Методика физического воспитания и развития ребенка дошкольника

Методика физического воспитания и развития ребенка дошкольника thumbnail

Аня Рамазанова
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста

Средства физического воспитания

Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.

Гигиенические факторы включают: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Естественные силы природы: (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения включает в себя: массаж, подвижные игры, гимнастика, спортивные упражнения, туризм. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Метод и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста

Методы физического воспитания подразделяются на 2 группы:

1. специфические – характерные только для процесса физического воспитания;

2. общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим методам относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, лекция, инструктирование, комментария и замечания);

2) методы наглядного воздействия (непосредственная наглядность, опосредованная наглядность, методы направленного прочувствования двигательного действия, срочная информация).

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции реализует с помощью слова: ставит перед учащимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материалы, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ – это изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.

2. Описание – это способ создания у учащихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщения о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему так делать надо.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов (правил, понятий, законов). Объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и сообщений.

4. Беседа – это вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между учителем и учащимися.

5. Разбор – форма беседы, проводимая учителем с учащимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т. д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция — представляет собой системное, последовательное освещение определенной темы.

7. Инструктирование – точное, конкретное изложение учителем предлагаемого учащимся задания.

8. Комментарии и замечания. Учитель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.

В физическом воспитании применяются следующие наглядные методы:

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у учащихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и учащимся, плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия учащимися двигательных действий с помощью предметного изображения.

Методы направленного прочувствования двигательного действия. Направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

Методы срочной информации. Предназначены для получения учителем и учащимся с помощью различных технических устройств срочной информации с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т. д.). Так, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер, оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображаются на дисплее.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют:

— осуществлять двигательную деятельность учащихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т. д.);

— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния учащихся и решаемых задач;

— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

— избирательно воспитывать физические качества;

— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;

— эффективно осваивать технику физических упражнений и т. д.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

— целостный метод;

— расчлененный или по частям;

— сопряженного воздействия.

Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т. п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в техники следовательно, при освоении упражнений сложной структурой его применение нежелательно.

Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Правила применения этого метода:

1. обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

2. расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;

3. изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;

4. выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Метод сопряженного воздействия. Применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т. п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы воспитания физических качеств принадлежат к методам строго регламентированного упражнения. Методы воспитания физических качеств представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Равномерный метод представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности.

Его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах и другие виды циклических упражнений);

б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение гимнастических упражнений).

Повторный метод – это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Переменный метод характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме изменяющейся интенсивностью.

Есть разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

Интервальный метод. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Разновидности этого метода:

а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и так далее с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100 м. с жесткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место – «станция». В круг включается 8-10 «станций». На каждой из них учащиеся выполняют одно из упражнений и проходят круг от 1 до 3 раз. Этот метод используется для воспитания и совершенствования физических качеств. Применяется во всех классах, чаще в старших. Снаряды располагаются в такой последовательности, чтобы физическая нагрузка на мышцы рук и ног чередовались.

Организация этого метода сводится к следующему:

— в спортивном зале оборудуют станции, т. е. места для выполнения соответствующих двигательных действий;

— на каждой станции учащимся дают определенное задание: упражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

— выполнение заданий осуществляют поточно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на 1-й станции, переходит на другую; а во втором – класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций.

Работа по станциям. Учащиеся делятся на группы, каждая начинает работу на своей станции, старшие в подгруппах получают от учителя задание в учебной карточке. Задание выполняется на качество. Выполнив задание, группа переходит на следующую станцию. Оценивается качество работы отделения на каждой станции. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».

«Муравейник». В зале устанавливаются различные снаряды и планируются самые различные задания. Участники выполняют их в любой очередности, какой свободен снаряд. Судьи оценивают их работу и выдают каждому жетон определенного цвета, которому соответствует определенное количество очков. Пройдя все снаряды, участники сдают жетоны в судейскую коллегию для подсчета очков и определения победителей.

Сущность игрового метода в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Методические особенности игрового метода:

— игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества;

— наличие в игре элементов соперничества требует от учащихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

— широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у учащихся самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

— соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность учителю целенаправленно формировать у учащихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю и коллективизм и т. д. ;

— присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у учащихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

Недостаток метода – его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности учащихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность учащихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод проявляется:

— в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.);

— как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечить максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

Источник

Метод –
(от лат. «Способ достижения цели») –
система действий педагога в процессе
обучения движениям, в зависимости от
содержания учебного процесса, конкретных
задач и условий обучения (Н.Н.Кожухова,
2003).

Прием –
составная часть, детально дополняющая
и конкретизирующая метод. Они направлены
на оптимизацию усвоения движений,
осознание двигательной задачи,
индивидуальное развитие каждого ребенка
(Э.Я.Степаненкова, 2005).

Классификация
методов

Словесный метод.

Цель:
обращен к сознанию детей, помогает
осмысленно поставить перед ребенком
двигательную задачу, раскрыть содержание
и структуру движения.

1. объяснение

2. пояснение

3. указания

4. подача команд,
распоряжений, сигналов

5. вопросы к детям

6. образный сюжетный
рассказ

7. беседа

8. словесная
инструкция

Наглядный метод

Цель:
создать зрительное, слуховое, мышечное
представление о движении. Важно обеспечить
яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений ребенка.

  1. Наглядно- зрительные
    приемы:

— показ физических
упражнений

— использование
наглядных пособий (картины, рисунки,
фотографии)

— имитация
(подражание)

— зрительное
ориентиры (предметы, разметка поля)

  1. Наглядно-слуховые
    приемы:

— музыка, песни

  1. Тактильно-мышечные
    приемы:

— непосредственная
помощь воспитателя

Практический
метод

Цель:
закреплять на практике знания, умения
и навыки основных движений, способствует
созданию мышечных представлений о
движении.

— повторение
упражнений без изменения и с изменениями

— повторение
упражнений в игровой форме

— проведение
упражнений в соревновательной форме
(Н.Н. Кожухова, 2002)

2.3. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Физическое
воспитание дошкольников – сложный
процесс. Несмотря на то что усвоение
техники выполнения физических упражнений
первоначально осуществляется на
специально организованных физкультурных
занятиях, привычка действовать
определенным способом успешно складывается
только в том случае, если физические
упражнения в дальнейшем включены в
целостный двигательный режим
(Л.Д.Глазырина, 2001).

Двигательный
режим современных дошкольных учреждений
включает в себя наряду с традиционными
формами (утренняя гимнастика, физкультурные
занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные
формы и средства – ритмическую и
художественную гимнастику, занятия на
тренажерах, день здоровья, каникулы,
у-шу, хатха-йогу и др. (Н.Н.Кожухов, 2003).

Физкультурное
занятие

Цель и задачи:
формировать двигательные умения и
навыки; развивать физические качества;
удовлетворять естественную биологическую
потребность в движении; обеспечивать
развитие и тренировку всех систем и
функций организма ребенка через
специально организованные, оптимальные
для данного возраста физические нагрузки;
дать возможность каждому ребенку
продемонстрировать свои двигательные
умения сверстникам и поучиться у них;
создать условия для разностороннего
развития детей (А.И.Фомина, 1984).

Характеристика:
Физкультурное занятие – это ведущая
форма организационного, систематического
обучения детей двигательным умениям и
навыкам. Для проведения занятия
воспитатель подбирает физические
упражнения, определяет последовательность
их выполнения, составляет план-конспект,
продумывает методику проведения, готовит
оборудование, размещает его, следит за
созданием санитарно-гигиенических
условий, за одеждой детей. Занятие
проводится в 1-й младшей группе 2 раза в
неделю, начиная со 2-й младшей группы до
подготовительной группы включительно
– 3 раза в неделю (2раза в зале, 1 раз на
воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Характерные
черты занятия:

ярко выраженная дидактическая
направленность; руководящая роль
воспитателя; строгая регламентация
деятельности и дозирования физической
нагрузки; постоянный состав занимающихся
и их возрастная однородность.

Требования
к занятиям:
каждое
предыдущее занятие связано с последующим
и составляет систему; важно обеспечить
оптимальную двигательную деятельность
детей; должно соответствовать возрасту,
уровню подготовленности детей; следует
использовать физкультурно-оздоровительное
оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных
занятий

Учебно —
тренировочное занятие:

формирование двигательных умений и
навыков, развитие физических качеств,
совершенствование умений и навыков.
50% всех занятий.

Сюжетное
физкультурное занятие:

построено на одном сюжете («Зоопарк»,
«Космонавты» и т.д.). решаются задачи
совершенствования двигательных умений
и навыков, воспитание интереса к занятиям
физическими упражнениями.

Игровое занятие:
построено на основе разнообразных
подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Совершенствуются двигательные умения
и навыки, развиваются физические
качества, воспитывается интерес к
занятиям, физическим упражнениям,
двигательная самостоятельность и т.д.

Комплексное
занятие:

направлено на синтез различных видов
деятельности. Решаются задачи физического,
психического, нравственного развития.

Физкультурно-познавательные
занятия:

занятия носят комплексный характер,
решают задачи, например, эколого-физического,
нравственно-физического, умственного
и физического развития ребенка и т.д.

Тематическое
физкультурное занятие:

посвящено, как правило, какому-либо
одному виду спортивных игр или упражнений:
катанию на коньках, лыжах, элементам
игры в волейбол, хоккей и т.д. разучиваются
новые виды спортивных упражнений и игр
и закрепляются навыки в уже освоенных
движениях.

Контрольные
занятия:

проводятся в конце квартала и направлено
на количественную и качественную оценку
двигательной подготовленности детей
в основных движениях и физических
качеств (О.Н.Моргунова, 2005)

Занятия
современными и народными танцами,
ритмической гимнастикой, на тренажерах,
с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги:

повышают интерес к систематическим
занятиям физическими упражнениями,
развивают двигательную самостоятельность,
совершенствуют умения и навыки
(Н.Н.Кожухова,2003).

Физкультурные
занятия на воздухе

Значение:
способствуют развитию сердечно-сосудистой,
дыхательной, мышечной и других систем
организма, закаливанию, повышают
сопротивляемость простудным заболеваниям,
формируют ориентировку в пространстве,
закрепляют навыки в естественных
условиях.

Структура
занятия традиционная:

вводно-подготовительная, основная и
заключительная часть.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник