Методические рекомендации физическое развитие ребенка
Олеся Непомнящих
Методические рекомендации родителям по улучшению физического развития детей первого года жизни в семье
Гимнастика для грудничков оказывает положительное влияние на физическое и умственное развитие ребёнка, общее состояние его здоровья. Упражнения способствуют углублению дыхания, что развивает и тренирует лёгкие. Гимнастика благотворно сказывается на аппетите и сне малыша, улучшают пищеварение. Усиливая приток крови к мышцам и костям, зарядка способствует их росту. Делать физзарядку нужно каждый день, желательно в определённое время, чтобы малыш привыкал к режиму. Проводить занятия следует в то время, когда у крохи хорошее настроение, он сыт и спокоен.
Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.
Игры очень хорошо влияют на развитие ребенка. Игра является ведущей деятельностью у ребенка, в которой все те виды жизнедеятельности, которые мы указали выше, переплетаются и пересекаются.
Таким образом можно утверждать, что любая игра, в которую играет ребенок, оказывает на него развивающий эффект, и для двухмесячного ребенка обыкновенная погремушка может составлять больший вес в его развитии, чем сложные компьютерные игры для школьника
И все-таки необходимо выделить целый ряд игр, которые в значительно большой мере, чем другие, направлены на развитие ребенка.
Развивающие игры стимулируют ребенка к развитию таких психических функций, как память, мышление и речь, ощущение и зрительное и слуховое восприятие, воображение.
В таблице 3 (приложение 4) приведены примеры сопоставления средне – статистических данных развития детей и Жени.
По показателям таблиц видно, что ребенок развивался в соответствии с нормами развития детей от 0 до года и некоторые показатели были выше норм, это говорит о том, что, прививая навыки двигательной активности с первых дней жизни, это оказывает положительное влияние на развитие и здоровье ребенка.
Для правильного развития детей, им необходим достаточный уровень двигательной активности. Это возможно при методически правильной организации занятий физической культурой. В качестве эффективных средств развития двигательной активности, необходимо придерживаться определенной системы,в которую входят: гимнастика, закаливание, игры, массаж, плавание, прогулки на свежем воздухе [15].
Сравнивая результаты развития Жени и детей, которые были изучены, можно сделать вывод что, Женя ничуть не отстает в развитии, некоторые его показатели даже были выше норм. Это говорит о том, что, необходимо прививать навыки двигательной активности детей с первых дней жизни, делать гимнастику и массаж, играть с ребенком. Все эти условия оказывают положительное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Все дети в своем физическом развитии проходят один и тот же путь, но каждый со своей скоростью. Поэтому абсолютно нормальные, здоровые младенцы могут в физическом развитии опередить или отстать от своих сверстников на несколько недель. Не впадайте в отчаяние, если у вашего малыша что-то не получается, а другие дети того же возраста это уже умеют.
Все малыши проходят определенные этапы развития естественным образом. Однако именно родители могут способствовать развитию этих навыков, увеличивая силу и координацию ребенка [14].
Некоторые физические упражнения могут улучшить развитие управления моторикой и наделить его большей координацией. Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с дыханием, а значит, и с кровообращением. Поэтому массаж и гимнастика необходимы с самого раннего возраста. Комплекс упражнений, предложенный И. С Красиковой, для детей от 1,5 до 12 месяцев поможет родителям в физическом и здоровом развитии ребенка (приложение 5). Нежные мамины прикосновения и поглаживания являются основой массажа и гимнастики детей в раннем возрасте. Лаская своего ребенка во время массажа, вы становитесь неизмеримо ближе, учитесь налаживать с ним контакт без слов.
Красикова И.С предлагает следовать некоторым советам при выполнении гимнастики или массажа:
— Всегда необходимо считаться с настроением малыша во время занятий, его реакциями.Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет, не стоит настаивать. Выберите другое время.
— Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.
— Заниматься с малышом нужно ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.
— Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.
— Руки взрослого во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.
— Комната, в которой будут проходить занятия, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20. 22°.
— Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково.
— Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.
— Если двигательная активность развивается с заметным опозданием, и родители сильно беспокоятся из-за этого, лучше показать ребенка врачу, который поможет установить причину и даст полезные советы.
Источник
Наталья Павлоцкая
Методические рекомендации по физическому воспитанию детей дошкольного возраста
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются его неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении.
Большое внимание с раннего детства уделяется правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
Одним из условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня.
Для успешного физического развития ребенка необходимо комплексное использование всех форм физической работы (утренняя гимнастика,, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Повышение двигательной активности в условиях образовательного учреждения.
