Методика определение уровня нервно психического развития ребенка
На 1-м году жизни контролируются следующие линии нервно-психического развития:
ДО 6 МЕС.
• Развитие зрительных ориентировочных реакций.
• Развитие слуховых ориентировочных реакций.
• Развитие положительных эмоций.
• Развитие общих ориентировочных реакций.
• Развитие движений руки.
• Развитие подготовительных этапов активной речи.
• Развитие навыков.
С 6 МЕС. ДО 1 ГОДА.
• Серсорное развитие.
• Развитие общих движений.
• Развитие действий с предметами.
• Развитие подготовительных этапов активной речи.
• Развитие подготовительных этапов понимания речи.
• Развитие навыков.
Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.
·Возраст 1 мес.
3/4Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом.
3/4Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.
3/4Эмоции: первая улыбка.
3/4Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.
·Возраст 2 мес.
3/4Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
3/4Слуховой показатель: прислушивается.
3/4Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.
3/4Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль ном положении.
·Возраст 3 мес.
3/4Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении.
3/4Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение.
3/4Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления.
3/4Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног.
3/4Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
3/4Активная речь: начинает гулить.
·Возраст 4 мес.
3/4Зрительный показатель: узнает мать.
3/4Слуховой показатель: поворачивает голову на звук.
3/4Эмоции: громко смеется.
3/4Общие движения: поворачивается со спины на живот.
3/4Движения руки: захватывает подвешенную игрушку.
3/4Активная речь: длительно гулит.
·Возраст 5 мес.
3/4Зрительный показатель: отличает чужих от близких.
3/4Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обращаются.
3/4Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, поворачивается со спины на живот.
3/4Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка.
3/4Активная речь: продолжает долго гулить.
·Возраст 6 мес.
3/4Общие движения: поворачивается с живота на спину, подползает.
3/4Движения руки: свободно берет игрушку из разных положений.
3/4Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).
3/4Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки.
·Возраст 7 мес.
3/4Общие движения: хорошо ползает.
3/4Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую.
3/4Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет).
3/4Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, расположенный в определенном месте.
3/4Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый,
·Возраст 8 мес.
3/4Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается, встает у опоры и ходит, держась за барьер.
3/4Движения руки: долго занимается игрушками.
3/4Активная речь: громко неоднокартно произносит различные слова.
3/4Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свиданья».
3/4Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик).
·Возраст 9 мес.
3/4Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.
3/4Движения руки: действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств).
3/4Активная речь: подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете.
3/4Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и достает предмет из массы игрушек.
3/4Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками.
·Возраст 10 мес.
3/4Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.
3/4Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку), вкладывает один предмет в. другой.
3/4Активная речь: подражает разным слогам взрослого.
3/4Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый предмет по просьбе взрослого.
3/4Навыки, умения: пьет из чашки
·Возраст 11 мес.
3/4Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.
3/4Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды.
3/4Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «мА-ма», «ав-ав», «кис-кис».
3/4Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.
3/4Навыки, умения, пьет из чашки
·Возраст 12 мес.
3/4Общие движения: самостоятельно ходит.
3/4Активная речь: произносит 8-10 слов.
3/4Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет.
Заключение об уровне нервно-психического развития проводят по 4 группам развития:
I группа — нормального развития;
II группа — с наличием отклонений в развитии на 1 эпикризный срок;
III группа — более глубокая задержка (отклонения на 2 эпикризных срока);
IV группа — глубокая задержка (отклонение на 3 эпикризных срока), что встречается в 1%.
Примерный план наблюдения за новорожденными из групп риска в течение первого года жизни
·I группа:
1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 5 раз, в дальнейшем ежемесячно.
2. осмотр невропатологом на 2 месяце (не позднее), в дальнейшем поквартально.
3. осмотр зав отделением поликлиники на 3 месяце, обязательно при каждом заболевании ребенка на 1м году
4. строгий контроль педиатра за размерами головы, неврологическим статусом, уровнем психического и физического развития.
5. профилактические прививки строго по индивидуальному плану и только с разрешения невропатолога.
6. по достижении 1 года, при отсутствии патологии со стороны ЦНС, ребенок может быть снят с диспансерного учета (ф.30).
·II группа:
1. осмотр ежедневно в течение 10 дней после выписки из родильного дома, затем на 20й день и в 1 месяц, до года ежемесячно.
2. строгий контроль за состоянием кожи и пупочной ранки.
3. ранние лабораторные исследования (анализ крови, мочи) в 1 месяц и 3 месяца, после каждого заболевания.
4. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев; мероприятия по профилактике, раннему выявлению и лечению дисбактериоза.
5. при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования снимают с учета (ф.30) в возрасте 3 месяцев.
·III группа:
1. осмотр педиатром на 1 месяце жизни не менее 4 раз, в дальнейшем ежемесячно.
2. осмотр зав поликлиникой не позже 3 месяцев.
3. борьба за естественное вскармливание, строгий контроль за прибавкой массы, борьба с гипогалактией. Рацион сбалансированного питания с учетом массы ребенка.
4. осмотр эндокринологом не менее 2 раз на 1м году жизни (в 1 квартале и в 12 месяцев). Перед следованием у эндокринолога анализ крови натощак на сахар.
5. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.
·IV группа:
1. осмотр педиатром 4 раза на 1 месяце жизни, в дальнейшем ежемесячно.
2. анализ мочи в 1 месяц, затем 1 раз в квартал и после каждого заболевания.
3. консультация специалистов в ранние сроки при малейшем возникновении подозрения на патологию (кардиолог, хирург).
4. диспансерное наблюдение 1 год, при отсутствии патологии снимают с учета (ф.30) в возрасте 12 месяцев.
·V группа:
1. рекомендуются более частые патронажи: в 1 месяц 4-6 раз, далее 1-2 раза в месяц.
2. строгий контроль за качеством ухода за ребенком, за питанием, за прибавкой массы тела, за нервнопсихическим развитием.
3. обязательная госпитализация при любом заболевании.
4. участие зав поликлиники в профилактическом наблюдении этой группы детей.
5. более раннее оформление в ДДУ (на втором году) желательно с круглосуточным пребыванием.
6. контроль участковой медсестры за фактическим местом проживания ребенка.
7. при необходимости передача материалов в Районный исполком для лишения родительских прав.
Осмотр узкими специалистами — в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед — двукратно (1 триместр и 12 месяцев) — осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев. Лабораторно диагностическое обследование — анализ мочи на ФКУ 2х — клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.
Источник
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 13 Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении (Составлено К.Л. Печорой) Таблица 14
Переход на другие статьи методического пособия: Развиваем детей раннего возраста. Часть 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 22.09.2013 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник