Методические указания по развитию ребенка
Антонина Жукова
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Однако проблема формирования и развития математических способностей детей — одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:
• обилием информации, получаемой ребёнком;
• повышенное внимание к компьютеризации;
• желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Так основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.
Известно, что целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие.
Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Л. А. Венгера и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которое им помогает лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий.
В то же время методическая работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.
Общие требования к проведению образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Можно сформулировать основные общие требования к проведению образовательной деятельности по формированию математических представлений:
Каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи;
Содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.
Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течение времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.
Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).
Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).
Подбор адекватных средств под тот или ной вид организованной образовательной деятельности (атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части образовательной деятельности и подчиненность их главной дидактической цели ООД, четкое планирование ООД и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Интегрированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.
Воспитатели должны:
Использовать взаимосвязь между видами образовательной деятельности в течение всего периода обучения (концентрический принцип).
Владеть методикой организации математической деятельности, уметь давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
Развивать культуру познания, интереса к математическим фактам и явлениям.
Уметь переключать детей с одного вида деятельности на другой, проводить физкультминутки, динамические паузы, целесообразно распределять учебный материал и виды работы.
Разрабатывать и внедрять в практику эффективные дидактические средства, методы и разнообразные формы организации процесса развития элементарных математических представлений у дошкольников.
Реализовывать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяются главные, а именно:
— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
— овладение математической терминологией;
— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно не только в процессе образовательной деятельности по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
В связи с этим необходимо обогащать содержание материала, имеющегося в уголке познавательной математики, различными обучающими настольно – печатными играми, головоломками, занимательными книгами с математическими заданиями, творческими и дидактическими играми по математике, которые содержат большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Известно, что основной формой обучения детей математике являются занятия, т. к. на занятии определяются задачи, подбираются методы и приёмы; идёт усвоение детьми определённого объёма знаний, умений, навыков, т. е. осуществляется освоение содержания программы всеми детьми.
При этом необходимо применять и другие разнообразные формы, способствующие обогащению опыта, закреплению и удержанию знаний, полученных на основных занятиях, или выступающих как средство индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний и соответственной дифференциации обучения.
При проведении ООД необходимо следовать педагогическим заповедям:
• Поощрять все усилия ребёнка и само стремление узнать новое.
• Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.
• Сравнивать результаты работы только с его же собственными достижениями.
• С отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.
На занятиях по математическому развитию необходимо использовать комплекс методов и приёмов: практические, словесные, наглядные, игровые.
Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами ДОУ. Так на музыкальных занятиях могут разучиваться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях проводиться работа по совершенствованию координации движений, ориентировке в пространстве.
Важную роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет организация совместной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в педагогическую деятельность, включается план по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
Знания, полученные во время образовательной деятельности, закреплялись в совместной деятельности воспитателя с детьми – при разгадывании загадок, знакомстве и разучивании пословиц и поговорок, в играх. Так в сюжетно – ролевых играх – «Супермаркет», «Кондитерская фабрика», «Салон мод», «Автозаправочная станция» — возможно применение математических знаний, полученных на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.
Совместную деятельность можно проводить фронтально, по подгруппам, в парах. Использовать состязательный характер игр.
Литература
1. Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. — Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
3. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. К. Павнова, В. П. Новикова. — М.: Просвещение, 1977.
4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / 3. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985.
5. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. П. Новикова. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.
6. Петерсон, JI. Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольного возраста [Текст] / J1. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. — М.: Баласс, 2000.
7. Сайкина, Е. Г., Фирилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева. — СПб.: Детство- Пресс, 2005.
Источник
Ксения Григорьева
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего и дошкольного возрастов
Для повышения эффективности развития речи детей раннего и дошкольного возраста предлагается комплекс мероприятий.
В соответствии с ФГОС дошкольной образовательной организации (ДОО) одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, которая гласит, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь и поддержать их воспитательную деятельность.
Развитие речи детей – сложный и длительный процесс, поэтому чтобы этот процесс приносил ощутимый результат, дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.
Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для детей, и семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Поэтому вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения их родительско-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, развития высших психических процессов детей, в том числе и развития речи – важнейшая задача ДОУ.
В связи с чем, в ДОУ должен быть разработан комплекс содержательных и организационных направлений деятельности дошкольного учреждения с родителями воспитанников по развитию речи у детей раннего и дошкольного возраста.
Основными направлениями взаимодействия воспитателей ДОО с семьями воспитанников по проблеме развития речи детей являются: повышение уровня педагогической компетентности родителей через семинары-практикумы, лекции, круглые столы, наглядно-информационных форм (пособия, буклеты, родительские уголки, мини-библиотеки, групповые консультации, индивидуальные беседы, а также посредством организации совместных мероприятий (игр, праздников).
Данные мероприятия будут способствовать не только повышению уровня их педагогической компетентности в вопросах развития и способах развития речи детей посредством их дидактической и информационной поддержки, но и в целом повышению мотивации родителей к участию в образовательном процессе ДОО и систематическому эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом.
Развитие речи, безусловно, неразрывно связано с работой по ознакомлению с окружающим миром. У детей раннего и младшего дошкольного возраста мало знаний об окружающей жизни, небогат жизненный опыт. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы усвоение детьми новых слов опиралось на конкретные представления, чтобы дети по возможности видели предмет, о котором мы говорим, в действии.
Во время наблюдения за работой няни дети знакомятся со словами, которые обозначают различные действия: моет, промывает, чистит, вытирает, убирает, стирает пыль. Раньше все эти действия ребята называли одним словом «моет». Следует акцентировать внимание детей на разницу в значении действий «моет» и «протирает». Во время своих игр дети употребляют слова, которые они слышали во время наблюдения за работой няни.
При ознакомлении детей с группой следует спрашивать: «Какие предметы вы видите вокруг себя?» таким образом, в речи детей закрепляются существительные названия мебели, игрушек и т. д.
Дети отвечают: «столы, стулья, шкафы, полки, книги» и т. д.
Рассматривая и сравнивая предметы, дети узнают, что они различны по цвету, форме, материалу, из которого сделаны: столы, стулья, шкафы, полки деревянные, они сделаны из дерева; ваза, стакан стеклянные, игрушки сделаны из пластмассы.
Для формирования словаря широко используются режимные моменты, например одевание детей на прогулку.
Прежде всего, в беседу вовлекаются дети с плохой речью.
Надя, что у тебя в руках?
Шапка, отвечает девочка.
А какого цвета у тебя шапка?
Белая.
А кто тебе ее купил?
Мама купила.
Услышав такой разговор, другие дети тоже начинают активно рассказывать про свои шапки.
У меня шапка красная, а наверху два шарика.
А у меня шапка теплая и т. п.
Еще можно задавать вопросы: «Одинаковые ли шапки? Или чем они похожи? И чем отличаются друг от друга?», и т. д. Такие вопросы помогают детям закрепить названия предметов, увидеть их сходство и различие.
В процессе ежедневного общения все дети быстро запоминают нужные слова и активно употребляют их в своей речи.
При умывании также дети осваивают новые слова.
При составлении комплекса занятий по развитию речи следует ориентироваться на календарно – тематическое планирование занятий по развитию речи, для детей раннего и дошкольного возраста.
Предлагаемый комплекс включил в себя 10 занятий. Учитывая, что в неделю проводится 2 занятия, направленных на речевое развитие, рекомендации могут быть реализованы в течение пяти недель.
В основу разработки легли методы и приемы, предложенные Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, В. И. Яшиной.
Таким образом, проведение предложенных занятий, на наш взгляд, может способствовать развитию речи воспитанников раннего и дошкольного возрастов.
Источник
Елена Тявина
Методические рекомендации по развитию математических представлений и логических операций у детей 2–3 лет
Окружающий мир является объектом познания для ребенка, а основной формой познавательной и игровой деятельности служит предметно – манипулятивная игра. Развитие мышления ребенка 2-3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер.
Знания об окружающем мире, полученные таким образом, формируются в виде представлений, с одной стороны, и адекватных навыков – с другой.
Когда ребенок выполняет определенные действия например: насыпает и высыпает, вкладывает и вынимает, открывает и закрывает, мы имеем пример такого рода активности. Исследовательская деятельность ребенка не имеет заранее осознанной цели. Для развития активности ребенка необходима постоянно изменяющаяся предметная среда.
Когда ребенок живет и растет дома, его окружают множество интересных предметов, среди которых больше всего привлекают вещи взрослых и сами взрослые. Ребенок имеет возможность обогащать свой опыт взаимодействия с реальным миром, который является общим для взрослых и детей.
В детском саду складывается совершенно другая ситуация, так как этот мирок специально создан взрослыми для детей. Предметная среда, которая окружает ребенка состоит из «детских» предметов, в основном это игрушки и книги. Практически все время ребенок проводит в группе или на участке для прогулок — катастрофическая бедность впечатлений, не правда ли? Вместе с тем многие малыши проводят здесь по 10 часов 5 дней в неделю. Поэтому очень важно для развития предметно— манипулятивной игры создать благоприятные условия в детском саду, так как интеллект и мышление детей третьего года жизни формируется именно в ней.
Автор книги, о развитии детей до 5 лет П. Лич, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками и, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он — экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в научной работе независимость».
Для создания благоприятных условий для разворачивания предметно -манипулятивной игры нужно:
— обеспечить не только игрушками, но и разными предметами обихода из жизни взрослых, тем самым изменить и разнообразить предметную среду, которая окружает детей;
— предоставить возможность ребенку брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
— поощрять любознательность и самостоятельность детей;
— использовать в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество;
Каждый воспитатель так же является частью развивающей среды. Необходимо помнить следующее:
1. Каждый ребенок учиться в своем темпе.
2. Учить ребенка можно только имея с ним хороший личный контакт.
3. Максимум внимания необходимо уделять «слабым» детям. Новый материал с детьми нужно осваивать до прохождения его на общем занятии.
4. Поощрять стремление ребенка узнать и научиться новому.
5. Следует избегать отрицательных оценок самого ребенка а так же результатов его деятельности.
6. Никогда не сравнивать результаты работы ребенка с результатами других детей, только с собственными результатами
7. Каждому ребенку нужно дать возможность реализовать свое «хочу попробовать» и «я сам».
8. Не нужно навязывать детям помощь или отказывать в ней, помогать детям тогда, когда они просят вас об этом.
9. Не нужно отвлекать ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Нельзя отвлекаться и тому, кто с ним занимается. Запомните: отвлекаясь, взрослые учат отвлекаться ребенка.
10. Для того чтобы развивалась речь ребенка, важно как можно чаще обращаться непосредственно к нему. Старайтесь во время разговора смотреть на ребенка, чтобы он видел ваше лицо и жесты. Все свои действия Сопровождайте речью.
Предметное окружение – часть развивающей среды.
Важно, какие предметы будут в распоряжении и окружении детей. Эти предметы должны быть по – разному устроены и требовать выполнения разнообразных ручных действий. В распоряжении детей должны быть иргушки различных форм и материалов.
Приведем основные действия, которыми дети должны овладеть к концу третьего года жизни.
— подбирать по форме крышки к баночкам; детали к прорезям в крышке ящика; раскладывать по разным коробкам разные детали (кубики, шарики и т. д.)
-подбирать по размеру (например одежду и посуду для кукол разной величины)
-подбирать предметы по цветам.
— подбирать парные картинки
-производить различные действия с предметами в соответствии с принципом их устройства:
1. звуковые игрушки
2. растягивать и сжимать (например гармошка); дуть –свистки; дуть, одновременно зажимая дырочки (дудки); трясти, ударять рукой- погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, молоток; ударять специальными палочками — металлофон, барабан, треугольник;
3. механические игрушки: тянуть за веревочку, катать на палочке.
4. игры с мячом.
5. ставить точки и рисовать линии.
6. застегивать и расстегивать различные виды замков, застежек.
7. включать и выключать различные виды выключателей и т. д.
В работе с детьми 2-3 лет очень нужно и важно стремиться использовать повседневные бытовые ситуации для развития мышления и речи детей.
Приведем несколько вариантов включения обучения в подобные ситуации.
Например:
— при приеме детей необходимо выйти ему на встречу и поприветствовать его.
— попросите рассказать ребенка во что он был вчера одет, во что играл.
— во время подготовки к обеду можно обратить внимание ребенка на то, что перед ним одна тарелка, одна ложка, один кусок хлеба и т. д, рассказать детям как называются блюда, из чего они приготовлены.
— во время одевания можно отметить, что у каждого ребенка есть одна шапочка, два ботинка (на левую и правую ногу, два носка, две варежки и т. д. Подробно обсудите что одето на ребенке (цвет, длинна, Обратите внимание детей на разные типы застежек (пуговицы, «молния», «липучка»).
— на прогулке можно собрать осенние листья и разложить на кучки по цвету и т. д.
Данная работа требует продуманного плана: воспитатель четко должен знать, в какое время и с кем из детей он должен поговорить, и какой раздел программы должен сегодня проработать. В конце хочется добавить, что важнейшим условием полноценного развития детей является общение с компетентными и заинтересованными взрослыми.
Источник