Ежедневная двигательная активность дошкольников должна составлять не менее 1 часа, а в неделю -5-6 часов.Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:
— утренняя гимнастика (6-10мин)
— закаливающие процедуры (5мин)
— три физкультурных занятия в неделю (15-30мин)
— физкультурный досуг два раза в месяц (15-30мин)
— подвижные игры в течении дня (20-30мин)
— спортивные игры на прогулки (20-30мин)
— пробежки на перегонки, на время, на расстояния(10-30мин)
— экскурсии вокруг сада(15-30мин)
— хозяйственно- бытовой труд,поручения: групповые и индивидуальные (16-30мин)
— использование физкультурного оборудование на участке (15-30мин)
— игры между занятиями (10мин)
— творческие подвижные игры.
Вместе с тем ежедневные занятия физической культурой в проветриваемом помещении и на открытом воздухе, частая смена упражнений при многократной повторяемости дают возможность постепенного увеличения нагрузки и полезной тренировки всех систем организма.
Во всех возрастных группах проводятся по три занятия физической культуры в неделю два в спортивном зале и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.
При организации подвижных игр в течение дня и на прогулке необходимо учитывать равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также элементы спортивных игр, плавания.
Оздоровительные мероприятия в ДОУ.
Одно из важных задач современного дошкольного воспитания- снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике – закаливанию детского организма.
— воздушно-контрастное закаливание ;
— физические упражнения в помещении с контрастной температурой воздуха;
— ежедневное полоскание горла;
— ультрафиолетовое облучение;
— фитотерапия;
— точечный массаж;
— посещение бассейна.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании дошкольника– содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата. Оно способствует развитию и формированию здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своим телом, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, поэтому обучение плаванию было и остается актуальной темой не только для каждого человека, но и для общества в целом.
Плаванию отводиться особая роль в физическом воспитании детей, ибо водные процедуры способствуют развитию двигательной активности, закаливанию детского организма.
Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности и психическое здоровье каждого ребенка, создавая психофизический комфорт на занятиях и в свободной деятельности с детьми.
Целесообразное физическое воспитание и оздоровительные работы дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способностями выполнения движений в оптимальных условиях развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакцию, укрепить здоровье, способность противостоять стрессам, инфекционно-простудными заболеваниям. Кроме того, создается база для успешного овладения техникой двигательных действий в школе.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Другие методич. материалы›Методические рекомендации «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАОУ дс № 210 «Ладушки» (4 корпус) г. Тольятти Воспитатель: Фролова О.А.
2 слайд
Описание слайда:
Основные определения Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. Физическая подготовленность – уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств, который определяется требованиями и нормами. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. Физическая подготовка – это профессиональная направленность физического воспитания. Физическое образование – одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.
3 слайд
Описание слайда:
ПОНЯТИЯ Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Двигательный навык – степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью. Физические упражнения направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь
4 слайд
Описание слайда:
Задачи физического воспитания Образовательные Оздоровительные Воспитательные
5 слайд
Описание слайда:
Оздоровительные задачи Охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма) Всестороннее физическое совершенствование функций организма Повышение работоспособности и закаливания
6 слайд
Описание слайда:
Образовательные задачи Формирование двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств; Создание у детей представлений о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
7 слайд
Описание слайда:
Воспитательные задачи Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и потребности в них; Всестороннее гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
8 слайд
Описание слайда:
Средства физического воспитания ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Психогигиенические факторы: общий режим занятия, отдыха, сна, гигиены одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения, площадки. Эколого-природные факторы: солнце, воздух и вода.
9 слайд
Описание слайда:
Классификация физических упражнений Гимнастика (основные движения, ОРУ, построения и перестроения, танцевальные упражнения) Игры (подвижные, игры с элементами спорта) Спортивные упражнения – катание на велосипеде, плавание, скольжение) Простейший туризм – пеший, лыжный.
10 слайд
Описание слайда:
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Принцип систематичности и последовательности Принцип сознательности, активности и самостоятельности Принцип оптимального сочетания наглядных, словесных и практических приемов обучения Принцип доступности Принцип индивидуализации Принцип единства и оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения Принцип постепенного повышения требований
11 слайд
Описание слайда:
Методы обучения Словесные методы Наглядные методы Практические методы
12 слайд
Описание слайда:
Словесные методы Объяснение Пояснение Указание Подача команд, распоряжений, сигналов Вопросы к детям Образный сюжетный рассказ Беседа Словесная инструкция
13 слайд
Описание слайда:
Наглядные методы Наглядно-зрительные приемы Показ физических упражнений Использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии) Имитация (подражание) Зрительные ориентиры (предметы, разметка поля)
14 слайд
Описание слайда:
Наглядные методы Наглядно-слуховые приемы музыка, песни Тактильно-мышечные приемы — Непосредственная помощь взрослого
15 слайд
Описание слайда:
Практический метод Повторение упражнений без изменения и с изменениями Проведение упражнений в игровой форме Проведение упражнений в соревновательной форме
16 слайд
Описание слайда:
Этапы обучения физическим упражнениям Первоначальное разучивание Закрепление навыков и совершенствование техники
17 слайд
Описание слайда:
Способы организации детей во время обучения движениям Фронтальный – все одновременно выполняют одно и тоже упражнение под руководством взрослого Групповой – дети распределены на группы и каждая выполняет отдельные задания. Подгруппы меняются местами. Индивидуальный способ – один выполняет, остальные наблюдают. Посменный способ – выполнение упражнения сменами по несколько человек одновременно. Остальные ждут Поточный способ – все делают одно упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно, поточно.
18 слайд
Описание слайда:
Формирование двигательного навыка 1 стадия – иррадиация (распространение процесса возбуждения в коре головного мозга) 2 стадия – специализация (постепенное развитие внутреннего торможения, ограничивающего распространение процесса возбуждения, повышение роли 2 сигнальной системы) 3 стадия – стабилизация (упрочнение динамического стереотипа)
19 слайд
Описание слайда:
Физические качества Быстрота Ловкость Сила Гибкость Равновесие Выносливость Меткость
20 слайд
Описание слайда:
Основные движения Ходьба Бег Прыжки Метание Лазание Равновесие
21 слайд
Описание слайда:
Спортивные упражнения Зимние (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках) Летние виды (катание на велосипеде, катание на самокатах, плавание, катание на роликовых коньках)
22 слайд
Описание слайда:
Подвижная игра Сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направленная на решение двигательной задачи.
23 слайд
Описание слайда:
Обучение элементам спортивных игр Городки Элементы баскетбола Бадминтон Элементы футбола Элементы хоккея Элементы настольного тенниса
24 слайд
Описание слайда:
Формы работы Физкультурные занятия Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня Задания на дом Активный отдых Самостоятельная двигательная деятельность детей Коррекционная работа Секционно-кружковые занятия
25 слайд
Описание слайда:
Структура физкультурного занятия Вводная часть (строевые упражнения, виды ходьбы и бега, упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы и осанки, танцевальные упражнения, подскоки, упражнения на равновесие) Основная часть (ОРУ, основные виды движений, подвижная игра большой активности) Заключительная часть (спокойная ходьба с дыхательными движениями или игра малой подвижности, упражнения на расслабление)
26 слайд
Описание слайда:
Типы физкультурных занятий Учебно-тренировочные Сюжетное занятие Игровое занятие Комплексное занятие Физкультурно-познавательное занятие Тематическое занятие Контрольное занятие Занятия ритмической гиманстикой
27 слайд
Описание слайда:
Физкультурное занятие на воздухе Вводная часть (построение в теплое время, виды ходьбы, 3-5 дыхательных упр-ий, медленный бег, ходьба обычная с перестроением на выполнение ОРУ) Основная часть (ОРУ (бессюжетная игра), бег со средней скоростью, ходьба, основные движения или спортивное упражнение, бег со средней скоростью, знакомое основное движение, медленный бег, сюжетная подвижная игра или игра-эстафета). Заключительная часть (медленный бег, ходьба с дыхательными упражнениями)
28 слайд
Описание слайда:
Варианты проведения утренней гимнастики Традиционная с использованием ОРУ Игрового характера С использованием полосы препятствия С включением оздоровительных пробежек С использованием простейших тренажеров
29 слайд
Описание слайда:
Физкультминутки Формы их проведения В форме общеразвивающих упражнений В форме подвижной игры В форме дидактической игры с движениями В форме танцевальных движений В форме выполнения под текст стихотворения
30 слайд
Описание слайда:
Варианты физкультурного досуга На основе хорошо знакомых игр и игровых упражнений На основе основных движений и спортивных упражнений Веселые старты с играми-эстафетами На элементах одной спортивной игры Музыкально-спортивный досуг
31 слайд
Описание слайда:
Формы работы с родителями Родительские собрания Совместные физкультурные досуги Дни открытых дверей Открытые занятия Домашние задания Демонстрация передового опыта семейного воспитания Библиотечка по физическому воспитанию Индивидуальные беседы
32 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материалПожаловаться на материал
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-660899
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник