штук) контрастных величин

Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»

2г.

Подбор к образцу предметов близкой формы

Три контрастные раскрывающиеся матрешки

Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)

Сортировка (подбор по образцу)

Называние всех оттенков

2г6мес.

Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Пирамида из 6-8 колец

Цветное лото

3г.

Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов

Пирамида из 8-10 колец

Дидактические игры: принеси, назови

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом;  на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

Таблица 11

Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

1г3мес.

Воспроизводит ряд разученных действий.

1. Кормит куклу (кукла, чашка)

2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).

3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.

1.Показ предметов и действия с ними.

2. Сюжетные показы

1г6 мес.

Отображает отдельные действия.

1.Кукла, расческа.

2. Кукла, носовой платок.

1. Наблюдения.

2. Руководство играми с проблемной ситуацией.

1г9мес.

Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»

Предложение использовать в игре предметы-заместители

2г.

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».

«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)

Воображаемые предметы

2г6мес.

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

1. Кукольный театр

2. Игры с ролями.

3. Настольные игры с сюжетными игрушками

3г.

Начало ролевой игры

1. Дидактические игры.

2. Строительные материалы

Таблица 12

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1г3мес.

Запас понимаемых слов быстро растет.

Предметы:

1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.

2. Одежда.

3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

2 Отдельные картинки

1г6мес.

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:

1.Кошка белая, черная, маленькая.

2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1.Экскурсии в помещении.

2. Игры со звуками.

3. Игры с пальчиками.

4. Показ предметов в действии.

5. Обобщения в картинках.

1г9мес.

Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

1. Мальчик кормит собаку.

2. Мама купает малыша.

3. Дети обедают

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

1.Сюжетные показы.

2. Картинки в действии, несложные

3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)

4. Рассказы без показа.

5 Проговаривание четверостиший.

6. Мелочь

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

2г6мес.

Грамматика

Вопросы

1.Теневой кукольный театр.

2. Экскурсии, наблюдения.

3. Рассказы без показа, сказки

4. рассказы по картинке.

5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации

Где?

Куда?

3г.

В речи ребенка появляются придаточные предложения

Почему? Когда?

Таблица 13

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет

 в поликлинике и дошкольном учреждении

 (Составлено К.Л. Печорой)

 Таблица 14

Воз-раст

Мышление и речь

Внимание

и память

Моторика

(мелкая

и крупная)

Социальные контакты

4  года

I.Мышление – выявляется через методики

1.Доска Сегена.

2.Разрезные картинки (из 3 частей).

3.Кубики Косса (1 вариант).

4.Классификация (четвертая лишняя).

II.Речь – выявляется через:

сюжетные картинки с открытым, скрытым смыслом (ответы на вопросы)

Выявляется через:

1.Методику Г.И.Россолимо.

2.Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

3.Нелепицы (простые)

Выявляется через умения:

— застегивать пуговицы, кнопки, молнии, зашнуровывать ботинки;

— умение подпрыгивать на двух ногах, передвигаться вперед

Проявляются в ролевых играх при распределении и выполнении ролей

5 лет

I.Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей).

2. Кубики Косса (2 варианта).

3. Определение временных понятий (утро, вечер).

4. Классификация (четвертая лишняя, с объяснением).

5. Сходство и различие (вода – лед и др.).

6. Загадки.

II. Речь

Рассказ по сюжетным картинкам с открытым и скрытым смыслом.

1. Картинки на внимание.

2. Нелепицы.

3. Загадки, четверостишия (на запоминание)

1. Умение самостоятельно одеваться.

2. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед.

Проявляются в ролевых играх, при умении соблюдать правила игры.

6 лет

I. Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей, сложный разрез).

2. Кубики Косса (3, 4 варианта).

3. Временные понятия (вчера, сегодня, времена года).

4. Классификация (четвертая лишняя, более сложные варианты).

5. Решение логических задач.

6. Загадки.

7. Лабиринты.

II. Речь

1. Рассказ по нескольким картинкам.

2. Картинки со скрытым смыслом.

III. Психологическая готовность к школе

Выявляются вышеуказанные умения

1. Картинки на внимание

2. Нелепицы (более сложные).

3. Загадки, стихи (на запоминание).

4. Ассоциативная память.

Методика А.Р.Лурии (10 слов)

1. Аккуратно закрашивать круг диаметром 2,5 см. за 70 с.

2. Прыгать в длину с места на 70 см.

Тест Керна-Ирасека.

Проявляются:

1. В творческих играх детей через умение строить сюжет, согласовывая индивидуальные игровые замыслы.

2. Рисунок семьи (Хоментаускас).

3. «Лесенка» (модификация В.Щур).

4. Задачи на принятие решений в разных ситуациях.

Сформирована внутренняя позиция школьника.

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 22.09.2013

Методика определение уровня нервно психического развития ребенка

Источник