Методика индивидуальный профиль социального развития ребенка
Подготовила Новикова Н.А.
Диагностика личностно-социального развития школьника
Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.
В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.
Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;
Самооценка и самоотношение;
Ценностные суждения и отношения.
Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:
Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;
Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.
Методика 1. Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)
Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Что ты любишь больше всего на свете?
- Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
- Расскажи, что ты больше всего не любишь.
- Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
- Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?
Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в структуре образа «Я» ребенка:
- Опосредованное познание себя, своих возможностей;
- Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
- Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.
Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов.
В таблицу оформляют пять психологических характеристик:
- Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
- Легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
- Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
- Адекватность половой идентификации (все рисунки)
- Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)
Форма протокола
№ п/п | Ф.И. ребенка | Самоценность | Контакты | Комфорт | Пол | Возраст | Примечание |
Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.
В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Определение признаков эмоционального неблагополучия
(При наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры | Признаки неблагополучия |
Чувство неполноценности, низкая самооценка |
|
Трудности общения |
|
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта |
|
Неадекватная половая идентификация |
|
Неадекватная возрастная идентификация |
|
Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка.
1-й вариант
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).
Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?
Анализ результатов производится в баллах:
5-я ступенька – 5 баллов;
4 -я – 4 балла;
3-я – 3 балла;
2-я – 2 балла;
1-я – 1 балл.
Если показатели в сумме дают:
14-15 баллов – завышенная самооценка;
От 9 до 13 баллов – адекватная;
От 8 до 3 – заниженная.
Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)
Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В ходе наблюдения за поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.
Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:
- Никогда – 1 балл;
- Редко – 2 балла;
- Иногда – 3 балла;
- Как правило – 4 балла;
- Часто – 5 баллов.
По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.
Оценочная шкала означает:
2 – почти всегда;
1 – в большинстве случаев;
0 – иногда;
1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);
2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).
Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося
Фамилия, имя обучающегося _________________________
Возраст ________________________________________
Показатели личностно-социального развития | Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | ||||||
Р – Р | Р – У | Р – С | Р –Р | Р – У | Р – С | Р – Р | Р – У | Р – С | |
Идет на контакт | |||||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||||
Действует сообща | |||||||||
Принимает помощь | |||||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||||
Действует под руководством | |||||||||
Действует самостоятельно | |||||||||
Проявляет инициативу | |||||||||
Контролирует свое поведение | |||||||||
Конфликтует | |||||||||
Улаживает разногласия | |||||||||
Признает правила | |||||||||
Сочувствует | |||||||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||||||
Соблюдает очередь |
Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями
Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.
Уважаемые родители! Вам предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!
Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда | Всегда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Вежлив | |||||
2. Внимательно слушает другого в разговоре | |||||
3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми. | |||||
4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками. | |||||
5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их. | |||||
6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей. | |||||
7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки. | |||||
8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми. | |||||
9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.) | |||||
10.Контролирует свои действия. | |||||
11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям. | |||||
12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников. | |||||
13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи. | |||||
14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится. | |||||
15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!» | |||||
16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков. | |||||
17.Принимает помощь от сверстников и взрослых. | |||||
18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому. | |||||
19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности. | |||||
20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству. | |||||
21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть. |
Источник
Фамилия, имя:___________________________________
Возраст:_________________ Группа:________________
Утверждение | +2 | +1 | -1 | -2 | Утверждение | |
Легко идет на контакт со взрослыми | Избегает контакта со взрослыми | |||||
Откликается на просьбы взрослых | Не реагирует на просьбы взрослых | |||||
С удовольствием действует со взрослыми сообща | Не умеет действовать со взрослыми сообща | |||||
Успешно действует под руководством взрослых | Не умеет действовать под руководством взрослых | |||||
Легко принимает помощь взрослого | Не принимает помощь взрослого | |||||
Часто взаимодействует со сверстниками | Избегает взаимодействия со сверстниками | |||||
Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками | С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками | |||||
Успешно участвует в коллективной игре | Не участвует в коллективной игре | |||||
Проявляет качества лидера | Предпочитает подчиняться другим | |||||
Хорошо себя чувствует в большой группе детей | Не любит большие группы детей | |||||
Спокойно наблюдает за действиями других детей | Прерывает, мешает действиям других детей | |||||
Умеет занимать других детей | Не умеет занимать других детей | |||||
Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми | Не участвует в играх, предложенных другими детьми | |||||
Успешно разрешает конфликты со сверстниками | Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками |
Окончание табл.
Хорошо действует самостоятельно | Не может действовать самостоятельно | |||||
Может занять себя сам | Не может занять себя сам | |||||
Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение | Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение | |||||
Способен жертвовать своими интересами ради других | Ориентирован только на свои непосредственные интересы | |||||
Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам | Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам | |||||
Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду | Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду | |||||
Признает правила, предложенные взрослыми | Не признает правил, предложенных взрослыми | |||||
Признает правила, предложенные другими детьми | Не признает правил, предложенных другими детьми |
Выводы и рекомендации:
Личность педагога
Основные свойства педагога.
1. Научная подготовка и личный педагогический талант (такт,
самостоятельность и педагогическое искусство). Эти свойства в
целом можно отнести к «умственным».
2. Объективность, внимательность, чуткость (особенно к сла
бым), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность,
подлинная любовь к детям.
Все современные исследователи считают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога. Кроме того, добавляют склонность человека работать и общаться с детьми.
Очень важно, что личность педагога, его состояние полностью отражаются на состоянии, поведении и личности ребенка не только в период обучения, но и в последующие годы.
Источник