Методика обследования познавательного развития ребенка 6 7 лет
Обследование
этой возрастной группы проводится с
учетом
вышесформулированных принципов, при
этом ребенку
предлагают более сложные варианты
заданий (см. табл.
10).
Таблица
10 Задания
для обследования детей 6—7 лет
№ п/п | Наименование |
1 | Сложи |
2 | Представления |
3 | Представления |
4 | Количественные |
5 | Расскажи |
6 | Дорисуй |
7 | Расскажи |
8 | Звуковой |
9 | Продолжи |
10 | Узнавание |
Прежде
чем начинать беседу с ребенком, надо
дать ему осмотреться
в новой для него ситуации. Лучше, чтобы
родители
находились рядом с ребенком, но были
вне поля его
зрения.
Разговаривать
с ребенком надо доверительно, неофициально.
В случае затруднений в выполнении
задания и в ответе
ребенка нужно подбодрить, не проявлять
недовольство
ответом. Первое задание должно носить
невербальный характер.
1.СЛОЖИ
(разрезная
картинка «Клоун»). Задание на
правлено
на выявление уровня развития
интереса к
познавательным
задачам, установление сотрудничества
с
незнакомым взрослым в новой обстановке,
выявление
уровня
развития целостного восприятия
предметного изо
бражения.
Оборудование:
две
картинки с изображением клоуна, одна
из них разрезана на пять частей.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 69, 70.
Проведение
обследования: взрослый
показывает ребенку
части разрезной картинки, просит их
рассмотреть и говорит:
«Сложи картинку». В случае затруднений
проводится
обучение.
Обучение:
взрослый
показывает ребенку целую картинку
и просит сделать такую же. Если ребенок
снова не справляется
с заданием, то взрослый начинает
накладывать
на целую картинку части разрезной —
голову, затем руки.
Далее ребенку предлагают завершить
складывание клоуна.
Только после этого его просят самостоятельно
выполнить
задание, ориентируясь на образец.
Оценка
действий ребенка: принятие
задания; способы выполнения;
обучаемость; отношение к результату
своей деятельности.
2.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ (беседа).
Зада
ние
направлено на выявление уровня
ориентировки в
окружающем
мире, запаса знаний о себе и своей семье.
Рекомендуемые
вопросы и задания: «Как
тебя зовут? Сколько
тебе лет? Когда твой день рождения?
Назови свой домашний
адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в
нем этажей?
На каком этаже ваша квартира? Расскажи
о своей
семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих
родителей? Кто
еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в
школу? Как
ты думаешь, что интересного будет в
школе? В какой
класс ты сразу поступишь?»
При
затруднении можно задавать уточняющие
вопросы.
Оценка
действий ребенка: умение
отвечать на заданные
вопросы; знания и представления о себе
и своей семье;
наличие представлений о школе; уровень
сформированное™
положительного отношения к школе.
3.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ВРЕМЕНАХ ГОДА. Задание
направлено
на выявление уровня сформированности
представлений
о временах года, их последовательности.
Оборудование:
четыре
сюжетные картинки с изображением
специфических явлений природы для
каждого времени
года.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 59—62.
Проведение
обследования: взрослый
спрашивает ребенка: «Как ты думаешь,
какое сейчас время года?» Затем
раскладывает
перед ним сразу четыре картинки с
изображением времен года и просит:
«Найди картинку, где изображена
зима (весна, лето, осень). А после нее
какое время
года наступит? А какое время года потом
наступит? Найди
картинку. Сколько всего времен года?
Какое время
года наступает после осени? Какое время
года будет после
весны? В какое время года ты пойдешь в
школу? Как
называется первый осенний месяц?» В
случае затруднений
проводится обучение.
Обучение:
взрослый
помогает ребенку соотнести настоящее
время года с изображением на картинке,
а потом задает
ему уточняющие вопросы: «Когда зима
закончится,
какое время года наступит? В это время
ярко светит солнце,
снег тает, появляется зеленая трава,
почки на деревьях.
Найди это время года на картинке. А потом
какое
время года наступит? Найди его на
картинке. Сколько
всего времен года?»
Оценка
действий ребенка: уровень
сформированности представлений
о временах года; умение самостоятельно
определять
и объяснять последовательность времен
года; обучаемость;
соотнесение описаний времен года с их
изображением
на картинках.
4.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. Задание
направлено
на выявление уровня сформированности
представлений
о количестве, умения выполнять счетные
операции
в уме (развитие наглядно-образного и
элементов логического
мышления).
Оборудование:
счетные
палочки, экран.
Проведение
обследования. Первый
вариант: ребенку
предлагают
посчитать до десяти и обратно. Затем
задают вопросы:
«Какое число больше: 5 или 6? Какое число
меньше:
6 или 7? Какое число стоит после пяти?
Какое число стоит
между тремя и пятью?» Если ребенок
испытывает затруднения
в этих заданиях, то обучение не проводится.
Второй
вариант: ребенку
говорят: «Сейчас поиграем. Ты
возьмешь 6 палочек, а я буду к ним
прибавлять или
от
них отнимать. А ты скажешь, что я сделала:
прибавила
или отняла. А потом посчитаешь, сколько
я прибавила
или сколько отняла». Сначала предлагают
взять шесть палочек
из пятнадцати и, раскладывая их в ряд,
просят ребенка пересчитать и запомнить
их количество. Затем закрывают их экраном
и отнимают две палочки. Затем открывают
экран и спрашивают: «Что я сделала:
прибавила
или отняла? Сколько отняла?» Далее
палочки кладут
на место и закрывают экраном, предварительно
попросив
ребенка запомнить их количество. За
экраном прибавляют
две палочки, открывают его и спрашивают:
«Что
я сделала: прибавила или отняла? Сколько
я прибавила?»
И т. д.
Обучение:
если
ребенок затрудняется в определении
операции
и количества палочек, то ему предлагают
решить такого
же рода задачу в пределах пяти, при
затруднении
— в пределах четырех. Если ребенок не
решает задачи
в пределах четырех, то ему предлагают
выполнить счетные
операции в пределах трех с открытым
результатом.
Третий
вариант (решение
устных задач) предлагается, если
ребенок отвечает верно в первых двух
вариантах. Условия
задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них
2 мальчика,
а остальные девочки. Сколько девочек
гуляло во дворе?»;
«На лужайке стоял пенек, а из-за пенька
торчали
6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько
зайчиков сидело
за пеньком?». В случае затруднений
проводится обучение.
Обучение:
ребенку
предлагают воспользоваться палочками
и решать задачи с опорой на них. Затем
предлагают
решить аналогичные задачи устно: «На
лужайке сидели
б зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько
зайчиков осталось?»;
«За забором стояли гуси. Были видны
только лапки.
Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей
за забором?».
Оценка
действий ребенка: принятие
задачи и понимание
ее условий; умение выполнять счетные
операции по представлению;
умение решать устные задачи в пределах
шести;
обучаемость — умение переносить способы
решения
задач на аналогичные; результат.
5.
РАССКАЖИ
(серия
сюжетных картинок «Зимой»). Задание
направлено на выявление умений определять
временную
последовательность событий, объединять
последовательные
действия в единый сюжет.
Оборудование:
четыре
сюжетные картинки с изображением
знакомой детям жизненной ситуации. На
первой картинке — идет снег, дети одеты
в зимнюю одежду, ловят
снежинки; на второй — дети катают снежный
ком; на
третьей — мальчик катает маленький ком
для головы,
а
двое ребят ставят один ком на другой;
на четвертой — дети
слепили снеговика, вместо шапки надевают
на него ведро.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 71 — 74.
Проведение
обследования: ребенку
предлагают рассмотреть
картинки и говорят: «Подумай, как
составить рассказ
по этим картинкам». Если ребенок
затрудняется, то взрослый
уточняет: «Разложи картинки так, чтобы
получился
рассказ, в котором есть начало, продолжение
и окончание».
После
выполнения задания (независимо от того,
соблюдена ли правильная последовательность
событий или нет) оценку
действиям ребенка не дают, ему предлагают
составить
рассказ по серии сюжетных картинок. В
процессе рассказывания
ребенок может менять картинки местами.
Оценка
результатов: понимание
единого сюжета в этой серии
картинок; учет временной и логической
последовательности;
способность передавать сюжет и
последовательность
событий^ в своем рассказе.
6.
ДОРИСУЙ.
Задание
направлено на выявление уровня развития
продуктивного воображения и графических
навыков.
Оборудование:
лист
бумаги с изображением шести полукругов,
фломастеры (цветные карандаши).
Проведение
обследования: ребенку
предлагают рассмотреть
полукруги и дорисовать их так, чтобы
получилось шесть
разных предметов.
Обучение
не
проводится.
Оценка
действий ребенка: принятие
задачи и понимание ее условий; умение
самостоятельно выполнить задание;
анализ рисунков.
7.
РАССКАЖИ
(сюжетная
картинка «В лесу»). Задание направлено
на выявление уровня развития элементов
логического
мышления, умений воспринять целостную
ситуацию,
изображенную на картинке, устанавливать
причинно-следственные
связи между изображенными объектами и
явлениями.
Оборудование:
сюжетная
картинка.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 75.
Проведение
обследования: ребенку
предлагают рассмотреть
сюжетную картинку, а затем составить
по ней рассказ.
В случае затруднений ему предлагают
ответить на ряд
последовательных вопросов: «Какое время
года изображено
на картинке? Куда пришли дети? Зачем
дети пришли
в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что
здесь произошло?»
Уточняющие вопросы позволяют ребенку
рассмотреть
объекты и ситуацию, понять
причинно-следственную
зависимость.
Оценка
результатов: принятие
и понимание задания; умение
самостоятельно понять сюжет и составить
рассказ; способность
устанавливать причинно-следственные
зависимости;
умение использовать помощь взрослого,
результат.
8.ЗВУКОВОЙ
АНАЛИЗ СЛОВА. Задание
направлено на
выявление
умения анализировать звуковой состав
слова,
определение
уровня развития предпосылок к
обучению
грамоте.
Оборудование:
счетные
палочки.
Проведение
обследования: взрослый
говорит: «Я сейчас назову
слово, а ты должен определить, сколько
в нем звуков». Далее называет слово
дом,
выясняет
у ребенка количество
звуков и просит: «Назови первый звук,
третий, кторой». Таким же образом
предлагают проанализировать следующие
слова: кот,
стол, мост, хвост и
т. д.
Обучение:
если
ребенок не может проанализировать
слепо
дом,
взрослый
сам называет звуки по очереди и
выкладывает
соответствующее количество палочек.
Затем имеете
с ребенком проводится анализ слова кот.
В
тех случаях,
когда ребенок понял, как анализируется
слово, ему
можно предложить анализ других слов.
Оценка
действий ребенка: принятие
и понимание задания;
способы выполнения — самостоятельно
или после обучения;
наличие интереса к заданию.
9.ПРОДОЛЖИ
РЯД (письмо).
Задание направлено на проверку
уровня развития готовности ребенка к
письму, умения
принять задание, связанное с учебной
деятельностью, способности
анализировать образец и работать по
нему.
Оборудование:
ручка,
лист бумаги, на котором представлены
три образца письменных заданий: на
первой строчке
палочки, на второй — палочки и крючочки,
а на третьей
— треугольники.
Проведение
обследования: ребенка
просят: «Продолжи строчку,
как здесь».
Оценка
действий: принятие
и понимание задания; анализ
образца; умение писать по образцу,
соблюдая строчку и
принцип чередования элементов букв;
результат.
10.
УЗНАВАНИЕ
ФИГУР (тест Бернштейна). Задание
направлено
на проверку уровня развития памяти.
Оборудование:
2 таблицы
с геометрическими фигурами.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 76, 77.
Проведение
обследования: ребенку
предлагают таблицу с
геометрическими фигурами, время показа
10 секунд. Ему
говорят: «Запомни эти фигуры». После
показа первой
таблицы ребенку предъявляют другую, на
которой фигуры-эталоны
разбросаны среди множества разных
фигур.
Его просят найти среди них те геометрические
фигуры,
которые он видел в первой таблице.
Оценка
действий ребенка: очень
высокий результат — девять фигур узнаны
верно, норма — семь-восемь фигур, низкий
результат — шесть фигур, очень низкий
— меньше
шести фигур.
Результаты
проведенного обследования оцениваются
в баллах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1. «Найди такую же картинку» (внимание)
1. «Найди такую же картинку» (внимание) Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости
Подробнее
Развитие сенсорики 1-3 года
Развитие сенсорики 1-3 года Какого цвета предметы? Предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите показать на картинке предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета. Что одинакового
Подробнее
Как работать с пособием
Как работать с пособием Уважаемые взрослые! Предлагаемое пособие рассчитано на совместную работу воспитателей, педагогов и родителей с дошкольниками, готовящимися к школьному обучению. Первоначальной задачей
Подробнее
Коррекционно-развивающие упражнения
Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая
Подробнее
Конспект. для детей старшей группы 5-6 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 р.п. Петровское Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Полет с Незнайкой на математическую планету»
Подробнее
Геометрич. Фигуры: Заключение
Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы педагога-психолога Протокол
Подробнее
«Скажи последующее (предыдущее) число»
«Продолжай считать» Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке. «Скажи
Подробнее
Развивающая игра «Палочки Кюизенера»
Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной
Подробнее
Объединение «Школа детства»
МБУДО ЦДТ «Феникс» Объединение «Школа детства» Дополнительная общеобразовательная программа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста «Считалочка» (третий год обучения).
Подробнее
Обучение детей решению арифметических задач
Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга Обучение детей решению арифметических задач (методика проведения занятий
Подробнее
Методика «Что здесь лишнее?»
Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике
Подробнее
Игровая школа мышления
Игровая школа мышления В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый
Подробнее
О пользе пазлов и составных картинок
О пользе пазлов и составных картинок Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок. Цель данных головоломок собрать целое изображение из отдельных
Подробнее
Развивающие упражнения на память
Развивающие упражнения на память 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов» Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их
Подробнее
ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Автор: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Источник публикации: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. — 291 с. Цель
Подробнее
Картотека игр «Развиваем память»
Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.
Подробнее
Мотивация обучения младших школьников
Мотивация обучения младших школьников Физическое развитие детей 7-10 лет Учение это серьѐзный труд Чтобы помощь была оказана полноценно и квалифицированно, нужно знать особенности психологии детей младшего
Подробнее
Лепбуки математического содержания
1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,
Подробнее
ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
ОПРЕДЕЛЯЕМ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Проверяем физическую готовность ребёнка к школе Антропологи говорят, что проверить физическую готовность ребёнка просто: нужно попросить его поднять руку вверх, а
Подробнее
Учим детей рассказывать по картинке
Учим детей рассказывать по картинке Успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими связной речью. Связная речь относится к диалогической и монологической формам речи. Диалогической речью
Подробнее
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. Игра это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей
Подробнее
Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний в школьный период во многом зависит от дошкольной подготовки. Почему один ребёнок хорошо успевает в начальных классах,
Подробнее
Источник