Методика оценки нервно психического развития ребенка
Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.
Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.
При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.
1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)
2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).
3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).
На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.
1. Зрительные ориентировочные реакции
2. Слуховые ориентировочные реакции
3. Эмоции и социальные поведение
4. Движения общие
5. Подготовительные этапы развития активной речи
В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.
Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:
1. Развитие речи
А. понимаемая речь
Б. активная речь
2. Сенсорное развитие
3. Игра и действия с предметами
4. Движения
5. Навыки
Определение НПР ребенка 4-6 лет:
В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает. Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е. неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.
Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.
Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память — характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.
Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.
Для оценки показателя «Мышление и речь» врач имеет набор сюжетных картинок из книжек для детей старшего дошкольного возраста, которые предлагаются ребенку.
Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:
1. Эмоционально-вегетативная сфера
При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).
2. Психомоторная сфера и поведение.
3. Интеллектуальное развитие.
Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе. Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры. У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.
Обследование детей в возрасте 9-10 лет
В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах. Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти. У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.
При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.
Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.
Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:
1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).
2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).
3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).
В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.
НПР подростков
Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.
Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.
Источник
Контроль за развитием детей — составляющая
часть системы оздоровительно — воспитательной
работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его
прежде всего в том, чтобы определить уровень
развития каждого ребенка и возрастной группы в
целом, правильно организовать
медико-воспитательную работу, а также создать
условия для эмоционального комфорта и развития
детей.
В результате отслеживания нервно-психического
развития можно определить первоначальные
отклонения в его развитии и своевременно
скорректировать воспитательную работу,
определив для него индивидуальные
психолого-педагогические воздействия.
“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста” основывается
на системе контроля за развитием ребенка,
разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой,
Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и
опирается на изучение объективных
закономерностей хода развития ребенка в
определенных условиях воспитания.
Оценка нервно-психического развития детей
раннего возраста исходит из основных линий его
развития, которые представлены определенными
показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2
года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни проводится оценка развития
понимания и активной речи, сенсорного развития,
моторных навыков, игры и действий с предметами,
навыков самообслуживания.
На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и
изобразительные умения.
Основным методом оценки развития детей
является наблюдение.
При определении уровня развития используется
балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании
баллов получается количественная оценка,
которая соответствует той или иной зоне
развития.
Подобная оценка дает возможность осуществлять
дифференцированный подход в воспитании детей и
вносить своевременную коррекцию в их развитие.
“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития” прошла успешную апробацию в
дошкольных учреждениях города Владимира,
работающих по программе “Сообщество”.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)
I. Речь
1. Восприятие речи
Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3
балла.Запас понимаемых слов достаточный, выполняет
простые словесные поручения — 2 балла.Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.
2. Активная речь
Произносит 10-20 слов — 3 балла.
Произносит 5-10 слов — 2 балл.
Пользуется отдельными облегченными словами 1
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 2-х контрастных
величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см
— 3 балла.Ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов ( типа кубиков) — 2 балла.Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м,
меняет положения (приседает, наклоняется,
поворачивается, пятится — 3 балла.Ходит с частыми присаживаниями, меняет
положение тела — 2 балла.Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в
ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Хорошо воспроизводит в игре действия с
предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из
3–5 колец) — 3 балла.Воспроизводит в игре действия с предметами — 2
балла.Не воспроизводит в игре действия с предметами.
Манипулирует ими — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки
одеваться — 3 балла.Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью
взрослых — 2 балла.Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10–15 баллов — Зона адаптации;
6–9 баллов — Зона неполной адаптации;
1–5 баллов — Зона дезадаптации.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)
I. Речь
1. Восприятие речи
Обобщает предметы по существенным признакам
понимаемой речи — 3 балла.Частично обобщает предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 2 балла.Не умеет обобщать предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 1 балл.
2. Активная речь
Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают
принимать обобщенный характер — 3 балла.Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2
балла.Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов —
1 балл.
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах
предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах
предметов — 2 балла.Плохо ориентируется в контрастных формах
предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Без труда входит на лестницу высотой ступеньки
10 см, влезает на стремянку высотой 1 м;
перешагивает через предметы; бросает мяч одной
рукой — 3 балла.Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см,
влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10
см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Действия с предметами носят целенаправленный
характер, переносит знакомые действия на новые
игрушки — 3 балл.Отображает в игре отдельные наблюдаемые
действия — 2 балла.Манипулирует предметами — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест любую пищу, обращает
внимание на грязные лицо, руки, нос, частично
снимает одежду — 3 балла.Самостоятельно ест любую пищу с небольшой
помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2
балла.Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10 – 15 баллов — Зона адаптации;
6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;
1 – 5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года)
I. Речь
1. Восприятие речи
Легко понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; легко понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.Частично понимает слова, обозначающие предметы
и действия с ними; частично понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.Не понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; не понимает несложный рассказ
взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.
2. Активная речь
Начинает употреблять простые 3-4 словесные
предложения — 3 балла.Начинает употреблять простые 2-3 словесные
предложения — 2 балла.Употребляет в основном облегченные слова — 1
балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно умеет различать предметы по
величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов),
постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого (использует 4 основных
цвета) — 3 балла.Умеет различать предметы по величине (2-3
предмета), постепенно уменьшающихся; умет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого — 2 балла.Только с помощью взрослого умеет различать
предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно
уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет
подбирать предметы по форме ( круглые,
квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от
пола), наклонной доске и сходит с неё;
перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см
— 3 балла.Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола)
наклонной доске и сходит с неё; перешагивает
через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1
балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно воспроизводит в игре ряд
последовательных действий (начало сюжетной игры)
— 3 балла.Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные
действия, не связанные сюжетом — 2 балла.Воспроизводит отдельные игровые действия по
образцу взрослого — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно частично раздевается и
одевается — 3 балла.С помощью взрослого частично раздевается и
одевается — 2 балла.Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и
раздевании — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного )
развития;1-5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)
I. Речь
Говорит сложные предложения, хотя и не всегда
правильно грамматически. Появляются вопросы:
Где? Куда? Почему? — 3 балла.Говорит односложные предложения — 2 балла.
Говорит отдельными словами — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
По образцу подбирает геометрические формы на
разнообразном материале и разные предметы 4-х
основных цветов — 3 балла.С помощью взрослого по образцу подбирает
геометрические формы на разнообразном материале
и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.Не умеет подбирать предметы — 1 балла.
III. Моторные навыки
Самостоятельно влезает и слезает приставным
шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра;
самостоятельно бросает малые мячи в
горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см),
с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.Влезает и слезает с помощью взрослых
приставным шагом по гимнастической стенке
высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально
расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния
80-100см на уровне груди, не точно выполняя
инструкцию взрослых — 2 балла.Не влезает и не слезает приставным шагом по
гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает
малые мячи в горизонтально расположенную цель
(диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди
— 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно в игре сюжетного характера
отражает взаимосвязь и последовательность
действий — 3 балла.С участием взрослого в игре сюжетного
характера отражает взаимосвязь и
последовательность 2-3-х действий — 2 балла.Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные
действия — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно делает простые сюжетные
постройки и называет их — 3 балла.С участием взрослого делает простые сюжетные
постройки и называет их — 2 балла.Делает отдельные постройки, не называя их
(манипулирует строительным материалом) — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает
комок глины прямыми, круговыми движениями — 3
балла.С помощью взрослого правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; с помощью взрослого
скатывает комок глины прямыми, круговыми
движениями — 2 балла.Не умеет правильно держать карандаш, кисть и
пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины
прямыми, круговыми движениями — 1 балла.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно полностью одевается, но не
застегивается; моет руки; ест самостоятельно и
аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.С небольшой помощью взрослого одевается; моет
руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2
балла.Одевается со значительной помощью взрослого;
не сформирован навык умывания, ест с помощью
взрослого — 1 балл.
Примечание: схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
15-21 баллов — Зона полного развития;
8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;1-7 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи,
песенки; самостоятельно рассказывает о виденном
2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные
предложения; большой словарный запас, в словарь
входят все части речи, кроме причастия и
деепричастия — 3 балла.Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки;
рассказывает о виденном 1-2 предложениями с
наводящими вопросами взрослого; небольшой
словарный запас — 2 балла.Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки;
не рассказывает о виденном; скудный словарный
запас — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует
геометрические формы по назначению;
самостоятельно называет 4 основных цвета; знает
черный и белый цвет; умеет самостоятельно
различать местоположение предметов в
пространстве — 3 балла.С помощью взрослого правильно использует
геометрические формы по назначению; с помощью
взрослого называет 4 основных цвета; по
словесному указанию умеет различать
местоположение предметов в пространстве — 2
балла.Не умеет использовать геометрические формы по
назначению, даже с помощью взрослого; знает;
основных цвета, но не называет их; не умеет
различать местоположение предметов в
пространстве — 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в
вертикально расположенную цель, находящуюся на
расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100
см и ловит его — 3 балла.Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой
мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его
— 2 балла.Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1
балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно
пользуется игрушками; используются элементы
ролевой игры — 3 балла.Играет рядом с детьми, не умеет совместно
пользоваться игрушками — 2 балла.Играет один, выполняет 2-3 последовательных
эпизода — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 3 балла.С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 2 балла.Делает простые сюжетные постройки, называет их
— 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3
балла.С помощью взрослого делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2
балла.Не умеет выполнять рисунок по заранее
задуманному плану, рисует каракули; не умеет
соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1
балл.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда
просится на горшок; аккуратно кушает, держа
правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо,
пользуется носовым платком — 3 балла.С небольшой помощью взрослого раздевается и
одевается; пользуется горшком при напоминании
взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно;
моет руки и лицо, пользуется носовым платком по
указанию — 2 балла.С помощью взрослого выполняет следующие
действия: раздевается и одевается; пользуется
горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо;
пользуется носовым платком — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;1-5 баллов — Зона недоразвития.
Источник