Методика обследования психофизического развития ребенка

Содержание всех диагностических заданий соответствуют нормативным возрастным показателям развития ребенка. Полученные данные, их анализ и сопоставление с нормой позволяют сделать вывод об особенностях всех линий развития ребенка, которые в условиях нарушения слуха страдают в первую очередь. Исследование слуховой функции предшествует выявлению состояния двигательной сферы, зрительной ориентировки, действию с игрушками, эмоционального поведения, речевых проявлений. Отставание по этим линиям развития может быть выражено по-разному: по всем показателям одинаково тяжело или мозаично по степени тяжести; отставание в овладении теми или иными умениями во времени (например, более позднее овладение основными двигательными функциями). Контроль за развитием ребенка младенческого возраста целесообразно осуществлять ежемесячно.

Первые 10 дней после рождения ребенка. Проверяется, прежде всего, наличие зрительных ориентировочных реакций. Используется погремушка с шаром (диаметр 5-6 см). Проверяется способность ребенка к зрительной концентрации на погремушке и слежению за ее передвижением. Взрослый держит игрушку на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно ее перемещает 2-3 раза вправо и влево (до 30 см). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушке (не следит), необходимо найти такое положение головы ребенка и то направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительное пространство.

Возраст ребенка – 10-18 дней. Продолжается осуществление наблюдения за проявлением у ребенка зрительных ориентировочных реакций. Используется любая яркая игрушка, которую взрослый раскачивает в руке, привлекая внимание к ней лежащего на спине ребенка. Когда сосредоточение вызвано, взрослый держит игрушку неподвижно на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция от ребенка: затормаживание и фиксация взгляда на игрушке или лице взрослого в течение 5-10 сек. Если реакции нет, взрослый может наклониться над ребенком, удалиться.

Возраст ребенка – 1 месяц. Проверяется способность ребенка к слежению за движущимся предметом. Используется яркая игрушка, которую взрослый раскачивает перед лежащим на спине ребенком. Игрушку необходимо приближать, удалять в сторону на расстоянии до 10 см, поднимать вверх на расстояние до 70 см, затем медленно передвигать вправо и влево на расстоянии 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция ребенка: концентрация взгляда на игрушке, плавное слежение с поворотом головы вправо и влево. Ребенку может быть оказана помощь в виде повторных движений игрушки с одновременным легким воздействием на туловище ребенка.

Эмоциональное поведение. С целью выявления эмоциональных реакций взрослый создает определенные условия: он наклоняется над ребенком, лежащим на спине, улыбается, разговаривает, слегка поглаживает. Ожидаемая реакция ребенка: улыбка.

Развитие общих движений: приподнимание головы и удержание ее в течение 5 сек. Для проверки таких действий ребенка кладут на живот, выпрямляют руки, а при необходимости – поглаживают по спине.

Предпосылки развития речи. Взрослый до пяти раз ласково и певуче произносит звуки, наклонившись над ребенком на расстоянии 25-30 см. Ожидаемые ответные реакции ребенка: голосовые проявления в виде отдельных вокализаций.

Возраст ребенка – 2-3 месяца. Проводится наблюдение за проявлением зрительных ориентировочных реакций. Проверяется способность ребенка концентрировать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого (игрушка подвешивается над лицом ребенка, лежащего на спине, на высоте 50-70 см.). Ожидаемая реакция ребенка – концентрация взгляда на объекте в течение 20-25 сек. С 3-х месяцев проверяется способность ребенка, находящегося в вертикальном положении на руках у взрослого, концентрировать взгляд на игрушке или лице в течение 10 сек. (игрушку показывает второй взрослый). Для выявления способности ребенка к длительному слежению за двигающейся игрушкой, взрослый медленно передвигает игрушку вправо и влево один раз в каждую сторону на высоте 40-50 см (диаметр игрушки – 5-10 см). Ожидаемая реакция ребенка – непрерывное слежение за игрушкой в течение 10-15 сек с поворотом головы вправо и влево.

Эмоциональное поведение. Взрослый наклоняется над ребенком и, улыбаясь, ласково и оживленно разговаривает с ним в течение 25-30 сек. (повторяется несколько раз). Ожидаемые реакции ребенка: появление улыбки, издание тихих и коротких звуков, сгибание и разгибание ног и рук (проявление признаков «комплекса оживления»).

Развитие общих движений. Изучается способность ребенка к подниманию и удерживанию головы в течении 5 сек. Для стимуляции используется яркая игрушка, две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10-15 см). Если ребенок, лежа на животе, в течение 2 сек. не поднимает голову, перед ним на расстоянии 30-40 см ставится игрушка и медленно поднимается вверх. Ожидаемые действия ребенка: невысокое поднимание головы и удержание ее около 5 сек. Ребенку может быть оказана помощь со стороны взрослого: укладывание рук ребенка под его грудь, придерживание ног, поглаживание по спине.

Движения рук (с 3-х месяцев). Для стимуляции движений рук на перекладине над кроватью подвешиваются погремушки на расстоянии 10-15 см от лежащего на спине ребенка. Ожидаемые действия ребенка: оживление, выпрямление рук и случайное соприкосновение с игрушкой; разжимание пальцев при попытках захватить ее; слежение глазами за движениями рук.



Источник

Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики

Педагог – психолог Н. А. Долгополова

Адаптированная методическая технология

«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»

Содержание

1. Пояснительная записка…. 2

2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3

3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6

4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8

5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11

6. Методическое обеспечение ….…. 11

Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.

Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.

Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста — выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.

МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»

Анализ

результатов развития психомоторики дошкольников

на конец учебного года

Дата: апрель – май 2015г.

Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,16 — дошкольные Возраст: 3 – 7лет

Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ

Цель:

выявление реального уровня развития психомоторики детей;

степень его соответствия возрастным нормам;

определение отклонений и недостатков физического и нервно — психического развития детей;

прогнозирование особенностей развития ребенка;

подбор оптимального содержания развивающих упражнений;

подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;

Количественный анализ результатов показал:

Младший возраст — 3 — 4 г. — обследовано –136 детей:

— Норма развития – 128 ребенка — 94 %;

— Профилактические занятия – 22 ребенка;

— Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.

Средний возраст — 4 — 5 лет – обследовано –81 ребенок:

— Норма развития – 76 детей – 94 %;

— Профилактические занятия – 13 детей;

— Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.

Старший возраст 5 — 6 лет – обследовано –78 детей:

— Норма развития – 75 детей – 96 %;

— Профилактические занятия – 11 детей;

— Индивидуальные занятия – 3 детей — 4 %

Подготовительные группы 6 — 7 лет – обследовано –73 ребенка:

— Норма развития – 73 ребенка – 100 %;

— Профилактические занятия – 20 детей;

— Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %

Качественный анализрезультатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:

1.Младший возраст:

моторика рук;

мелкая моторика пальцев;

статистическое равновесие;

координация движений;

автоматизация движений.

2.Средний возраст:

мелкая моторика рук;

мелкая моторика пальцев рук;

автоматизация движений.

3.Старший возраст:

статистическое равновесие;

мелкая моторика пальцев рук;

4.Подготовительные группы:

динамическое равновесие;

статистическое равновесие;

общее психомоторное развитие.

Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6

Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.

Рекомендации:

Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.

Оценка психомоторного развития дошкольников

2014 — 2015 учебного года

Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.

Младшая № 8

27 23 25

136

детей 2 2

Младшая № 5

29 25 29 0 4

Младшая № 12

26 19 24 2 5

Младшая № 10

28 21 27 1 6

Младшая № 11

26 18 23 3 5

Итого:

106 128 8 22

Средняя № 4

27 24 27 81

ребенок 0 3

Средняя № 13

27 20 24 3 4

Средняя № 15

27 19 25 2 6

Итого:

63 76 5 13

Старшая № 2

26 19 24

78

детей 2 5

Старшая № 7

26 25 25 1 0

Старшая № 14

26 20 26 0 6

Итого: 64 75 3 11

Подготовит. № 3

25 19 25

73

ребенка 0 6

Подготовит. № 6

23 22 25 0 3

Подготовит. № 16

24 12 23 0 11

Итого: 53 73 0 20

Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 — 100 % 16 – 4 % 66

Методика обследования психомоторного

развития детей раннего и дошкольного возраста

Диагностика развития двигательной сферы

на 3 года

Общая моторика

Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:

1 год – самостоятельная ходьба;

1,5 — 2 года:

Динамика — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;

Автоматика — перешагивает через препятствие на полу;

Статика — встает на лавку 20 см. от пола;

2,5 года:

Динамика — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;

Автоматика — перешагивает через несколько препятствий;

Статика — нагибается за предметом;

3 года:

Автоматика — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой

12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;

Динамика — подпрыгивает на двух ногах без поддержки,

Статика — стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.

Мелкая моторика (на 3 года)— одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.

Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 4 лет

1-е задание На оценку функции равновесия.

— исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.

— необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)

После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа; б) мочки левого уха;

Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.

— Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.

3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)

— На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)

— По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.

4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)

— В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.

— Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)

— Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.

— При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 5 лет

1-е задание На оценку функции равновесия.

— Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)

2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)

— Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.

— Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.

— Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.

3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.

— Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.

4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)

— Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.

— Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.

5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.

— На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.

По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.

— Время выполнения задания ограничивается — 20 секунд.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 6 лет

1-е задание На оценку статистического равновесия.

— В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900

После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

2-е задание На оценку точности и координации движений

— Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)

3-е задание На оценку тонкой моторики рук.

— Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.

Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.

Оценка психомоторного развития дошкольника

задания для детей 7 лет

1-е задание На оценку статистического равновесия.

— Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.

2-е задание На оценку динамического равновесия.

— Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития

— Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.

Время выполнения задания 15 сек.

Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.

Литература:

1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.

2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.

3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.

Источник

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

различение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)»назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован. «;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества,в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух карт инок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.

Нормативы :

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру.Пробы:

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы :

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1.Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2.Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) «застревание»;

д) с явлениями генерализации.

3.Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4.Реакция на поощрение и порицание:

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник